13 мин.

ГЛАВА 3. БЕЗ СПЕШКИ (ЧАСТЬ 2)

Думать и играть

Думать как можно быстрее – это оставалось моим главным футбольным качеством на поле. «Как я могу открыть для себя пространство? Как я могу создать пространство для других игроков?» Конечно, я хотел владеть мячом, у меня было vicio к мячу, но какой смысл получать мяч, если тебя тут же окружат три игрока соперника, которые на голову, а то и на две головы, выше тебя?

Так что я всегда двигался в свободное пространство, а когда такого пространства не оказывалось, мне приходилось думать о том, как его создать. Когда люди говорят, что ‘у тебя есть достаточно времени при игре с мячом’, то по факту подразумевают, что у тебя достаточно пространства, отчего и появляется это время. Я научился этому ещё в раннем возрасте. Частично из-за инстинктов, частично в результате долгого процесса обучения. Футбол на любом уровне, а особенно на самом высоком, всегда подразумевает, что тебе нужно перерабатывать информацию на невероятной скорости: ты будто играешь в своей голове. Мои наставники в то время говорили, что это именно то, что выделяло меня среди других: я думал пока играл.

Когда ты играешь, то должен держать свои глаза широко открытыми, наострить уши и сконцентрироваться на 100%, потому что игра без остановки разговаривает с тобой. Лишь игра советует нам сделать «то» или «это».

Для меня лучшими футболистами являются те, кто всегда принимает правильные решения, и я говорю не только об игре с мячом, хотя по факту очень многое диктует сам футбол: ты должен следовать этому, и делать всё в нужный момент, за что ты и получишь свою награду, и не важно, сделал ты это, пребывая с мячом или без него. «Забежать или остановиться? Сократить расстояние или нет? Последовать за ним или нет? Пойти в отбор или нет? Сделать рискованный пас или выбить мяч подальше? Пробить или сделать передачу? Попробовать пройти самому или отдать пас?». Тебе просто нужно слушать игру, она всё расскажет.

Игроки, за которыми мне приятно наблюдать – это неизменно те, которые принимают верные решения в 99 случаях из 100. И полузащитникам приходится принимать подобные решения намного чаще остальных игроков.

На случай, если вы хотите получить конкретные имена, я приведу пример: Месси (полузащитник, вингер, форвард, когда он играет, то у него всегда всё получается), Бускетс, Пирло, Хави, Хаби Алонсо, Зидан, Модрич, Иньеста… Все эти игроки глубоко понимали игру. Естественно, игровой опыт очень помогает. Он помогает тебе находить выход из ситуаций, с которыми ты уже встречался немного в другом контексте, но которые имеют много сходств.

Тогда я не понимал этого, особенно когда гонял мяч с большими ребятами во дворе. Тогда я не говорил со своими друзьями о таком аспекте как «принятие решений». Но тем не менее, мне кажется, что я развивался в этом направлении. Я был сыном футболиста, уроженцем Испании, страны, в которой все футбольные академии пытаются с самых ранних лет учить своих футболистов правильно использовать мозг на поле: пасы, движения и отрытые пространства. Наша знаменитая позиционная игра.

Смотря свысока

Моё осознание росло вместе со мной, когда я начал читать об этом, и когда я впервые увидел Зидана и Гути с верхних трибун «Бэрнабэу» – мне тогда было 16 – я не мог понять почему то, что выглядело крайне понятным, когда я смотрел на это в высоты, было настолько же сложным, когда я сам оказывался на поле.

Я помню, как сидел практически на вершине трибун, откуда практически невозможно различить игроков, я понял одну вещь. Да, однозначно Гути двигался туда, куда и должен, Зидан пасовал именно туда, куда нужно, но почему другие игроки не могли делать точно так же, как они? Конечно, игроки высочайшего класса играют так, будто они смотрят на игру свысока. Я понимал, что в их сознании что-то работает по-другому, но понимал ли я что именно там работает по-другому? Не совсем, по крайней мере, пока что. Это был длительный процесс. Это приходит вместе с тем, как ты взрослеешь, и это касается не только меня, но и моих друзей, которые начали задавать другие вопросы и рассказывать мне совсем другие впечатления и мнения после игры. Такие качества присущи такому типу футбола, который мне нравится, именно в такой тип футбола я умею играть, и в который меня учили играть. Это именно тот футбол, который я всегда любил и до сих пор люблю смотреть.

Даже тогда, будучи молодым игроком в «Реале» Овьедо, я всегда знал, что мне нравится, а что нет, но только через некоторое время я понял почему. Это могло быть связано с тем, насколько просто и легко выглядели некоторые вещи на то время.

Обучаясь у лучших

Все матчи в академии «Реала» Овьедо были слишком односторонними в нашу пользу, даже для нашей возрастной группы до 12 лет. Мы постоянно выигрывали с крупными счетами: 10-0, 6-0, 7-0. Большинство команд из нашей лиги, кроме «Спортинга», не могли с нами справиться.

Когда такое происходит, то риск заключается в том, что ты начинаешь верить в свои силы и становишься уверенным, что ты хорош. Хотя, на самом деле, тебе ещё есть чему учиться. Твоя игра не улучшается, когда ты играешь с командами, которые не соответствуют твоим собственным стандартам. В таком случае я пытался больше учиться на тренировках. По сути, я чувствовал больше напряжения и соревновательности во время игр против своих одноклубников на тренировках, чем в официальных матчах.

Проблема состояла в том, что мне было сложно выйти из своей зоны комфорта, и даже не по моей вине. К счастью, у нас были молодёжные соревнования, вроде Средиземноморского Международного Кубка в Каталонии, где нам приходилось играть против мадридского «Реала» и «Барселоны». Гиганты. Мы видели, что их игроки были выше, сильнее и даже выглядели лучше, чем мы. Им нужно было просто надеть футболку своих клубов, чтобы мы уже начали нервничать.

Но мы выступали не так уж и плохо на подобных турнирах. На самом деле именно там мы поняли, что разница между нами и клубами гигантами не такая уж и большая. Перед началом матчей мы все такие: «Уау, чёт страшно!», но после финального свистка ничего подобного не было.

Если Вам интересно, то я никогда не был приверженцем «идолизации» других игроков. Я не хотел себе создать идола. Я очень уважаю и восхищаюсь великими игроками, но уж точно у меня никогда не было идола. Но это не значит, что я не пытался следовать некоторым профессиональным футболистам и обучаться некоторым вещам у них.

Я помню, как в один момент, спустя несколько лет с того периода, для меня стало нормой быть окружённым «легендарными» игроками, когда я присоединился к «Реалу». Эмилио Бутрагеньо тренировал нападающих, Мичел занимался с вингерами, Санчис обучал защитников, все они были фантастическими игроками в прошлом. Я был в шоке, когда собственными глазами увидел то, что Гути и Робиньо могут делать с мячом на тренировках. Иногда мне везло принимать участие в тренировках вместе с игроками первой команды. Всё это для меня выглядело чем-то внеземным: передачи пятками, кроссы, «слепые» передачи. Они просто гении. Наблюдать за этим было настоящим наслаждением.

В то время (простите меня за то, что я снова прыгаю во времени, просто воспоминания идут параллельно с тем, как я пишу, поэтому не всегда в хронологическом порядке), мы делили с ними бассейн и восстановительные комнаты на тренировочной базе. Это ведь были те самые Галактикос, в моих глазах они были чем-то большим, чем просто великими игроками. Так вот у них был собственный лифт, который доставлял их туда из раздевалки.

И каждый раз, когда мы слышали звук лифта, то все с нетерпением ждали и предвкушали «кто же сейчас оттуда выйдет»? Когда это был Рауль, то мы знали, что он не против поговорить с нами; то же самое было с Иваном Эльгерой – с которым через несколько лет я делил комнату в «Валенсии». Всё очень быстро развивалось. Некоторые вещи были слишком сложными, чтобы молодой игрок мог выдержать. Все мы задавались вопросами по поводу будущего… Сколько из нас попадёт в первую команду? А сколько из нас сыграет в Высшем дивизионе? Никто не знал, но мы догадывались, что не многие. Но уже в тот момент мы делили с игроками первой команды восстановительные комнаты, разговаривали с ними, учились у них – уверяю вас, уже от этого факта я чувствовал себя на седьмом небе.

Фабио Капелло был тренером команды в то время. Он выбрал 5 или 6 игроков молодёжки, которые должны были ехать с командой на матч Лиги Чемпионов в Киеве, среди этих игроков оказался и я.

Я даже не оказался не скамейке запасных, но я поехал в Украину в компании настоящих легенд этой игры, Касильяс, Роналдо, Бекхэм – и Рууд ван Нистелроой, рядом с которым я сидел в самолёте. Он очень много говорил, следует уточнить, что я был не против, тогда он произвёл на меня сильное впечатление.

«Продолжай делать то, что делаешь», - говорил он. «Не витай в облаках и верь в себя». Вот эта короткая фраза заставила меня восхищаться им ещё больше, чем было до этого. Я навсегда запомнил его гол и празднование на «Олд Траффорд» - теперь это мой дом. Футбол невероятен.

Антонио Кассано тоже был в команде, и у меня есть отличная история, связанная с ним. Когда мы прибыли в Украину, нас везли из командного отеля на «Олимпийский», где мы должны были провести тренировку перед матчем. Я сидел спереди, а Кассано говорил с заднего сидения. «Я играл на этом стадионе раньше, когда был в «Роме»», сказал он («Динамо» обыграло их 2:0 двумя годами ранее, когда Кассано был капитаном своего клуба). Затем он продолжил говорить на совсем другие темы – о девушках, о своих диких вечеринках в Италии – после этого он заметил меня и спросил.

«Эй, малой, как тебя зовут?»

«Мата», - ответил я.

«Короче, Мата, слушай внимательно, если хочешь быть успешным футболистом, не делай ничего из того, что ты сейчас от меня услышал!».

Антонио Кассано в своём стиле.

Я могу быть собой

Если мы говорим об идолах, то мой отец любил Диего Марадону. Он показывал мне множество видеозаписей с игрой Марадоны. И да, я был не против, мне тоже очень нравилась игра Диего. Он был великолепным футболистом: контроль, передачи, ассисты и голы, страсть и магия. Настоящий художник на футбольном поле.

Так что когда меня спрашивают о том, кто является моим идолом, то я отвечаю, что моя семья. И это не клише. Мой отец был отличным профессиональным футболистом, и я обожал слушать его футбольные истории.

Поскольку он был общительным человеком, он знал многих людей из футбольного мира, мы встречались с такими игроками как Роберто Карлос, Клюйверт, Фигу, Ривалдо в различных отелях, как только они приезжали играть в Астурию. Это было просто безумием.

Но мои родители всегда мне говорили, чтобы я не витал в облаках, если однажды хочу стать одним из таких футболистов: «Если ты хочешь выделиться, то можешь сделать это на поле. И тебе не нужно делать что-то невероятное. Ты просто должен быть собой и иметь собственную личность». Если вы хотите узнать, почему я так и не научился по-особенному и красиво праздновать голы и откуда у меня эта простота – то вот как-раз из-за этого. Я всегда буду благодарен своим родителям за то, что дали мне свободу быть самим собой. Они позволили мне быть собой.

Что ещё определяло мой детство, ну кроме футбола и семьи, так это друзья, в особенности, та связь, которая образовалась между мной и ещё шестью парнями моего возраста. Они дружили со мной ещё до «Реала» Овьедо и «Реал» Мадрида, и они дружат со мной до сих пор.

Каждый из нас выбрал разные пути в жизни: один из них юрист, другой – инженер, ещё одни – экономист, есть даже профессиональный игрок в гандбол, а ещё двое работают в туризме. Для них я всегда был и всегда буду Хуаном.

Как только я приезжаю в Астурию или Мадрид, где некоторые из них сейчас живут, мы пересекаемся и общаемся о жизни, проблемах, о будущем. Вот с ними, как и со своими родителями, я включаю режим «sin prisa», что означает «без спешки», я просто расслабляюсь.

Спешка – очень плохой советник

Я могу себя считать счастливчиком в плане родителей, у меня они восхитительны. Но посмотрев на родителей своих одноклубников или вообще других парней, с которыми я играл, я понял, что мои родители – это исключение, а не правило.

Во времена игры за Овьедо, я часто видел, как родители постоянно делали своим детям замечания во время матчей. Это ведь были тинейджеры, которые находятся на пике своей уязвимости к критике, а им кричали: «Почему ты здесь отдал пас? Почему не ударил? Почему ты всего этого не сделал?».

Было несколько родителей, которые весь матч стояли за воротами и без остановки кричали. Некоторые даже не скрывали своей злости, когда тренер убирал их ребёнка с поля, они орали что-то типа: «Этот тренер ничего не понимает! Не обращай на него внимания, не переживай!»

Я видел, как некоторые ребята просто сами просились уйти с поля, чтобы их родители заткнулись. Некоторые парни просто ненавидели, когда их родители приходили на поле посмотреть за их игрой. Вот настолько всё было плохо.

Когда я был в мадридском «Реале», один игрок прервал матч, побежав в толпу, чтобы защитить своего отца, который поссорился с кем-то. Да, вот настолько стыдно и плохо это могло быть.

Слава Богу, я никогда не переживал ничего подобного в своей жизни. Те родители хотели, чтобы их дети были лучшими, чтобы стали профессионалами и да, чтобы их дети стали зарабатывать много денег, чего бы это не стоило. Но они не понимали, что своими криками делают всё возможное, чтобы повернуть жизнь своего ребёнка в совсем другое направление. Они хотели ускорить процесс. Они просто торопили события.

Думаю, все согласятся, что завышенные ожидания в итоге генерируют меньше удовольствия. Эти невыносимые требования могут убить ваше умение наслаждаться игрой. Именно поэтому в моём детстве футбол для меня был настоящим источником наслаждения, я был освобождён от разочарований, что были связаны с завышенными ожиданиями, когда успех рассматривается как обязательство.

На то время на так важно, выигрываешь ты или нет. На самом деле большинство тренеров делают систематические замены в молодёжных командах, в смысле не для того, чтобы изменить ход матча, или не из-за того, что кто-то играл плохо, а просто потому, что каждый должен сыграть. Это было больше желанием дать всем поиграть, чем повлиять на игру заменой. И я полностью поддерживаю такой подход. Ведь ненормально, когда 10-летний ребёнок никогда не выходит на поле лишь потому, что он является не настолько сильным игроком, как другие. Тренеры пытаются делать замены, даже в ключевые моменты сезона, они пытаются дать возможность каждому почувствовать игру и продолжать своё развитие. Такой подход я считаю отличным.

Когда я испытывал сложные периоды на протяжении своей карьеры, я всегда пытался вернуть себе те эмоции, что я испытывал в тот период своей карьеры, это помогает мне вернуть позитивный настрой. Нет лучшего противоядия, чем воспоминания из своего счастливого детства, которое состояло из наслаждения своей игрой. Это не только совет, который я дал ребятам в Ла-Фреснеде. Это совет, которому я сам пытаюсь следовать каждый раз, когда дела идут очень и очень плохо. Возвращайся к истокам, Хуан. Возвращайся к началу, когда всё это было наслаждением. Когда не было никакой спешки.

*Есть ещё одна причина, по которой я запомнил тот матч в Киеве. Моей сестре очень нравился Дэвид Бекхэм, и она попросила меня достать ей его футболку. Мне было очень стыдно, но я выполнил просьбу, Бекхэм дал мне её в перерыве (конечно, сейчас он этого не помнит!). Я попросил его об этом перед игрой, а в перерыве матча он вручил мне футболку, как только вошёл в раздевалку. Класс. Кто бы мог представить, что ребёнок, который просил его о футболке, однажды сам будет играть за его любимый футбольный клуб? Он уж точно бы не поверил. Даже я бы не поверил.

Конец третьей главы. Если Вам интересно читать наш перевод и вы хотите продолжения, то пожалуйста, оставьте комментарий, либо плюсик по этим постом)