11 мин.

Я подумал: «Черт, на этом моя карьера в сборной закончилась». Интервью Стюарта Даунинга

Прошло уже пять лет с тех пор, как Стюарт Даунинг в последний раз надевал футболку сборной Англии. Бывший футболист "Мидлсбро", "Астон Виллы", "Ливерпуля" и "Вест Хэма", который теперь защищает цвета "Блэкберн Роверс", 35 раз выходил на поле представлять свою страну. Он ездил на ЧМ-2006 года и на Евро-2012.

Но он не сдерживается, когда дело доходит до Роя Ходжсона, который руководил сборной в период с 2012 по 2016 годы, но вызвал Стюарта только дважды.

За несколько месяцев до своего последнего вызова в сборную в 2014 году, Даунинг, защищавший цвета "Вест Хэма", играл десятку в схеме 4-4-2 diamond. Это привело к тому, что он набрал форму. Игра полузащитника привлекла Ходжсона и менеджер вызвал футболиста на игры со Словенией и Шотландией. Победная игра со счетом 3-1 на "Селтик Парк" станет для Даунинга последней в футболке "трех львов". Он отыграл 45 минут.

"Моя последняя игра за сборную была моей же собственной ошибкой", - говорит футболист. "Ходжсон взял меня на Евро-2012, но я слышал, что состав уже был сформирован Фабио Капелло. Я могу это сказать, так как стоило мне приехать на тренировку, я понял, что Рою как игрок я не нравлюсь. С момента окончания Евро я был вне состава два с половиной года.

Я отправился в "Вест Хэм" и до сих пор не вызывался. Однако, когда Рой увидел, что Большой Сэм изменил мою позицию, сделав десяткой, возможно, он понял, что может использовать меня в этой роли. Так он вызвал меня в сборную Англии. Но перед первой игрой против Словении я проснулся посреди ночи весь в агонии. Мое правое колено причиняло сильную боль. Оно сильно распухло. Думаю, это из-за столкновения на тренировке.

Я не мог играть в первом матче, но Рой спросил, в состоянии ли я сесть на скамейку. Про себя я подумал: "Я даже ходить не могу". Мы отправились на вторую игру с Шотландией, однако у меня все еще были проблемы.

Я тренировался, но ощущал дискомфорт в колене. Но все дело в том, что я знал, если не сыграю, на следующий сбор Рой меня не позовет. Так что я сделал инъекцию. Я не должен был этого делать. На первой же минуте - бам! Кто-то ударил меня по правому колену, оно снова распухло. Я дотерпел до перерыва, тогда Рой посмотрел на меня и сказал: "Проблемы с коленом"? А затем он снял меня с игры. Думаю, он переживал по поводу реакции Большого Сэма.

В четверг я вернулся в "Вест Хэм", пропустил субботнюю игру. Наверное, это была единственная игра, в которой я не играл за клуб. Но Сэм сходил с ума. Он говорил: "Как они посмели использовать тебя с больным коленом"? Я подумал: "Черт, на этом моя карьера в сборной закончилась". После этого Рой меня больше не вызывал.

Я подумал: "Мне сделали инъекцию, чтобы я играл за тебя". Мне был уже 31 год. Так что если не собираешься меня больше вызывать, почему просто не выбрать молодого игрока? Какой смысл вызывать меня только на один матч? Вот этого я не понимаю. Я сказал Биг Сэму: "Не переживай, я больше не вернусь туда".

Во время разговора про сборную Стюарт подчеркивает, что его бывший партнер по команде, Марк Нобл, должен был сыграть за Англию хотя бы раз.

"Я играл с ним за сборную на молодежном уровне. Мы сразу поладили. Он прекрасный парень. Когда я забил "Тоттенхэму", он сказал: "Ты не понимаешь, что только что сделал. Ты забил "Тоттенхэму". Я их так ненавижу". И так далее.

Я знаю, что это уже клише, но Марк действительно "Мистер Вест Хэм", а Каррен Брэди его обожает. Он прошел академию.Наверное, там он и завершит карьеру, а затем станет менеджером, но у него определенно должна была быть возможность сыграть за сборную Англии. Примерно в то время, когда я вернулся туда. Ходжсон был у нас на базе каждую неделю. Он приходил в офис Сэма.

Когда я только подписал контракт с "Вест Хэмом", Большой Сэм сказал, что собирается вернуть меня в состав сборной, но, если честно, к тому моменту я уже думал, что мое время прошло. Ходжсон не вызывал меня, когда я играл за "Ливерпуль", так что не хочу показаться неуважительным, но я посчитал, что он определенно не позовет меня, когда я окажусь в "Вест Хэме".

Реклама 18+

Тем не менее, Сэм сказал мне, что Ходжсон следил за мной, Ноблом, Джеймсом Томкинсом и Аароном Кресуэллом. Тогда был период, когда мы оказались на третьем месте в таблице. Я подумал: "Если Рой и сейчас игнорирует нас, мы никогда туда не попадем".

Он вызвал меня. Кажется и Кресуэлл был наготове. Затем кто-то травмировался, но Рой вызвал кого-то еще непонятно откуда. Тогда я и понял, что Нобл не попадет в команду.

Я спросил его, что он сделает, если Англия снова откажется от него. А он ответил, что Ирландия изо всех сил старается привлечь его. Его мама из Ирландии, она хотела, чтобы ее сын играл за эту страну. Честно говоря, я думал, что он в итоге сыграет за них, но в конце концов, этого не произошло. Однако его стоило вызвать в расположение сборной.

Если посмотрите на некоторых из игроков, что тогда были в сборной, Ноубз был настолько же хорош, как и они. "Вест Хэм" вел борьбу за шестерку, а он даже не вошел в список из 30 игроков. При всем уважении, Джек Ливермор был из "Халла" и они боролись за выживание, когда его выбрали вместо Марка. Если Ливермор может попасть в сборную, почему туда не вызвали Нобла? Я считаю, что Марк Нобл немного недооценен".

Летом Даунинг стал игроком "Блэкберна", подписав однолетний контракт с клубом Чемпионшипа. И он рад тому, как быстро удалось адаптироваться под руководством Тони Моубрея.

"Я здесь уже 2-3 месяца, но ощущение, будто несколько лет", - говорит он. "Это хорошо, так как когда ты приходишь в новый клуб, хочется ощущать себя так, словно ты дома. Я знал менеджера, так как он живет к северу от меня. Это помогло.

После окончания сезона тренер мне позвонил. Я приехал к нему домой вместе с отцом. Мы общались по поводу футбола, семьи, его планов на клуб и как он видит меня в команде. Создалась правильная атмосфера. Тони хотел знать, какое влияние переезд окажет на мою семью. Это было впечатляюще. Не каждый менеджер проявляет столько интереса к твоей семье. Они просто хотят тебя-игрока".

Стюарт был единственным мальчиком из пятерых детей, что родились у его родителей. Он с любовью вспоминает те дни, когда его папа, которого тоже звали Стюарт, возил его на футбольные матчи. Даже если это означало, что они промокнут до нитки.

"Мой папа ездил по всей стране ради того, чтобы смотреть на то, как я играю. Это важно. Это помогало мне двигаться вперед. Мама участвовала в турнирах по танцам вместе с моими сестрами, а папа везде возил меня на футбол.

Он рассказывал мне, что в молодом возрасте был неплохим футболистом. Он был на просмотре в "Астон Вилле" и показывал мне письмо. Так что я знал, что он мне не врал. Но он ушел, потому что моя мама была беременна старшей сестрой, Натали. Он сказал, что правильно поступил, воспитывая семью. Это было для него важным решением.

Прошло много лет, я многое позабыл - даже о матчах Премьер-Лиги и Лиги чемпионов. Но я всегда буду помнить тот день, когда мы с папой вымокли насквозь. Это была кубковая игра моей местной юниорской команды. Лило как из ведра.

Мы жили примерно в получасе езды от места проведения матча. Помню, папа говорил: "Думаю, сегодня мы пропустим игру, сынок". А я ему: "Нет, нет, нет. Папа, мы должны поехать. Я не могу пропустить игру". Он посадил меня на свой велосипед. Мы полностью вымокли, но эти счастливые моменты никогда не забудутся".

К сожалению, детство Даунинга не обошли трагедии. В 1993 году скончалась его младшая сестра, Вики. Она боролась с лейкемией. Эту трагедию тяжело было осознать в полной мере девятилетнему мальчику.

"Когда это случилось, я, наверное, был настоящей занозой в заднице. Я просто хотел пойти и поиграть в футбол в момент, когда они скорбят. Оглядываясь назад, я думаю: "Черт, как они смогли через это пройти"? Маме было 26, папе 27, когда мы потеряли Вики. Ей было 4 года, мне 9. Все, что им удалось пережить, воспитывая троих детей, когда они потеряли еще одного, я воспринимал как должное.

Когда Вики лежала в больнице, мама постоянно была рядом с ней. Затем приходил отец и они менялись. Они так часто менялись. Казалось, что они уходят на смены.

Вики похоронена в Мидлсбро. Каждый год я езжу туда на ее день рождения и Рождество. Две мои младшие сестренки никогда ее не видели, поэтому они постоянно спрашивают, на кого она была похожа. Сейчас Вики будет 30. Уже прошло много лет. Мне всегда было интересно, какой бы она стала, будь она с нами. Мы с родителями до сих пор говорим о ней. Я все время о ней думаю".

Реклама 18+

Даунинг дебютировал за "Мидлсбро" в апреле 2002 года. Он был в команде вместе с такими игроками, как Гарет Саутгейт и Пол Инс. В той встрече они уступили "Ипсвичу" 0-1. Всего на тот момент Стюарт сыграл 234 матча за клуб своего детства. Он был в финале Кубка УЕФА 2006 года против "Севильи", а в 2004 году выиграл Кубок Лиги. В 2009 году он перешел в "Астон Виллу".

Его время на "Вилла Парк" сопровождалось борьбой за четверку под руководством Мартина О'Нила и поражением в финале Кубка Лиги от "Манчестер Юнайтед". Этого было достаточно, чтобы в 2011 перейти в "Ливерпуль". Он перешел в один из крупнейших клубов мира, но данный опыт был не из приятных.

"Нахождение в центре внимания в "Ливерпуле" было самым тяжелым временем в моей карьере. Когда я был в "Астон Вилле" и мы проводили хорошую игру, освещали это все с хорошей стороны, когда играли плохо, особых отличий не было.

Но в "Ливерпуле" казалось, что даже ничья была концом света. Давление и требования были настолько высоки. Я просто подумал про себя: "Это безумие".

В первый мой сезон они потратили много денег на игроков, а финишировали седьмыми. Мы выиграли Кубок Лиги, но в финале Кубка Англии нас одолел Челси". Я подумал: "На самом деле этот сезон не был плохим". Но люди продолжали твердить, что этого недостаточно. Тогда ты просто думаешь: "Это же сумасшествие".

Нас постоянно критиковали. Для меня это был новый тип давления. Именно тогда я и перестал слушать то, что говорят медиа. Когда я был моложе, то читал и слушал, что люди говорят о моей игре. Но именно тогда я начал задумываться обо всем этом. Мне не нужны газеты или мнение людей с улицы, чтобы сказать, хорошо ли я играл. Это может звучать грубо, но нужно огородиться от всей этой негативной фигни".

Когда речь заходит о "Вест Хэме", Даунинг становится самым счастливым человеком. Его улыбка возвращается, когда он размышляет о двухлетнем пребывании, которое вырвало его из "Энфилда" в 2013 году.

"Мне очень понравилось в "Вест Хэме". На самом деле это странно, так как я хотел остаться в "Ливерпуле" еще на год, ведь именно в том сезоне они едва не выиграли титул. Я играл в команде во время предсезонки, но Брендан сказал мне, что от "Вест Хэма" поступило достойное предложение. От меня зависело, останусь ли я или уйду.

Он сказал: "Я бы хотел, чтобы ты остался, но собираюсь привести новых игроков. Тебе придется бороться за место в команде". Это не значит, что я ему не доверял. Просто я не чувствовал того позитива. Затем позвонил Большой Сэм и просто продал мне мечту. Он сказал, что я буду играть. Он сказал, что "Олимпийский стадион" отлично подходит этому клубу. У меня просто появилось ощущение, что там будет здорово.

Реклама 18+

Если бы Большой Сэм остался, я бы не ушел в "Мидлсбро". Даже и не помышлял бы об этом. Думаю, что Биг Сэм дал бы мне новый контракт. А я бы, разумеется, подписал его и остался. Даже Биличу я говорил: "Если дадите мне контракт, я останусь". Но он ответил, что не может в силу моего возраста. Из-за этого я и отправился в "Мидлсбро".

Из всех менеджеров, под чьим руководством я играл, Большой Сэм вытащил из меня все лучшее. Являясь игроком "Мидлсбро", был момент, когда я мог оказаться под его руководством в "Кристал Пэлас", но в итоге этого не произошло.

Думаю, то, как к нему относились ближе к концу его времени в "Вест Хэме", было плохо. Особенно учитывая то, что он сделал для клуба. Атмосфера, которую он наладил, позволяла получать удовольствие от футбола.

Одной из сильных его сторон - это управленческие способности. Когда Биг Сэм ушел, я был потрясен. Я думал, что он останется в команде еще на 3-4 сезона".

Стюарт Даунинг покинул клуб летом 2016 года. Он играл на "Аптон Парке" и считает, что повторить атмосферу легендарной арены не получится.

"Я скучаю по играм "Вест Хэма" на "Аптон Парке". Когда я смотрю их матчи на "Олимпийском стадионе", это выглядит не лучшим образом. Я был там с "Мидлсбро". У этого стадиона нет атмосферы.

"Аптон Парк" всегда был на высоте. Помню, как приезжал туда в роли игрока соперника и думал: "Чертовски ненавижу играть здесь". Фанаты располагались так близко к полю, но это делало атмосферу намного лучше.

"Олимпийский" выглядит мертвым стадионом. Фанаты слишком далеко. Не поймите неправильно, сооружение классное, но когда думаешь о "Вест Хэме", на ум приходит "Аптон Парк".