15 мин.

Другие правила. Как сделать хоккей еще интереснее

Оранжевая шайба, большие ворота и овертаймы в формате «3 на 3» – звезды НХЛ рассказали журналу The Hockey News, как можно улучшить их любимую игру. Перевод материала – в блоге «Эпицентр».

Похоже, звезды НХЛ готовы объявить охоту на вратарей/ Фото: Fotobank/NHLI via Getty Images/Len Redkoles

Джером Игинла, капитан «Калгари» – увеличение размер ворот

С уменьшением размеров щитков вратари не смогут перекрывать собой почти всю площадь ворот, и это принесет НХЛ огромную пользу. Мне всегда нравились подвижные голкиперы, вроде Гранта Фюра, Тима Томаса, Мартина Бродера и моего партнера по команде Миикки Кипрусоффа. Их атлетицизм и должен быть самым главным качеством вратарей. Мы не хотим, чтобы в их сетки залетало много шайб, но если немного увеличить ворота, шансов проявить свою скорость и реакцию у голкиперов будет больше, а болельщики будут чаще наблюдать за настоящими «Сэйвами». Недостатка в бросках в современной НХЛ нет – матчей, в которых голкипер вступает в игру 40-50 раз, хватает. Но посмотрите на качество этих бросков. Из-за того, что вратари играют так классно, а их экипировка закрывает большую часть ворот, нужно придумать что-то для улучшения именно качества бросков.

Соглашусь с тем, что уменьшение размера щитков это важный момент. Я помню времена, когда вратарь, отбивавший в районе 90% бросков, считался очень надежным, а сейчас все, что ниже этой отметки, считается посредственной статистикой. Это должно измениться. Вратари становятся все крупнее и крупнее, и я думаю, эксперименты НХЛ, касающиеся увеличения размера ворот, не такая уж плохая идея. Я всегда считал себя традиционалистом и полагал, что менять размер ворот даже на долю дюйма не стоит, но сейчас я думаю иначе. Разница между открытой площадью ворот, которая была перед глазами у игроков несколько десятилетий назад, и тем, что есть сейчас, огромна. Да, нам говорят, что броски стали намного мощнее, но какая разница, с какой силой ты лупишь по шайбе, если ее некуда направить.

В сегодняшней НХЛ, если ты выбегаешь по флангу с шайбой и хочешь бросить, ты не видишь открытой части ворот. Она вся занята вратарем, если не считать совсем уж небольшой лазейки над его головой. Остается просто лупить по шайбе в надежде, что она как-то заскочит в цель. Но о таких вещах, как продуманные броски в дальние углы, уже давно забыли. От них нет толку, вратарь закрывает собой всю площадь ворот. А если увеличить ворота на несколько дюймов с каждой стороны, то у нападающих будет больше возможностей бросать наверняка, если вратарь потеряет позицию и оставит угол открытым.

Повторюсь, несколько лет назад я полагал, что отступать от традиций не стоит, но добавили же трехочковую линию в баскетболе, изменился же размер горки питчера в бейсболе. Да много всего произошло в различных видах спорта. Времена меняются, ситуации становятся другими, и чтобы не застрять в прошлом, надо двигаться вперед. Мне кажется немного странным, когда традиционалисты выступают против расширения ворот, но двухметровые вратари для них в норме вещей.

Бобби Холик, бывший форвард «Нью-Джерси» – увеличить размеры площадок

Я отношу себя к традиционалистам, но думаю, что мое предложение изменит НХЛ в лучшую сторону. Не считаю, что переход на европейский размер площадок это правильное решение, но лига должна найти нечто среднее между своими североамериканскими стандартами и теми, что использовались на Олимпиаде. Размер нынешних площадок был установлен десятилетия назад, а с тех пор многое в игре изменилось, и пришло время произвести некоторые коррективы. На расширенных площадках больше пространства для игроков, на которых ходят смотреть, за которых и платит деньги болельщики. Талантливые и изобретательные спортсмены обычно и движут спорт вперед. Чем больше пространства они получат, тем проще им будет разрушать оборонительные капканы, убегать от менее одаренных силовиков и игроков, чья единственная цель применить силовой прием. Я думаю, что именно Сидни Кросби, Евгений Малкин, Павел Дацюк и Ши Уэбер должны быть факторами X в решающих матчах, а не чекеры.

С увеличением размера площадок игроки вторых, третьих и четвертых звеньев должны будут прибавить, чтобы конкурировать с действительно классными хоккеистами. Силовая борьба никуда не исчезнет – она просто будет не такой заметной, как сейчас. Кроме того, повысится безопасность игроков. У них будет больше времени и места, чтобы избежать столкновения. Это не избавит хоккей от травм, но хоккеисты заслужили лучших условий для проведения матчей.

Знаю, что владельцы клубов никогда не пойдут на такое изменение. Им все равно – пойдет это на пользу хоккею или нет – но с увеличением площадок придется удалить два первых ряда, на которые продаются дорогие билеты, что, по их мнению, намного страшнее, чем травмы звезд НХЛ. Должен не согласиться с ними. Места экстра-класса останутся и после увеличения площадок, а зрелищный хоккей обязательно будет пользоваться популярностью у болельщиков, и, значит, свою прибыль владельцы получат.

Райан Миллер, вратарь «Баффало» – продумывать изменения правил

Когда речь заходит об уменьшении размеров вратарской амуниции, на первое место для меня выходит вопрос безопасности. Но соглашусь с тем, что голкипер должен быть не просто малоподвижным шот-блокером, а атлетичным, насколько это возможно. Некоторые вратари смогли найти лазейки в существующих правилах о размерах щитков, и на это стоит обратить внимание. Как? Лига должна лучше взаимодействовать с компаниями, которые производят амуницию. Если найти с ними общий язык, они будут продумать продукт, полезный для игроков и НХЛ. Важно, чтобы в обсуждении этого вопроса принимал участие настоящий эксперт, а не человек со стороны. Я помню, как во время прошлых дебатов свои точки зрения выразили несколько вратарей, говоривших о важных вещах, но некоторые из тех, кто принимал окончательные решения, даже никогда не стояли в воротах и не надевали щитков. Этого быть не должно. Найдите производителей, знающих толк в деле, которым занимаются, обсудите с ними детали, продумайте амуницию, которая бы подходила лиге, протестируйте ее, а мы уж будем ее использовать.

Что до разговоров об отказе от трапезоида, то если лига захочет сократить число травм среди защитников и убрать запрет для вратарей, то я отнесусь к этому спокойно. Я уже привык к трапезоиду, но никогда не был большим его поклонником. Умение играть шайбой – один из плюсов для вратарей, и если в твоей команде есть такой голкипер, то она получает определенное преимущество. Впрочем, не думаю, что отмена этого правила что-то сильно изменит.

Сидни Кросби, капитан «Питтсбурга» – овертаймы в формате «3 на 3»

Я обожаю играть «три на три», и, думаю, было бы здорово использовать этот формат в овертаймах, так как на площадке будет весело. Вспоминается овертайм матча с «Филадельфией» из прошлого сезона, когда из-за удалений командам пришлось играть в неполных составах. Было очень круто, так как на площадке было масса свободного места, атака следовала за атакой, момент за моментом, и все это на очень высоких скоростях. Думаю, такой хоккей понравился и игрокам, и, конечно, болельщикам.

Жаль, что те смены я провел вместе с двумя защитниками, а не с защитником и еще одним нападающим. Но этим и хороша игра 3 на 3. Тренер может выпустить на лед двух форвардов и защитника или двух игроков оборонительного плана и одного нападающего. Мне кажется, это интереснее буллитов, и, кроме того, тренеры сами решают, рисковать им или постараться сохранить ничью до конца овертайма.

Бретт Халл, будущий член зала хоккейной славы – уменьшение размеров амуниции игроков

Больше всего меня беспокоит вопрос безопасности игроков – вопрос, на который необходимо найти ответ. Для начала НХЛ нужно удалить трапезоиды и позволить голкиперам касаться шайбы за воротами, чтобы уберечь защитников от неприятностей. Сколько травм должны получить игроки, пытающиеся догнать шайбу после заброса в зону, прежде чем, наконец, поймем, насколько глупо это правило?

Второй момент – сокращение размеров и смягчение наплечников и налокотников. Когда я только начинал играть, перед тем, как совершить силовой прием, нужно было подумать дважды, так как щитки на локтях и плечах были сделаны из мягкого материала, да и их размеры были намного меньше ныне существующих.

Но это осталось в прошлом. Работая в «Далласе», во время одного матча я вдруг заметил, что наш защитник Тревор Дэйли куда-то пропал. Я спросил, что с ним, и мне сказали, что он получил сотрясение мозга. Я удивился. Ведь я не мог пропустить момент, в котором бы Тревор травмировался. И это «заслуга» больших налокотников и надплечников. Они опасны даже тогда, когда их не используют в качестве оружия. Будь они мягчи и меньше, количество травм и сотрясений мозга сократилось бы. К тому же блокшотеры стали бояться бы бросаться под шайбу.

Но худшее, что есть в нынешней НХЛ – это проявление неуважения среди игроков по отношению друг к другу. Меня это бесит. Хоккей должен быть игрой, а не убийством на площадке. А сейчас это больше напоминает попытки раздробить соперника, а не переиграть его умом. И это недопустимо, хотя легко поправимо. Знаменитый силовой прием Брюс Белл – Уэнделл Кларк произошел 25 лет назад, и это был единичный случай за весь сезон. Сейчас же такие вещи случаются по несколько раз за матч. Если мы не будем защищать игроков, когда-нибудь один из них умрет на площадке, или его парализует. А руководство лиги будет говорить: «О, нам стоило изменить что-то в правилах до того, как это произошло». И затем они примут какое-нибудь идиотское решение, которое навсегда изменит игру. Включите свои головы сейчас, пока ничего страшного не произошло.

Кен Хичкок, главный тренер «Сент-Луиса» – главное игра, а не счет на табло

Когда завершился прошлый локаут, НХЛ вернулась с каникул с отличным планом по улучшению игры. Возросли скорости, а с этим и силовое давление, которое разбивало оборонительные схемы и добавляло в хоккей больше хаотичности, а не консерватизма. Именно это я и хотел бы видеть в лиге. Если нам удастся вернуться в эту струю, мы сможем побороть задержки и цепляния, которые потихоньку отвоевывают свои прежние позиции. Это происходит из-за того, что судьи не могут свистеть всякий раз, когда кто-то придерживает соперника, и удалять за каждое незначительное нарушение. Но этим летом еще до наступления локаута НХЛ предупредила всех, что с нового сезона арбитры вновь перестанут прощать игроков, и количество свистков опять возрастет. Не случайно и хоккеисты, и тренеры готовятся отрабатывать игру в неравных составах, так как удалений станет больше, чем это было в последних сезонах.

Помимо этого изменения, я думаю, что хоккей только выиграет, если все мы поймем и, наконец, признаем, что в нынешних условиях не может быть много голов. И не потому, что вратари стали мощнее, а их экипировка шире. Спортсмены и их тренеры сейчас намного лучше, чем когда-либо. Когда ты, как тренер, даешь установку 21-летнему игроку, он получает такие же требования по дисциплине и понимаю игрового плана, что и 28-летний.

Большинство современных игроков отвечают высочайшим требованиям в плане подготовки и самоотдачи, и поэтому я хочу, чтобы самым привлекательным аспектом хоккея был не счет, а эмоции, самоотдача, с которой спортсмены бьются на льду. Счет – лишь побочный продукт всего этого; когда в лиге много хороших команд, которые бьются за место в плей-офф, разница во всем – от счета до количества очков – будет минимальной.

Я занимаюсь хоккеем всю свою жизнь, и могу сказать, что современный хоккей по самоотдаче и уровню эмоций лучше, чем он был когда-либо. Я не вижу огромной разницы между нападающими вторых и четвертых звеньев у большинства клубов или между второй и третьей парами защитников. Так давайте же акцентировать внимание на этой, такой едва уловимой составляющей, как эмоции и самоотдача, а не только на том, кто сколько забил и сколько пропустил.

Боб Стеллик, бывший спортивный директор «Торонто» – PR и еще раз PR

Когда постлокаутная пыль уляжется, и все вернутся на рабочие места, как, по-вашему, лига будет возвращать доверие болельщиков и спонсоров? Не окажется ли так, что с этим возникнут проблемы? Останутся ли фанаты благодушными по отношению к НХЛ, или они из принципа повернутся к ней спиной? Как президент одного из спортивных агентств, расположенного в Торонто, я убежден, что и лига, и клубы, и игроки должны сделать нечто особенное, чтобы убедить болельщиков простить их. Спортивный продукт это не конфеты, которые покупают из-за красивой коробки. Нужно заново разжечь страсть в душах людей, чтобы они заинтересовались хоккеем. НХЛ и Ассоциация игроков лиги разбила сердца их поклонникам, и отношения нужно, по сути, начинать заново. И не маркетинговыми уловками и хитростями, а добропорядочным отношением и чем-нибудь по-настоящему ценным.

Например, неплохой инициативой для лиги мог бы стать день, выделенный на общественную службу хоккеистов и менеджмента клубов. Один вечер каждой недели регулярного чемпионата они должны будут потратить на помощь тем, кто в этом действительно нуждается. И это не должны быть PR-акции c фотографиями, а действительно полезные встречи, налаживание отношений с благотворительными организациями, помощь местным школам и клубам из минорных лиг. Игроки, тренеры и менеджеры увидят, как непросто приходится обычным людям, чтобы свести концы с концами. Болельщики уверены, что всем, кто продолжает эту ненужную дележку денег, из-за которой не начинается сезон, нужно спуститься с небес на землю. Будем надеяться, что НХЛ и игроки захотят это сделать, когда закончится локаут.

Дэвид Рэй, бывший вратарь «Далласа» – работа на благо телевидения

1. Когда это возможно, заставлять обе команды выходить на игру в их темных или цветных свитерах. Лед белый. Форма одной команды преимущественно белого цвета. Белое на белом фоне – это здорово для полярного медведя, который охотится в Арктике, но не для телевизионной трансляции. Покажите весь цвет вашей игры, вашей команды! Сделайте это для телевизионщиков! Ведь футболу в Европе это удается.

2. Использовать, как можно больше микрофонов на игроках с разрешением воспроизводить их ругань в эфире (само собой, закрытую «блипом»). Почему я могу смотреть реалити-шоу, участники которого ругаются матом, но на том же кабельном телеканале подобные моменты вырезают из матчей НХЛ?

3. Проводите церемонию исполнения гимна до начала телетрансляций. Мы сами портим свою картинку, когда начинаем с показа затемненного здания и неважного звука. Помимо этого, матч вместо отрекламированных 7 часов или 7.30 стартует в 7.08 или 7.40.

4. Дайте командам немного больше времени на празднование голов, телевизионщикам – на показ повторов и информации об игроке, а экспертам – на аналитику. Я понимаю, что хоккейные фанаты будут против, аргументируя отказ желанием сохранить высокий темп игры и позволить командам додавливать соперника на кураже после заброшенной шайбы. Но не убивают же хоккей полутораминутные перерыва на телерекламу и 60-180 секундные паузы, которые требуются на просмотры спорных моментов. Отдать дополнительные 30 секунд на каждый гол вполне себе возможно.

5. Вставлять в каждую хоккейную телетрансляцию небольшой, тщательно продуманный 30-секундный ролик о благотворительной помощи, которую оказывают игроки или клубы. Так делают в НБА и НФЛ. Почему бы и НХЛ не рассказывать людям о хороших вещах, которые делают ее сотрудники?

6. Измените цвет льда и бортов. Я умоляю об этом уже десятилетие. Худший цвет для телевидения – белый. Белый размывает все. Белый – самый неприятный для восприятия цвет, на нем все темные предметы визуально становятся меньше. Это я говорю о шайбе, если что. Все это только портит впечатление от хоккея в том виде, который его видят телезрители. На мой взгляд, лед должен быть слегка голубоватого цвета, а шайба – флуоресцентно-оранженвой. Как тарелочка в ските. Вспомните, сколько голубого цвета используется в телевидении, и вы поймете, о чем я. Это не просто так.

7. Серьезно подумайте над тем, как сделать шайбу более заметной на телекартинке. С показами в формате HD следить за ее постоянными перемещениями стало немного проще, но проблема не решена. Если телезритель будет лучше видеть шайбу, он сможет ощутить то, что чувствует болельщик на арене, следить за ее движением и, в конце концов, понимать, как она залетела в ворота, а не просто рефлектировать на крики комментатора, как собака Павлова.

8. Создайте рабочую группу, в которую входили бы представители команды и местных телекомпаний, для обсуждения вопросов трансляции. Не надо только критиковать телевизионщиков за их работу – нужно и прислушиваться к нам.

9. Сократите число перерывов в матче. Я хорошо помню, как горячо эту идею обсуждали руководители телеканала FOX, у которых были права на показ игр НХЛ. Вот их цитата: «Хоккей – единственный вид спорта, который дважды за матч говорит своим фанатам, что они могут уйти». У зрителей есть сразу две возможности уйти от экрана и, возможно, уже не вернуться к просмотру этого канала. Я понимаю, что традиционалисты будут жаловаться, так как хоккейная игра всегда состояла из трех периодов, но их громкие возмущения уже заглушили добавление серии буллитов и новые правила овертаймов.

10. Если сократить число перерывов не удастся, то давайте хотя бы сделаем их не такими продолжительными. На каждой арене НХЛ есть две машины Zamboni и перезалить лед можно быстрее, чем за 15 минут. Используйте технологии, не дайте телезрителям скучать.

P.S: а что изменили бы вы?