12 мин.

В мае 68-го под булыжниками мостовой был и газон тоже

В 1961 году Таде Сизовски[1], звездный нападающий парижского "Расинга", звезда французского футбола, зарабатывал чуть более 400 франков в месяц, что было всего на 20% выше минимальной зарплаты в стране. Рауль Шольхаммер из "Меца", ещё один популярный французский футболист, 170 франков. Или половину минимальной зарплаты любого другого работника. Люсьен Лоран, президент клуба "Седан Арден" (бывший футболист и автор первого гола сборной Франции на чемпионате мира в 1930 году) заставлял своих игроков вставать в шесть утра, чтобы показать, что они были рабочими в большей степени, чем те, кто трудились на фабриках (он входил в дирекцию компании "Пежо", где он проработал всю жизнь и в качестве примера приводил себя самого: ему разрешили поехать на Чемпионат мира в Уругвае только после того как компания снизила ему зарплату до минимально разрешенной в то время). Игроки подписывали соглашения с клубами, которые действовали до того, как им исполниться 35 лет, и не имели права принимать решение о своем будущем. Если в 60-ых годах ситуация с футболистами в Европе была нестабильной, то во Франции дело дошло почти до восстания.

Таде Сизовски

Таде Сизовски

По крайней мере так увидел ситуацию молодой человек, приехавший во Францию из Камеруна получать образование. Его звали Эжен Н'До Леа. Согласно легенде, он забил 11 голов в своей первой игре на французской земле и добился того, что смог заставить одного из французских грандов той эпохи, " Сент-Этьен", отпустить его, сначала в Лион, а потом в Париж, где он играл за "Олимпик" и за "Расинг", параллельно учась и работая в лучших университетах, где он строил свою карьеру юриста. Как бы то это не было странно, наибольшую поддержку он получили от Жюста Фонтена, забившего 13 голов на Чемпионате мира 1958 года (это все еще самый старый рекорд в истории футбола). Фонтен родился в Марокко и его мать была испанкой и, казалось, ему меньше всего следовало бы бунтовать. Он занимал привилегированное положение в "Реймсе", великой французской команде, которая высокими зарплатами и результатами пыталась затмить "Реал Мадрид". Но Фонтен не мог мириться с положением своих товарищей. В ноябре 1961 года он вместе с другими футболистами, игравшими на высших уровнях французского футбола, организовал Union Nationale des Footballeurs Professionnels (UNFP) (Национальную федерацию профессионалов-профессионалов), первый профсоюз профессиональных футболистов.

Эжен Н'До Леа

Эжен Н'До Леа

Огромную поддержку их инициативе оказал в своем роде уникальный в истории футбола журнал "Miroir du Football". Он был основан в 1960 году и выходил в издательстве "Éditions J", печатном органе Французской Коммунистической партии. Журнал служил печатной поддержкой идеологизации футбола, а уровень журналистов был чрезвычайно высоким. Некоторые из редакторов этого журнала были профессиональными футболистами и выступали в качестве голоса, транслирующего требования футболистов. В октябре 1962 года они поддержали попытку бойкота футболистами сборной Франции (бойкот в итоге не состоялся) матча отборочного раунда Чемпионата Европы против Англии (в те времена формат розыгрыша турнира отличался от нынешнего: отборочный раунд длился два года и разыгрывался по системе плей-офф в котором команды играли друг с другом два матча дома и в гостях, только финальная стадия (полуфиналы и финалы) игрались в одной стране, в данном случае в Испании), так же они поддержали акцию футболистов, которые угрожали устроить забастовку на один тур чемпионата и привело к незначительному увеличению зарплат.

Всегда чувствуя поддержку "Miroir du Football", французские игроки ощущали в себе силу продолжать свою борьбу. Определяющей личностью в этой борьбе стал самый популярный игрок в истории французского футбола: Раймон Копашевский, сын польского шахтера, ставший легендой под именем Копа. Нападающий, игравший за великий "Реал Мадрид" с 1956 по 1959 года и выигравший "Золотой мяч" в 1958, вернулся в "Стад де Реймс" после своих приключений в белой футболке (два выигранных чемпионата и три Кубка европейских чемпионов за три года). 4 июля 1963 года он опубликовал статью, навсегда изменившую французский футбол. Название статьи было предельно ясным: "Футболисты являются рабами". Журнал "France Dimanche [2]" стал его трибуной откуда он заявил, что "сегодня, в расцвет XX века, профессиональный футболист является единственным человеческим существом, которого можно продать и купить, не учитывая его мнения".

Райомон Копа

Райомон Копа

Естественно, что его заявление вызвало противодействие со стороны клубов, а кроме них со стороны болельщиков и, кроме всего прочего, прессы. Газета "L’Équipe[3]" писала: "Игроки зарабатывают достаточно денег благодаря щедрости президентов. Они обладают достаточным числом привилегий, и они ошибаются, позволяя себе жаловаться на незначительные неудобства, связанные с их профессией". "Miroir du Football", наоборот, высказался против своих коллег по печатному цеху и поддержал футболистов: "Их слова справедливы, поскольку очень точно описывают социальный статус игроков в сегодняшнем футболе", писал Франсу Тэбо, директор журнала. Копа был дисквалифицирован на 6 месяцев, что было беспрецедентным случаем. Когда дисквалификация окончилась, главный тренер сборной Жорж Веррье[4] решил не вызывать нападающего в команду, не смотря на то что она выиграла только 1 из 12 предыдущих матчей и открыто заявил, что не поддерживает его мятеж. Поскольку национальная команда выступала ужасно и у него не осталось другого выбора как снова вызвать форварда польского происхождения, он потребовал, чтобы Копа публично отказался от своих слов. Как тренер этого не хотел признанный в 2003 году лучшим французским футболистом второй половины XX века Копа отказался возвращаться в команду. Его вновь дисквалифицировали, но его мятежный характер не позволил ему отказаться от своей позиции: достоинство превыше всего.

Но была ли у эта попытка мятежа связующим звеном между футболом и студенческим движением мая 1968 года[5]? Не только у молодежи было множество причин для недовольства, последняя капля, переполнившую чашу терпения, нашлась и у футболистов. В середине марта были арестованы 6 студентов парижского Университета Нантера, члены Вьетнамского комитета, выступавшего против войны в бывшей французской колонии. Их арест спровоцировал волну недовольства среди студентов, даже среди тех, кто придерживались менее радикальных позиций. Одним из таких протестов стал протест против разделения мест проживания в университетском кампусе по половой принадлежности, которое мешало молодым людям получить доступ к единственному телевизору, находившемуся в женской части кампуса. Это произошло 22 марта и, начиная с этого момента, события начали развиваться по спирали. Студенты и рабочие объединились под своим требованиями, гораздо менее развлекательными и гораздо более серьезными, чем типичный студенческий слоган "Долой скуку!", забытый в эти дни. Обитатели фабрики и университетов вместе выступили на улицах. Манифестанты призывали к всеобщей забастовке, вырывали камни из брусчатки и кидали их в силы правопорядка. Идеологи движения подвели под это мысль, что "Под булыжниками мостовой — пляж![6]", несмотря на то, что эти камни летели в полицию. Группа футболистов также верила, что под асфальтом был газон лучшего футбола.

&quout;Май 1968&quout; — картина Жоана Миро, написанная между 1968 и 1973 годами под впечатлением от майских событий во Франции 1968 года

"Май 1968" — картина Жоана Миро, написанная между 1968 и 1973 годами под впечатлением от майских событий во Франции 1968 года

22 мая 1968 года группа футболистов во главе с редакторами "Miroir du Football" (которые были зарегистрированы в Федерации поскольку были футболисты полупрофессионалами) захватила здание Федерации футбола Франции по адресу проспект Йены, 60B, расположенное среди других государственных зданий. В своем большинстве они были игроками парижских любительских клубов, но среди них были и профессионалы, выступавшие за клубы Лиги 1, например, Андре Мерелье[7] и Микель Орио[8], выступавшие за "Ред Стар" из парижского пригорода Сент-Уан (к северу от Парижа). Они арестовали работников федерации и основали Комитет по делам футболистов. Вскоре они выпустили манифест, состоявший из 6 пунктов, с конкретными трудовыми требованиями и вывесили на фасаде здания два плаката: "Футбол для футболистов" и "Федерация является собственностью 600 000 футболистов".

Среди их требований основным была отмена так называемой Лицензии Б, которая запрещала игрокам менять клуб без согласия руководства. Эта норма подразумевала, что футболисты не могут играть за основную команду клуба, куда они решили уйти, а только за резервные команды, поэтому она и называлась Лицензией Б. Фактически это был билет в рабство. Остальные требования к руководителям французского футбола были более-менее базовыми и справедливыми, например, они требовали, чтобы клубы оплачивали медицинскую страховку в случае если от полученных на поле травм, игрок был вынужден закончить карьеру (что случалось достаточно часто в то время, например, Жюст Фонтен завершил карьеру из-за постоянной травмы). Так же они протестовали против низких зарплат в низших дивизионах и авторитарного отношения президентов клубов. "Руководители Федерации экспроприировали футбол, чтобы он служил только их эгоистичным интересам", гласил манифест, в котором так же утверждалось что руководители работали "против футбола" и установили свой контроль над политиками, "атакуя их сущность как представителей народа".

Май 1968 года в Париже

Май 1968 года в Париже

Кроме чисто профсоюзного сражение у оккупировавших здание Федерации было чисто эстетической требование. Редакция "Miroir du Football" выделялась как поклонники южноамериканского стиля игры, более креативного в сравнении с более дисциплинированной и прагматичной европейской школой, которую защищала "L’Équipe". Мятежники так же требовали, чтобы Франция поменяла свой стиль игры. И из-за этого активно критиковали тренера сборной Луи Дюуга[9], очень сухого и консервативного типа, как в отношении футбола, так и просто по жизни: когда он был тренером "Седана" он с энтузиазмом поддержал решение президента будить игроков в 6 утра. Комитет по делам футболистов мог бы стать шутовской организацией, если бы не получил поддержу от таких значимых действующих игроков как Копа, нападающего "Канна" Ивона Дуи[10] Рашида Меклуфи[11], легендарного алжирца из "Сент-Этьена" (о нем ещё поговорим в будущем), а так же от уже закончившего карьеру легендарного Жюста Фонтена. Даже UNFP, возглавляемая тогда Мишелем Идальго[12], выступила на их стороне на тех, кого пресса уже называла Enragés du Football [Рассерженными футболистами], по аналогии с бунтующими молодым писателями, который устроили революцию в британской литературе [их называли Angry Young Men[13]].

Рашид Меклуфи

Рашид Меклуфи 

Протест продолжался 5 дней. Гренельские соглашения, в которых правительство Жоржа Попмиду[14], профсоюзы и работодатели достигли соглашение о повышении заработной платы рабочих по всей стране и увеличения минимального размера оплаты труда на 35%, не остановили протесты на улицах, но прекратили бунт футболистов. 27 мая оккупанты освободили здание, не достигнув каких-либо конкретных целей, но добившись гарантий улучшений условий труда от UNFP, отозвавший в середине оккупации здания свою поддержку мятежников поскольку футболисты не хотели стать участникам "анархии и беспорядков", как заявил Идальго (роковой персонаж в истории испанского футбола, укравший у Испании момент славы на Чемпионате Европы 1984 года).

"Miroir du Football" продолжал выходить до 1979 года и стал одной из самых увлекательных журналистских авантюр в истории спортивной журналистики (было несколько попыток реанимировать название и дух журнала, но все они провалились). Сегодня его память можно почтить в интернете, а на сайте miroirdufootball.com есть доступ к его материалам. И память Франсуа Тэбо, который верил, что другой футбол возможен. Как и многие, кто в мае 1968 года верил, что мир можно изменить к лучшему.

[1] Таде́ Сизовски́ (фр. Thadée Cisowski; 1927 —2005, Шарне-ле-Макон), урождённый Таде́уш Цисо́вский, французский футболист польского происхождения, нападающий. Один из лучших бомбардиров в истории чемпионата Франции. Рекордсмен сборной Франции по количеству голов в одном матче.

[2] France Dimanche ("Воскресная Франция") – еженедельный французский журнал. Основной тематикой журнала является жизнь знаменитостей и светская хроника.

[3] L’Équipe ("Команда") — французская ежедневная национальная спортивная газета. Редакционная политика издания направлена, в первую очередь, на освещение футбола, регби, мотоспорта и велоспорта.

[4] Жорж Веррье́ (фр. Georges Verriest; 1909 —1985) — французский футболист, полузащитник сборной Франции, участник чемпионата мира 1934. Тренер сборной Франции с 1960 по 1964 года.

[5] Ма́йские собы́тия 1968 года, или «Кра́сный май» или Май 1968 (фр. Mai 68) — социальный кризис во Франции, начавшийся с леворадикальных студенческих выступлений и вылившийся в демонстрации, массовые беспорядки и почти 10-миллионную всеобщую забастовку. Привёл в конечном счёте к смене правительства и отставке президента Шарля де Голля.

[6] Фр. - Sous les pavés, la plage! Один из лозунгов французских протестов мая 1968

[7] Андре Мерелье (фр. André Merelle; 1944 - ) — французский футболист камерунского происхождения, защитник. В последствии стал одним из основателей футбольного центра Клерфонтен, одной из двенадцати элитных академий Франции. Среди его выпускников Николя Анелька, Вильям Галлас, Тьерри Анри и многие другие.

[8] Микель Орио (фр. Michel Oriot; 1939 - ) – французский футболист и тренер, играл на позиции полузащитника. Все профессиональную карьеру провел за "Ред Стар".

[9] Луи Дюуга (фр. Louis Dugauguez; 1918 – 1991) – французский футболист и тренер. В 1967 – 1968 был главным тренером сборной Франции. В качестве тренера дважды во главе "Седана" выигрывал кубок Франции (1956 и 1961). Сейчас стадион "Седана" назван его именем.

[10] Ивона Дуи (фр. Yvon Douis; 1935 - ) — французский футболист, нападающий. Бронзовый призер Чемпионата мира в Швеции (1958), дважды чемпион и обладатель Кубка Франции (в составе "Лиля" и "Монако"), лучший футболист Франции 1963 года.

[11] Рашид Меклуфи (фр. Rachid Mekhloufi; 1936 - ) – французский футболист алжирского происхождения. Играл за сборную Франции, Алжира и команду Le onze de l'indépendance (одиннадцать за независимость, команду французских футболистов в своем большинстве алжирского происхождения, поддержавших Фронт национального освобождения). На клубном уровне во Франции выступал за "Сент-Этьен" и "Бастию". Четырёхкратный чемпион Франции в составе "Сент-Этьена".

[12] Мише́ль Идальго́ (фр. Michel Hidalgo; 1933 - ) — французский футболист, тренер сборной Франции, чемпион Европы 1984 года. Трижды чемпион Франции и двукратный обладатель кубка как игрок, победитель Чемпионата Европы 1984 года, трехкратный чемпион Франции и обладатель кубка как тренер.

[13] Angry young men — обозначение группы писателей критического направления в литературе Великобритании, сложившегося в 1950-е годы. Основной темой творчества «сердитых молодых людей» был протест героя — как правило, из рабочего или среднего класса — против окружающей его действительности 1950-х годов в Великобритании.

[14] Жорж Жан Раймо́н Помпиду́ (фр. Georges Jean Raymond Pompidou, 1911 —1974) — французский государственный деятель, премьер-министр (1962—1968) и президент (1969—1974) Пятой республики, лидер правых (голлистов).

 

Предыдущие части:

  1. Пролог 

  2. Предисловие

  3. Футболист, проигравший Сантьяго Каррилье

Другой мой блог, посвященный истории самой левой команды Испании - Райо Вальекано