7 мин.

Шипачев дисквалифицирован в НХЛ. Что происходит?

Он может вернуться в Россию.

Что произошло?

Для тех, кто пропустил начало приключений Вадима в Лас-Вегасе, напоминаем. Шипачев давно собирался в НХЛ, но на отъезд решился только в 30 лет. В мае, во время чемпионата мира, лучший центральный нападающий России после Малкина, Кузнецова и, может быть, Дацюка объявил о подписании контракта с «Вегасом».

Клуб-новичок предложил игроку без опыта НХЛ шикарную зарплату и предположительно роль одного из лидеров команды. А зачем тогда давать 30-летнему хоккеисту гарантированные 9 млн долларов за два года?

Летняя селекция «Вегаса» подтверждала ставку команды на Шипачева. На драфте расширения «рыцари» выбрали только одного центрфорварда уровнем выше среднего – Михаила Грабовского, который фактически завершил карьеру из-за сотрясения мозга. В идеальном мире это гарантировало бы Вадиму место не ниже второго звена, время в большинстве и возможность играть даже с правом на ошибку. Какой мог быть спрос с «Вегаса» в дебютном сезоне?

Шипачев провел с новой командой предсезонку – получалось не все, но это нормально. Потом был отправлен в фарм-клуб, но это оказалось формальностью – потолок зарплат в НХЛ не фиктивный, а работающий, и Шипачев уезжал из команды только в электронной базе переходов. В итоге ему дали сыграть за «рыцарей»– он забил, выпустили еще в двух матчах – без блеска, но провала не было.

Четвертую игру Вадиму предложили провести в АХЛ за фарм-клуб: его снова туда перевели, только уже не на бумаге. Он тренировался с «Чикаго Вулвс», но в день матча Шипачев самовольно вернулся в Лас-Вегас, чтобы провести время с семьей. «Рыцари» дисквалифицировали игрока.

Дисквалификация Шипачева – это временное отстранение от команды с лишением заработной платы. Он отказался выполнять требование работодателя, и клуб вправе был решать, как поступать – договариваться по-мирному или сразу начать войну. Снять дисквалификацию может сам «Вегас», когда поймет, что делать с Шипачевым дальше.

Агент хоккеиста Петр Свобода заявил, что ищет варианты обмена, и играть за «Вегас Найтс» его клиент больше не будет.

Кто не прав – Шипачев или клуб?

В разной мере и игрок, и клуб. Вадима могла впечатлить история Артемия Панарина, который сразу закрепился в «Чикаго Блэкхокс», и Шипачев надеялся, что в клубе без такой конкуренции ему дадут играть. Не получилось. И много у кого не получалось сразу. Лучший снайпер НХЛ Никита Кучеров начинал в фарм-клубе, а осенью 2014-го, уже после неплохого дебютного сезона, едва не вернулся в «Сиракьюз», несмотря на крутую игру в выставочных матчах.

Пусть Никите было 20, а Шипачев значительно старше, но что это меняет? На территории НХЛ нет лимита на легионеров и поблажек для кандидатов в олимпийскую сборную, все твои предыдущие достижения обнуляются. А доверие, которое просит для Вадима его агент, заслужить сложнее, чем контракт на несколько миллионов.

Жерар Галлан из «Вегас Найтс» провел в НХЛ свыше 600 матчей в качестве игрока и около 15 лет работал в ней тренером. Ему могло хватить всего 2-3 игр, чтобы понять – в нынешнем состоянии Шипачев команде не нужен. Вадим может быть прекрасным диспетчером, королем игры в большинстве, но те парни, которые есть в «Вегасе», сейчас выполняют все это не хуже и могут дать Галлану что-то еще. Его команда выиграла семь матчей из восьми, и, значит, тренер понимает, что делает.

В фарм-клубе Шипачев ничего бы не потерял в деньгах, так как контракт односторонний, но за две-три недели мог бы набраться опыта игры на маленьких площадках, еще больше подтянуть вбрасывания и показать, что он умеет учиться, терпеть и быть звездой не только рядом с Панариным и Дадоновым.

Реклама 18+

Победная серия «Вегаса» рано или поздно закончится, агрессивный стиль игры приведет к травмам и заменам в составе. Шипачева вызвали бы в основу и с нулем очков за фарм-клуб, и скорее, чем может показаться. Он ждал подходящего момента для отъезда в НХЛ до 30 лет, а сейчас отказывается подождать еще месяц или меньше.

Претензия к «Вегасу» только одна. Вырвать в олимпийский сезон такого классного центра из самого богатого клуба Европы и не создать ему условий для адаптации в команде – это ошибка всего менеджмента. И для Джорджа Макфи, который поработал с русскими хоккеистами столько лет, она непростительна. Ему ли не помнить, что Павел Буре начинал рядом с Игорем Ларионовым, Евгений Малкин – с Сергеем Гончаром, а обживаться в Вашингтоне Овечкину помогал Дайнюс Зубрус. Если Макфи не знал о закрытом характере Шипачева перед подписанием контракта – это его упущение. Если знал и при этом не взял на рынке, например, Бурмистрова или Якупова – это непрофессионализм, который обойдется его клубу дороже, чем любой из названных игроков.

Что теперь ждет Шипачева?

Его агент уже ищет варианты для обмена, но их так же много, как шансов Даниса Зарипова найти односторонний контракт в НХЛ. Многие клубы не поместят в платежку 4,5 млн, которые заработает Шипачев за год, а те, кто могут это позволить, десять раз подумают, а стоит ли связываться с проблемным игроком. «Флорида» уже подобрала партнеров для Дадонова, для «Коламбуса» Вадим слишком медленный, «Монреаль» превысил лимит бестолковых сделок и тоже не заинтересован. У «Каролины» хватает центров, у «Нью-Джерси» другой путь перезагрузки. «Эдмонтону» он не нужен, а «Аризона» вряд ли нужна ему.

4,5 млн в год для непроверенного центра – это слишком много. Двукратный обладатель Кубка Стэнли Ник Бонино прошлым летом подписался на 4,1 млн, кэп-хит Артема Анисимова – 4,55, и он шел к этой зарплате не один год. В лиге хватает и тех, кому переплачивают, но им предлагали контракты на базе одного или нескольких удачных сезонов в НХЛ. У Шипачева этого нет. Хотя если его агент смог устроить в «Калгари» 45-летнего Ягра, может, у Вадима еще будет второй шанс.

Вадим не первый русский игрок, который отказывался играть за фарм-клуб, и был за это дисквалифицирован. Такие истории уже были: Александр Семин и «Вашингтон» (2004), Алексей Кайгородов и «Оттава» (2006), Алексей Семенов и «Флорида» (2006) и Максим Кондратьев и «Анахайм» (2007). Все они затем завершали сезон в России. В прошлом году Никита Трямкин отказался от ссылки в АХЛ и просидел в запасе целый месяц, но этот вариант для Шипачева исключен – оставаться в «Вегасе» он не намерен. В 2000-м в похожей ситуации оказался Максим Сушинский, который в 26 лет стал игроком «Миннесоты» – новичка НХЛ. Снайпера «Авангарда» хватило на несколько месяцев. Он тоже не говорил по-английски, и, когда Жак Лемэр несколько раз оставил его вне состава, Максим посчитал, что с ним поступают незаслуженно, расторг контракт и вернулся в Омск.

Вероятнее всего, это ждет и Шипачева. Допустим, в СКА все и так хорошо, и его возвращение не рассматривают, но есть ЦСКА, который тащит к себе все, что плохо лежит. В Магнитогорске начали спасать сезон и за контрактом Криса Ли может последовать еще один громкий трансфер. У «Ак Барса» сломаны Попов и Азеведо, Ландер и Малыхин не забивают, и такой нападающий, как Вадим, стал бы мощным козырем в борьбе со СКА. Никто же не сомневается, что именно эти клубы сыграют в финале Кубка Гагарина?

Фото: Gettyimages.ru/Ethan Miller, Christian Petersen, Bruce Bennett; globallookpress.com/Alexander Kulebyakin