10 мин.

Людмила Калинчик. До сих пор снится, как опаздываю на старт

Долгое время в составе белорусской национальной сборной выступала Людмила Калинчик. Весной этого года Люда завершила спортивную карьеру, но не попращалась с биатлоном и командой. Как живется на "гражданке", белоруска рассказала в интервью Татьяне Лукашевич, журналистке "Прессбола".

Люда Калинчик

"Воспитанница белорусской школы биатлона Людмила КАЛИНЧИК долгое время была крепким штыком отечественной сборной. Если в индивидуальных дисциплинах она блистала не так ярко — всего четыре попадания в десятку, то в командных гонках тренеры всегда могли рассчитывать на ее помощь. Надежный боец, призер Кубка мира и планетарного первенства, она дала маху всего раз, дрогнув на первом этапе олимпийской эстафеты в Сочи...

Ту гонку мы с Людмилой непременно вспомним, но сначала она рассказывает, как собирается строить жизнь после окончания карьеры, и надеется, что уж в этом сезоне Дарья Домрачева обязательно завоюет Большой Хрустальный глобус.

— Чем занялись после окончания карьеры?

— Немного отдохнула и принялась за работу в Белорусской федерации биатлона. Буду помогать молодежи.

— Ваше решение завершить карьеру у многих вызвало изумление...

— Оно не спонтанное. В команде знали еще прошлой осенью, что это последний для меня сезон. А после Олимпиады объявила об этом официально. По окончании Кубка мира устроили торжественные проводы.

— Тренеры отпустили с легкой душой?

— В нашем виде спорта вся работа строится четырехлетними циклами, которые венчает Олимпиада. Заранее решила: после Игр закончу с большим спортом. Перед Сочи понимала, что еще могу помочь команде. А дальше... Надо уходить вовремя и давать шанс молодым девчонкам закрепиться в команде.

— Но вам только 32 года — золотой для биатлона возраст...

— В жизни есть и другие цели. У меня все по полочкам разложено. Спорт, конечно, большая часть жизни, но не надо бояться расставания с ним. Сейчас интересно поработать в федерации, посмотреть на наш вид с другой стороны.

— В конце прошлого сезона завершили карьеру 39 биатлонистов. Как объясните массовый исход?

— Это частое явление по окончании олимпийского цикла, ведь вся работа строится и подчиняется ему. Половина этих спортсменов не скрывали, что после Игр уйдут, поэтому здесь удивляться не надо. Среди них много возрастных атлетов. Каждый понимает, что рано или поздно придется покинуть команду, но надо самому определить, сделать это в 32 года или позже.

— По вашему настроению не скажешь, что прощание со спортом оставило в душе горечь...

— Мне не о чем жалеть. Я ведь полностью не вычеркнула биатлон из жизни. Знаю, что происходит в команде, поддерживаю связь с девчонками, наблюдаю, как развиваются события, только уже с позиции зрителя, а не участника.

— Как адаптировались к новому ритму жизни?

— Профессиональный спорт — это всегда жесткая дисциплина. По утрам до сих пор не верю, что не надо вставать на зарядку. Никак не смирюсь с чьими-то опозданиями. Привыкла, что если тренировка назначена на 16.00, то в 15.50 уже все на месте. Выпасть из этого плотного графика сложно. Но занятия спортом не ушли из моей жизни, просто сейчас они более свободные — стараюсь поддерживать форму. Посещаю тренажерный зал, хожу в бассейн. Исчезли огромные нагрузки, я расслабилась. Иногда релакс становится чрезмерным, тогда приходится брать себя в руки.

Бывшие спортсменки предупреждали, что возможна ломка. Но пока ее не ощущаю, потому что поддерживаю активную связь с командой. Понимаю: все, что могла сделать в биатлоне, сделала, поэтому мне не так тяжело. Сложнее, видимо, тем, кто не успел насытиться спортом и по каким-то причинам завершил карьеру. Но за это время ни разу не проскользнула мысль: мол, надо было оставаться. Может, ностальгия накроет, когда начнутся гонки. Хотя до сих пор порой снится, как опаздываю на старт.

— Часто думаете, как там команда, чем она занята?

— Нет, но прекрасно знаю, какие колоссальные нагрузки выдерживают девчонки. Поверьте, 30-километровый лыжный кросс или четырехчасовая езда на велосипеде — это серьезный труд. В курсе, что сейчас у них очень тяжелые тренировки, вкатка — это всегда сложная объемная работа. Осознала, как же тяжело даются медали. Они куются не на ровном месте.

— Подсознательно готовили себя, что эта зима — последняя?

— Думала только об Олимпиаде, настраивалась на хорошее выступление. Была цель — взять медаль в Сочи, ведь шансы просматривались прекрасные.

— Простили себя за ту злосчастную сочинскую эстафету?

— Очень сложно смириться с неудачей. До сих пор задевают за живое тревожный сон или случайное воспоминание. Такой стресс надо просто пережить. Позже утешала себя, что это не катастрофа и провалы случаются с каждым. Но в Сочи пришлось невероятно тяжело. Даю себе отчет, что не реализовала роскошную возможность выиграть олимпийскую медаль и тем самым пополнить копилку белорусской сборной. Всю жизнь идешь к конкретной цели, а она исчезает на расстоянии вытянутой руки. Очень обидно.

До сих пор не могу понять, как это произошло. По показателям и ощущениям все должно было закончиться хорошо. Но случилось необъяснимое. После финиша пережила такое потрясение, что нескоро отошла. Все представляют, как я хотела этой медали, поэтому в душу не лезут с вопросами о той гонке.

— Как команда, сложившийся коллектив, реагирует на появление новой участницы, принявшей белорусское гражданство?

— Это спорт, чему здесь удивляться? У нас не было случая, чтобы новая биатлонистка пришла в сборную и сразу начала предъявлять претензии и показывать амбиции. Все вливались в коллектив ровно, мы поддерживали новичка. Ведь конкуренция всегда полезна. Характер покажешь на дистанции, а в команде должен быть здоровый климат.

— Среди коллег есть лучшая подруга?

— У меня со всеми сохранились хорошие отношения, но больше всего дружим с Людмилой Ананько. А с девчонками из нынешней команды встречаемся, созваниваемся — они недавно приезжали в Борисов на футбол, ко мне в гости зашли.

— Ваши фото с “Борисов-Арены” вызвали множество откликов. Футбол — серьезное увлечение?

— Мне всегда нравился футбол. Слежу за выступлениями БАТЭ, но на стадион выбираюсь по настроению. Часто посещаю матчи местной команды по мини-футболу “Борисов-900”. Там играет много знакомых и друзей. По возможности стараюсь поддержать их лично.

— У вас интересная ситуация. Первый раз за время семейной жизни супруг уезжает на Кубок мира, а вы остаетесь в Беларуси. К разлуке готовы?

— Ох, как же здесь подготовиться? Переживаю, естественно. У меня еще не было такого опыта, раньше с Денисом все время были рядом (Денис Латышев — сервисмен белорусской сборной. — “ПБ”.). Главное — чем-то себя занять на это время, тогда не стану дни считать. Но подозреваю, что будет сложно.

— В анкете указано, что ваш любимый город — Борисов. Вы объездили полмира, неужели предпочтения не изменились?

— Люблю Борисов. В спортивной жизни приходилось много ездить, и почти не оставалось времени для родных и друзей. Много времени проводила в команде, поэтому каждый раз приятно возвращаться домой. Город компактный, сплоченный, здесь самые близкие люди. Даже с друзьями предпочитаем встречаться именно в Борисове. А родители до сих пор не привыкнут, что я часто дома и могу уделить им много внимания.

Очень нравится Европа, там красиво. Италия, Австрия — сказочные страны. Есть подозрение, что за год без биатлона соскучусь по тем горным местам и пейзажам, где приходилось выступать.

— На ваших глазах проходила смена поколений, тренеров, условий подготовки. Как белорусский биатлон менялся последние десять лет?

— Очень многое зависит от тренера. Первым новатором стал Андриан Цыбульский — уже в дебютный сезон его работы тренером все кардинально изменилось. Позже в сборную пригласили Клауса Зиберта. Его система основательно отличалась от нашей, появилось разнообразие в подготовке. Зибыч добавлял в тренировочный процесс больше велосипеда, гребли, делал упор на скоростные тренировки и искал индивидуальный подход.Думаю, команда сейчас на правильном пути. Есть наработки, опыт, который накапливается с годами. Это не уходит в пустоту.

— Команда получила в распоряжение отреставрированные “Раубичи” и нового тренера женской сборной Альфреда Эдера. А вы этими благами уже не воспользуетесь. Не жаль?

— Мой уход — часть естественного процесса. Через четыре года закончит и нынешнее поколение, придут новые девчонки. Я так долго в команде, что застала в сборной Светлану Парамыгину. Правда, выступала тогда в юниорском возрасте. Понимаю, сколько человек прошло через дружину, это своеобразный поток — обычное явление в спортивной жизни. Через год и обо мне мало кто вспомнит.

Сборная переживала разные времена. Был период, когда активно приглашали российских девушек. Я еще помню Рыженкову, Мороз. Потом влились в команду Хрусталева, Куцепалова, Назарова, а позже Зикункова, Лысенко, Тананайко. На смену Ананько, Зубриловой, Ивановой пришли Кудряшова, Домрачева. Сегодня подрастают другие девчонки. Сейчас работаем в федерации вместе с Еленой Зубриловой, иногда вспоминаем отдельные старты. Кажется, все было недавно!

— Вы производите впечатление мягкого и добросердечного человека. Откуда бралась спортивная злость?

— Есть стержень. А когда перед человеком стоит цель, каким бы мягким ни был характер, он ее добьется. Это вопрос мотивации. Говорят, Николай Валуев тоже очень добрый человек, а по лицу бил неслабо!

— Во время длительных тренировок были обстоятельства, раздражавшие вас больше всего?

— Получала удовольствие от биатлона и всех сопутствующих факторов. Мы готовились в живописных местах, с великолепными пейзажами — невозможно налюбоваться. Едешь на велосипеде четыре часа и вместо того, чтобы уткнуться глазами в асфальт, смотришь по сторонам, восхищаешься — настроение поднимается. И условия у нас всегда были прекрасные. Когда начинала карьеру, все было совсем иначе.

— Дарья Домрачева — лучшая биатлонистка современности?

— Соглашусь. Это очень одаренный человек, что она и доказала на Олимпиаде, завоевав три золотые награды. Многие понимают, на протяжении последних лет Дарья показывала лучшую скорость. Но биатлон — это еще и стрельба, просто не всегда получается с ней справиться. Однако каждый может отметить невероятную стабильность Домрачевой — количество ее подиумов, побед и непременно высокую позицию в Кубке мира на протяжении последних лет.

— Кто выиграет в этом сезоне Кубок мира?

— Думаю, Даша. Она мотивирована, ставит высокие цели. Большого Хрустального глобуса в ее копилке пока нет, и она постарается его завоевать.

— Вы по образованию детский психолог. Есть желание поработать по специальности?

— Как-то не думала об этом. Хотя после распределения в университете попала в одно из дошкольных учреждений Борисова, возможности поработать с маленькими детьми не представилось. Полагаю, это очень непростая профессия.

— Из того, что вам предлагал биатлон, вы все взяли?

— Не все. Недосчиталась олимпийской медали. Это была моя мечта.

— Задевало амбиции то, что вас считали скорее командным игроком, чем индивидуальным?

— Нет. Реально оценивала свои возможности. И объективно в эстафетах пользы приносила больше, чем в личных стартах. А те попадания в десятку в индивидуальных дисциплинах — это мой уровень. Тренировались все одинаково, но выше головы не прыгнешь. Даша — многократная олимпийская чемпионка, и, чтобы добиться таких же результатов, одного трудолюбия мало. Нужны определенные особенности организма и очевидная одаренность.

— Какой биатлонистке симпатизируете больше всего?

— Очень нравилась Лив-Грете Пуаре. Позитивная, всегда поздоровается. Приятно за ней наблюдать на трассе и за ее пределами.

— При подготовке к соревнованиям допускали мысль, что во время стартов на вас смотрят миллионы человек?

— Нет. Когда включаешься в работу, забываешь обо всем — сконцентрирован только на себе. Заполняют голову мысли о технике, нюансы трассы, и посторонним размышлениям места нет.

— Существует категория болельщиков, полагающих, что спортсмены им должны...

— К счастью, в нашем окружении таких нет. Костяк поклонников белорусской команды состоит из адекватных людей. Особо активные девчонки управляют этой компанией, они поддерживают нас на этапах Кубка мира, но не досаждают. Ведь понимают, что даже на сборе в родных Раубичах у нас режим и уделить им время проблематично. Хотя бывают и такие, которые обижаются, что недополучают от нас внимания.

— В команде понимают, что работа с журналистами и болельщиками — важная часть популяризации биатлона и нужно быть более открытыми?

— Да, но не всегда есть возможность. Между сборами иногда приезжали в Беларусь дней на пять. За это время необходимо утрясти все личные вопросы, навестить родных, которых не видим месяцами, сдать зачеты и экзамены и не забывать о тренировках. В период между сборами устаешь еще сильнее и мечтаешь скорее отправиться в новую поездку — там график более привычный.

Татьяна ЛУКАШЕВИЧ"

 

Источник: http://www.pressball.by/articles/winter/biathlon/88592