3 мин.

Формула русских

Несмотря на то, что автоспорт в России, пускай, и не мертв, а находится всего лишь в состоянии клинической смерти, частота и успешность выступлений русских пилотов в последние 10 лет просто поражает. К счастью, приятно поражает. Это выглядит довольно парадоксально, ведь без четко выстроенной системы наши пилоты, тем не менее, добиваются результатов в различных престижных сериях.

Если рассмотреть каждый случай в отдельности, то здесь можно увидеть, что каждый по своему уникален. Виталию Петрову, ставшему русским пионером в Формуле-1, откровенно говоря, сильно повезло перескочить некоторые серии, попав в GP2, а затем и в Формулу-1, где, правда, на уровне Роберта Кубицы смотрелся невзрачно. 

Даниил Квят и Михаил Алешин должны быть благодарны программе Ред Булла, которая достаточно сильно облегчила им жизнь на пути к лучшим сериям мира. Никита Мазепин почти на всех этапах своей карьеры пользовался поддержкой родственных спонсоров, а Роберт Шварцман стал слушателем молодежной программы Феррари, что поможет ему в недалеком будущем.

Сергей Сироткин получил необходимую поддержку еще задолго до дебюта в Уильямсе, ведь почти 5 лет назад он был весьма близок к переходу в Заубер, но тогда не сложилось. Артем Маркелов, по сути, остается единственным, кто добился высокого уровня, больше благодаря своим силам, нежели слову «протеже».

Это не сколь не умоляет заслуг и мастерства наших пилотов. Почти все гонщики в XXI веке «чьи-то», мы болеем за наших ребят, переживаем за них, любим. Проблема и дело не в этом. Такой поток русских гонщиков обусловлен влиянием спонсоров, имеющий точечный и непродолжительный характер. Только представьте, что Шумахеры носят уже 20 лет кепку с одним и тем же логотипом...

Проблема, в первую очередь, заключается в отсутствии серий и системы, которые бы готовили молодых перспективных ребят пачками. Своеобразной Российской Формулы-3 не хватает. Хорошо, что СМП организовали при помощи Мики Сало Формулу-4, которая с каждым годом развивается и расширяется, но необходим более глобальный чемпионат, в который бы ехали за отменным уровнем и короткой дорогой в Королеву Автоспорта, а не участвовали только русские, финны и эстонцы. 

Почему это сработает? При должной организации и тому подобным нужным вещам мы можем увидеть прогресс пилотов Германии 1990-х и 2000-х, Швеции и Франции 1970-х, Италии 1980-х и 1990-х и т.д. Только взгляните на представительство этих государств в тот период в автоспорте. Это поразительно! Золотыми эпохами такие времена зовутся.

Если брать более приземленные к нам варианты, то лучим перенятием опыта будут шведы, что в 1970-е во главе с самим Ронни Петерсоном были типичной нацией для Формулы-1. Ронни, кстати, боролся за титул, побеждал в гонках и в какие-то годы был одним из лучших в пелотоне. Сейчас, конечно, времена изменились.

Однако, представляется, что поставив на поток подготовку квалифицированных пилотов в Формулу-3 и другие престижные молодежные серии Европы, мы получим изобилие наших соотечественников на просторах мировых трасс. Не редкостью будет наш флаг на подиуме даже в таких некогда экзотических для россиян серий, как Индикар, СуперФормула, DTM, Формула Е. 

Однако, чтобы попасть уже в авторитетные серии (Формула-2 или СуперФормула) необходимо качественно подготовить российских пилотов к этим соревнованиях, как это делают в Западной Европе в молодежных формулах, путем создания российской Формулы-3, а до нее более организованной системы картинга.