7 мин.

Как команду назовешь, так она и заиграет. «Зенит» был «Спартаком» за 10 лет до «Спартака»

Названия большинства российских клубов появились в тридцатые годы XX века, когда состоялся переход от территориального принципа организации к производственному. Проще говоря, вместо разрозненных кружков были созданы спортивные общества, объединявшие спортсменов всей страны в рамках различных отраслей народного хозяйства. Тогда же вышла повесть «Приключения капитана Врунгеля», содержащая крылатое изречение «как корабль назовешь, так он и поплывет».

«Зенит»

«Никакого коммерческого предприятия с таким названием не существовало» - утверждает петербургский футбольный историк Юрий Лукосяк. Это не совсем так: еще в 1922-1924 годах в Петрограде действовал завод «Зенит», однако команда появилась в 1925 на другом заводе - Ленинградском металлическом. Первоначально она именовалась... «Спартак». Одноименное спортивное общество существовало в Северной столице в 1922-27 годах и насчитывало более 50 тысяч участников. Эта заметка и является точкой отсчета, от которой ведется история «Зенита».

В 1936 коллектив получает название «Сталинец», вступив в одноименное спортивное общество. В 1939 году завод оказался в ведении Наркомата вооружений, поэтому его спортсмены перешли в общество «Зенит», объединявшее коллективы оборонной промышленности. По всей видимости, название связано с зенитными орудиями, не случайно у сине-бело-голубых имеется прозвище «зенитчики».

В буквальном смысле, зенит - это наивысшая точка небесной сферы над головой наблюдателя. В то же время, имеется переносное значение (зенит славы и т.п.)   

«Спартак»

После революции у красно-белых были такие названия, как МКС (Международная космическая станция Московский кружок спорта), «Красная Пресня», «Пищевики», «Промкооперация» и «Дукат». Как известно, «Спартак» ведет историю от гимнастического общества «Сокол»; при советской власти дореволюционные команды были переименованы либо упразднены. Возможно, именно по этой причине среди вариантов нового названия был «Феникс» (то есть возрожденный «Сокол»). Предлагались названия «Штурм» и «Атака», подразумевающие наступательный футбол. Также прозвучали «Стрела», «Вымпел» и «Звезда».

«Взгляд Николая упал на книгу, лежащую на столике возле дивана. Книжка называлась «Спартак» Джованьоли» (Андрей Старостин). 

В свою очередь, Николай Старостин утверждал, что эта легенда не соответствует действительности и связывал название с немецким «Союзом Спартака». 

Есть и третья версия, согласно которой автором является секретарь комсомола Александр Косарев, в 1935 году ставший инициатором создания спортивного общества. Именно при его участии возникло вышеупомянутое движение в Петербурге. Интерес к восстанию Спартака во многом спровоцировал Карл Маркс, назвав его «истинным представителем античного пролетариата». 

«Локомотив»

Возможно, что «железнодорожники», как и спартаковцы, в определенной степени обязаны своим названием Марксу, тем более, что в обоих случаях основной цвет - красный. Комиссар путей сообщения Лазарь Каганович, курировавший клуб, любил цитировать и перефразировать широко известный марксистский лозунг. Его выступление летом 1935 года включало словосочетание «непобедимый локомотив», а уже осенью было принято решение о создании спортивного общества. Первоначальное же название - «Казанка» (команда московско-казанской железной дороги), и именно так сейчас называется локомотивский фарм-клуб.

 Кроме того, Кагановича прозвали «Локомотивом» за его энергию.

ЦСКА

На протяжении истории у «армейцев» были следующие аббревиатуры: Общество любителей лыжного спорта (ОЛЛС), Опытно-показательная площадка Всевобуча (ОППВ), Центральный дом Красной армии (ЦДКА), Центральный дом Советской армии (ЦДСА) и Центральный спортивный клуб Министерства обороны (ЦСК МО). Современное наименование придумал спортивный врач Олег Белаковский. 

«Это название было очень сложно кричать болельщикам с трибуны, да и вообще, не звучало оно.»

«В 1957 году ЦДСА переименовали в ЦСК МО, но такая аббревиатура никому не нравилась. Однажды в клуб приехал генерал Ревенко и мы стали думать над новым названием. Колебались между «Красной звездой», «Звездой» и возвратом к ЦДСА. Я предложил: «Давайте просто - Центральный спортивный клуб армии». Ревенко передал министру, тот утвердил.»   

Звезда всегда была ключевым элементом «армейской» эмблемы. 

«Динамо»

Динамовское спортивное общество было самым первым, так как возникло в 1923 году.

Выдвигались такие названия, как «Сила» и «Чекист», но были отвергнуты. Слово взял Леонид Недоля-Гончаренко, который в прошлом был рабочим завода «Динамо».

- А что, если назвать общество «Динамо»? В этом слове есть что-то по-настоящему спортивное, боевое. Подумайте: «Ди-на-мо»! Звучит-то как! Ведь это не просто сила, а сила, приводящая в движение.    

Впоследствии Максим Горький, вступивший в спортивное общество, писал:

"Мне хочется напомнить динамовцам, что греческое слово «дина» значит - сила, динамика - «движение», а динамит - взрывчатое вещество. «Динамо» - это сила в движении, призванная взорвать и разрушить в прах и пыль все старое, гнилое, грязное, все, что затрудняет рост нового, разумного, чистого и светлого, - рост всепролетарской, социалистической культуры."

В действительности, наименование не имело отношения к революции, так как появилось у акционерного общества в 1913 году, а само слово существовало еще в XIX веке как обозначение электрогенераторов.  

«Торпедо»

Имели место такие аббревиатуры, как РДПК (Рабочий дворец «Пролетарская кузница»), АМО («Автомобильное московское общество») и ЗиС («Завод имени Сталина»). Название для ДСО профсоюза автомобильной промышленности придумал конькобежец Мельников.

«Маяк»? Не то. «Выстрел»? Не подходит. И тут Яков Федорович возьми и скажи: «Торпедо». И надо же, все без споров согласились.» 

Спортивные автомобили были популярны в первой половине XX века. Вероятно, также сыграла свою роль созвучность с «Динамо».

«Рубин»

Казанцы неоднократно меняли названия, так как представляли авиационный завод - оборонное предприятие, нуждавшееся в определенной секретности. В их числе были такие, как «Команда Ленинского района», а также «Крылья советов» (одноименное общество объединяло работников авиационной промышленности).  Под названием «Искра» команда выступала неудачно, поэтому в 1965 году директор казанского авиазавода Николай Максимов заменил его словом «Рубин»; так назывался радиолокатор на самолетах Ту-16. Название оказалось счастливым, и в первый же год команда перебралась в высший дивизион. Наконец, в начале девяностых имело место название «Рубин-ТАН», включавшее наименование генерального спонсора.