6 мин.

Поменять местами

Идея перевести кого-нибудь из Большой Троицы на скамейку озвучивалась не раз, и Док Риверс, кажется, даже решил выпускать со скамейки самого Пола Пирса. Но после того, как стало известно о состоянии Джеффа Грина, все вернулось на круги своя, и к теме пока что не возвращались. Но мне кажется, что сейчас самое время попробовать и это должна быть замена Рэя Аллена на Микаэля Петрюса.

Почему не Гарнетт и не Пирс, а именно Рэй? Главная причина – наши стартовые форварды оказывают исключительное влияние на нашу защиту. Репутация Гарнетта говорит сама за себя, но я и Пола Пирса считаю одним из лучших в обороне легких форвардов в лиге. То, что в самом начале сезона наша защита была не похожа на саму себя, целиком и полностью было следствием плохой физической формы Гарнетта и Пирса. Как только они набрали кондиции, защита «Бостона» вернулась на такой уровень, что начала переписывать рекорды.

Рекорды рекордами, но защита команды далеко не всегда выглядит монолитом. И так выходит, что в защите стартовой пятерки «Бостона» слабым звеном является Рэй Аллен. Он не плохой защитник. Но все кто вокруг – защитники выдающиеся: Гарнетт, Пирс, Джермейн и Рондо, когда старается.

В чем преимущество Петрюса перед Рэем? Если мне скажут, что, мол, в таком-то плей-офф Петрюс ничего не смог сделать с условным Джеймсом/Брайантом, а Рэй в таком-то плей-офф против тех же игроков смотрелся лучше, я отвечу, что это все не имеет значения. Не потому, что это было когда-то давно, когда Рэй был моложе, а Петрюс обедал в МакДональдсе, хотя это тоже фактор. Дело в том, что защита «Бостона», собственно, как и любая другая хорошая защита – это не игра один на один. В хорошей защите, как только одного игрока обыгрывают, атакующий тут же встречает на своем пути еще одного защитника. Успешность обороны определяется своевременностью подстраховки и способностью противостоять атакующим при неравноценных разменах. И как раз последнее – это то, в чем слаб Рэй, и в то же время то, в чем силен Микаэль.

Почти любой размен с участием Рэя – это мисматч. Речь, конечно же, о ситуациях, когда Аллен на подстраховке вынужден противостоять оппоненту выше и тяжелее его. Дело даже не в росте, а в навыках и способности защищаться под кольцом, обусловленных атлетическими данными или чем-то еще. В качестве примера я приведу Дуэйна Уэйда. Ростом он ниже практически любого АЗ (в том числе и Рэя), но, видя его под кольцом, противник боится атаковать, потому как точно знает, что Дуэйн справится с ним, накроет, пусть даже он ниже на 5, 10, 15 сантиметров... А единственное, что может сделать Рэй, противостоя игроку на 10 см выше и 20 кг тяжелее - это тактический фол.

То же самое касается подбора на своем щите. Если бигменов увели на дугу, то нет почти никаких шансов, что Рэй, поставив спину, сможет отсечь форварда/центрового соперника. Опять либо фол, либо гол.

Что может в таких ситуациях Петрюс? Вот несколько примеров из последних матчей:

1) Самая стандартная ситуация – это когда противник играет пик-н-ролл и свингмену на слабой стороне приходится страховать бигмена противника. Я даже не могу представить Рэя на месте Петрюса.

2) Или как здесь – когда француз просто-напросто выпрыгнул выше всех и взял подбор.

3) То, что мне нравится в игре Уэйда – он готов в любой момент заблокировать любого игрока соперника, невзирая на его позицию – в какой-то мере относится и к Петрюсу.

Реклама 18+

4) Готовность и способность опекать игрока любого роста.

5) Петрюс всегда готов помочь парням под кольцом.

6) Атлетические данные позволяют просто накрыть соперника, даже если он обыграл Микаэля на первом шаге.

Если Петрюс так крут в защите, то почему Док не переводит его в старт? Ответ будет предсказуемым – Рэй Аллен такой же определяющий игрок в атаке «Бостона», как Гарнетт или Пирс – в защите. В атаке «Бостон» зависим от Рэя, даже чересчур зависим - я об этом уже упоминал.

Половина комбинаций команды играется под Рэя или начинается с его забеганий. Петрюс, конечно, умеет открываться под бросок, у него хороший трехочковый, но то, что делает Рэй – это совсем другой уровень. Его работа не в том, чтобы открыться и забить разок-другой, а в том, чтобы изматывать оборону соперника постоянно, в каждой атаке концентрировать внимание на себе. Я не уверен, что Петрюс справится с этой ролью. Но. Нужно ли ему «играть в Рэя»?

В статье по ссылке выше я говорил о том, что нападение «под Рэя Аллена» несколько однообразно. И роль Рондо в нем иногда ограничена всего лишь тем, чтобы перевести мяч через середину площадки и отдать пас. Я хочу сказать, что отдать точный и своевременный пас выходящему из-под заслона Рэю можно научить и Брэдли. Эйвери играет в атаке все лучше и лучше, приспосабливается к уровню НБА и уже не выглядит не знающим что делать новичком. Он не такая криворукая бездарность, каким его некоторые представляют. Отдавать передачи он может. В случае неободимости может и поменяться с Рэем позициями – Аллен в последнее время нередко выполняет роль разыгрывающего. Основная моя мысль – Рондо не так уж и необходим Рэю на протяжении всего матча.

В то же время сам Рэй вряд ли помогает, а, скорее, даже мешает Рондо проявлять свои лучшие качества. Тот Рондо, что стоит на позиции разыгрывающего по центру, ожидая пока Рэй откроется для паса – это не один из лучших разыгрывающих в лиге. Один из лучших разыгрывающих в лиге – это тот Рондо, который идет в проход, обостряет, ловит соперников на фолы, атакует кольцо. Почти то же самое можно сказать и о Пирсе, который при Рэе Аллене в первую очередь ставит заслоны, а уж потом получает мяч и атакует. Заменив в стартовом составе Рэя на Петрюса, мы сместим акценты, позволим другим игрокам, в первую очередь Пирсу и Рондо, больше влиять на нашу атаку.

Главное, что команда приобретет – это стартовую защитную пятерку, где никто не «выпадает», пятерку, которая с первых же минут матча прижмет оппонета. Рэй, выходя на замену, будет играть свежим против уставшего соперника. Будет меньше моментов, когда он пробежал через три заслона и все равно не смог оторваться от оппонента.

Рэй 100% будет играть в концовках матчей, когда нужны стальные эти самые, ну вы знаете что. Возможно, он даже не потеряет много игрового времени (вон, Терри уже несколько лет не опускается меньше 30 минут за матч, выходя со скамейки). Но его задачи на игру будут несколько другими, чем сейчас – больше внимания атаке, меньше беготни без толку, сохранение сил на концовки. В конце концов, почему один из лучших баскетболистов не может быть шестым игроком в команде, которая и зародила традицию выпускать одного из лучших баскетболистов со скамейки запасных?