10 мин.

Невыносимая жестокость

Едва завершились выступления на французском этапе Гран-при, как открылась дверь в параллельную реальность. В той реальности, которая была до произвольной программы Евгении Медведевой, многие люди желали ей успешного проката, делали в Инстаграм мотивирующие коллажи и постили фотографии улыбающейся Жени с тренировок. Журналисты мысленно примеряли к ней места на пьедестале финала Гран-при (с учетом случившихся изменений в программах, трикселей Кихиры и Туктамышевой, недавних баллов Загитовой), а некоторые даже считали, что, если она этот финал пропустит – это не плохо. Будет больше времени на подготовку к Чемпионату России.

И вдруг, как в триллере, из-за угла выскочила НЕНАВИСТЬ. 

Если кто-то не успел сориентироваться, то расторопные и внимательные эксперты вместе со спортивным психологом поспешили открыть людям глаза: Медведеву травят. Над ней издеваются. Ее обзывают и поносят все, кому не лень. А кому лень – героически преодолевают себя и тоже травят.

Вы думали, что ажиотаж будет вокруг неудачного проката? Будут обсуждения прыжков и связок, музыки и хореографии, да даже черт с ним – акклиматизации и платьев? Как бы не так! Обсуждать будут вас, смотрящих в мониторы. И вон того «сорокалетнего менеджера».

Welcome to hell

Несколько лет назад у мальчиков в сети была забава: зайти в профиль к рандомной девушке, найти ее фотку с подружками и написать комментарий в духе «красотки, девчонки, а вот третья – урод». Смешными казались реакции девушек, попытки выяснить, кто эта третья, проклятия в адрес прокомментировавшего.

Мне это смешным не кажется, и можно сколько угодно величественно восседать на вершинах своих моральных устоев и порицать, осуждать, находить подобное неприемлемым, но это данность. Сама идея оценивать человеческую природу и современный мир бессмысленна. «Это интернет, тут могут и на… послать»: на любое мнение найдется оппонент, любую фотку могут отметить смайликом с сердечком, а могут коротким «фу», рамки правил и справедливости устанавливает, например, модератор ресурса или хозяин странички.

Трудно поверить, что Женя Медведева этого не знает. 

Так и осталось неясным, кого конкретно уличают в издевательствах – прессу или зрителей, поэтому затронем обе темы.

В сущности, повышенное внимание, которое есть к значимому событию или топ-спортсмену, всегда порождает бури обсуждений и громкие заголовки. С последним все понятно: «провал», «триумф», «крах», «сенсационный камбэк», «драматичный финал» - вот это вот все отличные ингредиенты для шапки статьи. С обсуждениями еще проще: сколько людей, столько и мнений.

И мнения эти каждый считает важным высказать (я вот, например). Иногда в грубой форме, иногда – с излишней жестокостью. Добро пожаловать в виртуальный мир.

Тот факт, что популярная, титулованная, стабильная на протяжении долгого времени Женя и программу завалила, и на пьедестал на попала, и в финал Гран-при не идет – само по себе тема для разговора. Это просто очередной (не единственный!) повод болтать, объяснять, убеждаться в собственной правоте или признавать ошибку, прогнозировать. Ругаться, безусловно )))

И это не является травлей.

По сути, нам предлагают придерживаться политики «либо хорошо, либо никак». Но так не о спортсменах, вообще-то, говорят. Да и те, кто предлагает, заданному параметру нисколько не соответствуют.

Спасите наши души

Занятно, что антифанаты есть у всех, нелестные отзывы были всегда, но такую истерику устроили только сейчас. Вот Аделина Сотникова, например, сегодня тоже достает жестом фокусницы хейтеров из шляпы. И это очень веселит, потому что Аделина уже пару лет как не воспринимается всерьез любителями ФК. Но в 2014, после своей победы, она пережила не лучшие времена в инфополе.

Фанаты Ким Ен А девушку ненавидели как врага, а поклонники Липницкой добавляли огоньку. Сквозь простыни корейско-российских оскорблений изредка прорывались поздравления и слова поддержки. Подумать только: на Youtube выставлялось видео, где Аделина катает ту же программу, но незадолго до Игр и с падением, озаглавленное «Олимпийский прокат», а еще составлялась петиция с жестким условием отобрать золотую медаль. Петицию подписали полтора миллиона человек – ее ненавидел целый Новосибирск или полтора Воронежа. Сотникова сказала: «медаль не отдам!». Ну и молодец она.

Правда, у Аделины был мощный тыл в виде поддержки именитых людей, а вот у Михаила Коляды его не было. После командных соревнований на Играх-2018 парню пришлось туго: его обвинили в том, что он своим отвратительным прокатом оставил одиночниц без заслуженного обеими золота.

Те пожелания, что писали Мише, и статьи о нем могли вызвать шок, глубокую депрессию, кисту почки. Кстати, соревнования комментировал один абсолютно неконфликтный бывший парник. В прямом эфире он заявил, что Коляда должен то ли ноги мыть Жене Тарасовой за ее выступление и воду пить, то ли ботинки целовать, то ли шнурки гладить. Дословно не помню, а пересматривать не хочу – это мерзко. Последующей Мишиной бронзе ЧМ тоже никто не радовался – дескать, а чего бы и нет, в отсутствии Ханю и Фернандеса, и вообще, у тебя программа, как у девчонки. И это не хейтеры, это уже слова заслуженного тренера.

Пожаловаться на плохих ребят могла бы и Аня Погорилая, которой писали после ее страшных падений «это похороны» и «хватит ныть», и Стася Константинова «че за руки-мельницы, ахахаха, на дорожке упала», и Катя Боброва «вечно пятая в колхозном платье», и Лиза Туктамышева, карьеру которой сто раз завершали за нее.

Изощренных гадостей или просто легких пинков не заслуживает никто, но, пожалуйста, скажите: отчего же этих спортсменов никто не пожелал защитить от нападок? Почему никто не поднял бучу и не запросил комментарий психолога? И почему уважаемые эксперты, которые буквально со вчерашнего дня так радеют за чистоту в прессе, позволяли себе такие же издевки, но в адрес других фигуристов?

Я сознательно ничего не скажу об Алине Загитовой, хотя она бы могла написать целый трактат о том, что есть травля. Но она не хочет, у нее другие дела.

Закон физики

Тем не менее, процент негативных отзывов о Жене действительно увеличился. Если откатиться на год назад и всерьез, для статистики, прошерстить мнения, то ситуация нарисуется очень любопытная. Вот, например, в январе этого года Елена Радионова дает интервью, в котором ее спрашивают о Медведевой – поедет та на европейское первенство или нет? Елена отвечает примерно так: конечно, Жене нужно ехать, подтверждать свое место в команде, она сможет. Фанатам фигурного катания в целом и Медведевой в частности что-то в ее словах не понравилось. И лучше бы Лена свое место подтверждала, и не ей указывать Жене, что делать, и вообще она блондинка.

Женю в то время не просто обожали – ее боготворили. Никому из тех, кто говорил о ней хоть что-то, не оставляли ни малейшего шанса на осечку: либо ты восхищен и желаешь удачи, либо мы сейчас вспомним все твои промахи и укажем место. За зависть, хейтерство, антифанатство принималось любое мнение, в котором есть вопрос, сомнение или отсутствие слов «великая», «бриллиантовая», «невероятная». Странно, что всех устраивало такое положение дел – это ведь и есть натуральная травля. Или извращенная форма цензуры.

Безумие медленно развивалось, не подвергалось лечению и контролю, а во время Олимпийских Игр вошло в острую фазу. Когда серебряную медаль превратили не в высокую награду, а в насмешку над многолетней работой спортсмена. Когда появились открытые рассуждения о том, чья медаль справедлива, а чья – нет, кто с кем был душой, кого любят больше, кого нужно было «заставить работать на серебро». Так бывает: маниакальная любовь – это уже не любовь, а отклонение, но некоторые люди лишь ее принимают за истинное чувство.

Именно поэтому маятник качнулся: сила действия равна силе противодействия и все такое. Сильное раздражение, граничащее со злостью, стала вызывать не Женя, а лицемерие, «неспортивное поведение», двойная мораль и двойные стандарты.

Проще говоря, к созданию «шара ярости» руку приложили не кто-нибудь, а почитатели ее таланта.

Караваны лают, собаки идут

«- Зря Женя поехала к Орсеру. – Зря вы написали этот комментарий!».

«- Жене не идут эти платья, они делают ее шире. – На себя посмотри, че профиль закрытый, сама жирная?».

«- Женя, почему ты не написала перевод на русском? – Не указывайте ей, что делать».

«- Желаю Алине и Жене встретиться в финале! – Задолбали со своей Алиной, идите к ней на страницу!».

Это, так сказать, из избранного – наиболее частые вариации ответов Жениных поклонников на чьи-то высказывания. В принципе, это вообще самые частые ответы чьих бы то ни было фанов. Не оскорбительные, но неугодные комментарии стираются, оппонента бьют сразу и наотмашь, в любом неоднозначном мнении ищется подтекст, и его автор обвиняется в зависти, ненависти, желчности, любви к другой фигуристке. Выглядит странно, но это так.

Если верить Википедии, то «при травле жертва не может себя защитить, поскольку силы сторон не равны, тем травля и отличается от конфликта». Так вот Женю защищают рьяно, даже когда угрозы нет, открыв забрало и ломая копья. И это ведь для нее – плюс, целая армия поклонников на страже чести и достоинства. Причем, не только из рядов обывателей: даже если ты не просто зритель, а, предположим, Илья Авербух, и говоришь, что не надо Жене высчитывать баллы, тебя оборвет фразой в духе «она без вас разберется» не кто-нибудь, а маститая в мире ФК фигура.

Женю по-прежнему многие обожают. Публика на канадском этапе рукоплескала ей стоя после произвольной программы, на открытых прокатах в России «только ее так встречали», несколько аморфные французские зрители тоже не жадничали – отбивали ладошки и одобрительно гудели.

Группы в социальных сетях все так же многочисленны, объяснения в любви все так же бурно-восторженны, а недавно я прочла, что ее поклонники собираются отправлять подарки в Крикет, чтобы улучшить настроение любимицы.

Тем не менее, Женя зациклилась на том, как ее кто-то ненавидит и как ее хотят сломать. И ни умные взрослые, что ее окружают, ни фанаты, не смещают акцент на позитивчик. Действительно, к чему эти сопли? Тебя ненавидят, Женя! – подтверждают они. Тебя травят! – и искусственно создают волну возмущения. Больше ненависти, больше! Удивительно, что при таком подходе она выходит на старт просто без улыбки, а не с рыданиями.

Другое дело, что все эти объяснения, предположения и версии не имеют смысла, если с противоположной стороны, из кулуаров, история выглядит несколько иначе. Поиск теории заговора – затея комичная, но, учитывая, как ничтожно мало обсуждался сам прокат и как агрессивно насаждалась мысль о гноблении Жени, некие подозрения могут появиться.

Возможно, агенты (или пиарщики) спортсменки решили бахнуть ядерной бомбой по растерянным зрителям, чтобы ни одной собаке даже в голову не пришло задавать вопросы. Ведь если задашь или выразишь недовольство, это назовут травлей и затравят уже тебя. Неплохой способ оттянуть внимание, перевести стрелки, обвинить почтеннейшую публику и нервы, которые эта самая публика измотала девчонке.

Воображение у меня хорошее, поэтому нечто подобное я легко могу представить. А вот каким запредельным для этого нужно обладать уровнем цинизма – не знаю, моя фантазия на такое не способна. Может быть, если на ЧР не удастся показать хорошее катание, после произвольной мы с удивлением узнаем, как Женя нашла в дверном косяке булавку или обнаружила в сумке заговор на латыни. А что, я видела комментарий про сглаз – великолепная же идея.

Go, Zhenya.

В этих информационных боях ты побеждаешь.

Что насчет ледовых?