10 мин.

Реконструкция «Стэмфорд Бридж» на грани провала. Абрамович может все спасти

2

Перевод статьи The Athletic.

Три года назад, проектная группа, занимавшаяся вопросом реновации «Стэмфорд Бридж», покинула Кинг Стрит в прекрасном настроении с высокоподнятыми головами – им только что удалось договориться с властями о реконструкции стадиона. Новое архитектурное сооружение на 60 000 мест, вдохновленное внешним видом Вестминстерского аббатства – настоящий «Собор футбола».

Разумеется, это был большой шаг вперед для «Челси» - одна из поворотных точек в истории клуба. Но, вместо того, чтобы занести январь 2017 года в знаменательные моменты для «Синих» и начать перевооружение стадиона, ситуация складывается совершенно иначе. Утверждённый мэрией план, впоследствии одобренный мэром Лондона, Садиком Ханом, действителен к исполнению до 31 марта 2020 года и не может быть реализован позднее. За два месяца до дедлайна не начат даже первый этап проекта – снос зданий вокруг стадиона.

Предполагается, что «Челси» необязательно начинать заниматься именно строительными работами – по словам источников, «руководству клуба будет достаточно закидать ответственные органы бумажками с заявлениями о том, когда конкретно планируется начать сносить стены». Но, если представители «Синих» не попытаются выстроить никакой коммуникации, то весь процесс согласования придется начинать с самого начала, фактически уничтожив весь прогресс в этом вопросе.

Резюмируя все вышесказанное, было бы логично ожидать хоть какого-то движения от клуба, но «Челси» продолжает бездействовать. Последний апдейт по этому вопросу был в мае 2018 года, когда на официально сайте появилось заявление из 49 слов, где основной причиной заморозки был назван «неблагоприятный инвестиционный климат».

Представители клуба уверены, что если «Челси» придется согласовывать проект заново, то этот процесс будет менее болезненным, чем в первый раз. Во-первых, шишки уже набиты. Во-вторых, исключительные случаи с жильцами домов, которые будут подвергнуты сносу, уже улажены, как бы безумны они ни были (например, одна семья была против строительства более громоздкого стадиона из-за возможного уменьшения количества дневного света в своем жилище).

Однако даже до того, как проект отложили на полку, оглашался план реконструкции, при котором «Челси» сможет вернутся в родные обновленные стены не раньше, чем перед стартом сезона 2024/25. Возникает логичный вопрос – если старт проекту все еще не дан, переродится ли «Стэмфорд Бридж» хотя бы к концу десятилетия? И будет ли реконструкция вообще?

Решение о замораживании проекта было принято на фоне разногласий между Романом Абрамовичем и правительством Британии, которое отказалось продлевать владельцу «Челси» инвесторскую визу 1 уровня. В начале этого года активно ходили слухи о том, что Абрамовичу удалось получить желаемый документ, однако потом стало известно, что российский бизнесмен даже не подавал заявление на повторное рассмотрение его дела. Близкие к Абрамовичу люди отметили, что Роман Аркадьевич не горит желанием спонсировать проект строительства сооружения, которое он сам не сможет посещать в дальнейшем.

Для тех, кто сомневается в интересе Абрамовича к клубу, стоит напомнить, что по итогам финансового года выяснило, что Роман Аркадьевич выделил 247 миллионов фунтов на трансферы и прочие расходы в прошлом году из личного бюджета. Кроме того, он активно развивает проект, посвященный искоренению антисемитизма в мире, а «Челси» для него – огромный рупор, глобальная платформа. Правда это никак не отвечает на вопрос, сколько Абрамович готов выложить из собственного кармана на реконструкцию.

Клуб активно вел переговоры с несколькими инвестиционными банками в 2017 о возможности заимствовать около 500 миллионов фунтов. По подсчетам, общая стоимость проекта достигла 1 миллиарда, после чего проект был заморожен. Согласно отчетам New Civil Engineer, прошлым летом клуб нанял команду для сокращения возможных затрат. Целью стало сокращение бюджета на проект до 500 миллионов фунтов. Клуб даже рассматривал вариант с другой локацией для строительства нового стадиона.

Однако от этой идеи отказались – «Челси» хочет сохранить свои традиции и исторический дом на «Фулхэм Роуд». Если и съезжать, то только на время реконструкции. Хотя восемь лет назад, на аукционе «Челси» проиграл двум малазийским компаниям угасшую угольную энергостанцию Баттерси, на территории которой планировалось построить новый «Бридж». Сейчас в Западном Лондоне плотность построек настолько высока, что найти место для нового, большого, элитного стадиона попросту не найти.

1

Тот самый Баттерси, который мог стать фундаментом для нового «Стэмфорд Бридж»

Помимо этого, «Челси» не сможет переехать на постоянной основе в другое место без одобрения от «Chelsea Pitch Owners» (CPO) – инициативной группы болельщиков, имеющих право собственности на «Стэмфорд Бридж» с 1997 года. Абрамович пытался выкупить это право у СРО в октябре 2011 года, однако сделать этого не удалось – для совершения сделки не набралось необходимых 75% голосов за продажу. В фанатском сообществе это вызвало только негатив – болельщики не оценили попытку Абрамовича завладеть такими важными для каждого собственника акциями. СРО категорически против возможного отбытия «Челси» на другой стадион на постоянной основе. Клубу удалось помириться с собственниками после конфликта в 2011. Теперь на официальном сайте клуба вы можете узнать, как стать владельцем акций СРО. На данный момент, в мире насчитывается 13000 акционеров СРО, владеющих 21000 акций.

Но как бы «Челси» ни был привязан к «Бриджу», трудности с реализацией проекта совершенно отличаются от тех, с которыми столкнулись «Арсенал» или «Тоттенхэм». Стадион с двух сторон ограничен железнодорожными путями, поэтому чтобы добавить 18000 мест, обычного расширения недостаточно – площади для такого расширения попросту недостаточно. Для получения такой возможности придется заметно уйти под землю – фундамент для стадиона должен быть заложен значительно ниже реального уровня земли на той территории. Это также лишает клуб возможности сделать адекватные наземные подходы к стадиону – придется сделать надземные варианты.

2

Предполагаемый этапы сноса и строительства также сопряжены с логистическими трудностями. Представители клуба выражали сомнение в легкости перемещения тяжелой техники и крупногабаритного транспорта к территории стадиона. Установка надземных переходов должна пройти без нарушения расписания в работе Национального Кольца и других сервисов Лондонского транспорта. Уровни вибрации также должны быть лимитированы из-за возможного разрушения катакомб на близлежащем Бромптонском кладбище.

Держа все эти детали в уме, клуб предполагает, что им придется переселиться куда-то еще на 4 года. Это в 2 раза дольше, чем период, который провел «Тоттенхэм» на «Уэмбли». Да и выглядит такой прогноз чересчур оптимистично – у «Шпор» не было и половины описанных трудностей при строительстве нового стадиона. Фанаты «Синих» просто не переживут такое долго отсутствие собственной арены.

Муниципалитет Хаммерсмита и Фулхэма уверен в том, что рост «Стэмфорд Бридж» в долгосрочной перспективе принесет развитие множества видов малого бизнеса. В то же время, владельцы заведений прямо сейчас настроены не так оптимистично – в пабах возле стадиона «Челси», 25-30% выручки приходятся именно в дни матчей. «Если они переедут, большинство пабов в округе просто закроются» подчеркивает владелец Broadway Bar and Grill на Фулхэм Роуд. «При этом я знаю, что когда открылся новый стадион «Тоттенхэма», продажи пабов рядом со стадионом возросли на 3000 %».

Успешный переезд «Тоттенхэма» в новый дом, похожий на объект современного искусства, сгущает тучи над «Челси». Теперь руководство «Синих» достаточно угрюмо изучает финансовые отчеты, поскольку их соседи смогли увеличить выручку в последние недели благодаря новому блестящему стадиону.

Киран Магуайер, лектор по Футбольным финансам в Ливерпульском университете, отмечает: «Дни матчей – это те моменты, когда клубы делают разницу в доходах между собой больше всего. Представьте «Тоттенхэм» - от вместимости в 35000 они перешли к 62000. Это увеличение мест позволяет им каждый сезон получать не 35-40 миллионов фунтов, а уже около 100 миллионов. Солидная разница».

«В настоящее время, «Челси» полагается на Абрамовича. Вопрос о его щедрости не стоит – он продолжает инвестировать в клуб. Однако «Синие» стали активнее продавать – это связано с обязательствами выполнения финансового фейр плей. Поскольку ФИФА в том числе начинает ограничивать количество футболистов в аренде, «Челси» может сильно потерять в этом компоненте, поскольку это часть их бизнес-модели.»

«Пока клуб не сможет генерировать прибыль в дни матчей, между ними и остальными командами будет пропасть: вместимость стадиона «Арсенала» - 60000, «Вест Хэма» - 60000, «Манчестер Юнайтед» - 75000, «Манчестер Сити» - 55000 и планируется увеличение до 60000, «Ливерпуль» - 54000 с планом расширения до 61000. На этом фоне «Челси» выглядит как ребенок, которому не достался леденец.

1

«Если «Челси» сможет реконструировать «Стэмфорд Бридж», чтобы соответствовать амбициям других больших клубов, то они в том числе смогут внедрить дополнительные опции. «Тоттенхэм» уже поступил подобным образом – теперь болельщики проводят там в среднем 4 часа своего времени в дни матчей. Очевидно, что чем дольше вы остаетесь на стадионе, тем больше прибыли клуб сможет на вас сделать. «Шпоры» это очень  хорошо понимали, поэтому уже в этом году они заметят существенное изменения в финансовом плане».

В январе «Челси» опубликовал финансовый отчет за 2019 год, из которого стало известно об убытках в размере 101,8 миллионов фунтов (до вычета налогов) – самые большие потери с 2005 года. Потери произошли в год триумфа в Лиги Европы, однако прибыль от этих матчей была смешной в сравнении с призовыми, которые можно было бы получать за участие в Лиге Чемпионов. Финансовое давление на команду Фрэнка Лэмпарда высоко – клубу действительно необходимо попасть в топ-4.

– Без прибыли от большей арены, финишировать в зоне Лиги Чемпионов становится обязательным для «Челси» – добавляет Магуайер. – Если грубо округлять, то УЕФА делит призовые примерно так – 80% достается участникам Лиги Чемпионов и только 20% – клубам, выступающим в Лиге Европы. «Челси» и «Ливерпуль» выиграли еврокубки в прошло сезоне, но разница в призовых колоссальна – 39 миллионов евро за ЛЕ, в то время как «Ливерпуль» заработал целых 107 миллионов евро.

«Помимо всего прочего, «Ливерпуль» получил преимущество за счет высоких цен на билеты – фанатское движение в прошлом сезоне у «Красных» было очень серьезным, что заработать дополнительные дивиденды. Разница между использованной возможностью заработать и неиспользованной может разнится между 80-100 миллионами фунтов.»

«Неблагоприятный климат для инвестиций», который отметил официальный сайт «Челси» в заявлении о заморозке проекта реконструкции стадиона, также был связан с политической и экономической ситуацией вокруг Британии – уже в 2016 стали появляться отголоски Брекзита, который мог привести страну куда угодно. Теперь Великобритания официально покинула Евросоюз, в ситуации возникает хотя бы призрачная ясность. Магуайер, тем не менее, не думает, что на данном этапе стоимость такого дорогостоящего проекта сильно изменится.

«Цена, безусловно, выросла, но причина этого – падение фунта после объявления летом о том, что Брекзит неминуем. В последние месяцы фунт начал снова расти.»

«Если вы начнете подсчет стоимости для постройки чего-либо, это всегда будет комбинация стоимости материала, рабочей силы и накладных расходов. В теории цена строительства может вырасти за счет цен на сырье, да и только в том случае, если расходы на импорт будут заметными. Также это может повысить стоимость работы логистического отдела, поскольку появляются новые нюансы.»

 «Наверное справедливым будет отметить, что возрастет и стоимость труда. Рабочие из Евросоюза покидают Британию, что приведет к уменьшению конкуренции на рынке строительных мастеров и, соответственно, к повышению внутренних цен на персонал.»

«Тем не менее, я не верю, что эти факторы сыграют большую роль в стоимости проекта. Суммы на реконструкции и так очень внушительны, поэтому подобные надбавки будут каплей в море.»

Ключ к спасению проекта для Абрамовича – выгодные соглашения по инвестициям с банками и/или привлечение партнеров с иностранными инвесторами.

«Руководство «Челси» наверняка будет искать стороннее финансирование. Что касается банков, то модель «Тоттенхэма» очень практичная – они взяли многолетнюю ссуду под 2,5% годовых. Допустим, новый стадион обойдется «Челси» в полтора миллиарда фунтов, из которых половину оплатит лично Абрамович, а вторая половина будет профинансирована банками. Тогда ставка в 2,5% составит порядка 17-18 миллионов фунтов.»

«Это просто ничто по сравнению с возможной генерируемой прибылью от дней матчей. Помимо этого, «Челси» сможет получать дополнительную прибавку, если клуб будет предоставлять стадион под концерты или другие мероприятия. Что касается стоимости аренды другого стадиона на время реконструкции, то здесь у Абрамовича не должно возникнуть никаких проблем. Тот же «Вест Хэм» платит ренту в размере 2,5-3 миллионов фунтов в год за возможность играть на «Лондон Стэдиум».

Проблема «Челси» в том, что процесс реконструкции стадиона стал больше похож на реалити-шоу. Если в следующем месяце истечет подтверждение плана реновации, то перспективы «Челси» на новую элитную арену, соответствующую европейскому топ-клубу, канут в лету.

Подписывайтесь на телеграм-канал автора перевода (статьи, мнения, свежие новости о "Челси" и АПЛ)