9 мин.

Волшебство в каждом кадре - Магия Мельеса

1

"Жорж Мельес - иллюзионист, который положил кинематограф в шляпу, чтобы вынуть из неё кино". Эдгар Морен

Рассказ сегодня будет, как вы уже поняли, о Жорже Мельесе – изобретателе игрового кино, фантастических фильмов, спецэффектов и много чего еще. Можно его назвать одним из отцов кинематографа. Кто знает, каким путем пошло бы киноискусство, не сходи он в 1895 на сеанс братьев Огюста и Луи Люмьер, и не загоревшись идеей снимать собственные фильмы.

Но искусство первично при любом раскладе – сначала смотрим фильмы.

1

В 1925 году в зале вокзала Монпарнас в Париже был небольшой киоск, в котором продавались детские игрушки. Продавец с живыми глазами и бородкой клинышком всегда приветливо улыбался покупателям и почти никогда не расставался с пальто и шляпой, боясь сквозняков. Это был 64-летний Жорж Мельес - всеми забытый и обедневший создатель первых в истории фантастических фильмов.

30 лет назад Мельес был счастлив и успешно руководил парижским театром «Робер-Уден», в котором демонстрировались различные трюки и фокусы. Обладая богатой фантазией, Мельес сам с успехом ставил многие номера и выступал, как актёр. Он недавно женился на 27-летней Евгении Генин, и жена родила ему дочь Жоржетту.

1

28 декабря 1895-го он повёл свою 7-летнюю дочь на сеанс братьев Огюста и Луи Люмьер, которые демонстрировали первый в истории кинофильм «Прибытие поезда». Жорж сразу же понял, какие богатые возможности открывает кинематограф, и загорелся идеей создания фильмов. Он предложил Люмьерам 10 тысяч франков за их киноаппарат, однако братья отказались его продавать.

- Через год о синематографе забудут. Так что мы намерены сами получать деньги от нашего изобретения.

Мельесу посчастливилось приобрести похожий аппарат в Лондоне, и он приступил к съёмкам. Первые фильмы 1896-го были явными подражаниями люмьеровским, но Мельес много работает и настойчиво ищет свой собственный путь.

1

"Однажды, когда я снимал площадь Оперы, - вспоминал Мельес, - задержка плёнки в аппарате, произвела неожиданный эффект. Понадобилась минута, чтобы освободить пленку и вновь пустить в ход аппарат. За эту минуту прохожие, экипажи, омнибусы изменили свои места. Когда я стал проецировать ленту, в том месте, где произошел разрыв, я увидел, как омнибус превратился в катафалк, а мужчины — в женщин.

Два дня спустя я уже снимал первые превращения мужчин в женщин и внезапные исчезновения, имевшие громадный успех". Открытый Мельесом прием назвали «стоп-кадром» и применяли впоследствии для создания различных чудес на экране. Благодаря его изобретениям кинематограф впервые стал игровым и зрелищным.

В 1897 году Жорж строит на своей вилле в парижском предместье Монтрэ собственную киностудию «Старфильм» - стеклянный павильон, в котором были люки, подъемники, тележки для наездов и отъездов съемочной камеры, черные бархатные фоны и прочие приспособления, при помощи которых Мельес создавал свои киноиллюзии.

За год Жорж снял 60 кинолент. Это были сказочные феерии, комедии, сценки с трюками – новые жанры для тогдашнего кино. Режиссер восстанавливал эпизоды греко-турецкой войны, выпустил фильм о восстании индусов против англичан, сделал несколько инсценировок-репортажей о современных событиях. Фильмы были сняты настолько реалистично, что зрители думали, что Мельес сам там побывал и снял на камеру военную хронику.

1

*[Бен Кингсли в роли Мельеса - фильм Хранители Времени, 2011]*

Киностудия скоро начала приносить баснословный доход. Работал Мельес не покладая рук. Вставал в шесть утра, к семи приходил в студию, сам рисовал декорации и готовился к съемкам. С 11 до 16 часов шли репетиции и съемки. Один американский клиент, увидев однажды Мельеса за работой, назвал его «буйным помешанным».

Режиссер носился по съемочной площадке, отдавал своим актерам и ассистентам распоряжения, что-то спешно дорисовывал на декорациях и, чертыхаясь, пытался укротить непослушный киноаппарат. В котором то и дело рвалась и застревала пленка.

Вечером перед началом представления в «Робер Удэн» у него появлялось немного свободного времени, чтобы пообедать в кафе и пройтись по бульварам.

- Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее попусту, - любил повторять Жорж. Многие фильмы Мельеса были цветными. Режиссер сам раскрашивал пленку кисточкой от руки.

1

2 мая 1902 вышла на экраны один из лучших его фильмов - "Путешествие на Луну", по мотивам одноименного произведения Жюля Верна. Это была первая в истории научно-фантастическая сказка о приключениях чудаков-астрономов, которые отправившихся в пушечном снаряде на луну. Фильм длительностью в 21 минуту стал одним из самых знаменитых работ режиссера. Мельес был необычайно популярен – его ленты демонстрировались одновременно на экранах двух крупных театров Парижа: «Фоли-Бержер» и «Шатле». Успех его картин вызвал волну подражаний, иногда ленты просто копировали. Скоро секреты производства, которыми он владел, уже ни для кого не являлись тайной.

1

Вскоре в кино стали приходить новые открытия и имена. Режиссеры предпочитали снимать не театральные постановки, а сценки из реальной жизни на натуре. А Мельес ничего не хотел менять и продолжал снимать в студии сказки и фокусы. Мода на феерии проходила, а Жорж не хотел в это верить.

В трудное время на помощь Мельесу пришел Шарль Патэ, предоставивший ему заказ на несколько фильмов. Уверенный в успехе предприятия, Мельес взял кредит, заложил свою виллу в Монтрэ, а также студию и дом. Но проект провалился. Мельес безуспешно пытался расплатиться с кредиторами. После очередного судебного процесса он потерял свою виллу и театр «Робер Удэн».

Жорж был в отчаянии. В 1913 году умирает его жена. Начавшаяся Первая мировая война окончательно разорила режиссера. Французская армия забрала его студию под лазарет, а тысячи метров отснятой кинопленки отправила на переплавку. Из фильмов Мельеса сделали каблуки для солдатских сапог. Чтобы как-то заработать на жизнь, Мельес переезжает с детьми в Штуттгарт, где устраивается в местный театр реконструктором декораций.

Вернувшись в разоренный послевоенный Париж, Мельес некоторое время давал с детьми цирковые представления на подмостках разных парижских театров. Но их скудных заработков еле хватало на жизнь.

1

Однажды в дверь его съемной квартиры постучала женщина. 

- Что вам угодно, - спросил Жорж.

- Месье Мельес, вы меня не узнаёте? Я Жанна д'Альси. Снималась в вашем фильме «Путешествие на Луну». Помните? Как я рада, что вас нашла!

1

60-летняя Жанна взялась помогать Жоржу. Подняла старые связи. Друзья собрали для него небольшую сумму, и в 1925 году Мельес открыли маленький магазин детских игрушек на вокзале Монпарнас. Через год он сделала Жанне предложение. Около 20 лет имя Мельеса было забыто в киномире. Но в конце 1920-х несколько парижских журналистов заинтересовались его творчеством. Было найдено около 140 сохранившихся копий его фильмов. В декабре 1929 года состоялась гала-ретроспектива его работ в Париже.

1

- «На этом мероприятии я пережил один из самых ярких моментов своей жизни», - писал Мельес в мемуарах. Режиссера наградили орденом Почетного легиона и назначили скромную пенсию.

Кинематографическое общество выделило супругам Мельес квартиру в замке Орли, где размещался пансион для престарелых актёров. Там Мельес жил до самой своей смерти в 1938 году. Жанна д'Альси пережила мужа на 16 лет. Она умерла 91-летней в 1956 году.

1

Статья из http://orpheusmusic.ru

Биография

Скачать фильмы Мельеса

Подписывайтесь на блог

1