6 мин.

Красно-белая летопись. Часть 5

Часть 1: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/club_255_crew/1152961.html

Часть 2: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/club_255_crew/1162946.html

Часть 3: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/club_255_crew/1207183.html 

Часть 4: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/club_255_crew/1290492.html

 

Испытательный срок Симоняна

До сих пор тренеры старой школы как мантру повторяют фразу, дескать, для строительства команды необходимо минимум три года. Футбол, как и любое другое популярное шоу пережил немало эволюций в подходах и данный постулат со временем действительно утратил свое значение. Владельцы клубов все чаще требуют сиюминутных результатов, а тренерами для команд с большими задачами все чаще становятся маститые специалисты, а не их бывшие популярные игроки.

Старостинский подход к тренерскому ремеслу олицетворял дух времени и царящую тогда в клубе атмосферу. Назначение Симоняна главным тренером «Спартака» вполне укладывалось в представление Николая Петровича о том, как должно жить его детище и футбол тех лет. Приход Симоняна ознаменовал и первую серьезную перестройку времен Никиты Павловича. В команде появились защитник Анатолий Крутиков, нападающие Юрий Севидов, Виктор Коновалов и известный нынешнему поколению болельщиков «красно-белых» как ярый критик клуба Валерий Рейнгольд. Несмотря на то, что Симонян не только не улучшил, но и опустился на одну позицию по сравнению с результатом Гуляева, по старой доброй традиции Старостина его не тронули, пусть того и требовали болельщики.

Единственной приятной ноткой для спартаковской общественности в том году стала победа советских футболистов на первом в истории европейском первенстве 1960 года. Советская команда во французском Париже – городе моды, лоска и шика – показала блистательную игру, а в её составе блистали спартаковцы Нетто, Маслёнкин и Крутиков.  В следующем году была снова развернута бурная селекция и в спартаковские сети попали легендарные Гилимзян Хусаинов и Геннадий Логофет. Сезон сложился на порядок лучше: «Спартак» сумел подняться на пьедестал, завоевав бронзу чемпионата СССР. 

Бронза-1961 стала началом возрождения «Спартака». «Красно-белые», заполучившие вратаря Владимира Маслаченко, выдали зубодробительную концовку сезона (9 побед подряд), дважды обыграв киевских динамовцев и в восьмой раз стали чемпионами страны. Победа в чемпионате стала и «золотой» точкой в карьере ветеранов Анатолия Исаева, Ильина и Иванкина, завершивших выступления. На следующий год команду лихорадило. «Спартак» к середине сезона даже успел поучаствовать в борьбе за выживание, однако благодаря 24-матчевой беспроигрышной серии спартаковцам удалось занять почетное второе место. Первыми стали непримиримые противники - динамовцы Москвы. 

 

«Спартак» и новые условия 

Чемпионат Союза тех лет характеризовался тем, что в ряды привычных болельщику грандов таки прорвались питомцы Виктора Маслова - «Деда» - киевские динамовцы. Конкуренция в советском первенстве стала просто ошеломляющей. «Спартак», славившийся своей непредсказуемостью, доказал сей постулат. Две оплеухи в виде восьмых мест в сезонах 1964 и 1965 годов сопровождались трагедией. Полузащитник «Спартака» Александр Севидов стал участником трагедии, закончившийся для него тюремным заключением. Севидов ехал за рулем своего «Форда» и сбил академика Рябчикова, Героя Социалистического труда. «До сих пор не пойму, как этот мужчина у меня на капоте оказался, - приводит слова Севидова «Спорт-Экспресс». - Может, потому что никогда пешком не ходил? В соседнем потоке «скорая» ехала - она потерпевшего подобрала, он в полном сознании был, но отвезла не в «Кремлевку», а в обычную больницу. Там дежурный хирург на часок отлучился, оставил вместо себя студента. Тот 62-летнему человеку наркоз дал, и сердце не выдержало. Я-то ему только ногу сломал!».  Несмотря на это, все шишки достались именно Севидову: «...Наутро еду в Тарасовку на электричке. Старостин с Симоняном встречают: „Юра, знаем. Команда будет бороться за тебя, а ты должен бороться да команду...“ Потом два «воронка» прилетают - знаешь, кого сбил?! Сначала по линии ГАИ меня вели, потом дело политическим сделали. Жена академика к матери ходила, денег просила. Мать ответила: суд пройдет - заплатим. Та по академикам пошла, начиная с Келдыша, подписи собирала под письмом - „Требуем примерно наказать убийцу!“. Был звонок из ЦК судье: „Что вы там с Севидовым возитесь? Если десять лет предел по статье - десять давайте! Со мной потом один сидел, так он спьяну пошутил - грузовик погнал на остановку с людьми, а тормознуть не успел. Двух покалечил, трое погибли. Дали семь лет».  Севидов отбыл в заключении четыре года и вышел на свободу по амнистии. Но в «Спартак» не вернулся. «„Спартак“ меня бросил, - сказал Севидов в интервью «Спорт-Экспрессу». - За четыре года, которые я сидел в тюрьме, не получил ни одного письма ни из «Спартака», ни от друзей-спартаковцев. Кроме жены, я был никому не нужен». 

В результате того происшествия Симонян перестал быть главным тренером «Спартака». Старостин не отличился оригинальностью и на пост снова заступил Николай Гуляев.  «Спартак» начал за здравие: шесть побед в первых семи матчах чемпионата-1967. Затем как отрезало. Команда проиграла киевскому «Динамо» (0:1), оконфузилась во встрече с одесским «Черноморцем» (0:4), а также уступила московскому «Торпедо» (0:2). Несмотря на то, что «Спартак» воспарял духом и сумел вернуться в гонку за медали, разгром от бакинского «Нефтчи» (0:3) не позволил «красно-белым» подняться выше четвертого места. Сезону-1967, тем не менее, суждено было стать историческим. Розыгрыш Кубка Обладателей кубков стал дебютным выступлением «Спартака» в еврокубках. Правда, ничем выдающимся отметиться в этом турнире команде не удалось - пройдя югославский ОФК, подопечные Гуляева оступились в следующем раунде, не сумев одолеть венский «Рапид».  «Спартак» продолжил падение и в следующем году: было и затяжное пребывание на последнем месте таблицы вплоть до лета, и беспроигрышная серия длиной в 16 матчей, но неудачи под конец сезона оставили спартаковцев в итоге на седьмом месте. По ходу чемпионата Гуляев ушел со своего поста, его заменил Сальников. Вернувшийся в конце сезона на должность главного тренера Симонян стал третьим наставником команды в сезоне - после Гуляева и Сальникова. 

 

Обретение стабильности

После очередного неудачного сезона Симонян решил «резать мясо»: из команды «для оздоровления коллектива» было отчислено в общей сложности тринадцать футболистов, в числе которых оказались Валерий Рейнгольд и Юрий Сёмин. Усилившие «Спартак» полузащитники Виктор Папаев и Николай Киселев, а также нападающий Джемал Силагадзе органично влились в коллектив. Команда какое-то время реально претендовала на золото, однако её продолжало качать. После побед над принципиальными соперниками (2:1 по итогам матча с московским «Динамо») шли разгромным поражения (1:5 от московского «Торпедо»), а поражения на финише сезона от кутаисского «Торпедо» и ростовского СКА позволили довольствоваться лишь серебром союзного первенства, чемпионом же стало киевское «Динамо». 

 

Триумф

Сезон 1968 года стал последним для легендарного спартаковского вратаря - Владимира Маслаченко. К счастью, была найдена адекватная замена, новым стражем ворот «Спартака» стал один из лучших мастеров страны - Анзор Кавазашвили. Также в 1969 году в составе «красно-белых» дебютировал еще один незаменимый эксперт российского спортивного телевидения нашего времени - Евгений Ловчев.  Симоняну наконец удалось собрать команду-мечту. Результат не заставил себя ждать. «Спартак» в девятый раз в своей истории стал чемпионом, обойдя всех своих главных конкурентов - московское, тбилисское и киевское «Динамо», «Торпедо» (Москва) и московских армейцев.  Спартаковское десятилетие вышло богатым на события. За потрясающими победами шли оглушительные провалы, которые сменяли новые успехи и новые неудачи. Но то великое время родило великих героев.

Александр Гребенников