13 мин.

Вечные вопросы российского футбола

Очередной футбольный праздник подходит к концу, миллионы болельщиков не только в Европе, но и в других частях света прожигают сотни киловатт в спорах, кто же станет следующим обладателем титула, является ли он достойным этого, и станет ли наконец Черноморск вольным городом. Но у российского болельщика каждые два года в список приоритетных вопросов добавляется еще два: что делать с нашей сборной и кто виноват в очередном (по мнению этого болельщика) провале. 

В этом году ничего нового не произошло, сборная предсказуемо вылетела на груповой стадии, правда, информационного шума, почему-то больше, но принципиально ничего не поменялось, как и два года назад. 

День сурка

Наблюдая за информационным шумом, вызванным выступлением сборной, у меня возникают противоречивые чувства. В первую очередь, потому что я об этом писал еще джва, а то и три года назад (об этом ниже), а во вторую, потому что именно сейчас я понимаю, что то, о чем очень давно говорится, а сейчас требуется, фактически, в ультимативной форме, это не выход из ситуации. Но, обо всем по порядку.

Начнем с последнего инфоповода, а именно со скандала с Кокориным и Мамаевым, которые сейчас назначены едва ли не главными виновниками провала на Евро. Согласно информации желтого издания игроки сборной России участвовали в вечеринке, где подавалось шапманское по 500 евро/бутылка, при этом звучал гимн России, а в итоге на шампанское было потрачено 250 000 евро. Ситуация, на самом деле, парадоксальная. Двум молодым людям вменяется в вину то, что они во время своего отпуска употребляют алкогольные напитки, при этом оплачивая их за свой счет. Конечно, никто не думает, что на известной видеозаписи запечатлены другие люди, что употребление 500 бутылок шампанского на двоих (устанавливается с помощью простых правил арифметики) непременно приведет к летальному исходу от отравления этиловым спиртом, и что на этой же видеозаписи ну никак нельзя сказать, что весь банкет оплачивали парни в бордовых футболках, ну и не видно, чтобы Кокорин и Мамаев кричали официанту "Поставьте гимн России, пожалуйста", и я вполне допускаю, что включить гимн попросил кто-то из других отдыхающих, ведь традиция грустить о России-матушке на Лазурном берегу появилась еще с дореволюционных времен, но на будущее я бы посоветовал включать вот это. 

Тем не менее, эта видеозапись вызвала такой резонанс, что наших героев перевели в дубли своих клубов, главный кузнец российских побед пообещал очень строго следить за поведением других футболистов, и не хватает лишь реакции Самого простого болельщика нашей сборной. Я не собираюсь выставлять этих ребят агнцами или оправдывать их, но я действительно не вижу ничего страшного в том, что они сходили в какой-то клуб с завышенными ценниками, поскольку для меня это равносильно тому, что они пили водку за 300 рублей на даче. Парадокс же ситуации заключается в том, что ни знаменитое видео о подготовке сборной к ответному матчу со Словенией, ни книга Риксена, где подробно рассказывается об отдыхе любимых петербургских воспитанников, в частности катание в пьяном виде и "решение вопросов" с инспекторами ГИБДД о непривлечении к административной ответственности, ни рассказы Василия Уткина, как он с удовольствием пил вместе со сборниками 90-х не вызвали не то что каких-либо последствий, но даже такого же гнева. И если рассказы Риксена и Уткина вышли гораздо позже описываемых событий, то информация о посещении ресторана перед матчем со Словенией вышла через полгода после позорного поражения. Были ли переведены в дубли те, чьи фамилии упоминались (Аршавин, Билялетдинов и другие)? Нет, более того, они также вызывались в сборную. И если в 2010 году Гус Хиддинк не стал резко высказываться в адрес своих футболистов, то нынешний бывший тренер Леонид Слуцкий в своем интервью Юрию Дудю заявил, что Кокорин и Мамаев одни из немногих, кто не прочувствовал всей горечи поражения от Уэльса, а также "подставились". Да, спору нет, они отвратительно сыграли в том матче, да их человеческие качества желают лучшего, но ведь именно Слуцкий включил их в список игроков сборной, и он является ответственным за результат, соответственно, такие слова выглядят как попытка откреститься от этих двоих, что намекает на отсутствие нормальной атмосферы в команде на Евро.

Конечно, собственная доля вины Кокорина и Мамаева тоже есть, первый с удовольствием фотографирует свои дорогие игрушки, а второй почему-то жаждет увидеть негативные комментарии в своем инстаграме. Такое поведение это своеобразный вызов остальным, поэтому вряд ли им стоило ожидать народной любви, что и стало одним из катализаторов для роста скандала. Тем не менее, даже это не оправдывает того факта, что именно они сейчас стали врагом № 1. 

alt

Так кто же является главным врагом российского футбола и что же нам делать, чтобы сборная встала с колен и поднялась на новые высоты? До скандала с Кокориным и Мамаевым ответам на этот вопрос главный трэндмейкер сайта Юрий Дудь посвятил все время с момента поражения от сборной Уэльса, результатом стало появление одного текста и трех интервью. Если коротко, то виноват во всем Мутко, а первым, что надо делать, это отменять лимит на легионеров. Если по кандидатуре виновника у меня нет вопросов, дейсвительно, именно Виталий Мутко отвечает не только за сборную, но и развитие футбола в целом. За время второго пришествия Мутко отметился лишь тем, что нашел деньги на неустойку для Капелло, а также попыткой заткнуть в авральном режиме дыры в составе сборной сочинским способом - раздачей паспортов. Очевидно, что это путь в никуда, о чем говорилось еще давно. 

Натурпродукт

Хочется поговорить о лимите на легионеров. Безусловно, действующий сейчас лимит - это зло, он не нужен российскому футболу. Виталий Мутко дал четко понять, что не будет его отменять, пока он находится на посту президента РФС. При этом все разговоры между сторонниками лимита (еще остались такие) и его противниками упираются в два тезиса: если у нас не будет лимита, то не будет сборной совсем, потому что в РФПЛ будут играть только балканцы и бразильцы, и если мы не отменим лимит, то наша сборная окончательно деградирует, потому что игроки, не чувствуя конкуренции, и получая огромные зарплаты, снижают требования к себе, что особенно видно, когда они играют на европейской и мировой арене. В каждом из тезисов есть доля правды, потому что при полной отмене лимита нет сомнений, что в том же Зените останется максимум 3-4 игрока с российским паспортом в основном составе, но и нет сомнений, что при нынешнем лимите Кокорин и Жирков, которые и покупались, чтобы закрыть позиции паспортами, в любом случае будут иметь игровую практику, хотя прогресса давно у них не видно. Но и те и другие не задаются главным вопросом: а почему у нас нет других игроков, почему же отсутствует внутренняя конкуренция? Ведь если бы в РФПЛ был не один Дзюба, а, скажем, три, то и не было скандала с его переходом из Спартака в Зенит, поскольку и финансовые аппетиты Дзюбы были бы меньше, и Зенит бы не хватался за каждого россиянина, умеющего попадать по мячу. Где же все эти остальные? При подходе, который деклалируется лишь отменой или ужесточением лимита новые игроки в массовом порядке не появятся ни при каких обстоятельствах, поскольку лимит, как показала десятилетняя практика, является лишь искусственным экономическим регулятором, то есть просто завышает цены на игроков с российским паспортом, на появление новых звезд, вернее их приактическое отсутствие, он влияет лишь косвенно. 

8 лет лимита

У нас очень любят ставить в пример Бельгию, которая за короткое время подарила футболу много молодых талантов вроде Витселя, Де Брюйне, Азара и Лукаку, и Германию, нынешняя сборная которой в представлении не нуждается. Так вот, и у Германии, и у Бельгии есть лимит, но лимит этот не паспортный, а клубный и возрастной. Так, в заявке на матч бельгийского клуба должно быть минимум 2 молодых футболиста и 6 воспитанников. В Германии в первой бундеслиги лимита нет, но он есть во второй, когда у клуба в заявке на сезон должно быть не менее 8 собственных воспитанников, а в заявке на матч не менее 4 молодых игроков. Что это означает: клубы поневоле должны развивать своих молодых игроков, поскольку так или иначе такие лимиты заставляют выпускать их на поле. Соответственно, чтобы молодые игроки не выглядели на поле инородным телом, в их подготовку вкладываются большие силы и средства. В каждой из этих стран действует своя программа по развитию футбола, куда вкладываются деньги из госбюджета.

Заграница нам поможет или особый путь России

Что же у нас? Когда-то вводили возрастной лимит, по которому в заявке на матч должен был присутствовать 1 молодой игрок. Это требование действовало один год и из всех его достижений можно вспомнить только странный матч Зенита и ЦСКА, когда Спаллетти то ли по старой питерской традиции забыл про лимит, то ли намеренно проигнорировал его, за что петербургскому клубу присудили техническое поражение. Как сказал тогда сам Спаллетти, он мог бы посадить на лавку любого молодого человека с улицы, на ход игры это бы никак не повлияло, и правда в этом действительно есть, поскольку в заявке на игру 20 человек, замен разрешено делать всего 3, пожертвовать одним местом на скамейке запасных для молодого человека можно без ущерба. Есть ли у нас вообще какие-то идеи развития? Нет, все ограничивается разговорами, что у нас нет молодежи, а также напоминанием, что 2018 WC is coming.

alt

Среди прочих текстов Юрия есть интервью с мыслителем и гуманистом Анатолием Воробьевым. Кстати, в конце 90-х начале 00-х был один известный сетевой автор Даня Шеповалов, подписывающийся как "Величайший гуманист всех времен и народов", так вот очень большая часть его творчества тоже была посвящена различным аспектам половой жизни индивида, видимо, у гуманистов всегда так. Ну да ладно, отвлеклись, господин Воробьев в своем интервью рассказывал, какой плохой Виталий Мутко, и какой был замечательный человек Николай Толстых, при этом он снял с себя всю ответственность за то, что в период, когда он был вторым человеком в РФС, не исполнялась программа Фурсенко-2018 (как он сам заметил, это была единственная разработанная программа развития футбола в стране за последние десятилетия), не была разработана собственная, а все потому, что Николай Толстых воевал с ветрянными мельницами, то есть сделав виноватым того, кого он за 10 минут до этого хвалил. Я прекрасно помню, как РФС лишилась поддержки Газпрома после технического поражения Зенита из-за петарды в Химках, я прекрасно помню, как Толстых остались долги со времен правления Фурсенко, но самое главное было в том, что Толстых не сделал фактически ничего в нашем футболе и запомнился лишь скандалом с контрактом Капелло. Зато теперь мыслитель и гуманист предлагает немедленно что-то делать, за два года до ЧМ-2018, чтобы показать на мундиале какой-нибудь результат. В числе прочего такие замечательные идеи как сборная-клуб в чемпионате России. Напомню, что сборной-клуба не существовало ни в одной стране (канадцы, привозившие на ЧМ клубы, выигравшие лигу, не в счет, олимпийская сборная у них была совершенно другая), и даже во времена, когда хоккейный ЦСКА называли усеченной сборной СССР, на мировые первенства ездили игроки и целые звенья из Спартака, Динамо и других клубов. Да, есть очевидные плюсы в виде сыгранности, но не наша ли сборная лет эдак 8 как набирается по факту из 2 клубов Зенита и ЦСКА? И что-то 10-летняя сыгранность линии защиты не помогла в матче с Уэльсом избежать столпотворения в центре поля, когда забивали 2 мяч. 

alt

Для нового супер-клуба-сборной Воробьев предлагает неограниченные полномочия в виде права забирать любых футболистов из любых клубов. Интересно, за счет каких средств будет платиться зарплата, а также как бывший футбольный функционер понимает право "забирать любых", непонятно, вне трансферного окна? Кто будет платить компенсацию клубу, из которого забирают? Конечно же, сразу на ум приходит слово "Газпром", который может потянуть такой проект, да вот только беда, что у Газпрома есть уже Зенит, плюс такие важные имиджевые контракты с Шальке-04, Црвеной Звездой, хоккейным СКА и другими клубами. Теоретически, Газпром может потянуть и новый клуб-сборную, либо же в этот клуб должен превратиться Зенит, чему, наверное, болельщики, по мнению Воробьева, должны очень обрадоваться. На это же и указывает кандидатура нового Берии - президент Зенита Александр Дюков, под началом которого должен коваться футбольный щит и меч Родины.

Но самое интересное, что предлагает Воробьев при этом, это полностью убрать любое государственное финансирование футбольных клубов в стране, и хотя я не раз высказывал, что согласен с этим предложением, из уст Воробьева это звучит как шизофрения. Для многих совершенно очевидно, что если, например, с 2017 года полностью убрать госдотации, это означает полный и неминуемый крах всей футбольной системы в стране. Даже если все эти деньги перенаправить в детский футбол, то на выходе мы получим, что те тысячи юных футболистов будут бороться за попадание в 15-20 клубов в нашей страны (и это при хорошем исходе), кто-то уедет в Европу или экзотические страны. Развивать детский футбол, не имея вменяемой лиги, это деньги на ветер, поскольку мы просто не сможем воспользоваться плодами работы новой системы. Многим (в том числе и мне) хочется рубануть с плеча, но если уж и решили с помощью государства (а другого выхода у нас сейчас просто нет) что-то сделать в футболе, то надо делать это не радикально, а шаг за шагом, продумывая следующий. Правда, мне, например, очевидно, что сборная России, если не произойдет чудо на жеребьевке, и если не сыграет фактор домашнего судейства, точно из группы не выйдет, чтобы сейчас Воробьев и другие не предлагали. 

Но почему, если я критикую Воробьева, я сам желаю краха системы? Потому что футбол тогда останется лишь для тех, кому он действительно интересен, и тогда действительно многое будет зависеть от болельщиков, ведь именно от них будет пополняться касса клуба. Мне вообще не понятно, почему у нас все изменения, которые должны произойти, должны исходить сверху? Ну покажите мне хоть один европейский чемпионат, где государство кого-то спонсирует? Да, есть скандал с мадридским Реалом и завышенной компенсацией за землю для клуба из госбюджета, но этот случай единичен. Многие, особенно этим грешат спортивные журналисты и функционеры, рассказывают про то, какую важную социальную роль играет футбол в жизни простого россиянина. Да забудьте вы это, не было подъема (кроме курса Евро) в 2014 году, несмотря на такие великие победы Виктора Ана, не будет его и в 2018, вся эта словесная шелуха про важную социальную составляющую спорта существует лишь для того, чтобы оправдать траты. Если заглянуть в бюджет любого субъекта РФ, где находится на содержании клуб РФПЛ и КХЛ, то можно заметить, что все эти расходы маскируются под статью "Спорт и физическая культура", в свою очередь в которой есть подстатьи "Спорт высоких достижений" и "Детский спорт". И соотношение расходов будет явно не в пользу последнего.

Во сколько нам обходятся наши футбольные клубы

В том числе и поэтому наш чемпионат-урод© в подавляющей своей части это огромный распилочно-откатный комбинат. Клубы, особенно в провинции, существуют по желанию первых должностных лиц субъектов РФ, при этом соревновательная часть утрачена начисто, там другие задачи. Турнир ПФЛ полностью утратил свою целесообразность, ведь кому нужен турнир, где средняя посещаемость не превышает 1000 человек (!), студенты на флэш-мобах собирают больше. ФНЛ немногим лучше, посещаемость 2500. Почему я говорю про посещаемость? Так мы просто уже забыли, что футбол, он для зрителей. И уровень этих турниров оставляет желать лучшего, ведь там либо доигрывают некогда игроки РФПЛ, либо скитаются и также помогают пилить госсредства игроки невысокого пошиба. В том числе и поэтому еще не один игрок из клуб-2 не закрепился в РФПЛ, там просто не тот уровень, чтобы можно было конкурировать хотя бы (хотя, куда уж ниже) с игроками РФПЛ. Но все описанное выше будет функционировать до 2018 года точно, ведь допустить разрушение футбольной системы в предверии ЧМ-2018 ну никак невозможно. А что будет потом, посмотрим, лишь бы не было войны.