5 мин.

Ян Непомнящий: «У искусственного интеллекта задачи посерьезнее, чем игра в шахматы»

Ян Непомнящий

На супертурнире в Лондоне россиянин Ян Непомнящий обыграл чемпиона мира Магнуса Карлсена, Виши Ананда и Майкла Адамса и разделил первое место с Фабиано Каруаной. Но на тай-брейке сильнее оказался итало-американец.

 — Последний тур. Ты на пол-очка впереди Каруаны. Делаешь ничью с Вашье-Лагравом. Потом пишешь, что идёшь спать…

— Я действительно лёг спать, но мне не особенно спалось. Поэтому я включил фоном партию Каруана — Адамс. У белых было получше, но потом они стали повторять ходы, и я даже поначалу порадовался, ничья в этой партии меня устраивала. Но Адамс почему-то решил ходы не повторять и продолжил играть.

Что было потом, все видели. Каруана обыграл Адамса, а потом выиграл блиц. И всё-таки — второе место в такой солидной компании — отличный результат.

— Понятно, что когда я оценивал свои шансы до турнира, то понимал, что выступить можно хорошо, но побороться за первое место — мягко говоря, не факт. Понятно, что все сложилось по результату хорошо, но всегда хочется лучшего. Особенно здесь. К тому же, у меня с Каруаной очень хороший счёт в блице.

— Ты говоришь, что на первое место не рассчитывал. Но вплоть до завершения партии Каруана — Адамс его занимал. За счёт чего это удалось?

— С самого начала было очень много ничьих, до какого-то момента на турнире побеждал только Каруана. Потом мне немного повезло с Адамсом, у которого я выиграл почти ничейный эндшпиль. В принципе, Каруане потом тоже с Адамсом повезло.

— Бог с ним, с Адамсом. Он в Лондоне выступил в роли поставщика очков. Но на твоём счету победы над Анандом и Карсленом.

— С Анандом получилась хорошая партия. С Карлсеном — ну, проигрывать после двух побед мне не хотелось. Хотя если разбирать партию, то можно найти много ошибок у обеих сторон. Просто он ошибся последним. Справедливости ради, Магнус сильно простудился во второй половине турнира и поэтому был не в самой лучшей форме.

— Когда понял, что эту партию ты не отдашь?

— Когда нашёл ход Qa4, и понял, что выигрываю фигуру. До этого думал, что просто будет эндшпиль 4 на 3.

— Создаётся впечатление, что он перестал доминировать, как несколько лет назад. Это так?

— Несколько лет назад он демонстрировал просто запредельный уровень. Особенно, когда не был чемпионом мира. Плюс, где-то белые полосы в его карьере сменяли ещё более белые. Но постепенно люди к нему привыкли. И когда ты всего добился, когда ты в течение нескольких лет сильнее всех, становится труднее себя мотивировать. Это ведь не только спорта касается. К тому же, у Магнуса очень серьёзная околошахматная занятость. Но даже его относительно неуспешные периоды, намного успешнее, чем у многих его соперников. Даже в Лондоне, не на своём турнире жизни, в общем-то, он в последнем туре обыграл чёрными Ароняна и занял третье место. То есть выступил очень достойно.

— У тебя с Карлсеном положительный счёт в ″классику″. А разрыв в рейтинге — около 100 пунктов в его пользу. Получается, современный рейтинг не слишком отражает силу игроков?

— В глобальном плане — отражает. Но когда речь идёт о топ-20, например, то каждый может не проиграть каждому. Средний уровень игроков выровнялся. И если лет 20 назад был Каспаров, был Крамник, Ананд, ещё несколько человек — и их подготовка была относительно всех остальных фантастической, то теперь возьмём Магнуса и кого-то, кто учит линейные варианты, не уверен, что сравнение в плане дебютной подготовки окажется в пользу чемпиона мира. У всех одни и те же компьютеры, одни и те же программы, одни и те же базы. Разница только в том, кто и насколько работает.

Ян Непомнящий

— Про компьютеры. Программа Alpha Zero, искусственный интеллект, выносит сильнейший шахматный движок Stockfish со счётом 28:0, если считать только результативные партии в матче. Что это было?

— Я тоже поначалу сильно удивился. Но потом понял, что всё-таки из мухи сделали слона. Да, впечатляет, что Alpha Zero самообучалась, то есть в неё не закачивали базы. Получается, она искала ход, исходя из собственного опыта, выбирала из знаний. Но всё-таки по сути это был матч одного компьютера, пусть и мощного и целого кластера. Вот если бы они сыграли на одном железе и счёт был таким же, это бы меня впечатлило. Всё-таки у компьютера ограничен КПД — и если, например, один процессор даёт 100-процентные возможности, то это не значит, что два будут работать на 200%, а 3 на 300. Нет, соотношение будет примерно 100, 110, 120 итд.

— Но многие говорили, что Alpha Zero совершает ″человеческие″ ходы.

— Если кто-то хочет называть позиционную жертву фигуры человеческим ходом, ну ок. Да, эти партии сильно отличались от обычных партий шахматных движков, где обычно делается по 150-170 ходов и в основном в позиционных маневрах. Здесь Alpha Zero играла более широкими мазками. Но вообще, мне кажется, компания Deep Mind создаёт искусственный интеллект для более высоких целей, чем обыграть сильнейший шахматный движок. Шахматы — это лишь реклама, мол, смотрите, как мы умеем.

— Говоря про рекламу и шахматы, не могу не спросить про твоего соотечественника и соперника Сергея Карякина. Был недавно в Москве, Сергей буквально везде — смотрит со стен метро, со страниц журналось, с билбордов. Это хорошо для шахмат?

— Хорошо, что у шахмат появилось лицо. На Западе — это Магнус, у нас — Сергей. Что же до влияния на развитие шахмат в стране, то тут выводы можно будет делать лет через 5-6, когда результаты начнут показывать дети, которые пошли в шахматную школу потому, что с билбордов на них смотрел Сергей.

— У вас была перепалка в твиттере после командного чемпионата Европы. Помирились?

— Инцидент полностью исчерпан. В Лондоне несколько раз сходили вместе с Сергеем поужинать.