9 мин.

Хороший коп, плохой коп. О новичках «Хорнетс»

Летняя лига НБА – это, как в мемах с Винни-Пухом, странный предмет, ведь она есть, но смысла в ней нет. Вообще межсезонье НБА сильно искусственно раздуто в информационном плане – только ленивый не обратил свое внимание на случаи, когда в пределах небольшого отрезка времени лента новостей о тех же свободных агентах захлебывается от противоречивых данных. Поводом для разжигания дебатов может стать коротенькая заметка в Твиттере, основанная на любых беседах, имевших место среди даже самых мало-мальски причастных к внутренней кухне НБА людей.

Поэтому особое место в бессмысленности толчения воды в ступе в межсезонье занимает именно драфт и Летняя лига. Молодые игроки-загадки и их перспективы в разных клубах обсуждаются беспрестанно, хотя, собственно, обсуждать там особо нечего, ведь даже опытный скаут вряд ли сможет сказать, сумеет ли тот иной юноша приспособиться к взрослой игре, что он из себя на самом деле представляет по характеру и так далее. Но что-то обсуждать-то надо, поэтому в котел ожиданий скидываются и личные истории игроков и их интервью на всевозможных смотрах, а также вездесущие моки драфтов, которые составляет все кому не лень, но которые неизменно оказываются вещью в себе, где невозможно отличить мнение профи на основе личных просмотров игроков от списка диванного болельщика, взятого с потолка в виде мнения по итогу просмотра парочки хайлайт-нарезок.

Так что давайте будем предельно взвешенно относиться к драфту, не станем хвататься за бубен и водить хороводы вокруг костра потому, что, как может показаться невооруженным взглядом, «Хорнетс» удачно провели драфт. Выбор Ноа Вонле часто приводится в статьях разного рода аналитиков как пример воплощение в жизнь стратегии «взять сильнейшего из оставшихся» и разбираться с неожиданной сменой плана только постфактум. У меня лично нет никаких сомнений относительно того, что у Рича Чо был план на драфт. Но, начиная с выбора Аарона Гордона под четвертым номером, все моки пошли лесом, так что пришлось импровизировать.

новички

Уже сейчас того же Вонле называют чуть ли не главным стилом драфта, но не очень понятно на каких основаниях. Ведь ровно год назад Коди Зеллера ставили всем в пример как весьма психологически и физически готового к НБА игрока, а ему понадобилось 50 с лишним игр в итоге, чтобы начать соображать, куда он попал и что тут вообще происходит. Поэтому вопрос, откуда такие авансы столь зеленому игроку пусть останется риторическим. Ведь в рассуждениях относительно того, какие карты на руках того или иного игрока не поможет и выступление в Летней лиге (идея о том, что выступление в Летней лиге ни о чем не говорит, будет аксиомой этого текста, чтобы не пришлось ее повторять снова и снова). Да, Вонле запустил 0-13 в первой же игре, но неудачи – гораздо более эффективный способ прогресса, нежели успехи.

К слову, очень забавно было слушать, например, интервью Стива Клиффорда по ходу одного из матчей Летней лиги, в котором он, помимо прочего, обсуждал Вонле. Ведь с одной стороны не задать вопрос о новичках невозможно, а с другой – бессмысленно ожидать нечто большее, нежели отговорки «ну, он вроде большой и быстрый» от тренера, который всего пару раз поработал с игроком на тренировке.

А поскольку драфт и Летняя лига – это слитый воедино сплошной парад ярлыков и вывесок, за которыми реальных игроков то и не видать, то обратим же все-таки свои взоры на эти самые вывески и погадаем на кофейной гуще, прогнозируя и приписывая тому или иному игроку качества, которые, возможно, ему не слишком присущи.

Кто же такой Ноа Вонле, если судить о нем по первым (повторюсь еще раз – скорее всего, обманчивым) впечатлениям? Неужели он – новый Ламаркус Олдридж и звезда «Хорнетс» на годы вперед? Или Бийомбо 2.0?

На что в первую очередь обращают внимание скауты при описании Вонле – это антропометрические данные. Рост, большие кисти рук и, конечно же, великий и ужасный, вингспан он же размах рук. 6 футов 10 дюймов и почти 250 фунтов веса – это, как ни крути солидно, но еще примечательней то, что у Вонле действительно очень большие руки (даже больше, чем у Кавая Ленарда):

руки вонле

Для сравнения: ладонь Джулиуса Рэндла в ширину – 8 1/4 дюйма, а у Вонле 11 3/4 дюйма. Сами по себе руки ничего не значат, если растут из неправильного места. Сможет ли Вонле стать в перспективе стать элитным рим-протектором и лютым стоппером сейчас сказать невозможно. Но, по крайней мере, физические данные дают Вонле возможность действовать в рамках заветов дедушки Расселла и, обходясь без блокирования умопомрачительного количества бросков, вынуждать соперников промахиваться под давлением (тот же Бийомбо, например, лучше всех в лиге по этому показателю – с ним на площадке оппоненты атаковали из-под кольца с процентом 38.4 то есть даже лучше того же Роя Хибберта).

Не смотря на то, что даже в Летней лиге было заметно, что Вонле довольно слаб в выборе позиции в защите, об этом вряд ли стоит переживать. Игра в системе Стива Клиффорда должна помочь Вонле осознать свое место на шахматной доске и помочь сделать нашу оборону еще более непробиваемой и непроходимой. Хотя уже сейчас можно вдаться в сомнения относительно будущей роли Вонле даже в игре в защите: он активен на подборе, но много фолит, а игра без глупых фолов – один из постулатов философии Клиффорда.

Отличия от Бисмака Бийомбо и Ноа Вонле стоит в первую очередь искать в потенциале в игре в нападении. Сегодняшний типичный мощный форвард должен обязательно быть подвижен и достаточно ловок, должен уметь опускать мяч на пол, не боятся дриблинга. Так вот Вонле для своих габаритов уже сейчас здорово владеет мячом, хотя его же ноги частенько не поспевают за мыслью и он загоняет себя в не самые удобные позиции. Но насчет работы ног можно не беспокоиться – все «большие» в команде работают с Патриком Юингом и Профессором Элом Джефферсоном, которые, надеемся, научат молодняк пользоваться своим телом и извлекать из себя максимум пользы.

Одним из ключевых умений для четвертого номера в сегодняшней НБА является также возможность растягивать оборону средними/дальними бросками, освобождая место в «краске» для маневров центрового. Вонле рекламируется как обладающий необходимым диапазоном броска игрок, который способен в крайних случаях атаковать даже с дальней дистанции. За сезон в форме команды университета Индианы реализовал 16 из 33 дальних бросков. Но берем диаграмму бросков от Кирка Голдсберри и видим, что:

шот чарт вонле

Да ничего не видим. То самое пресловутое умение растягивать оборону соперника – это пока все вилами по воде. Виноваты, конечно, и недостаток роль в университетской команде и молодость, но стоит быть готовыми к тому, что может повториться кодизеллеровская ситуация, когда того тоже продвигали как форварда, готового атаковать с периметра, но который в итоге не реализовал и трети бросков из-за пределов трехсекундной зоны.

Но Вонле всего 18 лет (19 только в августе), он бесспорно талантлив, но в качестве потолка для него может оказаться целый набор разных игроков. Скауты чаще всего его сравнивают с Крисом Бошем (образца уже «Майами»), но лично я не удивлюсь, если Вонле будет больше напоминать Деррика Фэйворса (они очень сильно похожи на бумаге – один год в колледже, звание новичка года в своей конференции и очень молод на момент прихода в НБА). Хотя мы все, конечно же, будем держать кулаки за то, чтобы Вонле дорос до уровня Элтона Брэнда.

И если Вонле это эдакий «хороший коп», то Пи Джей Хэйрстон, вне всякого сомнения, плохиш. Все наслышаны о его репутации, о том, что его выгнали из университета, о том, что он подрался со школьником, о том, что у его агента нет необходимой квалификации для участия в переговорах с командами НБА и так далее и тому подобное. В общем, очень колоритный персонаж, успевший прослыть скандалистом еще до начала карьеры в НБА, который, по первым впечатлениям, кажется настоящим самоуверенным сукиным сыном с которым явно не будет скучно.

Его взяли из расчета закрыть острую нужду в толковом снайпере, ведь Хэйрстона с некоторыми оговорками считают третьим лучшим снайпером на драфте после Стаускаса и Макдермотта. Взяли как физически готового и закаленного баталиями в D-лиге выходца из топовой университетской программы. Взяли кстати под 26 номером, а под этим же пиком ранее брали серьезных игроков вроде Таджа Гибсона (в 2009), Джорджа Хилла (2008) и Кевина Мартина (2004).

Дальнобойность свою Хэйрстон сразу же продемонстрировал в Летней лиге, хотя ему и можно поставить в укор процент попаданий с игры. Другое дело, что в подобных играх с игроками, которые впервые друг друга видят, сложно ожидать изощренности креативной мысли в позиционном нападении, поэтому и количество бросков из неудобных позиций значительно превышает число простых бросков после удачных взаимодействий. Так что через все игры Хэйрстон прошел со знаменем «мне наплевать на позицию, буду поливать отовсюду». Иногда получалось великолепно, иногда – весьма посредственно.

В любом случае, ему удалось, как минимум, заинтриговать болельщиков «Хорнетс». Ведь надо понимать, что Пи Джею светит на первых порах весьма незначительная роль в ротации, так что серьезный вес приобретает умение снайпера выжигать прямо со скамейки и находить свой бросок и точки в кратчайшие сроки на площадке. Теперь задача Стива Клиффорда (по его же словам) – научить Хэйрстона играть дисциплинированно. Ведь даже если брать во внимание всю историю внебаскетбольной активности Хэйрстона со знаком минус (как и в случае с Лэнсом Стивенсоном, о котором поговорим в следующий раз), то получим рискованную, но очень заманчивую ставку, выигрыш от которой может очень прилично взбодрить команду из Шарлотт.

Что же мы имеем по итогам драфта? Диаметрально противоположных по психологическому портрету игроков, один из которых будет готов приносить пользу с первых же минут на паркете, а другой вряд ли будет на это способен еще ближайшие пару лет. При всем при этом, Вонле (как и, например, тот Кидд-Гилкрист) – это проект «на вырост», и посему можно сделать предположение, что, хотя в дебютном сезоне он будет смотреться не совсем уверенно и казаться «сырым», но его потенциал кажется выше, чем у многих игроков с драфта, в том числе и Хэйрстона. Пи Джей, в свою очередь, судя по игре в Летней лиге, мог бы стать лидером мусорной команды в первый же год и смотрелся бы ничуть не хуже условного Джабари Паркера, но в «Шарлотт» у него просто не будет достаточного количества минут для полноценной борьбы за подобные сравнения.

Но уже сейчас интригует ситуация вокруг новичков «Хорнетс» и их места в ротации Клиффорда. Ребята должны быть готовы к более развернутым ролям, нежели статус массовки за спинами лидеров команды.

А в списках лидеров команды, кстати, пополнение.