12 мин.

Мир во время чумы. Или как пандемия изменила шахматы

Шахматы как и любая интеллектуальная настольная игра вроде го, покера или ЧГК может существовать в разных форматах. А с появлением интернета в нее точно вдохнули новую жизнь – оказывается, что можно полноценно играть, не покидая дома. В прошлом и в этом году, когда всех поголовно усадили на карантин, а на живые турниры повесили амбарный замок, – онлайн стал единственным способом для шахматистов напомнить о себе.

Мы в Levitov Chess решили внимательно проследить хронику событий последних полутора пандемийных лет, узнать мнения ведущих игроков, взвесить все «за» и «против» и честно ответить на вопрос: «кто же кого вытесняет» – онлайн офлайн или офлайн онлайн?

В начале прошлой весны, когда на нас только начал наступать COVID-19, никто толком не понимал, что вообще происходит: то ли он есть, то ли его нет? Какова реальная опасность, как мы должны себя вести, какие меры предпринимать? Вопросов было слишком много, а ответов слишком мало. Международная шахматная федерация, как обычно в критической ситуации хранила гробовое молчание, а настоящей точкой отсчета пандемии в шахматах стал турнир претендентов! Он должен был пройти с 15 марта по 5 апреля 2020 года.

В тот момент, особенно на фоне страшной эпидемии в Италии, пошло веерное отключение спорта в Европе – останавливались национальные чемпионаты по футболу, баскетболу, по индивидуальным видам, не говоря уже о присутствии зрителей на стадионах, где не могло быть и речи о соблюдении каких-то социальных дистанций. Встал даже вопрос о переносе олимпиады и чемпионата Европы, – и где-то в мае последовал трансфер на 2021 год.

Но как по эти ограничения могли подпасть шахматы? Зрителей в зале нет, игроки сидят напротив друг друга – может не в полутора метрах, но на весьма безопасном расстоянии. Коммуникации во время игры нет, между игроками, в конце-то концов, можно установить прозрачный экран с прорезью для рук, чтобы делать ходы, самих же оснастить масками и перчатками, если это обеспечивает хоть какую-то защиту. Проще простого организовать и «пузырь» в любом отеле и зале, в которых проходили, например, финал Лиги чемпионов или плей-офф NBA 2020 года. Люди-то все вокруг понимающие, войдут в положение.

Казалось бы, играй не хочу. Но президент ФИДЕ Дворкович никак не мог принять решение, запускать турнир в Екатеринбурге или не запускать? При том, что в это самое время один из участников, китаец Дин Лижэнь уже отсиживал в подмосковном санатории положенный двухнедельный «карантин», что в итоге стоило ему турнира. К слову, второй китаец – Ванг Хао, – как и другие иностранцы, приехал без всяких проволочек. Отказался только один – Теймур Раджабов, который написал официальное письмо, в котором сообщил, что он не считает возможным подвергать риску заражения ни себя, ни остальных участников. Его заменили на Максима Вашье-Лаграва, который долго ждал «своего часа».

Но даже решив все нюансы, глава ФИДЕ сомневался. Буквально за три дня до старта все еще висело на волоске. До последнего момента шли консультации с МОК, с российскими и местными властями. В конце концов, прошла пресс-конференция, – и стал был дан.

Но через десять дней в канун окончания первого круга, все пришлось «отыграть обратно». ВОЗ, а вслед за ней по цепочке и правительственные инстанции, сказали: «Стоп!»

В тот момент в мире остановилось вообще всё: страны одна за другой начали закрываться на локдаун, в России были объявлен режим «выходных дней», и актуальным стал вопрос о том, смогут ли участники турнира претендентов как-то вернуться в свои страны?

Тогда, в конце марта начале апреля, ни о каких живых турнирах не могло быть и речи. И те организаторы традиционных круговых или опен-турниров, которые глядя на претендентов, еще строили какие-то иллюзии, срочно оповестили игроков, что «все отменяется».

Так, буквально в один миг сотни, тысячи, да что уж там, десятки тысяч профессиональных шахматистов, привыкших из года в год ездить по турнирам и зарабатывать себе на хлеб, с отменой турниров оказались, точно рыбы, выброшенные на берег. У большинства из них не было иного источника дохода, они не сидели на контракте и им никто не платил зарплаты, ведь они не были частью системы. Собственно, в мировых шахматах, – и в тот момент это стало особенно ощутимо, – не было никакой системы! Каждый предоставлен самому себе, каждый выкручивается как может, обратиться или пожаловаться просто не к кому.

Как ни странно, гораздо лучше чувствовали себя те, кто уже закончил карьеру или даже ее не начинал, сделав своим заработком не игру, а преподавание. Вкупе с тысячами людей, в разгар пандемии не знавшими, чем себя занять, обратившимся в том числе и к шахматам, для них началось настоящее эльдорадо. Но что же делать игрокам, многие из которых и не умели, но, самое главное, не хотели превращаться в преподавателей, учить как правильно проводить пешку в ферзи или же ставить «детский мат». Они хотел играть! Но где?

В разгар пандемии ответ казался самоочевидным. Конечно же – в интернете!

И в первые ковидные недели, если судить по статистике, на шахматные сервера пришелся невиданный наплыв посетителей… Крупнейшим порталам вроде Chess.com или Lichess.org пришлось даже закупать новое оборудование, чтобы выдержать такой наплыв. Турниры на этих площадках шли день и ночь, гроссмейстеры буквально не могли наиграться.

А потом, словно после тяжелого похмелья, остановились… Да, играть-то никто не мешал, а вот зарабатывать чем? Ведь в отличие от офлайна призовые в онлайне были мизерными, и даже за них в румах была настоящая давка. В ход шли самые грязные приемы и первый из них в шахматах – это читинг, т.е. использование в игре компьютерных подсказок.

Игроки начали повально обвинять друг друга в использовании машин, а румы поголовно – банить провинившихся. Те подавали апелляции, устраивали бесконечные выяснения, что в какой-то момент достало абсолютно всех. И точно никак не прибавило денег в индустрии! Крупнейшие порталы рапортовали о феноменальном росте посещаемости, про миллионы новых подписчиков, но это никак не отражалось на зарплатной ведомости шахматистов – призовой фонд не вырос практически ни в одном традиционном онлайн-турнире.

Единственное на ком пандемия никак не отразилась – это на ведущих шахматистах мира… У них была собственная экономика. И был Магнус Карлсен, который оперативно запустил серию онлайн-турниров с очень серьезным призовым фондом. Их тоже было немного, на первых порах – раз в месяц, но в них звезды разыгрывали десятки тысяч долларов, суммы, которые было невозможно представить для шахматистов даже мирового топ-100.

Сперва это были разрозненные турниры, иногда с очень сложной системой, которую мало кто понимал. Да и в целом смотреть на одних и тех же игроков, которые в сотый раз, точно на тренировке, возят «Берлинский эндшпиль» или уточняют собственные анализы на 30-х ходах в «Свешникове», быстро всем надоело… Ну да, круто – Карлсен, Аронян, Накамура, Со, Гири, Раджабов, но дальше-то что? Хоть чемпионат мира проводите, что ли?!

Невероятное количество перфоманса выдал в тот момент Chess.com. Личные чемпионаты, командные, лиги, челленджи – мужчины, женщины, юноши, дети. Единственная проблема – хоть что-то заработать в них могли лишь единицы. И то хорошо всем известные.

В какой-то момент в игру вступила даже ФИДЕ, выступив с идеей онлайн-олимпиады. Она должна была пройти в необычном, гибридном формате. Т.е. играть команды должны были друг с другом точно так же, через интернет, но сами участники находились бы не дома, а в сертифицированных центрах, под надсмотром арбитров, что по мнению организаторов на корню должно было исключить любую возможность читинга… Но, как скоро выяснилось, не решало другую – качества связи и стабильности работы самой системы для игры.

Праздник был омрачен скандалом в главном матче, когда после обрыва связи во встрече Россия – Индия, практически уже выигранном россиянами, президент ФИДЕ принял чисто соломоново решение – вручить «золото» обеим командам! К счастью, урок пошел впрок и через год ФИДЕ изменила буквально все: и структуру соревнования (теперь от результата одного матча не зависел общий итог) и сервер (разумно обратились к Chess.com).

Дать игрокам возможность хоть что-то заработать в сети предпринял даже Levitov Chess – под Новый год канал организовал Christmas Cup, в котором, наряду со звездами, играл не один десяток гроссмейстеров. В отборе мы установили даже рекорд портала Lichess.org по числу участников в турнирах по швейцарской системе, их было почти три тысячи!

Но закончился ужасный 2020 год, а с ним и острая фаза пандемии. Все уже давно сбились со счета, вычисляя волны и разделяя всемирную заразу по штаммам, и больше так жить не могли. Потихоньку стали возвращаться живые шахматы. Первые соревнования прошли еще в конце 2020-го – командный, а затем личный чемпионат России в Сочи и Москве. Не хотели сидеть на попе ровно ни в Америке, ни в Европе. А первым по-настоящему большим событием стал супертурнир в голландском Вейк-ан-Зее. В 2020-м ему повезло втиснуться за несколько месяцев до начала пандемии, а теперь – сразу по ее «замедлении».

Да, на турнире было предпринято множество мер предосторожности, игроки смотрели друг на друга через перегородки, столики стояли на приличном расстоянии. Голландцы даже пожертвовали во имя главного турнира традиционным караван-сараем турниров «B», «C», «D», что всегда составляло особую прелесть этого соревнования. Но главное он прошел успешно!

За ним прошел второй круг претендентов в Екатеринбурге, – и пошло-поехало.

Как и весной-2020, когда гроссмейстеры никак не могли утолить жажду в онлайне, на сей раз с тем же остервенением бросились в подзабытый офлайн! Все соцсети так и пестрели историями ностальгии о том, кто и когда в последний раз садился за доску или заказывал билет… Расчувствовался даже Ананд, хотя, казалось, его ничем не пронять, когда впервые за 18 месяцев он приехал в аэропорт Ченнаи, чтобы куда-нибудь да отправиться.

Потихоньку стали возвращаться опены, круговики и супертурниры… Невероятно плотным, ведь из него фактически вынули целый год, оказался официальный календарь ФИДЕ. Из-за растянувшегося на 13 месяцев турнира претендентов и цикл первенства мира из двух- стал трехгодичным, и буквально один за одним пролетели отбор к Кубку мира, сам кубок, чемпионат Европы уже из следующего цикла, в который входили «большая швейцарка», а также Гран-при ФИДЕ, который перебрался на весну следующего, уже 2022 года.

Можно было бы с радостью прокричать: «Ура, живые шахматы вернулись!» – и поставить точку в этой статье. А все оказалось не так-то просто. Все из-за того же COVID-19.

Вот с Grand Swiss вышла накладка. Вы спросите, что за накладка? – турниры же играются прямо сейчас в Риге! Но сперва их спешно, именно из-за пандемии, перенесли с острова Мэн в Латвию. А затем, после того как правительство этой страны объявило о локдауне, в считанные дни, и лишь за счет личных связей экс-министра финансов, а ныне – директора ФИДЕ Даны Рейзниеце-Озола, спасали от отмены, а теперь проводят в режиме «пузыря», в обход комендантского часа с 20 до 5 утра и бесчисленного числа ограничений.

Можно было бы сказать: «Бывает, не повезло», – и пройти мимо.

Но… на самом деле «казус Grand Swiss» может стать серьезным стопором с точки зрения полноценного возвращения офлайна в шахматах. Если любая страна мира, а ведь Латвию никак не отнесешь к фрикам, может вот так внезапно «закрыться», то же самое придется сделать и организаторам турниров. И далеко не у каждого из них найдется своя Дана, что оперативно договорится с премьер-министром, – и даст зеленый свет шахматам.

Так что или/или: рисковать или закрываться. Организаторы же, если только они не платят шахматистам из собственного кармана, заинтересованы в турнирах не меньше игроков. А строить долговременные планы, не имея уверенности в будущем, это шаг к краху.

Что же делать шахматам? Может, развивать интернет и вливать в него деньги?!

В долгосрочной перспективе – это наиболее перспективный вариант. Ведь шахматы, надо быть честными, не относятся ни к зрелищным, ни к коммерчески успешным видам спорта. На Западе они живут на подачки от спонсоров; на территории же бывшего СССР – за счет админресурса, который дает соответствующие распоряжения аффилированному бизнесу. Проводя турниры онлайн или в гибридном формате, банально, меньше трат – не придется платить за перелеты, гостиницы, аренду зала, уменьшатся и гонорары игрокам. Но зато в таком формате можно проводить куда больше соревнований и забить календарь.

Нет, офлайн, конечно, никуда не уйдет и забыть как выглядят фигурки нам не дадут, но чем дальше тем больше они будут, увы, такой симпатичной архаикой, не более того.

Об этом говорят и планы компании Play Magnus, которая уже скоро может оказаться, если не монополистом шахматного онлайн-рынка, точно одним из самых влиятельных игроков на нем. Не так давно Карлсен объявил о том, что его «тур» будет проходить как минимум в ближайшие пять лет; он даже заключил телевизионный контракт, пусть и не такой большой как в футболе, но вполне достаточный для поддержания будущей экосистемы.

«Мне кажется, что будущее шахмат в интернете, – признается в своей любви онлайн-игре чемпион мира Магнус Карлсен. – Они входят в любой дом. Чтобы сыграть партию-другую, больше не надо искать реальный клуб и единомышленников. Ты просто садишься за комп, и играешь. Здесь легко найти себе тренера и получить любой совет. Это особенно удобно для шахматистов из стран, в которых популярность этой игры не так уж высока».

Вторит ему главный шахматный фрик и онлайн-блицор мира #1 Хикару Накамура: «Мне в последнее время очень редко доводится играть живьем, и я совершенно не страдаю из-за этого. Надо идти в ногу со временем… Я думаю, что скоро людям будет лень садится даже за компьютер, но у каждого в кармане есть телефон. Достал – и играешь! Онлайн дает то, чего никогда не будет в офлайне – такого разнообразия соперников и вызовов…»

Но немало и тех, кто думает иначе. «В последнее время я практически не играю онлайн, я даже отказался от участия в финальном турнире «тура Магнуса», хотя меня приглашали, – делится Даниил Дубов. – Почему? Мне просто неинтересно. Да и потом, играя в интернете, никогда нельзя быть до конца уверенным, что твой соперник не пользуется подсказками… Какой сложной ни была система слежения за игроком, ее всегда можно обойти!»

«Я люблю играть онлайн, но мне сложно представить, что шахматы когда-нибудь перейдут в них полностью, – считает Александр Грищук. – Есть история, традиции. Да людям просто нравится «двигать». Хотя и отрицать, что такая тенденция есть, не приходится…»

Кто же победит – онлайн или офлайн?

По части массовости, тут обсуждать нечего, число партий, играемых онлайн, уже давным-давно исчисляется миллиардами, а игроков – миллионами. Деньги пока в основном платят в офлайне. Но ситуация уже начинает меняться, в том числе, для не элитных шахматистов. Если они смогут обеспечить себе хотя бы половину офлайн-заработков, экономия на всем остальном, что сопровождает поездки на турниры, компенсирует им всё! И организаторы, кажется, потихоньку начинают понимать основу новой «шахматной экономики».

А что будет дальше – скоро увидим.

Напоминаем, что у нас есть раздел со скидками, в котором вы сможете найти промокоды Яндекс Маркет.