14 мин.

Рыболов. Кто нашел для «Детройта» Дацюка и Зеттерберга

Sports Illustrated рассказывает о Хокане Андерссоне, который сменил удочку рыболова на блокнот скаута и нашел для «Детройта» несколько звезд.

На часах четыре часа дня, пятница. Солнце еще высоко, но уже совсем скоро на 58-й параллели станет совсем темно. Арена Frölundaborgs Isstadion, что в пригороде Гетеборга, вмещает в себя 7527 человек, но сегодня на ней стойкий запах, исходящий от груды хоккейных баулов, и 55 зрителей. 54 из них – местные жители, которые пришли посмотреть на матч юниорского турнира между «Вастерасом» и командой из Норвегии. 55-й – Хокан Андерссон, главный европейский скаут «Детройта». Он занял место в полупустом секторе, расположенном напротив красной линии. В его руках три вещи: протокол с составами команд, ручка и бумажный стаканчик с горячим чаем.

За пять дней до этого Андерссон в воскресенье вылетел из родного Стокгольма в Венецию. В тот же день ему пришлось проехать 75 миль до Азиаго, что находится у подножья итальянских Альп. Там проходил турнир молодежных сборных во втором дивизионе чемпионата мира, и двадцать с лишним скаутов могли просмотреть игроков из нетоповых европейских стран (Норвегия – Австрия, Латвия – Словения, Беларусь – Италия). Андерссон вернулся домой во вторник, побыл с семьей в среду и четверг, после чего в пятницу провел за рулем еще пять часов, чтобы попасть на не самый выдающийся турнир с участием четырех юниорских команд.

Хокан в скаутском бизнесе уже около 25 лет. Он объездил Европу вдоль и поперек. Каждый год с октября по апрель ему приходится проезжать по шведским дорогам около 20 тысяч миль и совершать по 60-65 авиаперелетов по всему континенту. Каждый сезон Андерссон посещает около 200 матчей, пропуская через себя порядка 12 тысяч минут хоккея. Все это для того, чтобы выловить те самые моменты, которые составят картину о том, что представляет собой игрок сейчас, и, самое главное, каким он будет в будущем.

Таковы суровые реалии жизни скаута – холодные дворцы, отсутствие жесткого рабочего графика и разлука с семьей. У Андерссона и его супруги Вероники есть девятилетний сын Филип. Но если у тебя есть необходимое чутье, нужные связи, немного удачи, а также клуб, который не отступает от своей хоккейной философии, отдача будет немалой. Это Хокан нашел для «Детройта» Павла Дацюка, Юхана Франзена, Никласа Крунвалля, Густава Нюквиста и Джонатана Эрикссона. Это он помог определиться с тем, что представляет собой Хенрик Зеттерберг. Все эти игроки составляют ядро нынешнего «Детройта» – команды, которая уже 23 года не пропускает плей-офф.

– Хокан – это невоспетый герой, он наш MVP, – не скрывает генеральный менеджер «Ред Уингс» Кен Холланд. – Его вклад в успехи команды сложно переоценить.

* * * *

Во втором матче турнира в Гетеборге – хозяева из «Фрелунды» играют с «Линчепингом» – в фокусе внимания Андерссона 17-летний защитник Якуб Ларссон. Как член совета директоров «Фрелунды», Хокан достаточно хорошо знает о сильных качествах юниора, но за ним охотятся многие. В прошлом месяце Ларссон стал пятым в предварительном рейтинге игроков не из Северной Америки, который выйдут на ближайший драфт. Андерссону уже удалось найти в первом раунде звезду для «Детройта» – в 2000-м он убедил клуб взять к себе защитника Никласа Крунвалля, которого считали мелковатым, под общим 29-м номером. Но прославился скаут «Ред Уингс» благодаря другому – умению находить жемчужины там, где их никто не видит. Последним выбором драфта-2002 он принес «Ред Уингс» Джонатана Эрикссона, бывшего нападающего, который переквалифицировался в защитника и стал игроком первой пары команды. В какой-то момент у «красных крыльев» на лед выходила Hakan-line, состоявшая из Дацюка (171-й номер драфта-1998), Зеттерберга (210-й в 1999-м) и уже завершившего карьеру Томаса Хольмстрема (257-й в 1994-м).

Как Хенрик Лундквист стал игроком «Рейнджерс»

В НХЛ достаточно звезд, выбранных в поздних раундах драфтов, и в их числе вратарь Хенрик Лундквист (седьмой раунд драфта-2000). Он воспитанник «Фрелунды», но в матчах, которые просматривал Андерссон, будущий первый номер «Рейнджерс» не впечатлял. Когда скаут пропускает голкипера такого уровня, это пятно в его резюме, но в последние годы Хокан стал чаще общаться с тренерами вратарей, чтобы улучшить свои знания и в этой области. Несмотря на богатый опыт работы, Андерссон не потерял интерес к новому. В Гетеборге, помимо Ларссона, его интересует 17-летний праворукий вингер из «Вастераса» Лукас Зеттерберг (не родственник Хенрика Зеттерберга). Он видел его уже три раза, но пока не составил определенного мнения.

Реклама 18+

– Учтите, это игра юниорской лиги B, – отмечает Андерссон во время второго периода. – Когда матч закончится, буду ли я помнить, как играл Зеттерберг? Он должен доминировать на площадке, удивить меня. Да, он старается играть в тело, но ему не хватает напористости. Уровень его мастерства на троечку. Может ли Зеттерберг показывать такую же игру, как в юниорской лиге, но уже в НХЛ?

Зеттерберг, тем временем, бросается в угол площадки, неподалеку от того места, где сидит Андерссон. Видно плоховато, но скаут «Детройта» не пропускает ни малейшей детали. Защитник легко отбирает шайбу у Лукаса и бросает ее на ход партнеру в среднюю зону. «Я не знаю, что там произошло, но это не может быть хорошо», – комментирует эпизод Хокан. «Если вы спросите меня сейчас, то я скажу, что не уверен в попадании Зеттерберга в список нужных мне игроков».

Андерссону 50 лет, он оптимист по жизни, что является важным качеством для его работы. Она заключается в том, что он и еще 12 скаутов «Ред Уингс» должны каждый год находить для команды семь игроков на драфте. Если Андерссону нравится какой-то хоккеист, он может сказать о нем: «Я не против». Если ему очень нравится какой-то хоккеист, после матча он превращает протокол с составами в подробнейший отчет, который попадает в базу данных «Детройта». Хокан также расставляет игроков в собственном рейтинге европейских проспектов, где перед драфтом набирается 30-40 фамилий.

– В среднем только 1,5 игрока из семи выбранных командой на драфте задерживаются в НХЛ надолго. Меня критикуют за то, что я рискую, выбирая в дальних раундах игроков, которые могут не приехать в НХЛ, – отмечает Андерссон. – Я предпочитаю выбирать по-настоящему одаренных, техничных игроков. Если они проходят в состав, то чаще всего попадают в два первых звена. Я люблю повторять шутку о том, что Кенни Холланд может в любой момент взять телефон и найти игрока для четвертой тройки или седьмого защитника. Так почему бы не рискнуть?

* * * *

В июле 1989-го директор скаутского отдела «Детройта» Нил Смит покинул команду, чтобы стать генеральным менеджером «Рейнджерс». Вместе с собой он прихватил европейского скаута «Ред Уингс» Кристера Рокстрема, который за месяц до ухода из клуба выбрал в третьем раунде защитника Никласа Лидстрема на эпичном для «краснокрылых» драфте. Помощник генменеджера «Детройта» Ник Полано попросил у Рокстрема кого-нибудь на замену

У Кристера был нужный человек.

– Хокан очень хотел получить эту работу, – говорит Рокстрем, который проработал 21 год в «Рейнджерс», после чего перешел в «Канадиенс». – Он не поленится преодолеть лишнюю милю-другую ради нужд команды. И я знал, что у него есть чутье на талантливых игроков. Он и сам был неплохим хоккеистов по молодости, так что ему известно, что такое хорошее катание, как нужно владеть шайбой. Ему достаточно было посмотреть на игрока в движении, чтобы сказать, все ли у него в порядке с коленями или нет.

Полано отправился в Стокгольм, где Рокстрем представил ему Андерссона. Хокан и сам играл в хоккей, но из-за травмы левого колена ему пришлось завершить карьеру до 18-летия. После знакомства Полано провел несколько дней в Финляндии и России, где просматривал игроков, а когда вернулся в Швецию, то поинтересовался у Андерссона мнением о хоккеистах из элитной серии, которые были интересны «Детройту». «Хокан не ошибся ни в одном из них. Все его комментарии попадали прямо в точку. Он – прирожденный скаут. Я подумал несколько дней и решил, что найму этого рыболова-инструктора», – вспоминает Полано.

Тут нужно уточнить, что задолго до того, как Андерссон начал прочесывать Европу в поисках талантливых хоккеистов, его жизнь была связана с рыбной ловлей. С 11 лет он занимался тролловым ловом вблизи Стокгольмского архипелага. В 15 Хокан, детский тренер его команды и Рокстрем приобрели судно, на котором Андерссон ходил за лососем к берегам Норвегии. В 1989-м, когда Кристер искал игроков для «Ред Уингс», будущий скаут «красных крыльев» возглавлял экспедицию с богатыми соотечественниками, которым хотелось порыбачить в устье реки Рио-Гранде. Аналогия между скаутингом и рыболовством напрашивается сама собой – и то, и другое требует внимания и знания того, где нужно искать. Разница в том, что шведские игроки, в отличие от рыб, хотели быть пойманными Хоканом.

Начиная с 1993 года, «Детройт» выбрал на драфте 42 шведа, 18 из них ушли в трех последних раундах.

– Ред Уингс» создали такую систему, что игроки из Швеции хотят играть у них, как это происходит с «Миннесотой» и финскими хоккеистами, – поясняет один скаут из Западной конференции. – Я не говорю, что Андерссон плохой специалист в своем деле, но он работает в клубе, где великолепно готовят игроков и придерживаются определенной философии уже много лет. Кроме того, у Хокана много информаторов среди шведских тренеров, которые знают, что «Детройт» отлично подходит для их игроков.

В распоряжении Андерссона три помощника, которые рыщут по разным частям Швеции в поисках талантов. На вопрос, есть ли в его стране хоть кто-нибудь из хоккейного бизнеса, с кем бы он не мог поговорить по телефону, Хокан отвечает так: «Среди тех, с кем мне нужно поговорить, таких нет».

– Я не рыбак, но полагаю, если ты нашел рыбное место, и оно каждый раз дает тебе улов, этим нужно пользоваться до тех пор, пока прорубь не замерзла, – отмечает Холланд. – Этим и занимается Хокан.

Шведский «Детройт» и другие европейские колонии в клубах НХЛ

* * * *

Первой крупной добычей Андерссона стала не 20-фунтовая форель, которых его клиенты вылавливали во время прогулок на яхте у берегов Аргентины. Когда Хокан впервые увидел Томаса Хольмстрема в тренировочном лагере для игроков 1973 года рождения, 18-летний хоккеист не произвел большого впечатления. В нем не было и 75 килограмм, он плохо катался, а на фоне ровесников выделялся разве что неуемным желанием лезть к воротам. Через два года Андерссон спросил у своего друга, тренировавшего команду низшего дивизиона на севере Швеции о лучших игроках региона, и тот назвал фамилию Хольмстрема. Но к тому моменту Томас был на 10 килограмм тяжелее и на пять сантиметров выше. Хокан вспомнил о неуклюжем пареньке, которые агрессивно играл у ворот, и решил взглянуть на него еще раз. «Я упомянул Томаса в разговоре с одним чешским скаутом, и он сказал мне, что его смущает катание Хольмстрема», – рассказывает Андерссон. «Детройт» задрафтовали его в 10-м раунде в 1994-м. Со своей командой шведский форвард выиграл 4 Кубка Стэнли и забил 243 гола в 1026 матчах. «Это благодаря ему я совершил рывок по карьерной лестнице», – признается Хокан.

Реклама 18+

Ода Гомеру. Как Томас Хольмстрем оказался в НХЛ

«Детройт» не выбирал в топ-10 драфта НХЛ с тех пор, как заполучил Мартина ЛаПойнта в 1991-м. Стабильные успехи клуба заставляют его уделять больше внимания скаутингу, развитию талантливых игроков в фарм-клубах и тому, как подводит их к составу тренерский штаб. Во время церемонии драфта Андерссон сидит за столом неподалеку от Холланда и нынешней главы скаутского бюро клуба Тайлера Райта. Обычно игроки, которых выбирает клуб в раундах с первого по третий, отражают мнения всех ответственных за драфт членов «Ред Уингс». Но если кто-то из европейцев, попавших в лист Хокана, остается свободным, он начинает вертеться за столом. «Всегда забавно наблюдать за ним в эти минуты», – говорит Холланд. «Хокан хорошо понимает, что нужно для игры в НХЛ. Каким-то образом ему удается уловить, кто из игроков сможет адаптироваться к Северной Америке, а кто нет. И он знает, кто и когда должен быть выбран на драфте».

Середина и дальние раунды драфта это время Андерссона. В 2008-м, в четвертом раунде Хокан выцепил типичного молодого игрока для «Детройта»: умного, ответственного, невысокого и незадрафтованного в свой год. Этот парнишка выступал за команду университета Мэна.

– Однажды, когда я еще играл в Мальме, он позвонил мне и пригласил выпить кофейку, – говорит Густав Нюквист. – Я немного волновался перед встречей. О Хокане в Швеции знают все»

Андерсон специально предупреждает игроков о своем визите, чтобы посмотреть, как они справляются с давлением во время игры. Нюквист провел три года в колледже, отыграл 137 матчей в АХЛ за «Грэнд Рэпидс», а затем стал одним из лидеров «Детройта». В прошлом сезоне Густав забил 28 голов в 57 матчах. В текущем чемпионате у него 19 шайб, одна из которых чуть не свела болельщиков с ума. 27 декабря в игре с «Оттавой» он трижды объехал зону соперника, ускользнул от двух опекунов и нанес лазерной точности бросок, который принес «Ред Уингс» победу. Густав владел шайбой 28 секунд, сыграв прямо как Дацюк. К 25 годам Павел забил в НХЛ столько же голов, сколько и Нюквист – 53. Разница в другом: как именно Хокан нашел Дацюка для «Детройта».

До 2013 года за работу скаутов «Детройт» отвечал помощник генерального менеджера «Ред Уингс» Джим Нилл, который затем ушел в «Даллас». «Во время полетов по России можно насмотреться всяких чудес», – вспоминает Нилл. «Однажды мы с Хоканом видели, как во время полета мужчина держал между коленями пропановый баллон. А в другой раз какой-то человек резал колбасу огромным охотничьим ножом».

Реклама 18+

* * * *

Россия – не то место, где все проходит гладко и по расписанию, но именно это имеет прямое отношение к самой богатой добыче в карьере шведского скаута.

Осенью 1997-го Андерссон и Рекстрем оказались в Екатеринбурге, городе, что в 900 милях на восток от Москвы. Их главной целью был просмотр защитника Дмитрия Калинина, которого хотел выбрать «Баффало» в первом раунде драфта. Но в тот день самое неизгладимое впечатление на Хокана произвел другой игрок. Невысокий и щуплый центрфорвард уральской команды, в котором было не больше 63 килограмм веса, с невероятным желанием отрабатывал в обороне и в какой-то момент прочитал игровой момент и перехватил шайбу, испортив сопернику выход 2 в 1 при игре в меньшинстве. Этим парнем был Дацюк.

«Мне хватило одного эпизода, чтобы увидеть талант, желание и умение читать игру. Да, он был маленьким, а НХЛ – лига для габаритных ребят. Но то, как он перехватил шайбу, застряло у меня в памяти. Я знал, что должен был еще раз посмотреть на Дацюка», – вспоминал Андерссон.

Андерссон побывал на еще одной игре Павла и собирался посетить третью, но в компании с ним затесался скаут «Калгари». Вместе они прилетели в Россию, но из-за непогоды не смогли сесть на другой самолет и отправиться на игру команды Дацюка. Обоим скаутам оставалось только догадываться, насколько на самом деле хорош загадочный нападающий из России, но в отличие от представителя «Калгари» у Хокана была хоть какая-то возможность составить о нем мнение. Если бы не снегопад, «Флэймс» могли бы перехватить Дацюка, а так «Ред Уингс» получили возможность выбрать его в шестом раунде следующим летом.

Шесть лет спустя Андерсон был уверен, что он и только он знал о существовании защитника Александра Эдлера, который играл за хоккейный клуб «Емтланд» из дивизиона, сравнимого по силе с пивной лигой. Чтобы не тратить шесть часов на дорогу без толку, Андерссон позвонил главному тренеру команды и спросил, сыграет ли Эдлер в предстоящем матче или нет. Он получил положительный ответ, но в «Емтланде» тут же сообщили другим скаутам, что «Детройт» интересуется Эдлером.

– Это самая большая ошибка в моей карьере, – признается Хокан.

Скаут «Ванкувера» Томас Градин также увидел Алекса, и на драфте-2004 «Кэнакс» произвели обмен, что забрать Эдлера раньше, чем «Ред Уингс». У него уже более 500 матчей в НХЛ, в двух сезонах швед забивал не меньше 10 голов.

Утешительным призом для Андерссона стал игрок, который находился в его списке после Эдлера. Тяжеловесный Юхан Франзен не получал достаточного внимания скаутов, так как его считали центром оборонительного звена. Такую роль ему дал тренер «Линчепинга». Но через свои связи Хокан узнал, что 100-килограммовый нападающий достаточно ловко обращается с шайбой. «Детройт» взял его вместо Эдлера под 97-м номером, и Франзен отблагодарил команду двумя сотнями голов. На момент драфта ему было 24 года.

Реклама 18+

– Сейчас утаивать секреты стало тяжело, – признает Андерссон. Нам повезло с Дацюком, так как он был небольшого роста и не был заигран за сборную России. Сейчас таких самородков находить сложнее, так как тренеры юниорских команд стали больше путешествовать и лучше просматривать игроков. А если хоккеист попал в сборную – его увидят все.

В матче между «Вастерасом» и командой из Норвегии – ничья 3:3. Идет овертайм. Лукас Зеттерберг отдал две голевые передачи, но при этом заработал два удаления и был мало заметен при игре в равных составах. Но за 30 секунд до конца дополнительной пятиминутки он подхватил шайбу, оставленную у правого круга вбрасывания, мощно бросил и первым же прибежал на пятак за отскоком, забив победный гол.

Андерссон что-то отмечает в протоколе и, улыбаясь, поднимает глаза: «Что ж, он довольно быстрый, но я не увидел взрывной скорости. Удается ли ему контролировать шайбу так, будто клюшка намазана клеем? Нет. Хороший ли у него бросок? Вполне, но он трижды бросил мимо ворот. В общем, чего-то особенного я не увидел. Хотя шансы у него есть».

Хотя, возможно, со временем Андерссон скажет и о нем: «Я не против».

Фото: si.com/Pascal Vossen/Sports Illustrated, Fotobank/Getty Images Sport/Dave Reginek/NHLI

Источник: Sports Illustrated