7 мин.

Российский голос «Формулы-1». Часть 4. Дуэт

Парный комментарий на нашем телевидении - явление отнюдь не редкое, хотя устойчивых тандемов, напротив, совсем не много. Как правило, комментаторские дуэты выстраиваются по одной из трех моделей:

1. Комментатор + эксперт. Репортаж в основном ведет один комментатор, второй же - как правило, спортсмен, тренер или кто иной из мира спорта - время от времени "подает голос": оценивает тот или иной эпизод, высказывает свое профессиональное мнение по какому-то вопросу либо же рассказывает что-то из внутренней "кухни" своего вида спорта (иногда по собственной инициативе, иногда - отвечая на вопрос основного комментатора). Примеров таких дуэтов очень много, из моих любимых могу назвать евроспортовские пары Журанков - Траньков (фигурное катание) и Ташев - Чакветадзе (теннис).

2. Комментаторы с разделением функций. Как правило, один находится на комментаторской позиции, второй - ближе к событиям; репортаж, как и в первом случае, ведет преимущественно один, второй включается периодически с какими-то интересными подробностями "с места" либо мини-интервью с участниками процесса. Одно время по такой схеме комментировали российские матчи на "НТВ-Плюс", она же распространена в трансляциях, к примеру, американских автогонок.

3. Эпизодический тандем. Комментаторы, в обычной практике работающие сольно, решили объединиться на конкретную трансляцию. При этом никакого разделения функций между ними нет, а репортаж в значительной своей части ведется в режиме диалога. Классический пример такого тандема составляют Александр Метревели и Анна Дмитриева, которые нередко вместе комментируют финальные матчи разных крупных теннисных турниров, можно вспомнить еще пары Уткин - Розанов, Поленов - Генич, Боровский - Каливод и многие другие. Разновидностью этой модели является случай, когда к опытному комментатору подсаживают неопытного - в учебных, так сказать, целях.

 

Наталья Фабричнова и Алексей Попов вместе комментируют "Формулу-1" (а также DTM, GP2, WSR) уже четвертый сезон, и за это время они выработали свой устойчивый стиль совместной работы. Главным комментатором выступает, бесспорно, Алексей Попов: он приветствует зрителей, дает обширное превью до старта заезда, под его комментарий проходят старт и первые мгновения гонки, он объявляет рекламную паузу и приветствует зрителей после оной, он "финиширует" с пилотами, он же озвучивает и всю церемонию подиума, включая интервью гонщиков. В наступившем сезоне Наталья стала брать на себя отдельные "оргмоменты", в частности, проводила пару раз зрителя на рекламу, но в целом по-прежнему ее роль - подчиненная. Владение микрофоном составляет у них примерно 2/3 на 1/3 в пользу Алексея.

Несмотря на значительно меньшее время пребывания в эфире, Наталье не отводится в репортаже какой-то специальной роли, она в целом делает все то же самое, что и Алексей Попов. По ходу квалификации и гонки они оба рассказывают разные новости и слухи, оба "ведут гонку", оба рассуждают о тактике, оба переводят командное радио; стартовую решетку и финишный протокол и вовсе зачитывают через строчку, как считалку. По ходу всего репортажа они подхватывают друг друга, бывает, что один заканчивает начатую другим фразу. Регулярно исправляют друг друга, если партнер что-то не слишком хорошо разглядел или расслышал. Изредка переходят в режим диалога, часто вместе шутят, но при этом трансляция не превращается в посиделки у бабушки Лукерьи: такие моменты длятся очень недолго, да и неформального общения между собой в эфире они не допускают (даже обращаются друг к другу строго на "вы").

Конечно, есть отдельные моменты, которым чуть больше внимания уделяет Наталья, другим - Алексей (на них уже было указано в предыдущих заметках данной серии), однако, разбирая в первой части комментарий Натальи, я отмечал также, что она практически во всех компонентах копирует стиль своего напарника, у них даже ошибки в речи одинаковые. Вот тут-то и самое время задаться вопросом, мучающим нас с той самой первой части - а что, собственно, изменилось с приходом на комментаторскую позицию Натальи Фабричновой? Чем она дополнила, украсила, разнообразила репортажи Попова, в чем вообще смысл этого дуэта?

Модель 1? Наталья - тот самый человек из мира спорта (пусть и несколько другого уровня, нежели "Формула-1"), с которым можно было бы реализовать модель "комментатор + эксперт" - но этого не происходит; она хотя и посмелела, стала больше говорить сама, иногда даже может перебить Попова, возразить ему, но в целом свое мнение высказывает крайне редко, никакой пилотской "кухни" тоже от нее не услышишь, равно как и анализа гонки либо отдельных ее эпизодов.

Модель 2? Разделение функций между Фабричновой и Поповым практически отсутствует, если не считать того, что когда комментаторы работали с трассы, Наталья приходила на позицию уже по ходу трансляции, а до того присутствовала на стартовой решетке, стараясь подсмотреть и подслушать что-то интересное, чтобы затем поделиться этим со зрителями.

А что же тогда?

По сути, Фабричнова и Попов работают по третьей модели, даже ближе к ее разновидности "опытный с неопытным", которая в графике "почти еженедельно три года подряд" выглядит довольно странной - особенно ввиду того, что уровень Натальи как комментатора за это время значительно вырос и по многим параметрам она своего сверхопытного партнера вполне догнала. Как выразился один из пользователей в комментариях, с ее приходом мы по-прежнему слышим репортаж Попова, только на два голоса. Сам по себе голос у Фабричновой не сказать чтобы очень уж сладок, так что даже уху отрады новый дуэт не дает. Выходит, смысл ее появления состоит только в том, чтобы временами дать передохнуть Попову? Выйти, так сказать, на замену строго по позиции? Меж тем, многие болельщики высказывают даже такое мнение, что сам Алексей, получив в подмогу напарницу, сделал крен в своем репортаже в сторону большей попсовости (твиттеры, инстаграмы, слухи и пр.), гораздо меньше внимания уделяя профессиональным автоспортивным вещам, то есть дуэт по сравнению с прежним соло сделал "российский голос F1" хуже, а не лучше... Проанализировав внимательно содержание репортажа Алексея, с последним тезисом все-таки не соглашусь, особенно на прошедшем Гран-при Китая "попсы" было по минимуму, а вот чисто гоночным вопросам комментаторы уделили приличное внимание.

Безусловно, какую-то полезную нагрузку должны нести оба комментатора, тем более, повторюсь, своим прогрессом Фабричнова доказала, что она на это способна. Но пока выглядит все так, будто Попов по дружбе позвал человека посидеть рядом с собой, и если вдруг Наталья из эфира пропадет, кто-то, конечно, заподозрит, что как-то не так стало звучать, но по сути, серьезных изменений публика не заметит.

Позволял бы контракт - было бы идеально, конечно, отрядить Наталью с микрофоном в гущу событий (в боксы, на пит-лейн, на капитанские мостики - куда пустят), и вот бы она вносила в репортаж тот самый инсайд, подробности того, как реагируют в боксах на внутрикомандную борьбу, в чем причина заминки на пит-стопе, флеш-интервью с боссами команд, гоночными инженерами, сошедшими пилотами… К сожалению, в наших реалиях это очень трудно реализовать, но можно сделать много другого. Я бы даже задумался о том, как в условиях урезанного контракта (отсутствия HD, трансляций свободных заездов, реклама, таймшифт) компенсировать зрителю эти потери за счет лучшей подачи именно с комментаторской стороны. Сейчас два комментатора делают одно и то же, говорят одно и то же, подмечают одно и то же и упускают одно и то же. А вы добавьте к ним третьего - того же Владимира Башмакова, и организуйте "разделение властей":

- Башмакова, к примеру, посадите следить за типами резины, лайвтаймингом, длительностью пит-стопов, плюс можно повесить на него статистику вообще, пусть рассказывает в превью, что это двухсотая гонка для такого-то пилота и возможность набрать тысячное очко для такого-то моториста (этой цифири до фига перед всяким Гран-при, и ее обычно воспринимают с интересом), а на финише - анализирует, какая тактика и за счет чего принесла успех либо оказалась, напротив, неудачной;

- Фабричнова пусть не старается объять необъятное, поменьше смотрит в трансляцию, а побольше - в твиттеры, инстаграмы, расшифровки радиоперехватов (и до гонки, и во время нее), причем не только действующих лиц, но и вообще интересных людей: Миши Алешина, например, Дэвида Култхарда или Джанкарло Минарди; также она может оценивать эпизоды борьбы и делиться всякими пилотажными штуковинами;

- Попов же пусть сосредоточится исключительно на гонке, внимательно следит за событиями на всех этажах пелетона, ведет репортаж - конечно же, со своими фирменными рассуждениями, которые все так любят, и периодически дает высказаться по "их" тематикам своим партнерам по комментарию.

Позволят возможности - приглашайте четвертым какого-нибудь гостя (того же Петрова, Марценко, Мовэ или автоспортивных журналистов, их у нас тоже не много, но есть), подсаживайте его к Фабричновой и пусть они вместе отвечают за "профессиональную" сторону. А еще хорошо бы начинать эфир студией хотя бы за полчасика до начала гонки и после финиша возвращаться в нее же (студию) для обсуждения итогов, потому что сегодняшние десять минут в рамках "Большого спорта" - это разговор галопом ни о чем. Кстати, если на такой "широкий" формат не согласится "Россия-2" (надо же и сериалы всякие показывать, где на все время взять), то можно здесь оставить все как есть, а "хороший" вариант дать на том же канале "Спорт" - пусть в SD, но без таймшифта и со студийным обрамлением в прямом эфире.

Немного ушел я за пределы чисто комментаторского вопроса, но, в общем, мысль моя такая: надо двигаться вперед - таким ли способом, как предложил я, другим ли... Но одного того, что Наталья Фабричнова научилась быть хорошей копией Алексея Попова, для ценности их комментаторского дуэта явно недостаточно.