12 мин.

«Планиц» Цвиккау. Часть II

Новый сезон золотой «Планиц» (на старте сезона команда называлась все еще так) начал в Чемпионате Западной Саксонии, где соревновался еще с одиннадцатью соседями ради путёвки в общесаксонский турнир, который в свою очередь отправлял двух самых мастеровитых и удачливых в финальную часть Чемпионата Восточной Германии. Ниже, немного подробнее об устройстве этого довольно-таки затянутого состязания.

Чемпионат Саксонии разлагался на 5 частей в соответствии с регионами – Кемниц, поделенный на две лиги, Дрезден (аналогично), зоны Восточной и Западной Саксонии и Лейпциг. В каждой лиге команды играли дома и на выезде друг с другом (в случае с Кемницем и Дрезденом игралось два дополнительных финальных матча между лидерами двух групп), таким образом, каждая земля отправляла по своему чемпиону на общий турнир Саксонии, который в свою очередь проводился по непривычной в наши дни схеме. Пятеро финалистов (хотя, это скорее полуфинал) играли между собой по матчу, далее первая тройка отправлялась в финальную группу, где им вновь предстояло провести между собой по одной игре, и только здесь определялись два лучших коллектива, которые представят Саксонию в итоговом раунде Чемпионата Восточной Германии.

Наш «Планиц» успешно завершил первую стадию квалификации, заняв высшую строчку в турнире Западной Саксонии, опередив ближайшего преследователя «Плауэн-Зюд» на шесть очков. Но в Чемпионате Саксонии 1949 года выступал уже не «Планиц», поскольку 15 марта команду из Цвиккау выкупил или, вернее будет сказать, взял под крыло, успешно развивающийся автоконцерн «Auto Union» (сегодня известен во всем мире как «Audi»). Отныне клуб носил название «Хорьх» (BSG «Horch»), в честь марки автомобиля, одного из образователей огромного предприятия, которое, кстати, уже тогда имело логотип в виде четырех колец, символизировавших своих учредителей («Horch», «Wanderer», «DKW» и «Audi»). Занятно, что Штирлиц ездил как раз на «Хорьхе» в произведениях Семенова.

   

Эмблема клуба, сам автомобиль и логотип знаменитого концерна.

Итак, с 3 апреля по 15 мая «Хорьху» предстояло побороться за выход в общий чемпионат с «Дрезднером», лейпцигской «Индустри» (команда, собравшая по ходу сезона воедино сразу пять клубов), «Циттау» и «Айнхайтом» из Меране. «Хорьх» сыграл очень неудачно, набрав в четырех матчах лишь очко (ничья с «Циттау»). Итоговое место, разумеется, не позволило пройти в финал Саксонии, в котором право на участие в Чемпионате Восточной Германии застолбили за собой «Айнхайт» и, конечно же, «Дрезднер». Праздновал чемпионство в тот год «Унион» из Галле (в наше время «Галлешер»; выступает в Третьей Лиге), разбивший в финале «Фортуну» из Эрфурта (сегодня носит название «Рот-Вайсс», выступает также в Третьей Лиге). Помимо первенства, спортивный комитет Восточной Германии (вернее его предшественник), организовал еще и Кубок страны (также с огромной системой отбора по зонам), заключительная часть которого проводилась в августе по завершении Чемпионата. «Хорьх» вполне внятно выступил в новом для всех соревновании, заняв третье место. В четвертьфинале был уничтожен «Вельцов» с ужасающим счетом 12:1, но вот в полуфинале «Гера-Зюд» (которую в то время тренировал легендарный футболист «Планицера» Эрих Дитель) выбила экс-чемпионов из розыгрыша (0:1), отправив их, правда, в Геру (иронично) на утешительный матч за третье место с «Карл Цайсс» из Йены. В итоге бронзовый призер определился только спустя девять дней после финала в Галле («Вагонфабрик» из Дессау обыграл обидчиков автозаводской команды с минимальным счетом), поскольку в первых двух матчах претенденты на место пьедестала победителя не выявили. Только во второй переигровке «Хорьх» все же раздавил футболистов из Йены со счетом 5:1.

 

Чемпионский состав "Галле" на постере 1949 года и Кубок ОСНП.

Летом 1949 года Немецкий Спортивный Комитет решает организовать лигу по примеру, скажем, английской - с понятной всем системой и ограниченным количеством участников. Создается турнир для лучших клубов Восточной Германии (все еще оккупированной, так как ГДР официально начнет свою историю только осенью).  Пять восточных земель Германии делегировали в только что созданную ДС-Лигу (DS-Liga) по две команды, исключением стала наиболее успешная Саксония – от нее приняли три коллектива. К получившимся одиннадцати прибавили двух финалистов Кубка, а так же клуб, занявший третье место в этом соревновании – наш «Хорьх». Таким образом, полный список участников (берлинские команды тогда зарегистрироваться не могли) составил четырнадцать коллективов, которые в два круга должны были разыграть первенство страны. Фаворитами того сезона по праву считались «Унион», «Дрезднер» и, естественно, обладатель Кубка «Вагонфабрик». Перед стартом соревнования «Хорьх» вряд ли кто-то мог списать со счетов, поскольку еще в совсем недавнем прошлом именно футболисты из Цвиккау были лидерами Востока. 3 сентября 1949 года на стадионе имени Карла Либкнехта (был одним из основателей коммунистической партии Германии) в городе Потсдам состоялся матч-открытие первого сезона ДС-Лиги, в котором местный «Фолькштимме» принимал «Дрезднер». Истерические действия хозяев в обороне вкупе с блистательной игрой Вальтера Вернера на острие атаки дрезденцев принесли невероятный для начала счет 2:12 (6 мячей забил вышеупомянутый форвард).

 

Карта ДС-Лиги и логотип ОСНП.

Один из важнейших матчей сезона «Хорьх» провел уже в третьем туре на своем после против все того же «Дрезднера». Новобранцу команды Герберту Хайнцу стоя аплодировал почти забитый «Вестзаксенштадион», когда юркий нападающий реализовал свой момент в начале второй половины игры. Стадион как чувствовал, что этот гол станет единственным и решающим в принципиальном противостоянии. В восьмом туре в Цвиккау пожаловал чемпион. Футболисты «Униона» взяли под контроль игру с самого начала и к перерыву вели уже 2:0 – действительно по-чемпионски. В тайме втором «Хорьх» сподобился лишь на один ответный мяч, который на свой счет записал Готтфрид Ленк, забивший, кстати, по итогам того сезона 13 голов, но главным забивалой все же стал Хайнц Затрапа, наколотивший 20 в 23 встречах (став вторым голеодором чемпионата), а золотая троица образца аж 1942 года все еще играла вместе.

В атаке Хайнц Затрапа.

Автозаводской клуб, игравший в темно-синей форме, проводил достаточно ровный сезон, подойдя к последнему туру вровень с неприятелями из Дрездена. Известно, что «Хорьх» спонсировался в том числе и советской стороной, поскольку команда принадлежала крупному предприятию. Дрезднецы в свою очередь являлись представителями буржуазии (вернее ее отголосками и остатками), посему многие источники заявляют, что футболисты из Цвиккау играли невыносимо жестко и грязно, травмировав троих игроков «Дрезднера», который, к слову, начал матч за здравие, открыв счет на третьей минуте (итог – 1:5 в пользу «Хорьха»). Судья не велся на уговоры и не позволил сделать ни одной замены дрезденцам, при этом не «наградив» гостей ни одним удалением. Толпа (стадион в столице Саксонии на Острагехеде штрассе был заполнен до отказа – 60 тысяч!) свирепствовала по окончании игры, пытаясь многократно прорваться в подтрибунное помещение, дабы расквитаться с обидчиками-футболистами и судейской бригадой, но в дело вмешалась конная полиция. Спустя несколько недель «сверху» пришел приказ расформировать «Дрезднер», а игроков сослать в местный не шибко успешный клуб «Табак». Большинство футболистов воспротивились такой реформе и бросились бежать в Западный Берлин, чтобы устроиться в местную «Герту». Тот случай стал ярчайшим примером отношения высокопоставленных начальников к игре, правда, подобные дела скорее были в порядке вещей, нежели исключением (добавлю, что этот случай «породил» дрезденское «Динамо») . Таким вот грязным образом 16 апреля 1950 года команда из Цвиккау привезла на родину второе золото.

Более позднее фото дрезденского стадиона. 

Состав 1949/50.

В следующем сезоне 1950/51 юго-восточный клуб вновь переименовали. Отныне он носил имя «Мотор» (BSG «Motor»), связано это было с изменениями в организации автоконцерна (возможно, смена главы и присоединение других заводов). Сама Лига так же потерпела обновление, теперь участников стало больше, так как клубы из Восточного Берлина, наконец, получили право выступать в Чемпионате ГДР, страны, которая обрела официальный статус и имя. Этими новичками стали «Мотор Обершёневайде» («Унион»), «Лихтенберг 47» и «Панков», а восемнадцатым участником приняли дополнительную команду из Саксонии-Анхольт. В тот сезон «Мотор» стал бронзовым призером ДС-Лиги.

  

Герб ГДР и логотипы "Активиста" и "Мотора".

С названием «Мотор» клуб из Цвиккау просуществовал до 1968 года. В эти (1950-1968) годы автозаводцы в основном болтались в середине, лишь дважды поднявшись на пьедестал (1953 и 1967 годы), балом же в то время правили в основном «Висмут» (ныне «Эрцгебирге» - Вторая Бундеслига) и берлинский «Форвертс» (в наши дни команда называется «Виктория» и представляет Франкфурт-на-Одере, так как тоже стала жертвой людей «сверху», в прочем, об этом в другой раз). Зато дважды «Мотору» покорялся Кубок ГДР, учредителем которого являлся ОСНП (Объединение свободный немецких профсоюзов).

 

Одна из эмблем Кубка ОСНП и кадр решающего пропущенного мяча от "Форвертс" в финале 1954 года (поражение 1:2).

Путь к финалу Кубка ГДР 1963 года начался матчем с одноклубниками из Дессау (5:0), далее, в 1/8, «Мотор» в родных стенах заставил капитулировать «Потсдам» (8:2). Матч четвертьфинала так же принес парням из Цвккау легкую домашнюю победу над клубом «Эмпор» («Ганза») из города Росток – 4:0. Попотеть, по сути, автозаводцам пришлось лишь в первом матче полуфинала против «Хеми» Галле, который принес турниру и командам переигровку, в которой «Мотор» вновь крупно победил. Доказать свое превосходство потомкам «Планицера» предстояло в финальном матче в Альтенбурге на стадионе имени Ленина в матче против «Хеми» из Цайца – вновь крупная победа 3:0, а дублем отметился Ханс Шпет. Триумф в местном Кубке дал право впервые поучаствовать в турнире международном (Кубок обладателей Кубков), в котором «Мотор» «слетел» уже в первом для себя раунде, уступив  по сумме двух матчей будущему финалисту «МТК» из Будапешта.

 

Хельмут Грунер (слева) атакует ворота "Хеми" Цайц.

Второй Кубок ГДР «Мотор» взял на закате своего существования в 1967 году («бронзовый» год, а Хартмунд Ренцш стал первым снайпером Лиги). В третьем раунде был успешно пройден «Локомотив» из Лейпцига (правда пришлось снова прибегнуть к дополнительному матчу), в четвертьфинале был повержен «Рот-Вайсс» Эрфурт (2:0), а в 1/2 с тем же счетом был обыгран «Галлешер». 30 апреля 1967 года на стадионе «Шталь» в Бранденбурге в присутствии десяти тысяч зрителей была разгромлена «Ганза», как и ее предшественник «Эмпор». Весомый вклад в викторию внес все тот же Ренцш, забив «в раздевалку», удвоив счет. Итог – 3:0, и «Мотор» вновь получает шанс покорить Европу.

Хартмунд Ренцш (слева) в матче против дрезденского "Динамо" (1970 год).

В сентябре того же года «Мотор» отправился в Москву на матч первого раунда Кубка Кубков. Об этом событии, естественно, много писали в советских газетах, мол автозаводские команды двух социалистических держав сойдутся в мирном и честном противостоянии. И действительно, московские болельщики голов не увидели, а ответную игру представители СССР выиграли с минимальным счетом.

 

Программки обоих матчей между "Торпедо" и "Мотором".

1 июня 1968 года «Мотор» играл матч 26-го тура Чемпионата ГДР против «Локомотива» в Лейпциге. Светило солнце, красно-белым (цвета клуба в тот период были такими) уже было не догнать «Магдебург», что означало внеочередной сезон без медалей и хоть мало-мальских почестей. В такой расслабленной обстановке за десять минут до финального свистка Михаэль Фабер отправил мяч в сетку ворот Юргена Кройя. Тот гол стал последним пропущенным в небесславной истории «Мотора» из Цвиккау. В прочем, клуб опять всего лишь переименовали, так что продолжение следует.

P.S. Про Юргена Кройя не забыл. Подробности в слудующих постах.