16 мин.

«Ребенок, не лезь сюда». Кто и как сделал соцсети «Енисея» такими крутыми

История самого молодого пресс-атташе в нашем футболе.

ОСЕНЬ 2013 ГОДА. После 11 лет странствий, вместивших более сотни матчей в премьер-лиге, Александр Харитонов, главный футбольный талант Красноярска в XXI веке, вернулся домой. Отнюдь не пресыщенный прикосновениями к элитному футболу город не то чтобы взрывается от этого известия, но незамеченным оно точно не проходит. Харитонов никогда не был суперзвездой, даже в годы прайма не подбирался к сборной России, не выигрывал больших трофеев. И такого резюме все равно достаточно: несколько друзей обклеивают свои машины наклейками в его поддержку, а ветшающем Центральном стадионе появляется отдельный фан-сектор с персональным баннером с надписью «Харитонов, мы с тобой!». Именно туда во время одной из осенних игр направился Денис Рубцов. Бывший президент «Металлурга», выдавленный из клуба после двух лет работы, продолжал периодически появляться на стадионе, дружил с болельщиками и журналистами, которые всегда кайфовали от его открытости и умения поддерживать вокруг команды прекрасную атмосферу, даже когда она вылетала из первого дивизиона и волочилась в середине второго. 

Когда Рубцова через административные интриги отстранили от управления клубом, Станислав Меркис заканчивал начальную школу в родном селе Казачинское в 200 километрах от Красноярска. Через несколько лет он заболеет «Енисеем», начнет гонять на домашние матчи и пойдет в крестовый поход по интернету, чтобы сделать главный футбольный твиттер страны и превратить сообщество болельщиков команды во «ВКонтакте» в самостоятельное медиа. «С 14 лет, как только начал болеть за команду, было желание однажды стать сотрудником клуба», – вспоминает Меркис.

В тот вечер он тоже был на «секторе Харитонова». Знакомые журналисты представили его Рубцову как ведущего неофициальных соцсетей «Енисея». Сам Меркис наконец-то познакомился с тем, кто рулил клубом до Виктора Кардашова и Владимира Евтушенко, возглавивших его в 2009 году и по итогу продержавшихся у власти семь лет. На тот момент Рубцов никак не участвовал в делах красно-синих, а позиции преемников, несмотря на застой в развитии и увольнение главного тренера Александра Алферова за то, что «Енисей» угодил после провального старта в зону вылета, выглядели незыблемыми. 

Тем не менее, после короткого разговора Рубцов, то ли что-то подозревая о будущем, то ли просто из природного оптимизма, то ли вообще не имея в виду «Енисей», обнадеживает Меркиса финальным высказыванием: «Когда-нибудь обязательно встретимся и поработаем вместе».

ПОДХОДИТ К КОНЦУ первый курс обучения в СФУ. Меркис перебрался в Красноярск и регулярно постит в инстаграм фотографии из университетской жизни, а параллельно работает SMM-менеджмером информационного агентства «Р-Спорт». Его твиттер окончательно превратился в явление всероссийского масштаба. На крупных спортивных сайтах под редкими новостями про «Енисей» неизбежно проскакивают комментарии: «Енисей?» Это у которого крутой твиттер?».

Впрочем, от клуба Меркис не получает никаких дивидендов. Одна из немногих бесед с руководителями «Енисея», спонтанно состоявшаяся перед предсезонной встречей с болельщиками на все том же Центральном стадионе, ясно указывает на невозможность сотрудничества. Меркис прогуливается вдоль поля рядом с сурово настроенным Кардашовым, после чего возвращается на трибуну, едва сдерживая слезы. 

Над ретроградством Евтушенко и Кардашова подтрунивают даже те, кто работают с ними вместе. «Енисей» словно бы дорожит жизнью в устоявшейся в зоне комфорта, довольствуется местом в середине таблицы и год за годом отказывается от борьбы за премьер-лигу. Шумиха вокруг твиттера и потенциальная возможность раскрутить бренд через самостоятельно проросший сквозь асфальт равнодушия интернет-актив мало заботит президента и генерального директора. А вот регулярно проскакивающие там шутки и насмешки – напрягают. Один из них плюется в 16-летнего школьника ненорматичной лексикой, другой недвусмысленно намекает на проблемы: «Смотри, тебе еще школу надо закончить».

Впрочем, от карикатурной стабильности летом 2016-го не остается и следа. «Енисей» увязает в дрязгах, конфликтах и дне таблицы. После пяти сезонов в ФНЛ команда по спортивному принципу возвращается во второй дивизион, но благодаря стечению обстоятельств сохраняет место в первой лиге. Провал стоит Евтушенко и Кардашову насиженных мест – обоих увольняют, а на руководящий пост с подачи губернатора возвращается Рубцов.

Меркис следит за происходящим не без удовольствия, однако замирает от неожиданности, когда поднимает трубку и слышит голос Рубцова. На следующий день они встречаются в офисе и вспоминают давний разговор на трибуне. Меркис в 18 лет становится пресс-атташе любимой команды.

«Денис Анатольевич не ставил передо мной конкретных установок, не требовал, чтобы о нас стабильно высказывались определенное количество СМИ или чтобы группа в ВК подросла на обозначенное число пользователей, – рассказывает Меркис. – В широком смысле ставилась задача вернуть болельщиков на трибуны: то есть заявить о команде на всю страну, используя соцсети, которые у меня были – я сделал их официальными, – чтобы болельщики видели нашу работу и положительно ее оценивали».

Риторический вопрос: авантюрничал ли Рубцов с назначением молодого пацана, когда у клуба цейтнот и нужно меньше чем за месяц чуть ли с не с нуля собрать весь конструктор заново, походу отыскивая детали? «Сейчас ставлю себя на его место: вряд ли бы доверил место пресс-атташе 18-летнему парню, – признается Меркис. – Поэтому я благодарен ему за кредит доверия, потому что сейчас понимаю, как он рисковал со мной. На мой взгляд, я не подвел».

21 июня на семинаре медиа-служб клубов ФНЛ Меркис будет проходить традиционный тест для получения рабочей лицензии. Заодно его уже изрядно пухлую личную коллекцию пополнит новый трофей – приз за лучшее представительство клуба ФНЛ в социальных сетях.

МЫ СИДИМ В КАФЕ возле «Планеты», главного торгового центра Красноярска. Места, куда народ стекается со всех районов города. Испепеляющее солнце под вечер наконец-то скрылось, но от жары спастись не так уж и легко. Меркис потягивает раф-кофе и рассказывает, каких усилий «Енисею» стоила виртуальная жара в прошедшем сезоне.

Именно в «Планете» годом ранее он лично организовывал самую масштабную презентацию новичков в истории клуба. Посреди торгового центра всю ночь монтировалась сцена, а еще нужно было написать сценарий для ведущих, растолковать участникам ивента все тонкости и пригласить болельщиков. «Монтаж сцены затянулся, закончили только в 7 утра. Где ночевал? Да прямо там немного и вздремнул, на креслах возле KFC, – сквозь смех вспоминает Меркис. – Хотя это не единственный подобный случай: когда организовывали киберфутбольный турнир, пришлось спать в офисе». 

В мае у «Енисея» была безумная пора. Во-первых, из-за стыковых игр сезон длился на две недели дольше. Во-вторых, различные мероприятия и матчи мужской и женской команд стремительно чередовали друг друга. 6 мая – игра с саратовским «Соколом». 7 мая девушки принимали ЦСКА. 8 мая уже в обед стартовали баталии фиферов. «Женский матч закончился примерно в 8 вечера. Потом пресс-конференция, нужно расшифровать ее, отправить отчет, фотографии, – перечисляет Меркис, – и смотрю – на часах уже десять. А в 6:30 встреча с организаторами, нужно проверить, чтобы все было правильно расставлено и подключено». Отклики о первом подобном опыте со стороны «Енисея», по словам, Меркиса, преимущественно положительные. И в интернете, и в киберфутбольном сообществе Красноярска. Лига попросила привезти на семинар презентацию о том, как все это делалось, а прямой эфир в сети собрал более 100 000 просмотров.

Когда я прошу Меркиса выделить три ивента, которыми он гордится больше всех, к двум вышеописанным он уверенно добавляет матч футболистов против сотни детей, а за скобками оставляет конкурс «Мисс «Енисей». «Само мероприятие прошло хорошо, организаторы финала в Москве выделили наш ивент как лучший на региональном этапе, – говорит Меркис. – В топ-3 не поставлю только из-за реакции в соцсетях». Главная конспирологическая теория, разошедшаяся по комментариям: «Енисей» собственноручно пригласил девушку из модельного агентства по имени Екатерина Полянина, чтобы та победила, а у клуба было больше шансов на успех в финале.

Меркис отвергает эти обвинения и пытается показать иной ракурс произошедшего. «Говорю с точки зрения не организатора, а мужского пола. Надо было постить фотки по хэш-тегу. Вечером, часов в восемь, обновляю на работе и говорю: «Мужики, смотрите, у нас явный кандидат на победу». Глупо говорить, будто Полянина не обладает модельной внешностью. Она симпатичная девушка, может зацепить мужской глаз – с этим вряд ли кто поспорит. Она уверенно прошла три этапа и выиграла. Причем я стоял рядом с жюри, там до последнего шла ожесточенная борьба между ней и Катей Маценко. Думаю, их выбор оправдался, Катя достойно представила нас в Москве, заняла второе место. Если суммировать все медали за сезон, то мы в общем зачете даже московское «Динамо» обошли».

Сейчас Полянина регулярно мелькает в фотосессиях и раздает интервью главным спортивным изданиям. Но она не первая, чья карьера с подачи Меркиса резко пошла в гору. Красноярский арбитр Екатерина Костюнина стала звездой прошлой осенью, когда он отправил ссылку на ее инстаграм известному блогеру со Sports.ru. Не выгоднее ли оставить должность пресс-атташе и перейти в продюсеры? «Пока об этом не думал, – отшучивается Меркис. – Да и заявок на продюсирование мне не поступает».

НАШЕ ИНТЕРВЬЮ прерывается, когда лежащий на столе телефон Меркиса вспыхивает от уведомлений. «Тосно» готовится официально объявить о подписании Михаила Опарина. Сам вратарь присылает сообщение с прощальным посланием и просит выставить его для болельщиков. Меркис редактирует текст, убирая лишние восклицательные знаки, а потом созванивается с руководством для согласования публикации.

К 19 годам у него накопился неплохой опыт взаимодействия с публикой через социальные сети. Это тот инструмент, за счет которого удалось сделать себе имя, репутацию и заполучить работу мечты. Причем есть разные практики одновременного управления несколькими аккаунтами. Кто-то делает это централизованно из специального приложения, кто-то поочередно заходит в каждую учетку и постит новости там. Меркис говорит, что он каждой соцсетью управляет отдельно, и перечисляет новые навыки, приобретенные за последний год. «Инстаграм я всегда веду с телефона. Сделал за это время много открытий. Например, знал, как качать видео с Youtube, но в iOS свои причуды, он позволяет загружать только определенные форматы. Поэтому сначала скачиваешь, потом форматируешь, а потом отправляешь на телефон. Причем скинуть почтой нельзя, я отправляю либо через WhatsApp Web, или через облако. Если качать на телефон через Video Downloader, то потеряется качество».

Если раньше можно было клепать мемы и картинки через примитивный функционал Paint.NET, то теперь пришлось основательно изучать Photoshop и Corel. Случалось, Меркис самостоятельно редактировал небольшие видео через Sony Vegas, но осенью этот участок он полностью передал на откуп настоящему профи – Андрею Гаврилову. И в его приглашении ключевую роль сыграл все тот же Харитонов – катализатор переплетений сразу нескольких персоналий, ныне занимающих в «Енисее» важные должности.

«Енисей-ТВ» не было без Саши Харитонова, – говорит Меркис. – Мы понимали, что клубу необходимо телевидение, но рук не хватало. Саша привлек Андрея, с которым был знаком, тот на абсолютно безвозмездной основе, не работая еще в клубе, помогал мне, кэпу и спортивному директору Денису Петровскому запускать все с нуля». Перечисляя имена старших коллег, на Петровском Меркис несколько раз останавливается отдельно. Тот в первый заход Рубцова в «Металлург» работал на красноярском телевидении, а потом уехал на запад страны, сменив несколько солидных мест работы – «Радио «Зенит», КХЛ, оргкомитет Сочи-2014. 

Харитонов в качестве ведущего взял интервью в бане у Росена Колева, сходил в гости к Илье Гультяеву, а потом откомментировал домашний матч с «Шинником». Гаврилов участвовал в съемках не одного полноценного художественного фильма. В «Енисее» ему приходится монтировать и нарезки для тренерского штаба основной команды (для разборов своей игры и действий следующего соперника), и ролики для клубного канала на Youtube. «В «Енисей-ТВ» можно смело брать еще пару человек, потому что ему приходится разрываться, – сетует Меркис. – «У того же «Арсенала», с которым мы играли в стыках, телевидение организовано как отдельная структура, в ней три человека. Поэтому у нас много нереализованных идей, сценариев. Получится ли развить эту деятельность в новом сезоне? Если усилим медиа-штат, то да. Но обещать пока не могу».

Но и с такими возможностями «Енисей» выстрелил несколькими эффектными короткометражками. Отдельные инфоповоды требуют что-то снять и выложить: к примеру, 8 марта или старт женского сезона. Идея, впоследствии послужившая основой милого новогоднего ролика, в котором мальчик Вова просит у Деда Мороза подарить для «Енисея» премьер-лигу, а его дома после пробуждения встречают игроки команды и Андрей Тихонов, пришла в голову Меркиса ранним утром. Он настолько увлекся прописыванием сценария, что опоздал на работу. 

ЗАЛИХВАТСКИЙ СТИЛЬ енисеевского твиттера не испарился после обретения официального статуса: синяя «галка» появилась прошлым летом. Но все равно сложно поверить, что переквалификация прошла совсем уж безболезненно. «Да, я уже не могу твитить так же безбашенно да и на футбол теперь смотрю с позиции клуба, – не скрывает Меркис, – вместе с твиттером эта «галка» появилась и в моей голове». Однако в целом, по его мнению, адаптация прошла нормально. Для примера Меркис приводит историю с новой клубной эмблемой «Ювентуса», которую он переделал на свой лад, в шутку объявив, что «Енисей» тоже начинает ребрендинг. Позднее этот логотип переняла себе группа фанатов красноярцев. 

У красно-синих наконец-то появился гимн, на бровке стадиона резвится пушистый маскот, зато невзрачная эмблема как висела с 2011 года, так и висит. Меркис не отрицает, что она сложна для восприятия из-за мелких элементов, называет ее недостаточно яркой для использования в рекламе и указывает на плохое гармонирование трех присутствующих в ней цветов. «Только на черном и белом эта эмблема выглядит выигрышно, – говорит он. – Недочетов много, но в целом она не вызывает недовольства болельщиков. Разговоры и споры на этот счет идут, не исключаю, что когда-нибудь – не в следующем сезоне, конечно, позже – появится новая».    

Плохо вписывается в облагороженный имидж и оставшийся с позапрошлого года сайт. Сложно отделаться от ощущения, что в случае с «Енисеем» это просто дань официальным требованиям: футбольной команде подобает иметь нечто вроде визитки для тех, кто не пользуется «контактом» или твиттером, – она у нее и есть. При этом на сайте нет возможности общаться, неудобная подача фотографий и куча других минусов, вынуждающих болельщиков попросту обходить его стороной. Меркис заявляет, что новая версия уже почти проработана и ее выкатят в июле. «По контенту наш сайт в порядке, мы наполняем его оперативно. Но внешний вид, внутренние механизмы – это все устарело. Остались последние штрихи. Главная страница, страницы матчей и игроков уже проработано. К старту сезона или к одной из первых игр должны успеть» – обещает он. 

Реально ли не просто преобразить сайт внешне, но и заставить его жить? И есть ли в этом смысл, коль почти все болельщики прекрасно чувствуют себя в «ВК»? Меркис заявляет, что зарегистрированные пользователи смогут комментировать новости, но форума и гостевой книги там не будет. «Формат гостевой книги сейчас заменили соцсети. Наш гест умер в мае того года: все просто перестали там писать и перебрались в «ВК». Это востребовано у таких клубов, как «Спартак» или «Зенит», где большая армия болельщиков, которые живут этим. Наши же – все поголовно в «ВК». Впрочем, над открытием геста Меркис еще планирует подумать.

С чем «Енисей» уже разобрался основательно, так это с видеотрансляциями. Почти целиком первый круг показывали с одной камеры. Дальше в работу включился Харитонов, не желавший сидеть на месте и закисать во время восстановления после травмы крестообразных связок, – под такого комментатора несолидно пускать плохую картинку. Матчи начали транслировать с нескольких камер, с повторами и обязательным голосовым сопровождением. Меркис не называет точных цифр, во сколько это обошлось, но подводит к нижней черте – немного больше 20 000 рублей. «По сути, затраты выросли в 5 раз. Раньше съемка велась не лучшим образом, было много регламентарных нарушений. Мы проанализировали финансы и поняли, что есть возможность делать трансляции чуть подороже, зато на порядок качественней». Дальше он категорично проводит водораздел: в начале сезона трансляция была одной из худших в лиге, сейчас – идет на ура. «К тому же ФНЛ с нового сезона ужесточает требования в этом аспекте, тот же комментатор теперь будет у всех», – говорит Меркис.   

ПРОШЛОЙ ЗИМОЙ, когда «Енисей» перегруппировался для штурма стыковой зоны, Меркису предложили место в клубе премьер-лиги. Никто об этом не знал, сам он не распространялся и не подавал виду, и только Рубцов недавно обнажил сей секрет, иронично поддев подопечного: «Он думает, что я об этом не знал, но я был в курсе». Обсуждая свое решение, Меркис без колебаний заявляет, что даже не спрашивал об условиях и отказал сразу: «Я на тот момент проработал в «Енисее» только полгода. Явно не тот срок, чтобы со спокойной душой уходить. Поэтому пока хочу реализовать себя здесь».

Мы бредем мимо точек фаст-фуда в «Планете», неподалеку от тех кресел, где прошлым летом ему пришлось заночевать. Еще не стемнело, но вечер уже поздний. У Меркиса период сессии в университете, который приходится совмещать с клубными обязанностями. В данном случае – донести до ближайшего кинотеатра договоры по сотрудничеству с «Енисеем». Бумажная работа, точнее ее объемы, изрядно удивили его, когда все только началось. «Раньше я никогда с этим не работал. Думал, максимум, что придется делать – писать служебные записки, – вспоминает Меркис, – а тут инициирование договоров, контроль за их исполнением, акты… В этом плане возраст сказался, опыта не было, не совсем понимал, что от меня требовали. Но привык. Сейчас знаю, что в среднем день в неделю нужно тратить на то, чтобы «подбить» бумаги».

Возраст, впрочем, давал о себе знать и напрямую. Несколько раз уже в должности пресс-атташе у него случались недопонимания с журналистами и представителями «Матч ТВ». Меркис обобщает те случаи одной емкой фразой: «Это все было из разряда «ребенок, не лезь сюда». Со временем это исчезло, с основным вещателем мы сейчас в хороших отношениях и прекрасно понимаем, что нужно делать».

Профессию пресс-секретаря в спорте сложно вклинить в какую-то структуру, чтобы было понятно, куда из нее можно вырасти естественным образом, где в ней вершина, к которой надо стремиться. Меркису, как и куче других сотрудников «Енисея», из-за ограниченности бюджета приходится работать на стыке нескольких сфер и при этом стремительно развиваться, чтобы не затормозить развитие клуба после одного успешного года. В новый сезон неправильно входить с тем же, что уже было. «Мы понимаем, что задали определенную планку, и от нас теперь ждут большего, – заключает Меркис. – Даже если не комментируем какие-то слухи про уход игроков – сразу критика и недовольство».

С другой стороны, и эмоциональное выгорание никто не отменял. Люди либо меняют род деятельности, либо начинают плыть по течению. «Год назад, когда мне было 18, я еще не знал, что меня пригласят, – вспоминает Меркис. – В таком возрасте стать пресс-атташе команды ФНЛ – это неплохо. Но в будущем хочется чего-то большего. Останавливаться на этом глупо». 

Предыдущие посты:

Опубликовано на Goleada.ru – лучшем сайте о ФНЛ и ПФЛ

Фото: instagram.com/merkis_ (1,6); vk.com/merkis (2,3); twitter.com/FCEnisey (4,5)