12 мин.

Мамур Мамадалиев: «Если чемпионат сильный, конкуренция будет, и это только на пользу сборной»

Друзья, не знаю как вам, а мне стало интересно узнать как и чем сейчас живет футбол в Узбекистане. Пользуясь современными технологиями и немного «гуглом»  я нашел отличного собеседника, который все расскажет и покажет в деталях. Чем и как сегодня живет узбекский футбол. У меня в гостях - главный специалист по маркетингу ташкентского «Локомотива»  Мамур Мамадалиев. 

- Совсем недавно в соседнем Таджикистане, приняли волевое решение о создание круглосуточного футбольного телеканала. Как показывают футбол в Узбекистане?

- Раньше мы смотрели европейский футбол по нашему каналу «Спорт». Потом два года только через российские каналы. А вот с прошлого года канала «Узрепорт» купила права сначала на АПЛ, потом Евро-2016, а сейчас там показывают еще Ла-лигу. Недавно они («Узпепорт») объявили об открытие нового канала Futbol TV. С марта канал будет работать в полном режиме. Еще одна приятная новость - государственный канал «СПОРТ» купил права на Серию А и Лигу 1 на радость узбекских телезрителей.

- Много теряете от «пиратов»?

- Сложно сказать. У наших каналов не идет ретрансляция. У них чистый звук, наши комментаторы. На свой мастер-класс «Узрепорт» пригласила ряд лучших российских комментаторов: Елагина, Розанова, Шмурнова, Казанского.

- За деньги?

- Они работали игры вместе с нашими комментаторами. Все просто.

- Вы клуб, который спонсирует государство. Самим сложно выживать?

- Все клубы, как и в СНГ, живут за счет государства. Самим выживать сейчас сложно. Все дело в том, что сейчас мало предпринимателей, которые готовы вложить деньги в спорт, особенно в футбол. Но у нас есть план, программа развития. Согласно плану мы двигаемся, привлекаем спонсоров. Сейчас в узбекском спорте спонсоров привлекают победители. Например, летней Олимпиады в Рио. Узбекскому футболу, в том числе и маркетингу, пока не хватает громких победы на международной арене.

- Много денег приносит в кассу продажа телеправ?

- Клубы не получают денег от телетрансляций. Сейчас только по государственному каналу показывают наши игры. Вот скоро откроется канал «Futbol TV» и мы поднимем этот вопрос. Все заинтересованы.

- Интернет-телевидение не выход?

- Качество интернета, установленного в клубах, не потянет интернет-трансляций. Но с этого года мы хотим запустим этот контент тоже. С помощью федерации футбола Узбекистана мы уже протестировали технологии на последнем матче лиги.

- Футбол - главный вид спорта в стране?

- Абсолютно!

- Недавно Марко Ван Бастен, рассказал, что хочет несколько изменить футбольные правила. Какой бы пункт в этом документе поменяли вы?

- Самый красивый футбол уже мы смотрим. Я слышал уже про видеоповторы, зеленые карточки, но не стоит менять правила.

- У вас система «весна – осень»?

- Так точно!

- Какая система вам ближе – ваша или европейская?

- Местная, она привычная.

- Сильный чемпионат - сильная сборная. У вас это работает?

- В целом да. Если чемпионат сильный, конкуренция будет, и это только на пользу сборной.

- У вас сильная сборная?

- Да. Сейчас очень хороший состав. Есть все шансы выйти на ЧМ-2018.

- Самый сложный соперник?

- Южная Корея.  

Восточный экспресс. Сможет ли Узбекистан победить Корею

- Вернемся к клубу. Что не хватило команде, чтобы стать победителем азиатской ЛЧ в прошлом сезоне?

- Во-первых, не хватило удачи! Во-вторых, усталость, утомление, постоянные путешествия. Потому что мы играли весь сезон на трех фронтах и каждые четыре дня. Но это того стоило. В конце сезона стали чемпионами (первый раз в истории клуба) и завоевали кубок страны.

- Лига Чемпионов помогает привлечь новых зрителей?

- Конечно. Это самый престижный клубный турнир в Азии, у нас красивый и удобный стадион. Есть все удобства для болельщиков, да погода чаще всего располагает.

- Лучший легионер чемпионата страны, которого вы видели своими глазами?

- Конечно, это Ривалдо. Он был большим мастером. Профессионал настоящий. Потом Вильянуэва. Все играли за «Бунедкор», лучший клуб страны тех времен.

- А в вашей команде?

- Он сейчас играет. Кахи Махарадзе. Думаю, сейчас Махарадзе – лучший игрок во всей Лиге Узбекистана.  Еще был хороший игрок, мой друг Александр Оника.

- Почему его не зовут в Россию?

- Он спокойно заиграл бы в России. Причину не могу указать, могу отправить его резюме. Но он – дорогое удовольствие, игрок очень высокого уровня, сразу предупреждаю.  

- Самый большой ценник, который видели в чемпионате страны?

- Это секрет каждого клуба. В Узбекистане в основном берут свободных игроков, не покупают их.

- Кризис?

- Кстати, я тут читал недавно на одном сайте, что за игрока «Пахтакора» Джамшида Искандерова просили 5 миллионов. Наверное, он сейчас самый дорогой «ценник» в Узбекистане. Нет, не кризис, у всех есть определенная смета. Исходя из сметы, клубы приглашают игроков к себе.

- Финансовый фэйр - плей работает в Узбекистане?

- Честно, я про него в нашей лиге не слышал.

- То есть захочешь купить Дзюбу и положить ему зарплату половину бюджета клуба - никаких проблем с этим не будет? Кроме желания самого Артема.

- Никто так не сделает. У нас полно своих Артемов, поверь мне.

- Это как?

- Если у клубов бюджет – один миллион долларов, то никто на одного игрока не потратит 500 тысяч. По всему СНГ найдется приличный игрок за 100 тысяч и он будет играть сезоны.

- Сколько вы тратите примерно на команду в год? Зарплаты игрокам, аренды полей во время тренировочных сборов, самолеты, гостиницы, рекламные акции? 10 - 15 миллионов долларов или скромнее, в 10 раз меньше?

- Точную сумму не буду называть. Но  деньги серьезные. 

- А кто ваши спонсоры кроме «Узбекских Железных Дорог»? За поражения вы с игроков деньги не берете?

- Не берем денег. Генеральный спонсор клуба именно «Железные Дороги».

- Чем мотивируете в таком случае?

- Премиальными.

-  Много игроков уезжает из страны перед новым сезоном?

- Да, в этом году рекордное количество. Если не ошибаюсь, порядка 17 игроков. Из «Локомотива» Сервер Джепаров переехал в Иран, Тимурходжа Абдухаликов и Санжар Шоахмедов в Катар.

- Почему в этом списке нет Китая?

- Китай больше сконцентрирован пригласить именитых игроков. Три игрока сборной Узбекистана сейчас играют в Китае. Все из-за лимита на легионеров.

- Вы же попадаете под особый лимит.

- «3+1» в Азии, в Узбекистане он тоже такой.

- Я про то, что азиатов в команде может быть и все четверо. Есть команды которые исключительно состоят из китайцев.

- Есть такие, но они не заинтересованы в трансферах. А в нашу лигу их не приглашают.

- Может, вы просто плохо себя рекламируете и продаете?

- Не исключаю и такой вариант. А может, плохо работаю.

Чемпион с убытком в 147 млн долларов. Чего мы не знаем о Китае

- Чем интересна китайская лига?

- Есть много, чему стоит поучиться у сербов. Вот они продают красиво свой товар, куда не посмотри там кругом сербы. А вот насчет Китая – мне интересно только работа по маркетингу, как они привлекают болельщиков, как работают с фанатами. И мне совсем не интересно качество игры в Китае. Думаю, что нашему футболу сейчас нужен только хороший менеджмент. Талантливых игроков и тренеров вполне достаточно.

- У вас все игроки на контрактах или арендованные тоже есть в составе клуба?

- Есть один. В аренду взяли до конца года

- Пять сложностей, которые вызывают круглосуточную головную боль на работе?

- У нас в клубе все есть, все условии созданы для работы. Заместитель директора Тулебек Акрамов очень энергичный, умный руководитель. Старается сделать все для нашего клуба. Поднимает уровень очень сильно. Иногда просто времени не хватает. Я всегда как минимум на работе до 21:00. Есть для работников бассейн, тренажерный зал, поля, кухня. Всегда этим можем спокойно пользоваться.

- Как вы попали в клуб?

- Был обычном фанатом клуба «Бунедкор». Всегда был с командой. Начальник фан-клуба «Бунедкора» меня брал всегда собой на игры, причем не важно, где они проходили. Хоть в Узбекистане, хоть где-нибудь в Иране. Карьера началась с волонтера в 2010 году на чемпионате Азии U-16 в Ташкенте. Меня туда пригласил Алишер Никимбаев (мой учитель), потом в 2011 году был на Кубке Содружества в Питере. После турнира мы приехали в Ташкент, и пресс-атташе клуба «Бунедкор» Улугбек Мирзаев попросил меня помочь клубу «Андижан».

Зимой они приехали на сборы в Ташкент. Я им помогал. Тогда я был с ноутбуком, с интернетом. Делал все быстро и четко. Директор клуба сразу меня пригласил работать в клуб. Тогда я был очень молодым. Не знал, что делать, поехать в Андижан (600 км от Ташкента), жить там, работать в клубе. Директор «Андижана» позвонил моим родителям и уговорил их отпустить меня в клуб. Это был серьезный шаг в моей карьере.

В клубе я был "королем". Все на вы разговаривали со мной. Доверяли. В свою очередь я провел хороший маркетинг, работал на имидж клуба. Сначала был администратором, потом начальником международного отдела и через три месяца был менеджером клуба.  Всего я добился за год.

В конце сезона в клубе «Андижан» были проблемы с финансами, и я сам хотел вернуться в Ташкент. Написал заявление на увольнение. Приехал домой и в этот же день поехал на игру сборной. Там встретил своего друга, учителя Улугбека Мирзаева, и он спросил, как у меня дела. Я сказал, что я ушел. Он сказал тогда: "добро пожаловать в клуб". Я ничего понял и спросил – о чем вы? Он ответил, что мы встретимся в одном гостинице Ташкента завтра, мол, есть разговор.

Приехал в гостиницу и встретил знакомого тренера, руководителя клуба «Локомотив». Мы стояли и разговаривали, и тут появился Улугбек Мирзаев. Он спросил: "вы уже познакомились?" Так  моя карьера началась в клубе «Локомотив».

Работал в клубе до 2014 года и по личным причинам уехал в Эмираты. Жил там около года. В это время несколько раз меня приглашал заместитель клуба Тулабек Абрарович. Я отказывался. Мы еще 2015 году встретились в Москве, и тогда он тоже делал мне предложение.  В 2015 году осенью по семейным обстоятельствам я приехал в Ташкент, и папа уже не отпустил меня. Хотел начать свой бизнес, но все мои друзья говорили, что мое место в футболе, и мы опять встретились с Тулабеком. Так я возобновил работу в клубе.

Мы за год подняли на высший уровень наш клуб, новые идеи, SMM на первом месте, промо-акции, реклама, работа с фанатами. Благодаря Тулабеку организовали последний пункт. Наши игроки – это мои друзья, они всегда поддерживали меня. Вместе с командой, с капитаном Тимуром Кападзе, мы еще в конце года завоевали долгожданное чемпионство и вдобавок выиграли кубок страны

- За пределы своей страны выезжали на тренинги?

- Пока нет, но мечта такая есть. Скоро в Москве пройдет международная конференция «Marspo». Хочу участвовать. Есть большое желание учиться у профессионалов своего дела.

В ноябре прошлого года приехал с детской командой в Москву. Посмотрели игры «Локомотив» - «Анжи», ЦСКА - «Амкар». Мне помогли работники клуба «Локомотив» Москва. Еще друзья из «The GAME pro Agency», Алексей Щепинов и Кирилл Терещин. Надеюсь, поеду на стажировку на Кубок Конфедераций в Москве или в Питере.

- А почему не в Казань? Ведь там с мусульманством особое отношение?

- Честно говоря, об этом не думал, первая мысль – это Питер или Москва. Я думаю, по всей России с мусульманами особые отношение.

- В некоторых регионах их просто нет..

- Не знаю, посмотрим. Самое главное – участвовать. Увидеть все своими глазами.

- Перейти в российский клуб нет желания работать?

- Сначала тут, в Узбекистане, есть дела. Там все уже устроено, но у нас еще есть, над чем работать. В плане развития карьеры у меня были варианты, когда я жил в Эмиратах.

Но в этом году болельщиков ждут много приятных сюрпризов от «Локомотива». Есть большие планы, люди должны приехать на стадион как будто они в мини-парке. Мы создадим все условия для этого.

- Например?

- Фан и фудзоны; конкурсы, чирлидеры, концерты, розыгрыши, фото и видео трансляции. Еще несколько приятных новостей, но я пока не могу об этом говорить. Подождем начало чемпионата.

- Футболисты, как часто бывает - люди публичные, и вы это подтвердили. Игроки команды принимают участия в телевизионных шоу, появляются на страницах развлекательных журналов и газет или это настолько все у вас строго, что прежде чем получить разрешение самого главного человека в клубе, надо пройти сто семь согласований и только потом возможно получить разрешение на участие?

- Мы подписали договор с футболистами. СМИ только через пресс-службу. Звонят пресс-атташе, и он дает разрешение участие в шоу или на интервью. Это только, чтобы защитить игроков. После интервью мы просим готовый продукт. Потом СМИ публикует это.

- На вашем стадионе проводили игры сборной?

- К сожалению, еще нет. У нас стадион на 8000 болельщиков. Сборная играет на стадионе «Бунедкор». Он рассчитан на 35 тысяч человек. Всегда заполнен.

- Сколько стоит самый дорогой билет на матч?

- На нашем стадионе на играх Лиги Чемпионов Азии билет стоит 10$ по госкурсу.

- Это сколько в обычных деньгах?

- 35 тысяч сум.

- А в российских рублях?

- Примерно 400 рублей.

- Это лига чемпионов, крутая история. А на играх местного чемпионата - самый большой ценник?

- Примерно 200 рублей.

- Что на эти деньги можно купить в Москве, я представляю. А как их можно потратить в Узбекистане, кроме похода на футбол?

- Можно за эти деньги купить стейк на 350 грамм.

- В лучшем ресторане Ташкента?

- За 500 рублей можно и хороший стейк покушать.

- На что еще?

- В центре города можно покушать вдвоем плов.

- А если не про еду?

- Два билета в кино тоже вполне уложатся в эту сумму.

- Приходилось ловить футболистов в ресторанах?

- Это нормально. Мы сами иногда ужинаем вместе. В Ташкенте больше двух миллионов людей. Футболистов все узнают. Мы не пьем. Пить облагается денежным штрафом.