14 мин.

Почем фунт лиха. О продлении контракта с Кембой Уокером

rtv,f12

Успешность и стабильность в НБА стоят дорого, но команды, сполна хлебнувшие горя, готовы платить, несмотря на цену. «Шарлотт» же побывали в столь далеких долинах отчаяния в плане игры и доходности клуба, что до них о существовании таких кругов ада никто и не подозревал. В прошлом году им все же удалось выплыть на поверхность и глотнуть свежего воздуха надежды за счет крепкой защиты, боевого состава и усилий олд-скульного неудержимого центрового. Они даже распрощались с именем «Бобкэтс». И теперь относительно их основного разыгрывающего, краеугольной персоны всей команды, до 31 октября стоит вопрос о продлении контракта.

Если две стороны не придут к соглашению, Кемба Уокер станет свободным агентом следующим летом.

Все участники всех проходящих ныне переговоров в НБА знают, что в ближайшие годы потолок зарплат увеличится, но никто не знает когда или на сколько. И по всей лиге бродит настроение что сегодня можно пожать плечами и накинуть пару миллионов тому или иному свободному агенту. Ведь контракт Уокера на 12 млн. в год будет смотреться адекватно в случае, если потолок зарплат (63 млн. сейчас, предположительно 66.5 млн. – в сезоне 2015/16) скакнет до 80 млн. через три года. В таком случае «Хорнетс» смогут потратиться на Уокера, Эла Джефферсона и у них еще останется миллионов 15 в платежке летом 2016. Ведь можно расти и дальше, не ссориться с Уокером и не гоняться за привлекательными свободными агентами на рынке.

Так что никто не удивится если агенты Уокера запросят 10, а то и 12 млн. за сезон. Такая зарплата поставит его в один ряд с Дрю Холидеем, Стефом Карри и Тайем Лоусоном.

Но не будет сюрпризом и жесткая позиции руководства «Шарлотт» по этому вопросу. Уокер – неплохой игрок, который в прошлом сезоне смотрелся здорово и который каким то загадочным образом даже умудрялся показывать сносную статистику и показатели, играя в отвратительных командах. Но он все же явно не дотягивает до уровня названных выше игроков, а повышение потолка зарплат не может оправдать невынужденную переплату. Да, будущий высокий потолок сделает так, что сегодняшние неадекватные контракты будут смотреться чуть менее неадекватно, но и удачные сделки будут смотреться еще выигрышнее. Такие контракты будет легче сбыть, у нацеленной на величие (а не просто «хорошесть») команды будет шанс улучшать команду и дальше. «Шарлотт» могут оказаться в ловушке «хорошести» вследствие, например, переоценки потенциала текущего состава. Уокер – лицо этого риска, игрок, пределом которого может оказаться звание среднего разыгрывающего стартового состава команды НБА.

Но контракт Уокера с зарплатой в 8 или 9 млн. (на уровне с Джеффом Тигом, Брэндоном Дженнингсом, Гораном Драгичем и Майком Конли) – это совсем другой разговор. Это будет ценный привлекательный актив, особенно если допустить, что Уокер продолжит развиваться вместе с «Шарлотт». Уокер за 12 млн. – уже звучит не столь привлекательно. Каждый доллар, который тратится на одну позицию, лишает команду шанса решить проблему с другой позицией.

У многих команд есть деньги, но финансов все же всегда больше чем достойных свободных агентов. Поэтому Джордан Хилл получает 9 млн., а Джоди Микс – 6 млн. Но важна и позиция игрока. Тот же Грег Монро оказался в тени потому, что играет на одной из самых популярных позиций. С другой стороны, Чендлер Парсонс и Гордон Хэйворд прошли по межсезонью с совершенно иным настроем. А контракт Айзеи Томаса (6.75 млн.) очень показателен как пример того, на что может рассчитывать разыгрывающий низкого роста в статусе ограниченно свободного агента.

Уокер, конечно выше, чем Томас, но и до заявленных в заявке 6 футов и 1 дюйма (185 см) он явно не дотягивает. Сам он на этот счет шутит, что может выжать из себя эти 185 сантиметров только «в лучшие свои дни». Есть и другие низкие разыгрывающие, которые преуспели на площадке, такие как Тай Лоусон, Кайл Лоури и Майк Конли. Но Лоусон гораздо более агрессивно идет по кольцо, нежели Уокер, Лоури физически покрепче, а у Конли длинные руки, позволяющие ему быть первоклассным защитником.

Вот в чем загвоздка: следующим летом на рынок свободных агентов по позициям будет заполнен лучше, чем прошлое лето, и у многих команд есть нужды помимо позиции первого номера. Такая ситуация стала результатом моды на опции игрока для сезонов 2015/16 и 2016/17. Такая опция дает игроку возможность выйти на рынок в наиболее подходящий для этого момент. Кто-то хочет дождаться нового телевизионного контракта НБА, поскольку перед сезоном 2016/2017 (хотя, возможно, и позднее) может случится денежный водопад. Кто-то отказывается ждать, соглашается на меньшее повышение своей стоимости, решается выйти на рынок после сезона 2015/16 и заключает долгосрочное соглашение.

Фанаты в основном предвкушают период «больших мальчиков» (ЛаМаркус Олдридж, Марк Газоль, Кевин Лав, Тайсон Чендлер, Рой Хибберт, Пол Миллсэп, Брук Лопез, ДеАндре Джордан, Никола Вучевич и некоторые другие) следующим летом, но стоит учесть, что и ряд свингменов могут воспользоваться опцией и выйти на рынок уже через год (Монта Эллис, Аррон Аффлало, Джефф Грин, Дуол Денг, Дуэйн Уэйд, Джеральд Хендерсон и еще пара игроков к которым можно приплюсовать ограниченно свободных агентов Клэя Томпсона, Джимми Батлера, Кавая Ленарда, Алека Беркса) и лето тут же меняет свой окрас в сторону свингменов.

Другими словами, потолок может вырасти ненамного (до предполагаемой сегодня суммы в 66.5 млн), а рынок будет забит игроками всех позиций. В таком случае возникнет уникальная ситуация при которой соотношение свободных долларов и игроков будет в сторону команд. Так что и возможные покупатели Уокера захотят потратить свои деньги другим способом. Скажем, «Даллас» потратит все деньги на Эллиса и Чендлера. «Детройту» нужно затыкать вообще все позиции, а «Лейкерс» хотят претендовать на нечто более серьезное. Местечко для низкорослого защитника может оказаться в «Хьюстоне», но там вовсю в поисках третьей звезды, да и судьба Беверли неясна.

А может такая теория и не воплотится в жизнь. Несколько потенциальных свободных агентов подписывают контракты с текущими командами, а ребята с опциями игрока, боясь слишком большой толпы на рынке, продлят контракт на год, чтобы выйти на рынок в год запуска потолка зарплат в космос (июль 2016). Может, потолок будет выше, нежели 66.5 млн. в следующем году. Это мы узнаем только после встречи владельцев команд в следующем месяце. Хотя некоторые команды уже планируют свои действия из расчета, что потолок будет выше 70 млн. в сезоне 2015/16.

Так или иначе, «Хорнетс» могут позволить себе жесткость в переговорах с Уокером. Ведь а) не похоже, чтобы Уокер был на пороге мегапрорыва в игровом плане б) приход Стивенсона сделает Уокера лишь третьей опцией в нападении (это может позитивно сказаться на его игре в целом и количестве ассистов, но снизит остальные статистические показатели, которые играют важную роль в переговорах по контракту).

К тому же у «Шарлотт» нет проблем с платежной ведомостью. У прижатых к потолку команд нет возможности заменить игрока свободным агентом, поэтому команды зачастую переплачивают своим нынешним игрокам. Именно поэтому Джей Ар Смит выбил из «Никс» контракт на 3 года и 18 млн. А у «Хорнетс» под потолком достаточно места, чтобы дать Уокеру возможность выйти на рынок, а самим искать ему замену. У состава «Шарлотт» теперь есть фундамент, земля под ногами, но им нужен еще один талантливый парень, готовый стать звездой, чтобы у клуба появилась возможность претендовать на победу на самом серьезном уровне. Уокер таким парнем, скорее всего, стать не готов. Им может стать Стивенсон, и «Хорнетс» очень правильно поступили, что погнались за ним. Кидд-Гилкрист никогда не станет «тем самым парнем», если так и не научится бросать. Джефферсон провел феноменальный сезон в «Шарлотт», но ему уже 29 лет, у него недавно были проблемы с травмой ноги, и он может выйти на рынок свободных агентов уже следующим летом, если откажется от опции игрока на сезон 2015/16.

«Хорнетс» могут отпустить Уокера на вольные хлеба и переждать до лета 2017 (когда чуть ли не половина стартовых разыгрывающих лиги выйдут на рынок), заменив его временным исполнителем вроде Беверли или Лина. Беверли будет играть без мяча аналогично тому, как он сейчас действует в «Хьюстоне», если Стивенсон вырастет в альфа-самца и лидера уровня Джеймса Хардена (даже страшно представить какую феерию будет выдавать трио Беверли-Стивенсон-Кидд-Гилкрист в игре в защите на периметре). Зато у команды останутся деньги на еще одного качественного «большого», то есть того, кого сейчас и не хватает команде.

Уокер – всеобщий любимец в раздевалке и важный элемент командной «химии» в команде – а для команды, только что подписавшей Стивенсона и Пи Джея Хэйрстона это может многое значить. У Уокера есть еще нераскрытый потенциал, и будет крайне любопытно последить за тем, как он его будет реализовывать, играя с сильными партнерами. Если ему удастся в таком окружении нивелировать свои недостатки на обоих концах площадки, то Уокер может запросто стать парнем, достойным 10 млн.

Разница между Уокером и Лоусоном, еще одним низкорослым разыгрывающим, в том, что Уокер гораздо меньше лезет под кольцо и зачастую оказывается неспособен реализовать броски вблизи кольца. В прошлом сезоне Кемба набирал всего 6.2 прохода под кольцо за игру (близко к среднему значению по лиге для стартовых разыгрывающих), но его процент реализации бросков из-под кольца составляет ужасающие 48.9%. Из 119 защитников, которые совершили минимум 75 таких бросков, только у троих (Остин Риверс, Рики Рубио, Джордан Фармар) процент реализации был ниже.

Но мешают Уокеру не только его данные, но и невыдающийся вертикальный прыжок. Он чаще прыгает вперед, нежели вверх, надеясь на горизонтальную скорость, которая бы позволила ему и его маленьким рукам выполнить бросок еще до того, как «большой» соперника успел бы выйти на подстраховку. Потому что если он все же встречает на своем пути рослого игрока, то результат оказывается немного предсказуем:

кемба11

Обилие блок-шотов может объяснить, почему Уокер так редко ходит под кольцо. Зато он обожает средний бросок с остановкой после дриблинга и запускает кучу таких бросков после пик-н-ролла:

кемба9

Только семь игроков в лиге выбросили больше подобных бросков, чем Уокер. Причем он реализовал только 36.7% из них. К тому же из-за роста ему приходится запускать мяч по  высокой траектории, чтобы избежать рук защитников. По данным SportVU, в среднем дальний бросок Уокера на пике своей дуги был шестым по высоте в лиге (круче бросают только Дирк Новицки, Дион Уэйтерс, Джамал Кроуфорд и Лин). То же самое относится и к броскам со средней дистанции.

Но тут важен контекст. Хендерсон и Кидд-Гилкрист в плане броска и угрозы с дистанции представляют собой чуть ли не худший дуэт в лиге среди всего стартовых тандемов из задней линии. Защитники могли позволить себе бросить эту парочку на дуге и сместиться в центр, ближе к «краске», так что Уокер даже обыграв своего оппонента натыкался на настоящую стену в трехсекундной зоне.

кемба8

Плюс, защитники не боялись помогать партнерам в ущерб опеке Кидда-Гилкриста даже в углу сильной стороны площадки – а  такое крайне редко можно увидеть в НБА.

кемба7

Но надежда еще не умирает. Стивенсон, конечно, не мегаснайпер, но он все же лучше Хендерсона. Не забываем и про наличие в составе Гэри Нила.

Уокер также сможет отдать часть груза по тасканию мяча Стивенсону, что даст самому Кембе больше статичных открытых бросков. Уокер реализует всего 32% дальних бросков за карьеру (показатель ниже среднего), но это простительно, ведь часть выполненных бросков представляла из себя метание кирпичей на исходе времени владения, то есть броски, которые и выдавливает из себя слабое командное нападение, в котором нет достаточного количества качественных исполнителей. Так что, защитника не боялись против Уокера проходить под заслонами, тем самым как бы бросая Кембе вызов. Сам Уокер говорит, что атака из-за трехочковой дуги была одним из приоритетов работы в минувшем межсезонье. 

Уокер, к слову, умеет выделывать потрясающие трюки с мячом. Своим дриблингом он готов унизить и опозорить любого. Например, делает ложное движение как если бы он шел через заслон, заставляет противника отклониться в нужную стороны, а затем хлестким кроссовером уходит в другую сторону еще до того, как соперники успевают понять, что их только что выставили круглыми идиотами:

кемба6

Дайте Уокеру чуть больше пространства для маневра, и он будет еще лезть под кольцо, активнее манипулировать защитниками своими классными сменами темпа и сможет выдавать больше отличных пасов в удобные позиции для бросков

кемба5
кемба4

По ходу прошлого сезона статистика результативных передач Уокера росла вместе с тем, как росло нападение «Шарлотт» (24 в лиге по очкам за владение, но за последние 40 игр сезона оно сумело подняться до среднего уровня по лиге).

Рост Уокера всегда будет создавать ему проблемы в защите. Он может сколько угодно рвать задницу в обороне, но стоит «Хорнетс» встретить в плей-офф разыгрывающего, готового играть в посте, и все, можно сушить весла. В защите, по словам Стива Клиффорда, «размер все же имеет значение». Особенно в плей-офф. Как и любой другой низкорослый защитник, Уокер испытывает огромные трудности с прохождение заслонов. Ему в таких случаях всегда приходится несладко и зачастую он все же позволяет себе пройти под заслоном, что может быть крайне опасно в некоторых случаях.

кемба3

Иногда доходит до того, что Уокер сначала собирается пройти под заслоном, затем замирает на секунду, меняет решение, и пытается в последний момент пролезть над заслоном. И из-за подобной нерешительности он частенько оказывается вообще не у дел, словно водитель автомобиля, которому надо повернуть, но он теряется, паникует, тормозит и ломает весь поток движения.

кемба2
кемба1

Такие промашки Уокера отзываются и на действиях его партнеров, которые выходят на подстраховку и оставляют своих игроков открытыми. А уж если заслон ставил игрок Эла Джефферсона, то мгновенно рушится вся командная защита, ведь Эл в системе Клиффорда не выходит далеко наверх на помощь и предоставляет разыгрывающему соперника миллион вариантов для завершения атаки.

Хотя, кроме роста Уокера больше не в чем и упрекнуть. Он умело держится в защите с игроком с мячом или без и вполне мультизадачен, то есть способен следить и за мячом, и своего игрока не терять из виду. Иногда он, конечно, зевает в защите и упускает момент движения своего игрока под получение мяча, но Уокер достаточно быстр, чтобы моментально нивелировать любую свою погрешность. Большинство парней либо двигаются, либо стоят, а Уокер – один из тех ребят, у которых любое движение является продолжением предыдущего.

У него хорошие ловкие руки, он может (когда еще не устал) и попрессинговать своего оппонента. Одной из причин, почему Уокер так часто натыкается на заслоны, являются его попытки не расходовать зря энергию – он просто стоит на прямых ногах до самого последнего момент и зачастую слишком поздно принимает необходимую защитную стойку на согнутых ногах. Если же он сможет передать частичку бремени нападения Стивенсону, то сможет и быть посвежее в защите и сохранять большую часть матча нужные кондиции при игре в защите.

Менеджеры клубов-соперников «Шарлотт» любят говорить, что Уокер «не разыгрывающий команды-чемпиона», хотя и нельзя сказать, чтобы список стартовых разыгрывающих прошлых команд-победительниц чемпионата представлял из себя убийственный микс из одних только членов Зала Славы. Большинство из них – это защитники, чья зарплата позволяла их командам использовать дорогих и звездных игроков на других позициях. «Хорнетс» нужно стремиться к похожему варианту, ведь ситуация в лиге и на рынке может позволить и вишенку съесть, и косточкой не подавиться.

Zach Lowe The Kemba Conundrum: What Should the Hornets Do With Their ‘Franchise’ Point Guard?