Трибуна
5 мин.

Изучаем экологический вред от перелетов в футболе. Лидер антирейтинга «грязных» игроков-2019 – внезапно Маркиньос

От редакции: вы читаете пост из пользовательского блога «Экоспорт в России и мире», который рассматривает спортивные события с необычного ракурса – экологического. Поддержите авторов плюсами, комментариями и подпиской.

Футбол можно считать грязным спортом с позиции нарушения правил, но давайте взглянем с другой стороны – насколько игра вредит окружающей среде?

С точки зрения экологичности футбол рассматривают в совокупности с полями, стадионами, болельщиками, передвижением самих футболистов и их менеджеров. Но можно подсчитать отдельно, насколько сильно «наследила» футбольная знаменитость своими перемещениями по миру. Хоть ФИФА и УЕФА взяли на себя обязанность сократить негативное экологическое воздействие, перевозки остаются одним из самых вредных факторов для окружающей среды.

Ученый Эндрю Уэлфл из Центра Тиндалла по исследованию климатических изменений решил выяснить, какую нагрузку на окружающую среду оказывают звезды футбола, которые постоянно находятся в перелетах между странами. Он подсчитал, сколько раз футболисты пользовались самолетами в 2019 году, и на основе этих данных определил количество углекислого газа, который выделился в атмосферу во время полета. Рейтинг составлен из игроков, которые попали в топ-30 голосования за «Золотой мяч»-2019.

Список самых «грязных» футболистов открыл бразилец Маркиньос из «Пари Сен-Жермен». Его перелеты из Бразилии в Европу обошлись в 53,5 тонны СО2 или 110 000 км. Чтобы компенсировать экологический вред, Маркиньосу надо посадить 835 деревьев и подождать 10 лет, пока те не поглотят весь его углеродный след.

На втором месте тоже бразильский футболист – нападающий «Ливерпуля» Роберто Фирмино. Он налетал между Южной Америкой и Европой на 98 000 км, что эквивалентно 49,5 тонн СО2. Третье место занимает Сон Хын Мин из «Тоттенхэма», перелеты корейца составили около 88 000 км или 45 тонн углекислого газа.

В топ-10 самых «грязных» футболистов также вошли Садьо Мане, Неймар, Серхио Агуэро и Лионель Месси. В конце списка оказались европейские футболисты – Маттейс де Лигт (19-е место) и Криштиану Роналду. В исследовании Эндрю Уэлфл учитывал лишь VIP-перелеты в рамках турниров, частные поездки в расчет он не брал. В итоге 20 футболистов стали причиной выброса 505 тонн СО2 за 2019 год. Если они захотят компенсировать этот углеродный след, то им придется высадить 7 880 деревьев, и лишь через 10 лет баланс восстановится.  

Чтобы уменьшить углеродный след, специалисты предлагают звездам футбола отказаться от частных самолетов и VIP-перевозок, а чаще пользоваться регулярными рейсами и не летать поодиночке. Ведь так выбросы СО2 распределяются на всех пассажиров.

Общий объем выбросов СО2 футболистами за 2019 год. Данные на основе перелетов первым классом

Экологический след футбола

2,75 млн тонн СО2 произвел ЧМ-2010 в ЮАР. Это один из самых значительных негативных эффектов на окружающую среду за всю историю мировых чемпионатов. На долю передвижений болельщиков из общего объема пришлось около 1,8 млн тонн как из-за больших расстояний между ЮАР и остальными странами мира, так и между 9 городами, где проходили 64 матча. Расстояние, например, между Йоханнесбургом и Кейптауном – 1400 км.

Одни только британские болельщики поспособствовали выбросу 35 тысяч тонн СО2, чтобы добраться до городов, где проходили финалы Лиги чемпионов (Мадрид) и Лиги Европы (Баку). Хотя в тот год на матч в Баку приехало рекордно низкое количество английских фанатов – 5,5 тысяч человек. 

Международные футбольные организации знают о проблеме загрязнения окружающей среды от проводимых чемпионатов и придерживаются общемировой стратегии по сокращению негативного воздействия на природу. Так, в ФИФА хотят организовать чемпионат мира в Катаре в 2022 году углеродно нейтральным. 

Однако сложность состоит в том, что основная часть выбросов СО2 приходится на перелеты болельщиков. Чтобы снизить углеродный след чемпионатов, придется проводить их только в Европе, так как значительная часть зрителей находится именно там. Это уже противоречит позиции ФИФА, которая старается организовывать турниры на разных континентах. 

Несмотря на сложности, ФИФА удалось снизить выбросы СО2 на ЧМ-2018 в России до 2,1 млн тонн по сравнению, например, с ЮАР. Однако специфика нашей страны, которая только приходит к осознанию экологических проблем, не позволила значительно сократить углеродный след турнира. В первую очередь это связано, как и в случае ЮАР, с большими расстояниями между городами. Перелет из Москвы в Волгоград (около 1000 км) – причина выброса в атмосферу примерно 125 кг СО2 на одного пассажира эконом-класса. Одно такое путешествие будет стоить вам 2 дерева.

Есть и другая экологическая проблема футбольных чемпионатов и матчей – мусор. Возьмем самый большой стадион России, который вмещает в себя 81 000 человек – «Лужники». Если каждый выкинет стакан, салфетку, обертку от шоколадки, пакет и билет, то на трибунах останется около 405 000 единиц мусора. При отсутствии раздельного сбора в лучшем случае 5% от всего объема попадет на переработку, остальной мусор отправится на свалку. Как сделать турниры более экологичными? Читайте наш материал по теме.

Вы можете самостоятельно рассчитать свой углеродный след от перелетов, поездок на машине и других перемещений. На сайте Посади лес для этого есть специальный калькулятор. Там же вы сможете компенсировать свой углеродный след посадками деревьев. Ехать никуда не придется – вы покупаете дерево онлайн, а затем волонтеры его высаживают, отчет вам придет на почту. 

Евгений Аниськов

Изменения климата угрожают большому спорту: возможно, скоро не будет места для Олимпиад

«Формула-1» отстает в экологичности от электрогонок. Но способна догнать конкурентов топливными инновациями

Тренировки, любительский спорт и разборы мифов о питании – в новом разделе «Здоровье»

Фото: Gettyimages.ru/David Ramos, Catherine Ivill