5 мин.

Перуанская легенда

Нюрнбергскому трибуналу не было никакого дела до сборной Перу по футболу. Между тем, в перуанском фольклоре осталось свое собственное, национальное воспоминание о преступлениях Третьего Рейха. 

Нигде, кроме самого Перу, не помнят местную олимпийскую сборную по футболу приехавшую в Берлин в 1936-м году. Из футбольного турнира той Олимпиады обычно вспоминают только один матч — Германия — Норвегия. Игру навестил Гитлер, которому после победы немцев в первом матче турнира навылет (9:0 над Люксембургом) обещали большой триумф и в следующей игре. Германия неожиданно проиграла, 0:2, Гитлер с Геббельсом покинули стадион, надеясь что уж в беге на 100 метров их белобрысый спринтер покажет Джесси Оуэнсу...

Между тем, на той же стадии турнира между собой встретились сборные Перу и Австрии. Середина 30-х — расцвет австрийского футбола, в котором до аншлюса выросло сильнейшее в истории поколение игроков, во главе с Маттиасом Шинделаром, погибшем при невыясненных обстоятельствах вскоре после насильственного присоединения Австрии к Германии. Однако на Олимпиаду поехала не “Вундертим”, а любители — крепкая австрийская команда, обыгравшая в первом круге Египет — 3:1. 

От Перу, в лучшем случае 4-й по силе сборной своего континента, никто не ждал ничего особенного, поэтому уже первая победа, над сборной Финляндии — 7:3 многими была воспринята как неожиданность. В очной встрече с Австрией, к тому же игравшей практически на своем поле, фаворит был очевиден.

4:2 или туда и обратно

При большой поддержке трибун австрийцы в первом тайме задавили невысоких и физически щуплых перуанцев, в составе которых преобладали игроки креольского происхождения, а также индейцы кечуа — также далекие от местных арийских стандартов красоты и силы. К перерыву Австрия вела, 2:0. 

Еще до перерыва игра стала потихоньку сходить с рельс, судейство норвежца Кристиансена было далеко от совершенства, так что никто не удивился тому, как в начале 2-го тайма перуанцы буквально вынесли с поля одного из ведущих австрийских форвардов. Безнаказанный силовой прием неожиданно перевернул настроение и ход игры. Перуанцы заиграли в “латиноамериканском стиле”, который в Европе ассоциировался прежде всего с Уругваем — олимпийским чемпионом 1924-1928 гг. и чемпионом мира 1930 г. Мелкий пас и импровизация, “смерть от тысячи точных передач” постепенно настигала уставших к концу игры австрийцев. Они пропустили на 75 и 81-й минутах — 2:2. 

Второй гол настолько воодушевил местную публику, что она прорвала военные кордоны и выбежала на поле. Игра остановилась на 10 минут. В послематчевых комментариях кто-то упоминал разборки болельщиков с судьей и давление, оказанное на австрийских игроков. Так или иначе, все остались целы, и матч продолжился.  

После ничьей в 90 минут команды вышли на классический получасовой овертайм — два по 15. К этому моменту Перу окончательно подавила австрийскую команду — в первом же овертайме латиноамериканцы забили трижды. Впрочем, норвежская бригада отменила все три гола: два из-за офсайда, третий — из-за фола в момент взятия ворот. Перуанцы явно играли матч всей жизни и, несмотря на невероятное давление и уже открытую войну с главным арбитром, забили во втором овертайме еще дважды — на 117-й и 119-й минутах отличились Вилланова и Фернандес. 4:2 — и Перу проходит в полуфинал.

Протест и легенда

Перу 1936

Сборная Перу на Олимпиаде 1936

Австрийская федерация подала официальный протест на результат матча. Основание — вторжение болельщиков на поле при счете 2:2 в конце второго тайма. В невероятных отчетах о встрече местная пресса упоминала о “тысяче перуанцев”, оккупировавших поле стадиона берлинской “Герты”, на котором проходил матч. Откуда в маленьком бедном Перу, едва сумевшем отправить своих олимпийцев пароходом через Атлантику, тысяча человек, способных добраться до Берлина, никто объяснить так и не смог. Столь же неясной осталась и причина по которой болельщики выбежали на поле. Были ли это австрийцы, возмущенные игрой своей команды? Или фанаты-антифашисты, восторженно приветствующие героических перуанцев? 

Протест был удовлетворен и переигровка согласована в течение нескольких часов после окончания матча. На следующий день сборная Перу не вышла на поле против Австрии. Тогда матч был перенесен еще на день, но и тогда перуанцы не прибыли на игру. К тому моменту национальная федерация уже объявила бойкот играм и отправила всю перуанскую сборную домой, призвав остальные латиноамериканские страны к солидарности. Откликнулась только Колумбия, также покинувшая турнир. 

Дома сборную Перу встречала вся страна во главе с президентом, Оскаром Бенавидесом. Он торжественно зачитал с трибуны “письма поддержки”, пришедшие от делегаций Аргентины, Уругвая, Бразилии. Внезапно никому не известная команда из Перу оказалась в центре внимания целого континента.  

Вокруг игры тут же стали выстраиваться теории заговора. “Наверняка Гитлер, оскорбленный поражением сборной Германии, не мог допустить еще и вылета австрийцев в матче против “индейцев””, “на матче присутствовал Геббельс, спустившийся к судьям после игры”. С другой стороны, писали о Жюле Риме, посетившем перуанскую раздевалку, чтобы пожать руки игрокам команды.  

В лучших национальных традициях, в самом Перу было атаковано местное немецкое посольство. В порту местные моряки и технические службы отказались обслуживать немецкие корабли. Наконец, до того не слишком популярному президенту Бенавидесу удалось запрыгнуть на накатившую патриотическую волну — он выиграл состоявшиеся вскоре выборы.  

Легенда была рождена. Все игроки сборной Перу получили от государства памятные медали — “Перу — олимпийский чемпион 1936 года”. Это поколение игроков действительно оказалось самым заметным в истории местного футбола, его затмила лишь команда Кубильяса 1970-х. А тогда, в 1939-м Перу впервые в истории удалось выиграть Копа Америка. 

Забронзовевшие воспоминания о матче с Австрией со временем затмили хронику реальных событий тех лет. Лишь много лет спустя многие с удивлением узнали, что Перу вовсе не собиралась игнорировать переигровку — команда застряла в пробке, образовавшейся в результате соревнования олимпийских велосипедистов и просто опоздала на свой матч. Это недоразумение окончательно запутало всех, и следущая попытка сыграть также сорвалась из-за несогласованного со сторонами времени начала матча. Но это было уже не важно. 

 

Про несуществующие и несущественные победы/поражения в телеграм-канале "Бей вперёд -- игра придёт"