10 мин.

«Майкл Джексон», «Маскарад» и ещё 12 лучших постановок Николая Морозова

По масштабности, разнообразию и плодовитости талант тренера-постановщика Николая Морозова может сравниться разве что с Лори Николь. Действительно, проще перечислить тех фигуристов, которые никогда не работали с Морозовым, чем всех его учеников. Блог Контратака вспоминает лучшие программы, поставленные российским специалистом. 

Фото: Александра Федорова, "СЭ"

Quixote, Елена Грушина/Руслан Гончаров, сезон 2002-2003

Не первое обращение Морозова к творчеству квартета Bond. Удивительно музыкальная и скоростная программа, показывающая филигранную работу ног, свойственную парам Татьяны Тарасовой. На момент исполнения этого произвольного танца Елене было 28 лет, а Руслану 30, но тогда они даже не считались ветеранами. Никакого степенного, «тяжёлого» катания, только энергичные, темповые движения, отточенность переходов и позиций. Позже Морозов поставит для украинской пары мощную и серьёзную программу Hanging/Escape, будет и олимпийский танец на музыку Питера Гэбриэла. Но именно постановка Quixote останется самой оригинальной, яркой и подчёркивающей все достоинства пары.

Avant et Apres la pluie, Quintette & Steppe, Изабель Делобель/Оливье Шонфельдер, сезон 1999-2000

Крайне популярный сейчас у хореографов, Рене Обри выпустил альбом Apres la pluie ещё в 1993 году. В 1995 одну из тех композиций, Avant la pluie, использовали во Франции для телевизионной версии официальной кампании президентских выборов, а в 1999 году на микс из этой музыки была поставлена одна из первых программ в тренерской карьере Николая Морозова. Очень молодые тогда французы тренировались у Татьяны Тарасовой и ещё год назад, в 1998 году, соревновались на одном Чемпионате мира с Николаем Морозовым (в паре с Татьяной Навкой, разумеется), а на следующий сезон уже сотрудничали с ним. Эта программа – одно из подтверждений, почему хорошо, когда не как у всех. Сам Морозов говорит, что при нынешней системе судейства количество пар в одной группе стремительно возросло, так как все, по сути, делают одни и те же элементы, и нет необходимости придумывать каждому своё. В 2000 же году можно было поставить вот таких вот «мимов», оригинальность которых зашкаливала, и дать паре запомниться зрителю. Потом, в олимпийский год, можно было создавать уже серьёзные вещи, отдалённо напоминающие «Реквием» Грищук/Платова, но именно такие танцы, как на музыку Обри, помогают парам обрести своё лицо.

Michael Jackson Medley, Ше-Линн Бурн/Виктор Краатц, сезон 2001-2002

В тот олимпийский сезон под Майкла Джексона танцевали также Татьяна Навка и Роман Костомаров. Однако насколько же разнятся эти постановки, и насколько более органично выглядели канадцы, они как будто жили этой хореографией, когда россияне чисто и чётко выполняли элементы. Красавица Ше-Линн Бурн была в этой музыке словно рыба в воде, и получился настоящий трибьют на Майкла Джексона. Через год Бурн/Краатц будут чемпионами мира с произвольным танцем на знаменитое «Адажио» Альбиони, но именно попурри 2002 года было их самой интересной и яркой постановкой.

Пираты Карибского моря, Хавьер Фернандес, сезон 2009-2010, 2010-2011

Николай Морозов в одном из интервью признался, что больше всего удовольствия ему приносит именно работа с мужчинами-одиночниками. Неудивительно, что самые удачные программы были поставлены им именно для одиночников, и для каждого Морозов подбирал именно такие образы, которые не только выгодно подчёркивали что-то, но и надолго запоминались. Именно эта постановка открыла миру талант Фернандеса, многие вспомнят его «нетрезвую» дорожку шагов. Под затёртую до оскомины музыку Ханса Циммера Морозов создал для испанца очень обаятельный и зажигательный образ, и превзойти эту актёрскую планку сложно.

Концерт для скрипки с оркестром П.И. Чайковского, Дайсуке Такахаси, сезон 2006-2007

Было бы преступлением не упомянуть об этом сотрудничестве. Таким, каким его знают и любят сотни тысяч поклонников, Такахаси стал именно с идеально подходящими ему постановками Николая Морозова. Были в период их работы и новаторское хип-хоп «Лебединое озеро», и Рахманинов, и Чайковский, и Мулен Руж с Призраком оперы. Морозову удалось раскрыть талант Такахаси со всех сторон, но именно короткая программа под концерт Чайковского стала образцом знаменитого скольжения и филигранного конька японца.

Nocturne from «Lady Caliph», Цин Пан/Цзянь Тун, сезон 2013-2014

Этот китайский дуэт всегда выгодно отличался от своих соотечественников чуть более артистичным, чувственным катанием. Не последняя заслуга в этом принадлежит Николаю Морозову, к которому пара обращалась несколько раз, в том числе и в олимпийский 2010 год, и в этот, сочинский. Часто Морозов ставил только короткие программы, и они получались очень вдохновенными и необычными для китайцев, чего стоит только блюз Гэри Мура в сезоне 2008-2009. Но самой проникновенной и красивой постановкой для них стала именно короткая программа этого сезона под великолепную музыку Эннио Морриконе. Стильная вещь, которую действительно можно назвать танцем, как нельзя лучше рассказывает об искренних нежных чувствах внутри этой пары.

Мемуары гейши, Мики Андо, сезон 2008-2009

Николай Морозов работал со множеством именитых одиночниц: Сашей Коэн, Мишель Кван, Шизукой Аракавой, и всегда подбирал для них очень богатый музыкальный материал. Для Саши Коэн эти были Бетховен, Рахманинов и «Чёрные глаза»; «Шербурские зонтики», «Лебединое озеро» и «Титаник» для Аракавы, «Спартак», «Тоска» и Питэр Гэбриэл для Кван. Но ни одна из этих программ не тянет на звание «одной из лучших», несмотря на все регалии фигуристок. Невысокие прыжки, невысокий артистизм – лишь Саша Коэн смотрелась настоящей, живой. Куда более удачным получилось сотрудничество Морозова и Мики Андо. Трогательная и искренняя Мики смогла показать на льду и «Самсона и Далилу», и «Шехерезаду», и «Жизель», и даже «Кармен». Однако самой удачной её программой стала короткая на музыку грандиозного Джона Уильямса. Кто безошибочнее Морозова может подобрать образ, кто лучше японки может прокатать «Мемуары гейши» и кто может сделать это проникновеннее, чем Андо?

Чёрный лебедь, Татьяна Волосожар/Максим Траньков, сезон 2011-2012

Каждая программа этой пары – маленькая жизнь и маленькое преодоление на льду, каждая постановка Морозова для этого дуэта может стать украшением топ-листа. Но самой любимой для фигуристов является именно «Чёрный лебедь», который буквально пленил идеей Транькова. Именно Максим предложил эту музыку и эту картину, а Николаю Морозову оставалось лишь свести все задумки - подсмотренные па из оригинального балета Чайковского и непосредственно сюжет фильма - в один танец. Настоящий танец, он как мог весь год приближал россиян к немцам. И пусть в том сезоне Тане с Максимом не удалось превзойти Савченко/Шолковы, но кто вспомнит, что катали Алёна с Робином?

Jumpin' Jack, Broken Sorrow by Nuttin' But Stringz, To Build a Home by Cinematic Orchestra, Флоран Амодьо, сезон 2012-2013

Одному Морозову известно, сколько он вложил сил и души в Амодьо. С зажигательной короткой программой «Однажды в Мексике» он выстрелил на Чемпионате Европы 2011, показав всему миру в том сезоне, как бразилец может кататься на коньках. Но лучшей программой Флорана, без сомнений, является произвольная сезона 2012-2013, последнего под руководством Морозова. Думалось, что кто-кто, а уж Амодьо никогда из группы Николая не уйдёт, настолько всем было видно доверие и уважение Флорана к тренеру. Однако так сложилось, что лучшая их постановка совпала с концом сотрудничества. Посмотрев этот танец, перед глазами долго стоят перчатки фигуриста, белая и чёрная, завораживающая хореография, изумительная дорожка, а в голове звучит пронзительная музыка, идеально подошедшая к задумке. Безусловный успех Морозова, который совпал с попаданием самого Амодьо в образ.

Человек в железной маске, Алексей Ягудин, сезон 2001-2002

Тот случай, когда мощная музыка соединилась с подходящим ей катанием. Кто только не брался за «Человека в железной маске», но ни одна программа не запомнилась так, как олимпийская постановка Николая Морозова. Каждый жест, каждый поворот словно сроднились с этим образом: от снятия маски на первых аккордах до фехтования на дорожке. «Революционный этюд» сезона 2000-2001 стал отличной огранкой для таланта Алексея, а произвольную программу "Гладиатор" отметил сам главный Гладиатор Голливуда - Рассел Кроу. Однако именно программы олимпийского года вошли в историю.

Матрица, Бриан Жубер, сезон 2003-2004

Если существует такое понятие, как «программа жизни», то это, безусловно, про Бриана и Матрицу. Он возвращался к ней и в 2006 году, и в 2012, да и все остальные постановки многими считаются более или менее удачными переложениями Матрицы. Но это не отменяет факта, что Жубер с этой музыкой и образом подошли друг другу идеально. Француз не раз говорил, что эталоном катания для него является Ягудин, и неудивительно, что лучшую программу для Жубера смог создать постановщик Алексея. Бриан раз и навсегда решил проблему идентификации себя в глазах любителей фигурного катания – он закончит карьеру, но его Матрица останется с нами навсегда.

Лебединое озеро, Елена Ильиных/Никита Кацалапов, сезон 2013-2014

Люди по-разному отнеслись к этой постановке, многие так и не приняли её, считая интерпретацию классического балета на льду кустарной или искусственной. Однако сложно отрицать, что это программа останется в памяти простых болельщиков, она уже стала «народной». У этой пары слишком большое количество нелюбителей, чтобы признание этого танца стало стопроцентным, но он сделан с большим вкусом и широкой русской душой. Грациозные, статные фигуристы как нельзя лучше перенесли на лёд блестящую и очень стильную постановку Морозова.

Маскарад, Татьяна Волосожар/Максим Траньков, сезон 2013-2014

Эту программу, кажется, делали всем миром: ребятам помогал, например, Евгений Платов и даже Никита Кацалапов. Но именно Николай Морозов стал центром этой грандиозной работы. Четыре мировых рекорда, один из которых на Олимпийских играх, признание планетарного масштаба и восторженные глаза самих фигуристов, катающих русскую классику, свою давнюю мечту – что может подходить более на звание «шедевр»? Чем дальше в рейтинг, тем меньше нужно слов, тем больше хочется просто смотреть.

Зима, Алексей Ягудин, сезон 2001-2002

Говоришь «Ягудин» - подразумеваешь «Зима». Образ, ставший эталоном, визитной карточкой и пропуском для Николая Морозова к мировому господству тренера-постановщика. Как будто кто-то ещё не слышал историю, как Николай вместе с Ягудиным выходил на лёд и часами эксперементировал, опираясь на чистое вдохновение, под им же выбранную случайно в магазине музыку Bond.