9 мин.

Требуется спичрайтер

Считается, что все графоманы начинают свои романы с того, как герой просыпается.

Моя история начинается так же. Поздним утром я открыла sports и прочла интервью Натальи «лишний каскад» Бестемьяновой. И нахлынули на меня ностальгические воспоминания.

…Этот текст я хотела написать тысячу раз. Прошлогодний финал Гран-при. Чемпионаты России, Европы. Перерыв перед Чемпионатом мира. Этапы в текущем сезоне. Пауза в карьере Алины Загитовой. Короче, поводов было достаточно. И всякий раз я себя останавливала. То ли не желала множить сущности, то ли надеялась на лучшее…

Но сегодня утром во мне поселился вот этот мальчик:

Я реально не выдерживаю.

Будучи адептом постулата «критикуешь – предлагай альтернативу», я готова предлагать.

В идеальном мире все было бы поправимо, если бы эксперты, комментаторы, тренеры и спортсмены придерживались в публичном пространстве простых правил.

Правило первое: фильтруй базар

Согласитесь, звучит так себе. Вот если написать «выбирай формулировки» — совсем другое дело!

Довольно многие фразы из уст ФК-экспертов могли бы не вызывать бурных реакций, если бы они чуть тщательнее подбирали слова.

Например, множество претензий обрушилось на Ирину Слуцкую после ее интервью на тему финала Гран-при 18/19. 

Напоминаю расстановку мест: золото – Рика Кихира, серебро – Алина Загитова, бронза – Елизавета Туктамышева.

Вот одна часть интервью Ирины, и из него – цитата:

«Преимущество Алины в том, что ей как олимпийской чемпионке прощают некоторые вещи. Но долго такие вещи продолжаться не будут».

Других-то преимуществ, понятно, у Алины Загитовой нет. Не связки же с лутц-риттом, в самом деле.

Как можно было бы сказать:

«Алина – олимпийская чемпионка, она заработала свой авторитет, а его в спорте постоянно нужно поддерживать».

Наверняка многие зацепились бы за оборот «постоянно поддерживать». Тем более, к Алине подобные фразы применялись в прошлом сезоне очень часто. Однако звучание было бы иным, при этом сама мысль Ирины не меняется.

А вот другая часть ее интервью, где Ирина говорит уже о Елизавете Туктамышевой. Цитата:

«По мне, так она должна была второй становиться в финале».

Заявление такого рода не просто двусмысленно – оно ставит под сомнение справедливость получения Загитовой серебряной награды.

Как можно было бы сказать:

«По мне, судьи были к Лизе излишне строги – ее потрясающий технический контент заслуживает более высоких баллов».

Опять же, суть – неизменна (ну, серьезно, выше оценки – возможно, более высокое место), а прицепиться не к чему. И позитивненько так.

Или возьмем фразу, оброненную Максимом Траньковым на Олимпийских Играх-2018. Говорит, что «хотел бы дать леща» Михаилу Коляде за его неудачное выступление.

Ну, может, и правда хотел. Может, в раздевалке, где у них там своя атмосфера, это было бы норм и уместно. Но Максим был не в раздевалке, а в эфире федерального канала. Сложилось впечатление, будто в трансляцию Олимпиады на мгновение ворвался «Шансон года» какой-нибудь: «гоп-стоп, мы подошли из-за угла и дали Коляде леща».

Как можно было бы сказать:

«Если бы я присутствовал на Олимпиаде, я бы в раздевалке поговорил с Мишей по-мужски».

И что он там имел в виду – дать леща или потрещать за жизнь суровую, не имело бы решительно никакого значения.

Правило второе: молчание – золото

А есть и такие высказывания, которые никак переиначить нельзя. Они неэтичны, злы и грубы по своей сути.

ОИ-2018, Максим Траньков: «Коляда должен протереть ботинки Жене Тарасовой».

Наталья Бестемьянова: «Загитову терпят в отместку Медведевой».

ЧЕ-2019, Татьяна Тарасова: «Позор какой-то, просто стыдно, сиди дома» (о Максиме Ковтуне).

Это все – выдержки из телетрансляций и интервью. Постепенно представителям фигурнокатательного мира стало тесно в этом формате – они начали увлекательные переписки в соцсетях, а иногда к обсуждениям подключались и их родственники. Прямо-таки филиал «Дома-2».

Иногда возникает желание составить опросник для всех, кто собирается дать интервью.

  1. Ваше мнение — корректно и неоскорбительно?

  2. Ваше высказывание основано на фактах?

  3. Вы непредвзяты и объективны?

  4. Вы достаточно спокойны, чтобы позже не оправдываться фразой «меня захлестнули эмоции»?

  5. Вы трезвы?

  6. Вы, блин, уверены?

Если вы набрали хотя бы одно «нет» — не говорите ничего. 

Правило третье: пожелай мне удачи в бою

Все уже пошутили на тему того, что Алина Загитова, прервавшая соревнования, до сих пор будоражит умы любителей давать интервью?

Я бы тоже пошутила, но мне очень и очень грустно.

Олимпийский чемпион Роман Костомаров выпроваживал Алину из спорта еще после золотого для Алины Чемпионата мира. Комментатор Андрей Голованов утверждает, что отставание от ТЩК Алине уже не наверстать. Заслуженный тренер Татьяна Тарасова убеждена, что Алина не вернется. Олимпийская чемпионка Наталья Бестемьянова… Впрочем, мы вернулись к тому, с чего начали.

У меня, к сожалению, нет возможности задать этим людям вопросы напрямую, и меня немного удивляет, что этого не делают журналисты.

Роман, а почему вы не отправляете на заслуженный отдых Станиславу Константинову? Или Юдзуру Ханю? Сознательно привожу диаметрально разные примеры: Ханю выиграл все и неоднократно; Константинова даже в этом сезоне занимала самые низкие места на этапах Гран-при, на Чемпионате России. Алина не бывала одиннадцатой. Алина может хотеть собрать титулы по второму кругу.

Андрей, всем ли девушкам, не имеющим в арсенале элементов ультра-си, стоит закончить карьеру? Их у нас (и не только у нас) – сотни. Почему такой избирательный подход?

Татьяна Анатольевна, сколько можно? И Наталье Филимоновне тот же вопрос переадресуйте, плз.

Впрочем, не Алиной единой: схлопотал завершивший в прошлом году карьеру Максим Ковтун – ему попеняли на слабохарактерность и на то, что он быстро сдался.

А Михаилу Коляде перед произвольной на ЧМ-2018 адресовали: «мы уж не знаем, какому богу молиться!».

А о Елизавете Туктамышевой на ЧР-2017 мы узнали, что «совсем уж без катания тоже можно стать чемпионкой мира».

А сколько их было корявых, толстых, в амоке. По мнению экспертов, конечно.

Я не знаю, насколько спортсменам это нужно, но мне – да: скажите им, взявшим паузу или закончившим, что вы будете по ним скучать. А если не будете скучать – отделайтесь ничего не значащими фразами про завоеванные медали и про то, что этот спортсмен – хороший спортсмен. Поддержите их – тех, кто сейчас не смог, найдите что-то со знаком плюс. А если плюсов совсем нет (бывает и такое) — критикуйте, но хотя бы не оскорбляйте.

Не давайте своей откровенной нелюбви перелиться через край вас самих. Ведь любви к вам это точно не добавит, так действуйте хотя бы из соображений здорового эгоизма. 

Правило четвертое: положительный пример.

Алексей Ягудин как-то обвинил СМИ в жестокости и бестактности. Действительно, если говорить об аналитических статьях и пост-турнирных обзорах, то может показаться, что единственная задача журналистов – набросить на вентилятор, получив кучу просмотров и стопиццот комментариев.

А Алексей Николаевич Мишин однажды даже приводил конкретные примеры бестактной журналистики.

Но дело все в том, что прославленные спортсмены и эксперты то ли по наивности, то ли не понимая последствий, охотно идут на поводу у журналистов, задающих истерично-скандальный тон беседы. Да, ресурс или газета может вынести в заголовок пять наиболее хайповых слов из всего интервью, но и претензии будут исключительно к изданию или к автору материала.

Так, например, случилось с интервью, которое давала Тамара Николаевна Москвина.

Тут тебе и «жалость к Трусовой» в заглавии. Тут тебе и назойливые попытки добиться рассказов о скандалах на тренировках. И, естественно, лобовая атака в вопросах о карьере Алины Загитовой – куда ж без нее?

Тамара Николаевна не оставила ни единого шанса. Это не значит, она лила воду в ответ на конкретные вопросы. Напротив, интервью остроумное, яркое. Читается, как детективный роман. Еще и журналиста пожурила за выбранную лексику. Хотя, не уверена, что это всерьез повлияло – заголовок как бы намекает.

А еще было крутейшее интервью Мэрайи Белл после российского этапа Гран-при.

Странно прозвучит, но оно – дружелюбное. Будто сидишь ты рядом с Марусей, жуешь пончик и обсуждаешь прошедший этап. А не вот это вот все.

Высечь бы в мраморе и заставить всех причастных к фигурному катанию заучить наизусть. Действующих спортсменов – ответы Белл, экспертов – Тамары Николаевны. 

P.S.

Я хотела еще сказать о двойных стандартах. Ну, там, когда серебро Синициной и Кацалапова – это не прорыв, потому что «прорыв – это когда первые, извините меня». А вот бронза Жени Медведевой – это что-то выдающееся. Хотя речь об одном турнире. Или когда для одной-единственной из наших сборниц девушки пропуск Чемпионата России - гигантская проблема, а для всех прочих отсутствие на главных стартах - возможность спокойно поставить программы, разучить новые элементы. И все такое.

Вам это ничего не напоминает?

  1. Заходим на любую фан-страницу любого фигуриста.

  2. Находим пост с обсуждением последних соревнований.

  3. ???

  4. PROFIT!

Только там тусуются влюбленные в образ люди. Они не авторитеты в среде. Их слова не тиражируются в СМИ на миллионную аудиторию. К ним не прислушивается никто, кроме таких же, как они. Это не означает, что они не должны вести себя корректно. Это не оправдывает их в случае откровенного хамства. Правда, их за хамство можно отправить в вечный бан. А вот вышеперечисленных – фиг забанишь.

…В минувшем сезоне очень много было сказано о буллинге. Все причастные к фигурному катанию значимые персоны обвиняли болельщиков в агрессии, жестокости, отсутствии эмпатии.

Токса в обсуждениях действительно предостаточно. Как и в ваших словах и действиях, мои бывшие кумиры. Возможно, вы считаете, что из-за регалий и титулов вам предоставлен безлимитный тариф на оскорбления. Возможно, вы полагаете, что вовсе не хамите и не закапываете фигуристов, а делитесь ценным мнением. Ну, такое: борцы за экологию бросают бумажки мимо урн.

Как бы сказали близнецы Уизли:

— Ух ты! Какие мы одинаковые.