9 мин.

Шесть причин почему, или кино и немцы

Интересно, сколько в сумме комментариев собрало обсуждение состава сборной на Чемпионат мира? Наверное, тысяч под десять. Если исключить из них точные формулировки вроде «это капец» и гневные простыни, то в топе, в том числе, будет один вопрос: почему именно Евгения Медведева удостоилась третьей квоты? Нет, ответ «потому что выиграла Кубок» не устраивает. Потому что это ответ не на тот вопрос.

Будем честны друг с другом: достоверной инсайдерской информацией мы не обладаем, а потому можем лишь строить догадки большей или меньшей степени реалистичности. Так что попробуем дать волю фантазии и представим, что мы смотрим кино. Что двигает любой сюжет? Мотивация. Она определяет поступки.

Начинаем сеанс.  

«Служи!» (драма)

История о том, как борьба за справедливость превращается в борьбу со справедливостью.

Олимпийские Игры-2018 ясно дали понять: отсутствие приза за былые заслуги вполне соответствует спортивным принципам, но противоречит представлениям большинства о принципах жизни. В разговорах около фигурного катания появилось слово «заслужить». Если кто-то думает, что заслужить в спорте – это превзойти соперника, то он жестоко ошибается. Заслужить, по мнению ФК-специалистов – это… Это… Ну, короче, это когда все говорили, что ты победишь, потому что ты побеждал раньше, и потому что ты нам нравишься, и потому что нам кажется, что так должно быть.

Подтверждение такого образа мыслей – интервью Татьяны Тарасовой после Чемпионата России: она была удивлена тому, что никто не обратился к Брайану Орсеру с просьбой подготовить Женю к мировому первенству. Ведь девочка творила историю, а ее «подстреливают». И разве важно, какое место заняла девочка на турнире и сколько элементов сорвала? Разве есть другие способы поддержать спортсмена, проводящего неудачный сезон? И разве не всех так поддерживают?

В общем-то, здесь каждый из болеющих или голосующих за Женю, сражается за себя и отождествляет себя с ней. «Я – Спартак»: каждый защищает свое место от дерзких юнцов, отмщает свои старые обиды, ведет себя так, как вели себя когда-то с ним. Их справедливость находится там, где в танцах на льду соблюдается очередь на пьедестал, где дебютанта легко зарыть под титулованного и маститого, где медаль – это депозитный вклад, который гарантированно выдается по истечении времени, даже если банк лопнет.

Закончится драма, конечно, убийством - убийством, прежде всего, спорта, конкуренции и смысла жизни других участников. Зато формально будет соблюдена корпоративная этика: Иван Иваныч, вы посвятили -надцать лет жизни нашей организации, вот вам кофемолка. Ну, или путевка на престижный турнир. 

Большой куш (бизнес, криминал)

История о том, что всегда нужно искать, кому выгодно.Тут никакой Америки не открывается: концепций и теорий насчет того, что все решают деньги, было построено множество. Больше того, появились версии, как именно деньги решают.

Иными словами, нужно сразу заменить термины и рассматривать историю в принципиально другом ракурсе. Спортсмен – это проект, федерация – посредник, слова экспертов – назойливая реклама, поездка на турнир международного уровня – маркетинговый ход. Ну, а спонсоры – это спонсоры, которые в проект финансово вливаются.

Проект может быть не оригинальным и не слишком добротно сделанным, но его нужно впарить – деньги-то потрачены. Даже если в проекте по-настоящему никто не заинтересован, то всегда спасет агрессивное навязывание. Даже если сайты заспамят негативными отзывами, всегда можно будет сказать, что это - происки конкурентов и проплаченные боты. Даже если...эээ...эффективность и польза продукта ставится под сомнение, всегда есть возможность заручиться поддержкой авторитетных источников, которые охотно прочтут по бумажке, а другие бумажки положат в карман. И никакой это не обман, а нормальная пиар-кампания.  

Можно, конечно, воскликнуть: «такой хоккей нам не нужен!». Но кто там будет спрашивать, it’s not your business. 

«Иллюзия обмана» (фэнтези)

История о том, как легко стать заложником собственного воображения.

Психологически нынешняя ситуация напоминает расхожий сюжет о, например, разорившейся богачке, которая по привычке заходит в бутик Прада, а «на карте недостаточно средств».

У Жени действительно сегодня не хватает ресурсов для громких побед, но мысленно она осталась непобедимой и непобежденной, той самой единственной золотой девочкой с мировыми рекордами. Жить в мире собственных фантазий неопасно ровно до той поры, пока расхождение с реальностью не станет слишком явным.

Реальность, меж тем, здорово изменилась (и не только в российском фигурном катании), но функционеры, эксперты и тренеры, похоже, задержались в прекрасном вчера и по сей день считают Медведеву спасительницей квот, расхитительницей золота. Может быть, это такая сила инерции? Женя всегда настолько «оправдывала высокое доверие», что и сейчас члены федерации поголовно пребывают в дурмане иллюзий? Повторяют, как мантру: она всегда побеждала, всегда побеждала, всегда побеждала… А не победила только тогда, когда не поехала… А сейчас поедет…

Кто знает, возможно, начиная с сентября, федерация вообще не следила за новыми соревнованиями, а пересматривала чемпионаты прошлых лет.

Представьте себе кадры: зима. Где-то там, в далеком Ванкувере идет ожесточенная борьба за золото финала Гран-при. А в это время глава федерации запирает свой кабинет на ключ, приглушает свет и включает запись Чемпионата мира-2016. И смотрит, смотрит, смотрит… Там хорошо, там – гимн, флаг и вечное лето. И не нужно ничего решать.

«Игра» (психологический триллер)

История одной интриги.

А вы знаете, как действуют манипуляторы? Это очень полезная информация, правда: например, если ваш знакомый смещает акцент в споре на конкретную деталь, а чего-то глобального замечать упорно не желает (прокат в Новгороде VS целый сезон); если любит не к месту обобщать (попытки притянуть Женю за уши к Алине, Лизе, Юдзуру, кому угодно); если старательно отвлекает от главного («девочка творила историю»), если критерий оценки весьма размыт («посмотрите, как она изменилась»), то возможны два варианта. Либо перед вами – манипулятор, и тогда бегите, либо у человека когнитивное расстройство, и тогда бегите с ним к врачу.

Какова цель людей, сознательно вводящих других в заблуждение? Вариаций масса, от банального самоутверждения и демонстрации власти до вполне корыстных и практичных задач. Ну, например, тебе нужно сделать нечто чужими руками: можно ведь насолить другому через учеников или указать место зарвавшимся наглецам, которые смеют показывать успехи без преклонения перед непререкаемыми авторитетами.

В такой истории, в игре, главная роль отводится вовсе не Жене – она просто инструмент для достижения цели, киянка. Ее, кстати, можно вообще считать жертвой такой же манипуляции: соблазнили красивыми речами, наградили эпитетами «великая» и «судьбоносная», действовали якобы ей во благо, защищали ото всех на свете. Кроме, разве что, самих себя.

«Karma is a bitch» (фильм-притча)

История о том, что «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется».

А вообще-то, можно поменять главное действующее лицо и сделать центральной фигурой Лизу Туктамышеву.

К Лизе нельзя относиться без симпатии – хотя бы за такой-то лутц:

И потому вдвойне странно, что такая техничная, с мощными и одновременно легкими прыжками девушка, выступила за «зрелое женское» и не оценила «лутц-риттбергеры в конце программы». В принципе, Лиза всего лишь последовала за модой: тренд сезона – выдавать в интервью двусмысленности, ловить хайп и как можно чаще пускаться в философские рассуждения о том, как быть должно.

Если представить, что какой-то своеобразный, но все-таки существует закон бумеранга, то происходящее – честно по отношению к Лизе. Лиза так или иначе подтверждала верность идее о возможности «заслужить победу» и не питала симпатий к девочкам, которые только сложностью и берут.

Вот и получается: ее сногсшибательный аксель, который крутят – сколько? Две взрослых фигуристки в мире? И он ничего не стоит, как и этот лутц-риттбергер, когда есть «зрелое женское», статусность и вытекающие из нее компоненты. А вот ее прекрасный до некстати схваченного воспаления легких сезон, уничтоженный аргументом о кем-то заслуженной путевке.

Короче, да воздастся каждому по спортивному принципу его.

Но почему-то кажется, что этой героине всё равно бы все сочувствовали – и тоже заслуженно.

«Федерация» (ситком)

Просто. Очень. Смешная. История.

Серьезно, ребята! Мы сможем составить конкуренцию легендарным «Клинике» и «Офису»! И потом, если относиться к происходящему как к изрядно затянувшейся шутке, то кажется, что все не так плохо. Представители ФК-мира – просто персонажи, созданные остроумными сценаристами, ситуации – великолепные гэги.

…И Наталья Бестемьянова превращается из человека, несущего околесицу, в сумасбродную рыжую дамочку, которая веселит своим абсурдным поведением. «Але, это спортс.ру? Записывайте инсайдерскую информацию: Загитова бросила Тутберидзе, стала в пару с Глейхенгаузом и уехала тренироваться к Зуевой в Америку. Конечно, точно! Мне сегодня это приснилось, а сны с четверга на пятницу – самые верные!».

А сколько скетчей можно написать о борьбе прославленных чемпионов и именитых специалистов с сорокалетними менеджерами в интернете! На роль менеджера предлагаю Виктора Вержбицкого – уж если эксплуатировать образ злодея всея Руси, то по полной.

Александр Жулин никого больше не смутит своими высказываниями о недостаточно развитых формах фигуристок. Это будет просто фишкой, как у дядюшки Бриджит Джонс, который постоянно хватал ее за задницу. Ну, наш хватать никого не будет – все-таки тут в основном несовершеннолетние, но быть эдаким плейбоем-сексистом – почему нет?

И отбор на мир через Кубок России – это всего лишь сюрреалистический юмор, несуразица, которая призвана рассмешить зрителя

А недавние слова пресс-атташе про травмы? А упоминания Татьяной Тарасовой Букиных к месту и не к месту? А фразочки Журанкова? Да это же клондайк!

Такой сериал купят даже иностранцы. Японцы, американцы, канадцы одновременно повеселятся, ознакомятся с нашим бытом и отметят, какие же странные эти русские, но чувство юмора у них отменное.

Мы же не скажем им, что сериал основан на реальных событиях.

Мы же не скажем, что лучше всего мы умеем смеяться над собой.