9 мин.

Luck of the Irish

«Селтикс» умеют не только штамповать легенд, но и оказываться полными неудачниками на драфтах. На какой-то период в истории фраза «Luck of the Irish» потеряла смысл для «зеленых».

Самый известный случай в этой связи произошел, когда чудом свалившийся (обменяли Джеральда Хендерсона в 1984 году на будущий пик) на «Бостон Селтикс» второй номер драфта 1986 года Лен Байас умер от передозировки на второй день после драфта. Тот драфт был проклят индейцами или кем-то еще – а иначе нельзя объяснить карьеры игроков с того драфта. Смотрите:

  • Байас (№2) умер сразу же;

  • Крис Уошберн (№3) был дисквалифицирован лигой пожизненно из-за наркотиков;

  • Уильям Бедфорд (№6) не сыграл ни одного полного сезона, а сейчас сидит в тюрьме за хранение нескольких килограммов марихуаны;

  • Рой Тарпли (№7) закончил карьеру в из-за тех же демонов в 26 лет (вернулся через 3 года, но был дисквалифицирован снова за наркотики);

  • Брэд Селлерс (№9) был выбран «Буллз» вопреки желанию Джордана;

  • Джонни Доукинс (№10), которого хотел видеть в команде Майкл, в итоге закончил играть в возрасте всего 31 года;

  • феномен в школьниках Перл Уошингтон (№13) оказался весьма средним игроком и отыграл всего три сезона в НБА;

  • Уолтер Берри (№14) вдрызг разругался со всеми четырьмя (за три сезона) своими командами и уехал в Европу;

  • Кенни Уокер (№5) после 26 лет больше лечил колени, чем играл в баскетбол;

  • у Марка Элери (№18) те же 26 лет, больные колени и близкий конец карьеры в НБА;

  • у Джона Уильямса (№12) то же самое, только с 23 лет;

  • Харольд Прессли (№17), Билли Томпсон (№19), Бак Джонсон (№20), Энтони Джонс (№21) уехали в Европу в расцвете сил, не дождавшись каждый даже 30-летия, а Кен Барлоу (№23) так и вообще не играл в НБА;

  • Морис Мартин (№16) сыграл рекордно низкие (если не считать Байаса и Барлоу) для первого раунда того драфта 69 игр в лиге, а это, черт возьми, достижение;

  • Новичок года, Чак Персон (№4) звездой НБА не стал, ни разу не попав на Матч Всех Звезд за 13 лет карьеры;

  • главная звезда драфта Брэд Догерти (№1) в 28 лет ушел из спорта из-за проблем со здоровьем.

Это было перечисление только первого раунда (практически целиком), но и в следующих раундах были трагедии – например, Дражен Петрович.

Но вернемся от этого небольшого лирического отступления к «Селтикс». Для бостонской команды 1986 год стал своеобразным водоразделом для работы на драфте (да и для истории вообще – как-никак, последнее чемпионство Берда). До того момента самыми большими проколами «Бостона» были либо выбор невыразительного игрока в самом конце первого раунда (места-то в таблице «Селтикс» всегда занимали высокие), либо отданные драфтпики в трейдах (как пример – третий, девятый и двадцать первый номера «Селтикс» в 1979 году оказались у «Нью-Йорка»). Но с 1986 года понеслась...

1989 или «Советский шпион и больной югослав»

Драфты ’87 и ’88, равно как и последовавшие драфты ’90 и ’91, Бостон отработал с достоинством. Пускай Реджи Льюис стал еще большей трагедией, чем Байас, Ди Браун разве что выиграл конкурс по броскам сверху, а Рик Фокс и Брайан Шоу отковали свою славу и перстни в стане ненавистного врага, но за те драфты корить «Селтикс» незачем. А вот в 1989 году «Бостон» решил выпендриться. Под 13 номером вместо того, чтобы выбрать Шона Кемпа, о котором страна знала еще по выступлениям в школьниках, или Клиффа Робинсона, чемпиона NIT в составе ЮКонна, или Владе Диваца, серебряного призера Сеула, «Селтикс» выбирают 24-летнего центрового с потрясающим своей оригинальностью именем «Майкл Джон Смит» из Университета Бригама Янга. Этот университет известен тем, что там учатся мормоны (ими и основан), и что там играл Дэнни Эйндж. Но Дэнни к моменту драфта 1989 года уже не играл в «Бостоне», поэтому Смит – не его протеже. А вот то, что Смит мормон – это верно, два года провел в мормонской миссии в Аргентине. На кой черт он тогда сдался «кельтам» – никто не знает. В «Бостоне» все еще была «Большая Троица», МакХейл снова начал выходить со скамьи, был смысл если уж ставить на «рисковый» пик, то тогда выбирать защитника или свингмена – но не 24-летнего центрового, который проведет 112 игр и будет отчислен. Сейчас Майкл Смит работает комментатором игр «Клипперс» – тоже занятие так себе.

Во втором раунде «Селтикс» выбрали Дино Раджу, и хотя он отслужил команде верой и правдой 4 года, но когда его в 1997 году обменивали в «Филадельфию» на Кларенса Уэзерспуна (а Бейби Баркли в те годы был очень полезным игроком), Дино не смог пройти медобследования, и вместо Бейби Баркли Бостон получил шиш. Раджа уехал в Европу, а «Селтикс» продолжили пребывать на дне НБА.

1992, или «У лепрекона опустел горшок с золотом»

Вы только не подумайте, что кто-то сомневается в таланте Джона Бэрри. У этого парня была золотая рука, быстрейшие ноги и редкое умение стабильно выходить со скамьи и набирать свои очки. Гены отцовские нашли нужное применение в двух средних братьях Бэрри. Так что потратить 21 пик на драфте на такого игрока – это просто счастье. Проблема в том, что Джон Бэрри и его золотая рука никогда не играли в Бостоне. У «Селтикс» в 1992 году были проблемы с потолком зарплат, поэтому предложить Джону они могли только полмиллиона зарплаты. Бэрри такое предложение не устроило, и он отказался играть за «Бостон». Естественно, лига его дисквалифицировала на год, а «Бостон» стал подбирать варианты обмена. Послав Бэрри в «Милуоки», которые вскоре столкнутся с таким же контрактным диспутом с Гленном Робинсоном, «Селтикс» остановились на центровом «оленей» Алаа Абдельнаби...  Ломкий и невыносливый (всего два (!!) раза в жизни играл больше 25 минут в матче, не считая игр за «Селтикс») египтянин выделяется в истории НБА только как первый в алфавитном списке баскетболистов. Всем хочется вычеркнуть его из памяти, но его имя постоянно первым выскакивает на экране монитора...

1994 или «Высотная гипоксия»

За год до того «Бостон» уже прокололся с выбором слабого центрового, взяв Эйси Эрла под 19 номером. Но то 19 номер и полное отсутствие перспективных бигменов ниже, а тут – девятый номер драфта! Эдди Джонс, Джален Роуз, Аарон Мак-Ки! Выбирай – не хочу. Нет, обязательно нужно было взять Эрика Монтросса и сделать его стартовым центровым. Что ж, в «Бостоне» он набирал в среднем 8,8 очка и 6,6 подбора. Но вне «Бостона», в более укомплектованных командах, он снизил эти показатели до 2,6 очка и 3,8 подбора. Стоит, впрочем, похвалить «Бостон», что они не выбрали Джима МакИлвейна. Удивительно, но перед драфтом 1996 года «Даллас» отдал «Бостону» за Монтросса драфт-пик, который стал Антуаном Уокером, так что пользы от Монтросса оказалось все же больше, чем номер на его майке.

А вот от второго выбора на драфте пользы не было вообще никакой. В НХЛ в то время наблюдался наплыв российских хоккеистов, вот в «Бостоне» и подумали – а может, баскетболисты там не хуже? И выбрали Андрея Фетисова. Впрочем, Фитю «Селтикс» обменяли сразу же – в комплекте с Эдом Пинкни на Блю Эдвардса и Дерека Стронга. Никаких дивидендов эти двое также не принесли.

1997, или «Тьфу ты, не то!»

Драфт 1997 года и предшествовавшие ему мероприятия проходили под один и тот же слоган – в лигу приходит Данкан! Ради этого большого парня многие команды, будем откровенны, сливали сезон. В том числе и «Селтикс». Лотерея же в НБА устроена так, что худшая команда имеет всего 25% на первый пик (и с момента внедрения взвешенной лотереи в 1990 году лишь дважды худшие получали право на первый пик). Но у «Селтикс» было целых 36% – исторический рекорд – на первый пик и Данкана. Но госпоже удаче было наплевать на эти шансы, и лотерею выиграли «Сперс». Что ж, «Бостону» достаются 3 и 6 пики. Тоже неплохо, можно выстроить неплохую молодую команду. Увы, к тому моменту главным тренером, генеральным менеджером, исполнительным директором, президентом – да чего уж, сразу богом – в «Селтикс» стал Рик Питино. Этот человек прославился речами, заниманием всех возможных постов, плохой тренерской работой и желанием подобрать в «Бостоне» всех своих игроков по чемпионскому составу «Кентукки Уайлдкетс» 1996 года – «Неприкасаемых». Уокер в команде уже был, а Питино добавил к нему Мак-Карти, Мерсера и позднее Делка. Увы, в Бостоне «неприкасаемым» стал лишь Уокер, да и то лишь до 2003 года.

В общем-то, выбор на драфте был неплохой – сам Чонси Биллапс и уже упомянутый Рон Мерсер (хотя стоило взять Ти-Мака вместо него). Но Рик Питино не был бы Риком Питино, если бы уже через полгода не угробил этот перспективный состав. Сначала он обменял Чонса (вместе с ветераном команды Ди Брауном) на Кенни Андерсона (слезы ручьем), и команда осталась вне зоны плей-офф. Потом Рик обменял Мерсера на Эрика Уильямса – того самого, которого он же сам лично за пару сезонов до того отдал Денверу за два пика второго раунда! А теперь просто представьте намечавшийся с приходом Пирса состав «Селтикс» – Пирс, Уокер, Биллапс, Мерсер, Брюс Боуэн, Ди Браун... Добавить к ним центра и... а хрена лысого. Навеки ваш, Рик Питино.

Про 55 пик на том драфте и вспоминать не хочется, но даже тут – среди трех семифутовых австралийцев на драфте (Крис Энсти, Пол Роджерс, Бен Пеппер), нужно было обязательно выбрать самого бездарного.

1999, или «Я где-то потерял свои пики»

Про хитрости Дона Нельсона на драфте 1998 года уже писалось, но эти хитрости обернулись Полом Пирсом, так что можно сказать, что в 98 году «Бостону» в кои-то веки повезло. Питино разбазарил полкоманды, но приближался довольно глубокий драфт 1999 года, на котором можно было бы неплохо затариться. Только посмотрите на список студентов: Элтон Брэнд, Бэрон Дэвис, Рон Артест, Ламар Одом, Шон Мэрион, Рип Хэмилтон, Джейсон Терри, Стив Френсис, Андре Миллер, Кори Маггетте, из Европы Андрей Кириленко, на крайний случай есть Уолли Щербяк или Джеймс Поузи. Во втором раунде некоторые умудрялись выцеплять Ману Жинобили. Так что просто не мог «Бостон» со своим восьмым пиком выбрать кого-то неудачно, ведь так?..

Нет, не так. У «Бостона» не оказалось пика в первом раунде. Почему? Потому что дальновидный Рик Питино за 4 месяца до продуктивного драфта обменял драфтпик на суперзвезду НБА, участника двадцати матчей самых главных звезд, члена Всех Залов Славы Баскетбола и Других Видов Спорта, десятикратного MVP, легенду мирового спорта, Президента Земли, кавалера Ордена Подвязки, первого висконта Челмсфорда, лорда Квинсленда, эсквайр. Вы, конечно, поняли, что я говорю о Виталии Потапенко. Это ведь с ним «Бостон» поднял тот семнадцатый баннер под своды своей арены?

Конец первой части, или «Неужели будет еще вторая часть?»