8 мин.

Пуля из Миссисипи. Часть 1

   Буквально на днях, во время моих очередных вояжей по просторам YouTube, лента в рекомендованных видео выдала мне микс лучших моментов Монты Эллиса в Далласе. Естественно, что я не смог пройти мимо, а потом посмотрел еще с десяток видеонарезок Монты. Ну и появилась мысль, написать что-то такое, ностальгическое, поделиться воспоминаниями и впечатлениями от его игры за Даллас (ну и немного о его пребывании в Индиане), да и вообще о событиях, происходящих с моей любимой командой в те два сезона. Естественно, что все это было не так давно, поэтому где-то я скажу очевидные и всем известные вещи. И да, тут будет много текста и много цифр.

   Итак, поехали. Начнем с пары слов о сезоне 12/13.

   Он сложился для Далласа не самым удачным образом. Эпидемия травм, выбившая из строя даже Дирка, нестабильная игра О Джей Мэйо и еще много чего другого, что, наверное, стоит само по себе отдельного материала – как итог, результат 41/41 и первый пропущенный розыгрыш плей-офф за тринадцать лет.

   Команде явно был нужен глоток свежего воздуха, а так как сливаться в Далласе не принято (уж лучше вылететь в первом раунде), то ставка, как обычно, была сделана на свободных агентов. Ну и с таким же "как обычно" итогом – авантюрные попытки заполучить звезд первой величины предсказуемо увенчались провалом. Команду пополнили ветераны Хосе Кальдерон и Сэм Далемберт, вернулся блудный сын Девин Харрис, последние несколько лет слонявшийся из команды в команду (из-за травмы пальца ноги пропустил полсезона), на дальний край скамейки подписали Уэйна Эллингтона (тогда еще не имел прозвище "парень с золотой рукой"), а на драфте клуб вместо Янниса выбрал миниатюрного защитника Университета Майами Шейна Ларкина (сломал ногу во время тренировочного лагеря и вылетел на три месяца). Не сказать, что прямо кардинальное усиление, не так ли?

   Собственно, травмы Харриса и Ларкина и, как следствие, дефицит здоровых игроков в задней линии, повлияли на решение офиса подписать контракт со свободным агентом Монтой Эллисом, 25 миллионов на 3 года. Про то, что это не самая лучшая идея, не высказался только ленивый. Эллис провел добротный, для игрока своей позиции, предыдущий сезон в Милуоки, где на пару с Брэндоном Дженнингсом вытащил Милуоки в плей-офф. А уже там оба защитника с клеймом единоличников синхронно провалились, а летом также синхронно отправились искать себе новые клубы.

   Что я знал про Монту на тот момент? Не так уж и много, не так уж и мало. Сороковой пик драфта 2006, самый прогрессирующий игрок 2007 года, имевший в своем активе два мощных сезона с 24+ очками за игру в среднем. Когда-то любимец оклендской публики, освиставшей владельца Джо Лэйкоба за обмен Эллиса в Милуоки. И вообще парень, который может в любой вечер положить вашей любимой команде за тридцатник и вырвать игру в концовке, причем как в реальной жизни, так и в NBA 2K (например, в 2К12 он постоянно мучал меня своими реактивными проходами). На обратной стороне медали обвинения в домогательстве, полученная во время катания на мопеде травма ноги, спорные заявления (например, всем известное сравнение Эллиса себя с Уэйдом), а также устоявшаяся репутация единоличника и мусорной пулялки. В общем, подумать было о чем.

   А тут еще как назло перед глазами всей публики был свежий пример Мэйо, который вроде бы мощно начал прошлый сезон, привлек своей игрой внимание, а потом сдулся и все закончилось легендарной фразой про тайм-аут, взятый специально для его замены.

   Ирония №1 – Эллис пришел в Даллас, Мэйо же в тот самый Милуоки (со станов болельщиков обоих клубов тут же посыпались ехидные смешки про смену шила на мыло). Ирония №2 – Мэйо в 2016 получил двухлетнюю дисквалификацию за нарушение антинаркотической программы, Эллису в 2017 дали пятиматчевую дисквалификацию также за наркотики, а позже отчислили. И от обоих до сих пор немного слышно (хотя Мэйо тренируется и планирует вернуться).

   Но дело сделано – Монта подписан, теперь оставалось только ждать и верить, что гений Карлайл сможет повлиять на игрока и раскрыть его с лучшей стороны. Эллис дело в долгий ящик откладывать не стал и мощно дебютировал в матче с Атлантой – 32 очка, 8 передач и победа. К слову, с тех пор Даллас у Атланты больше не выигрывал.

Реклама 18+

   В Далласе в том году Монта выступал в роли мотора нападения, набирая в среднем по 19 очков за матч. А наличие в составе команды таких снайперов, как Хосе Кальдерон и Винс Картер, а также убийственного на пик-н-попах Дирка хорошо раскрыло ассистентские навыки Монты, что вылилось в 5.7 передачи. Традиционно страдала только трешка Эллиса (33%), что, впрочем, ему нисколько не мешало – реактивный движок в ногах позволял Монте улетать от почти любого опекуна в проходы, по количеству и успешности которых он был среди лидеров всей лиги.

   В защите играющий второго номера 190-сантиметровый Эллис, конечно, не блистал, хотя и мог периодически собрать 5-6 перехватов за матч (1.7 в среднем за сезон), благодаря своему чтению игры. Но играть в защите от него особо и не требовалось – команде был нужен второй скоррер в дополнение к Дирку, причем желательно такой, чтобы мог создать себе бросок сам. В лице взрывного Монты Даллас такого скорера получил.

   В том сезоне он продемонстрировал немало ярких и запоминающихся матчей: победный бросок в Портленде, 37 очков против Хьюстона (Дирк тоже не особо отстал, набрав 35), неожиданно, по крайней мере, для меня выигранная у Индианы всухую сезонная серия.

   В концовке чемпионата Даллас, Финикс и Мемфис разыгрывали между собой два последних места в пост-сезон. В этой борьбе, к сожалению, не повезло клубу из Аризоны, во многом стараниями Монты, который в решающем в борьбе за путевку в плей-офф матче отгрузил Финиксу 37 очков под ликующие вопли домашних трибун (в итоге его даже признали игроком недели в Западной конференции). Финикс мне было по-человечески жаль, ведь Драгич и Ко весь сезон показывали яркую привлекательную игру, срамя критиков, и одержали 48 побед. Но Западная конференция в том году была настолько враждебной, что даже такой показатель не гарантировал попадание в пост-сизон.

   Даллас же, уступив в овертайме Мемфису в последнем матче регулярки, с 49 победами закончил сезон на восьмой строчке.

   Отдельно стоит сказать, что вне паркета Монта тоже был хорош, сразу же найдя общий язык с партнерами и тренерским штабом. С Дирком же они и вовсе очень сдружились (например, Новицки позвал Эллиса на церемонию посвященную выходу документального фильма о себе), составив один из самых убойных дуэтов того сезона.

   Соперником по плей-офф для Далласа стали старые знакомые из Сан-Антонио, выигравшие у Мэвс все очные встречи в сезоне, поэтому надежды было мало. Вопреки этому серия получилась огненной и затянулась на максимальные семь матчей (первый раунд того года вообще был богат на семиматчевые противостояния). Обидное поражение в первом матче, уверенная победа во втором, третья игра с баззером имени Винса Картера, после которого Даллас даже повел 2:1. Тем не менее, я чувствовал некую обреченность в игре команды. Не было полной уверенности, что Мэвс могут вырвать у Шпор победу. Так и вышло – седьмую игру в Сан-Антонио соперник забрал довольно легко и двинулся дальше, прямиком к своему пятому титулу. А "бродяги" же отправились на рыбалку.

   Не сказать, что сезон вышел плохим, ведь перед его началом эксперты предрекали Далласу борьбу за высокие пики, а вовсе не плей-офф. Ну и тот факт, что Портленд, Оклахома и Майами в общей сложности смогли выиграть у Сан-Антонио лишь на один матч больше, чем Даллас, тоже грел душу. Монта Эллис же стал для меня (да и многих, наверное) открытием того сезона, и я буквально влюбился в его игру. В его реактивность, редкие, но мощные данки, шикарные пасы через спину на открытого Дирка. В том плей-офф он набирал 20.4 очка, 2.9 передачи и 1.3 перехвата, практически в одного вытащив шестой матч (ну да, стоит упомянуть, что ДеДжуан Блэр сделал 4 перехвата, включая решающий на последней минуте у Тони Паркера).

Реклама 18+

   Итоговые впечатления от сезона были позитивными, была привычная надежда на громкое подписание и прогресс команды в следующем году. Началось межсезонье, а первая часть нашего материала подошла к концу.