10 мин.

С какими компаниями немецкие топ-клубы родились в один год? Экскурс в историю от «Бундеслиги.ру»

«Бавария» и «Боруссия М» (1900)

Мюнхенский гегемон и ее главный раздражитель были основаны в один год с немецким автопроизводителем Adler. За 20 лет до реорганизации компания поставляла на рынки печатные машинки и калькуляторы и называлась Heinrich Kleyer GmbH, но вскоре Генрих Кляйер изменил курс компании и переключился на транспорт. 

Компания стремительно адаптировалась на новом рынке и выставляла машины для участия в гонках, в том числе в 24-часовом заезде Ле-Мана. Наверное, главными творениями компании являются Adler Trumpf и Adler 2,5-Litre, которые были крайне востребованы на рынке в 30-х гг. К слову, именно на Trumpf разъезжала Гайдаевская троица в фильме «Кавказская пленница».

После событий Второй мировой войны завод Adler оказался уничтожен, а средств на восстановление не хватало. Поэтому компания вернулась к истокам и вновь стала поставлять офисную продукцию вперемешку с велосипедами. А в 1957 году из-за финансовых трудностей произошло слияние с компанией Grundig, базирующейся на бытовой технике, а через пару лет она была перепродана итальянцам из Olivetti.

«Боруссия Д» (1909)

Август Хорьх до 1909 прослыл не самым удачным предпринимателем: пытался найти нишу в автомобильном бизнесе и в 1899 основал A. Horch & Cie, которая за десять лет успела выпустить несколько автомобилей. После творческих и финансовых разногласий, Август отправился в свободное плавание и открыл новую фирму – August Horch Automobilwerke. Да, все еще не Audi, но на самом деле история образования бренда очень интересная.

Через год на Августа подала в суд бывшая компания, которую напрягало использование фамилии Horch в названии – Хорьху предъявили за использование чужой торговой марки. Обвинители выиграли дело, а Августу пришлось переименовывать компанию. Тогда на помощь пришел сын одного из помощников Хорьха, который невольно подкинул идею с Audi. 

Во время ожесточенных споров перед судом кто-то из присутствующих призвал коллег к спокойствию и попросил «выслушать другую сторону». Мальчик в соседней комнате услышал фразу и повторил ее, но на латыни: «Audiatur et altera pars». Мужчин привлекло первое слово, которое, по иронии судьбы, отсылало к фамилии Хорьха. Фамилия Августа в немецком языке означала «слушать», аналогичное значение на латинском имело слово «Audi».

В 30-х гг. Audi воссоединилась с Horch, но уже в рамках концерна Auto Union (к ним также примкнули Wanderer и DKW). Отсюда и началась новейшая история компании и именно так появились четыре кольца на логотипе, которые остались даже после упразднения Wanderer, DKW и Horch. Хотя отчасти Audi возродила последний бренд, добавив название почившего автопроизводителя в модификацию Audi A8, которая должна появиться на рынке в этом году.

«Байер» и «Фрайбург» (1904)

1904 год был довольно скудный в предпринимательском плане. Самая интересная компания, которая придется по душе нашей целевой аудитории, это Elastolin. Она специализировались на создании игрушечных солдатиков с использованием пластика. Удивительно, но Elastolin при производстве активно использует пластилин (ого!)

Компания выпускала не простых солдатиков, а порой воплощала в игрушечном виде исторических личностей. Например, Вильгельма II и даже Адольфа Гитлера, которого выпускали в самых различных вариантах в 30-х гг.. Без изображения культового приветствия, само собой, не обошлось.

Вскоре продажи пошли на спад, дети с каждым десятилетием все меньше возились с игрушечными солдатиками. В конце концов, в 1983 году компания объявила о банкротстве. 

«Унион» (1966)

Берлинский клуб появился в одно время с Brita – производителем фильтров для воды. Сначала она называлась AquaDeMat, но вскоре Хайнц Ханкаммер переименовал компанию в честь дочери. Brita распространяет свою продукцию в 69 странах и захватила почти весь мир, кроме Америки. Там немецкий производитель еще с 80-х не может обосноваться в США, Канаде и других странах. В 90-х они подписали пакт о ненападении с американским конкурентом, а в конце нулевых попробовали снова захватить рынок, но под другим названием. Затея провалилась, но вероятно, компания не забросит попытки обустроиться за океаном.

«РБ Лейпциг» (2009)

В 2009 году «Ред Булл» строил наполеоновские планы по захвату футбольной индустрии и основал «Лейпциг». Примерно в то же время на свет появился bitComposer Interactive. По названию можно подумать, что это музыкальный лейбл, но на самом деле это немецкое издательство видеоигр.

Впрочем, за 12 лет существования компания может похвастаться лишь игровой адаптацией шоу «Голос» (увы, без Дмитрия Нагиева) и конфликтом с GSC Game World за права на «Сталкера». Немцы выиграли спор и забрали себе права, но все-таки на другой бренд, который, как оказалось, не имеет ничего общего с украинской серией игр. Об этом сообщал в блоге Сергей Галенкин в далеком в 2012 году.

«Хоффенхайм» и «Айнтрахт» (1899)

1899 оказался знаковым для домохозяек – ведь в этом году была основана Miele, базирующаяся на производстве стиральных машин. Из поколения в поколение ей владеет семья Миле (51,1% акций) и Цинканн (48,9%), прямо сейчас главой компании является Маркус Миле. В 2007 компанию признали самой успешной в Германии: Miele обошла Google и Porsche. Регулярно Miele входит в пятерку лучших брендов бытовой техники в мире.

«Кельн» (1948)

После фатального поражения во Второй мировой немецкая экономика находилась в состоянии агонии, а многие земли оккупированы американцами и британцами. Тогда в 1948 году для управления валютной политикой в оккупированных зонах был основан «Банк немецких государств» (BdL) – центральный банк, который занимался распространением немецких марок. При этом банк оставался под контролем США, Великобритании и Франции. 

В 1957 году произошло слияние BdL с банками немецких земель, что привело к созданию «Немецкого федерального банка», который функционирует по сей день.

«Майнц» и «Арминия» (1905)

В 1905 году Франц Риттер вместе с сыном создали прибор для устранения ржавчины со столовых приборов. Риттер использовал в устройстве специальные щетки, которые помогали чистить приборы без какого-либо урона. Вскоре Франц получил патент на изобретение («машина для чистки ножей щеткой») и основал Ritterwerk. 

Компания расширялась, за 20 лет число сотрудников выросло до 130 человек, а прибор по очистке ножей нашел более 100 тысяч владельцев. Бытовая техника оставалась преимущественным заработком для Ritterwerk, но мировые войны вынудили компанию заняться производством противогазов, гранат и прочего.

Ritterwerk по-прежнему успешно работает в Германии, радуя домохозяек новейшими тостерами, чайниками и другой продукцией.

«Бохум» (1938)

Оставим чайники и тостеры в покое, давайте перейдем к более изящной технике. В 1938 году была основана Rohde & Schwarz – компания, специализирующаяся на кибербезопасности и проверке технического оборудования. Была основана друзьями-физиками Лотаром Роде и Германом Шварцем во время учебы.

Старт деятельности был дан с созданием измерительного прибора, а через десять с лишним лет компании поступали заказы от армии США на проверку радиооборудования в центральном складе ВВС страны. R&S по-прежнему функционирует и весьма успешно: имеет филиалы в США и Сингапуре, а доход за прошлый финансовый год составил 2 миллиарда евро.

«Герта» (1892)

Самый древний клуб и, как следствие, компания из нашего списка. Алкогольный производитель Waldemar Behn или просто BEHN даже спустя столетие управляется семьей Бенов – сейчас уже четвертым поколением.

Главный продукт BEHN – ликер Kleiner Feigling, который впервые поступил в магазины в 90-х. Также компания владеет датским брендом водки Danzka, занимающей четвертое место в мире по продажам.

«Вольфсбург» (1945)

По понятным причинам, немецкие предприниматели не были особо активны в 1945 году. Но это не помешало особо инициативным людям основать Aufbau-Verlag – книжное издательство, которое специализировалось на распространении книг в ГДР, а в нынешнее время по всей Германии.

Издательство на протяжении всей жизни проявляет особую любовь к русской литературе. Она занимала главенствующую роль на старте компании и интересна читателям по сей день. Одним из любимчиков Aufbau-Verlag является писатель Борис Акунин, которому посвящена отдельная страница на сайте издательства.

«Аугсбург» (1907)

Ключевой компанией, занимающейся оформлением страховых услуг и прочих выплат является Signal Iduna Group. В организацию входит более десятка филиалов из разных городов и стран. Но многие из вас знакомы с компанией благодаря дортмундской «Боруссии», а не «Аугсбургу». Дело в том, что в 2005 году стороны заключили соглашение, согласно которому стадион дортмундцев будет переименован в честь спонсора. Контракт недавно продлили до 2026 года.

Интересный факт: компанию назвали в честь богини Идуны из скандинавской мифологии. Именно Идуна и ее яблоки помогали богам оставаться молодыми и бессмертными. Прекрасная метафора для страховой компании.

«Штутгарт» (1893)

Carl Lindstrom была основана шведским изобретателем Карлом Линдстремом и занималась распространением музыкальной техники: фонографами, граммофонами, пластинками и так далее. 

Компания более 20 лет пользовалась успехом и тесно сотрудничала с различными лейблами, но Первая мировая война сильно ударила по финансам компании, что привело к ее продаже Columbia Gramophone Company в 1926 году. После череды слияний и перепродаж компания отправилась под крыло Warner Music Group и имеет название Parlophone Music Group. 

«Гройтер» (1903)

Завершает нашу подборку August Storck, занимающаяся производством конфет. Именно ей нужно сказать спасибо за жвачку Mamba и шоколад Merci, которые актуальны и любимы по сей день. 

***

Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!

Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер.

Присоединяйтесь к нашему каналу на YouTube, телеграм-каналу и группе «вКонтакте».

***