6 мин.

Красно-белая летопись. Часть 2

В 1937 году «Спартак» возглавил 39-летний экс-наставник московского «Динамо» Константин Квашнин, уже успевший стать первым чемпионом СССР по футболу в качестве главного тренера. Спустя год, в сезоне 1938 года, он привёл к золоту союзного первенства и победе в Кубке СССР и спартаковцев. Розыгрыш Кубка, к слову, не обошелся без использования административного ресурса. В полуфинале «Спартак» обыграл «Динамо» из Тбилиси с минимальным счетом. Но тбилисские футболисты подали протест, оспаривая правильность единственного забитого в той игре мяча. Пока протест рассматривался, москвичи успели одолеть в финале «Сталинец» - 3:1 и завоевать Кубок. Тут и произошло невероятное: жалобу «Динамо» удовлетворили, а значит, полуфинальную встречу, при уже выигранном Кубке, необходимо было переиграть. Поговаривают, что решение на самом высоком уровне пролоббировал Лаврентий Берия, курировавший спортивное общество «Динамо». В беспрецедентном матче спартаковцы в течение первого тайма забили два мяча, после чего отошли на свою половину поля. Тбилисцы сумели отквитать один гол, но для победы этого оказалось мало. Таким образом, «Спартак» второй раз подряд, пусть и со «второй» попытки, стал обладателем Кубка СССР.

В 1940 году спартаковцы пришли к финишу третьими, а в Кубке Москвы остановились на четвертьфинальной стадии. 22 июня 1941 года «Спартак» должен был играть в Ленинграде против местных одноклубников, однако утром того же дня стало ясно, что матч не состоится. Чемпионат СССР-1941 так и остался не разыгранным. После отмены турнира возникает идея осенью провести чемпионат Москвы, однако из-за того, что гитлеровская армия вплотную подошла к столице, планам не суждено было сбыться. Многие футболисты и работники «Спартака» были призваны в армию: Владислав Жмельков,  как и главный тренер команды Петр Попов и начальник Иван Филлипов, защищали страну от немецких захватчиков.

В конце 1930-х годов, в самый разгар сталинской кровавой тирании, много людей из ближайшего окружения Старостиных, включая Косарева, оказывались за решеткой. В 1942 году по очереди арестовывают и четырех братьев Старостиных. Изначально им вменялась статьи 3 (хищение), 58.1 (покушение на измену родине), 58.10 (антисоветская пропаганда), 58.11 (создание антисоветской организации; по первоначальной версии следствия, общество «Спартак» являлось «боевой группой, готовившей покушение на Сталина), 117.2 (получение взятки) и 188 (дача взятки и посредничество во взяточничестве) УК СССР. Также выдвигались обвинения в незаконном освобождении военнообязанных от призыва. Чекисты несколько месяцев выбивали из братьев «признательные» показания и в итоге, из-за постоянных издевательств и давления, тем пришлось оговорить себя. Суд исключил из обвинения статьи 58.1 и 118, и Старостины были приговорены к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества и направлены в лагеря огромной и сложно организованной системы ГУЛАГа.

Спустя два года, со старшего брата, Николая (по распространенной версии, при помощи Василия Сталина, младшего сына вождя), были сняты все обвинения, и он был отпущен на свободу с запретом на проживание в 16 центральных городах СССР (так называемая, формулировка «-16»). Остальные же братья отбыли свои сроки полностью.

Без своего отца и руководителя «Спартак» выступал неважно. Сказывалась тренерская чехарда, а также более слабый, в сравнении с конкурентами, состав. В чемпионате 1945 года лишь в заключительных турах команде удается избежать вылета. Неудачно сложился для красно-белых и розыгрыш Кубка. В 1946 году с приходом эстонского тренера Альберта Вольтрата ситуация начала налаживаться, «красно-белые», несмотря на плохой старт, венцом которого стал разгром от ЦДКА со счетом 2:5, заняли пятое место по итогам чемпионата. В Кубке «Спартак» сначала громит команду Василия Сталина - ВВС - 6:2, затем без помех проходит ужгородских одноклубников - 5:0, в полуфинале уверенно разбирается с «Динамо» (Киев), а в финале спартаковцев поджидали динамовцы из Тбилиси. «Спартак» забил быстрый гол, однако тбилиссцы сумели вскоре не только сравнять счет, но и выйти вперед. В конце первого тайма «Спартаку» удалось восстановить равновесие и команды отправились отдыхать при счёте 2:2. Во второй половине встречи зрители голов так и не увидели, и команды ожидало дополнительное время. Тогда действовало правило «золотого гола», и забить его удалось спартаковцу Тимакову. Так красно-белые взяли свой третий Кубок СССР.

В 1947 году команду ожидало приличное пополнение. Демобилизовался из армии Александр Рысцов, пришли Николай Нилов и Алексей Парамонов. Однако это никак не помогло команде в чемпионате – по итогам регулярного первенства «Спартак» довольствовался лишь восьмым местом. Однако без трофеев команда Вольтрата не осталась – спартаковцы второй год подряд выиграли Кубок СССР, который стал уже четвертым в их коллекции.

Тем не менее, неудачное выступление в чемпионате вынудило руководство клуба сменить наставника, и на следующий год команду возглавил чемпион 1938 года Анатолий Квашнин, сделавший ставку на молодежь. Вернувшийся в клуб Квашнин тут же начал давать результат, команда очень здорово выступала в чемпионате, и только ужасный финиш не позволил сильно обновленному «Спартаку» завоевать в том году золотые медали. В итоге команда заняла третье место, а победителями турнира стал ЦДКА. С армейцами же красно-белым предстояло оспорить право за обладание Кубком. К сожалению, в финальном матче спартаковцы уступили новоиспеченным чемпионам со счётом 0:3. В межсезонье Квашнина сменил Абрам Дангулов, позже раскрывший всему миру таких игроков, как будущего рекордсмена по числу игр за клуб Игоря Нетто, Анатолия Ильина, Николая Паршина, Евгения Кулешова и Никиты Симоняна - лучшего бомбардира «Спартака» в истории клуба.

Симонян до перехода в «Спартак» выступал за московские «Крылья Советов». Команду расформировывали, игроки и тренеры были достаточно быстро распределены между клубами. Как бы сейчас сказали, права на Симоняна достались московскому «Торпедо». Никита Павлович написал заявление, в котором выразил желание выступать за «красно-белых». «Однажды ранним утром меня разбудил стук в мою повальную дверь, - приводит слова Симоняна издание «Советский спорт». За мной прислали машину и повезли на завод ЗиЛ. Меня отвезли туда и привели в кабинет Лихачева. Этот разговор трудно передать дословно, поскольку он был настоящим русским мужиком и порой произносил крепкий русский мат: «Да ты за кого решил там играть?». Долго он меня уговаривал играть за «индустрию», а не «тряпичников». В итоге я говорю: «Иван Алексеевич, все-таки хочу играть за «Спартак». «Да?! Ну, иди! Только помни - обратно тебе дороги в «Торпедо» не будет никогда. Даже, если у тебя вырастут пять звезд» - сказал в ответ Лихачев. Вот так я оказался в «Спартаке».

У «красно-белых» подобралась хорошая атака, но довольно слабая оборона. Все это не позволило в итоге претендовать на титулы - в чемпионате команда в очередной раз стала третьей, а из борьбы за Кубок «Спартак» выбыл на полуфинальной стадии. Симонян же при этом стал лучшим бомбардиром чемпионата, забив 26 мячей.

Александр Гребенников

Красно-белая летопись. Часть 1 - https://www.sports.ru/tribuna/blogs/club_255_crew/1152961.html 

Больше материалов и ещё много интересного вы сможете найти здесь - https://vk.com/club_255_crew