6 мин.

Рождение сверхновой. Год после победы Аделины Сотниковой

Любители фигурного катания хорошо умеют делать две вещи – люто ненавидеть или люто жалеть. Все иные чувства и ощущения меркнут перед этими китами мироздания. Болельщики имеют чёткие критерии, по которым спортсмен либо достоин всепоглощающей жалости и сочувствия, либо не достоин вообще ничего, кроме нелюбви. Такое несколько утрированное постановление помогает понять, что даже простое и очень адекватное уважение заслужить становится всё труднее и труднее.

Было ли Аделине Сотниковой тяжелее, чем остальным российским одиночницам? Нет, не было. Было ли ей тяжело? Безусловно. Когда Лиза Туктамышева боролась с последствиями переходного возраста, внимание от неё переметнулось к другим девушкам, хотя именно ей и Сотниковой прочили изначально сочинскую медаль. Когда сейчас Юлия Липницкая почувствовала, что переходный возраст берёт верх – она приняла решение завершить сезон досрочно просто потому, что у неё была такая возможность. У нас теперь в одиночном женском катании российская первая десятка является одновременно и европейской первой десяткой.

Аделина же испытывала на себе любые капризы собственного организма у всех на виду. Первый полноценный взрослый сезон – 16 лет – а техника продолжает разваливаться после неудачного предыдущего сезона, когда был вчистую проигран юниорский Чемпионат мира, причём не только Юле Липницкой, но и Грейси Голд. Татьяна Тарасова заметила, что у Сотниковой был период, когда она в принципе не могла прыгать. Но даже в то время, когда всё валилось из рук, Аделина сумела собраться на дебютный Чемпионат Европы (который по-честному должна была выигрывать). Всего одна ошибка за две программы – сорванный в произвольной флипп – и серебро.

На первом для Лизы и Аделины Чемпионате мира их судили максимально жёстко. Сотникова тащила приземления как могла, но сбои в технике были очевидны. В межсезонье ожидал вагон работы – от незатейливых программ к усложнённым заходам на прыжки и прочим транзишнам. В сезоне 2012/13 у Аделины только два прыжка стояли во второй половине произвольной программы – сальхов и аксель, в олимпийский год - целых четыре, и из них два сложнейших каскада. На Чемпионате Европы из-за ошибки на первом лутце вообще все три каскада пришлось перенести во вторую половину – и Сотникова справилась с ними блестяще.

Результаты стали лучше, но из-за нервов ожидания вновь не оправдывались. Довлеющая идея о сложном каскаде в короткой программе испортила прокат на этапе в Париже, но все последующие «Кармен» получались как под копирку великолепными – финал Гран-При, Чемпионат России, Чемпионат Европы и Олимпиада. Однако заваленная произвольная в финале Гран-При была для Аделины, казалось, последней каплей. Вот же, этап во Франции за неделю до Фукуоки, прекрасная чистая попытка, что же опять произошло?

Чемпионат России прошёл почти без осечек – на две программы один степ-аут на первом каскаде в произвольной. В остальном сложнейший прыжковый набор выполнен без помарок, оставалось сохранить эту уверенность в себе. Потому что ну серьёзно - у кого ещё есть такой бильман с одной рукой и качающаяся либела? Мощнейший каскад 2А - 3Т? Хотя предолимпийский Чемпионат Европы уверенности добавил вряд ли. Снова злополучный лутц, но прицепить к нему второй прыжок уже не вышло, и потеряно море баллов. В остальном снова чистейшие, высокие прыжки, и Сотникова сама наконец поверила тогда, что может сделать это ВСЁ, что ничего невозможного в её программах нет.

Хотя тогда казалось, что спохватилась Аделина поздно. Юлия Липницкая феноменально выступила на Чемпионате Европы, а следом и на командных соревнованиях. Что произошло в команде Елены Буяновой перед личным турниром? Не знаю. Никто не знает. Только на Олимпиаде мы увидели какую-то другую Сотникову – ту, что мы видели последний раз аж в сезоне 2010/11. Улыбающаяся, живая, идущая напролом. Именно в этом её козырь, фишка – в искренности, в открытости.

Через семейные трудности и проблемы взросления Сотникова пришла к своему золоту. Прекрасная сказка, историчность, бабочка из кокона, свалившийся груз надежд – знаем, наслышаны. Однако в 17 лет встретиться с тем, что жители целых стран в буквальном смысле не-на-ви-дят тебя – это испытание похлеще собственных журналистов. И то, как Аделина выходит из этой ситуации, - это здорово, это достойно.  Она на редкость трезво оценивает свои шансы, не в пример своему окружению. Вот вышедшее недавно интервью на «Маяке» - очень взвешенные и обдуманные слова, никаких оправданий, никаких обвинений. Просто желание работать, совершенствоваться.

Ну и отношение к травме (бесценно):

Теперь, когда груз упал, Сотникова может быть собой, может узнавать мир, может напитаться эмоциями заново. Танцы? Пожалуйста.

 

 

 

Тринадцать лет мантр «СОЧИ ОЛИМПИАДА НАДЕЖДА» подошли к концу, и началась новая, интересная, взрослая жизнь, где так же есть тренировки, но теперь это тренировки человека, который знает, что такое золото, который голоден до новых впечатлений.

У Аделины выдался очень длинный год, наполненный событиями в режиме нон-стоп. Но за всеми этими церемониями и интервью она всегда оставалась собой – оптимистичной и настоящей.

Эта девочка была рождена, чтобы стать знаменитой. Перед камерами теперь она чувствует себя как будто всегда там и находилась, и это должно помочь ей и в профессиональной карьере. Нервная удавка отпустит, и выступать по возвращении станет легче.

Потому что она вернётся.