13 мин.

Представители Посольства Германии в Москве вспоминают ЧМ, верят в немецкие клубы, объясняют тонкости немецкого языка

Где во время пандемии можно встретиться с немецкими футболистами и как, несмотря на локдаун, посетить Германию? Мне это удалось, ведь кафе «Moskau-Berlin», где состоялось интервью, находится в Посольстве Германии, то есть — на немецкой территории. И в представительстве этой страны есть люди, преданные футболу и посвящающие ему всё своё свободное время. Мои собеседники — работники Посольства Германии в Москве: сотрудник отдела культуры Николай Зизевский, врач Майк Хельмбрехт и практикант Вилли Штигер, который уже уехал из Москвы и потому принял участие в разговоре по видеосвязи. Все трое — игроки футбольной команды Посольства, Николай — её капитан. 

 

Виллли (онлайн), Николай и Майк

— Меня очень заинтересовало, что существует футбольная команда Посольства Германии, расскажите о ней поподробнее. 

Николай: Всё верно, в Посольстве есть футбольная команда уже много лет: я работаю здесь четыре года, но команда появилась намного раньше, и я знаю как минимум двоих капитанов, которые были до меня, ведь дипломаты, как правило, каждые четыре года переезжают на новый пост, в другую страну. Наша команда состоит как из немцев, которые живут и работают в Москве, так и из российских поклонников немецкого футбола. 

Вилли: Когда я работал в Посольстве, у меня была стажировка три месяца, и я тоже играл. Принял участие в двух турнирах.

Команда Посольства на турнире Deutschland Cup

— Вилли, на какой позиции ты играл?

Вилли: Всегда по-разному. 

Николай: Вилли, как и я, любит играть на позиции вратаря, но и в нападении тоже. Первый турнир, в котором участвовал Вилли, был организован Министерством иностранных дел России, там у Вилли была хорошая возможность проявить свой бомбардирский талант. А во втором турнире у нас было две команды. В одной вратарем был я, в другой — Вилли. 

Майк: Куда капитан Николай поставит, там мы и играем (дружный хохот — прим. «Бундеслига.ру»).

Николай: В основном Майк играл в полузащите. 

— Кто ваши соперники?

Вилли: Команды разных посольств, которые на тот момент хотели играть. 

Николай: Я хотел бы упомянуть три турнира. Есть турнир Deutschland Cup, он проводится спортивным агентством Pinkov Sport Projects, его организуют два раза в год для немецких предприятий в России: Volkswagen, Globus, Adidas, Continental и многие другие представители немецкого бизнеса в России. В этом турнире участвуют более двадцати команд. И Посольство Германии каждый раз с удовольствием принимает на него приглашение. Следующий турнир — это традиционный Рождественский турнир, в котором Вилли и Майк пока не играли. Его организует команда Roter Hammer Moskau, там играют московские немцы и их российские друзья. Команда была создана в 1989 году, ей уже больше 30 лет. И третий турнир — тот, который организует МИД России для посольств, он проходит летом. Порядка 20 посольств участвуют в нём. Посольства, где недостаточно игроков, могут объединиться. Например, на одном из последних турниров была объединенная сборная Франции и Англии.

Вилли Штигер (номер 6), Майк Хельбрехт (номер 13)

— Занимались ли вы раньше футболом? Мечтали о футбольной карьере?

Майк: Я проводил на площадке всё светлое время суток. Хотелось добиться успеха, но, к сожалению, дальше вызова в сборную округа дело не дошло.

Николай: Я никогда профессионально не занимался футболом, но всегда с удовольствием играл с моими друзьями. В 15 лет я впервые принял участие во взрослом турнире. С тех пор я регулярно тренируюсь, а по выходным играю в Любительской лиге.

Вилли: Я играю с шести лет и всегда мечтал сделать футбольную карьеру (улыбается)

— Перейдем к личным футбольным пристрастиям. Кто за кого болеет в Бундеслиге?

Вилли: Моя любимая команда — «Штутгарт».

Майк: «Гамбург».

Николай: «Боруссия» Дортмунд.

— А я болею за мюнхенскую «Баварию». Как здорово, все болеем за разные немецкие команды. А кто ваши любимые игроки в Бундеслиге? Необязательно из тех, кто играет сегодня, возможно, кто-то из прошлого. 

Вилли: Кевин Кураньи. Этот игрок хорошо известен как в Бундеслиге, так и в Российской Премьер-Лиге. После «Штутгарта» играл в московском «Динамо». И когда я был маленьким, начинал играть в футбол, моя первая футболка была с именем Кевин Кураньи, номер 22. Поэтому Кураньи и сегодня мой любимый игрок. 

Майк: Манфред Кальц, когда я начинал болеть, — это был мой футбольный идол. А из ныне действующих игроков — Симон Теродде. 

Николай: А у меня, как у болельщика «Боруссии», — Марко Ройс.

— Майк, у тебя есть тренерская лицензия, насколько я знаю. Как удалось ее получить и как так получилось, ты планировал серьезно заниматься футболом?

Майк: Когда я проходил службу в Бундесвере, я отвечал там за спорт среди военнослужащих. Всё шло довольно успешно и командование предложило мне получить лицензию. 

Майк Хельмбрехт приветствует участников турнира Deutschland Cup, переводчик - Николай Зизевский

— Это было трудно? 

Майк: Курс длился 21 день, я жил в спортивной школе, и каждый день мы изучали теоретическую и практическую часть.

— Перейдем к сегодняшнему дню и к Бундеслиге. Кто же сможет остановить «Баварию»?

Майк: В долгосрочной перспективе «Боруссия» Дортмунд может стать главным конкурентом «Баварии», даже может стать чемпионом через какое-то время, потому что у них хороший скаутинг, высокий уровень мастерства, но в этом сезоне «Бавария» — явный чемпион. 

Вилли: А я думаю, что ближайший конкурент «Баварии» — «РБ Лейпциг». Он может стать чемпионом. Их академия превосходна и скаутинг находится на должном уровне, а Нагельсманн для меня — надежда немецкого футбола. Но сейчас, как недавно выяснилось, «Хольштайн Киль» — та команда, которая может остановить «Баварию» (смеется).

— Ой, перестаньте. Мюнхенцы просто прикинули и поняли, что слишком много турниров в их жизни, так что от Кубка можно и отказаться. 

Вилли: В этом и состоит хитрость Ханси Флика. 

Майк: Флик хорошо комбинирует игроков, отлично управляется с их индивидуальными способностями, знает подход к каждому. 

Вилли: Я согласен, Флик находит общий язык с игроками, мотивирует их, связь в команде просто отличная. 

Николай: Он простой и всегда находит правильные слова. Например, когда главным тренером «Баварии» был Ковач, однажды, отвечая на вопрос, почему Мюллер не играет, он сказал: «Мюллер будет играть, когда будет недостача в игроках». Это было как минимум невежливо. Высказывания Флика всегда тактичны, это важно.

Майк: «Бавария» — такая команда, что неизбежно на скамейке и звёзды будут периодически сидеть. Но Флик хорошо разбирается в футболе, а также знает внутреннюю кухню «Баварии». Он находит для звездных игроков правильные мотивирующие слова.

— В ожидании Лиги Чемпионов. Четыре немецкие команды вышли в плей-офф. «Бавария» играет с «Лацио», «Боруссия» Дортмунд играет с «Севильей», «РБ Лейпциг» — с «Ливерпулем» и «Боруссия» Мёнхенгладбах — с «Манчестер Сити». Ваши прогнозы? (запись интервью состоялась в начале февраля - примечание Бундеслига.ру)

Майк: Каждая из немецких команд может пройти дальше. На мой взгляд, тяжелее всего придётся «Лейпцигу» из-за недостаточного опыта международных матчей. 

Вилли: Думаю, нас ждет сюрприз, «Боруссия» Мёнхенгладбах может пройти «Манчестер Сити». Они хорошо играют в Бундеслиге.

— Николай, а каковы твои прогнозы, справится ли твоя любимая команда с «Севильей»?

Николай: Думаю, «Бавария» уверенно пройдет «Лацио», в случае мёнхенгладбахской «Боруссии» я, как и Вилли, надеюсь на сюрприз. Да, у «Сити» звёздный состав, но Гладбах отличается боевым характером. А вот «шмелям» этого характера и стабильности, увы, не хватает, и с «Севильей», у которой как раз еврокубковый опыт есть, я оцениваю шансы 50 на 50. «Лейпцигу» будет тяжело. С другой стороны, и «Ливерпуль» сейчас не в лучшей форме. Наверное, шансы «Лейпцига» я тоже оценю как равные. 

— Поговорим о грустном. Видели ли вы какие-то матчи Германии в 2018 году, находясь в России?

Майк: Нет, и, насколько я помню, там особых спортивных успехов не отмечалось. 

Вилли: Я был в Сочи, посмотрел три игры: Португалия против Испании, Германия против Швеции и Панама против Бельгии. 

Николай: Я был на матче в «Лужниках», Германия — Мексика.

— Судьба сборной Германии в последнем Чемпионате Мира сложилась самым прискорбным образом. Любимый русский вопрос: кто виноват?

Майк: Налицо были ошибки и игроков, и тренерского штаба. В отборочных играх Германия не проиграла ни разу...

— Кубок конфедераций был выигран, по сути, вторым составом. 

Николай: Наверное, стоит говорить не про вину, а про ответственность. Всё-таки в таких случаях, когда действующий чемпион не выходит из группы, ответственность должен нести тренер, ведь это он определяет, кто едет на чемпионат, кто выходит на поле. Так что я думаю, что ответственность лежит на Йоги Лёве.

  — Ну, Лёв — действующий тренер, он работает согласно контракту до 2022. Если бы вам представилась возможность выбирать следующего тренера сборной, кто это мог бы быть? 

Вилли: Ходят слухи, что Ханси Флик. 

— А «Бавария» с кем останется? 

Вилли (смеётся): Я что-то слышал о том, кто претендует на его место, но не помню, кто.  Но я согласен с Николаем. То же самое было и с другими победителями крупных турниров. Выиграли — и всё закончилось. Проклятие чемпионов. 

— Испании это проклятие в своё время не коснулось. Они стали чемпионами Европы, через два года — чемпионами мира, ещё через два года — опять чемпионами Европы.

Майк: В любом случае там были уже другие игроки, состав достаточно сильно изменился за шесть лет. 

То есть Германия взяла курс на омоложение сборной. Но Лёв отцепил троих заслуженных игроков от сборной, Хуммельса, Боатенга и Мюллера. Это решение вы считаете правильным? Может, стоило бы их вернуть? 

Майк: Даже учитывая происходящий процесс обновления, отказываться от опытных игроков не стоит, потому что опыт — это важная составляющая часть команды, и, на мой взгляд, нужно смотреть на индивидуальные особенности игроков. Мюллер хорошо забивает, Боатенг надёжно играет в защите, наверное, стоит приглашать их. 

Вилли: Я согласен с Майком, Хуммельс находится в отличной форме, как и Мюллер. Насчёт Боатенга есть сомнения. Но нам нужно новое поколение. Нужно снова стать чемпионами. 

Николай: Я считаю, что неправильно отцеплять игроков поимённо. Да, идёт процесс омоложения, но например, Ройсу, их ровеснику, не закрыли двери в сборную. А тут Лёв назвал троих, будто они прокажённые. Это неправильно. 

Матс Хуммельс и Николай Зизевский

— При этом Нойер в 2018 году играл откровенно плохо, но его эти репрессии не коснулись. 

Майк: Думаю, в 2018 должен был играть Тер Стеген, он это заслужил, успешно проведя все последние игры, пока Нойер был травмирован. Для команды это тоже своеобразный сигнал, что что-то не так: человек заслуживает место в команде, а его нет на поле. 

— А почему произносится «Тер Стеген», а не «Тер Штеген»? 

Николай: Есть слова-исключения. Я не знаю историю происхождения этой фамилии, я тоже раньше называл его Тер Штеген, как комментаторы на российском телевидении, а потом посмотрел матчи на немецком телевидении и интервью с Марком-Андре, и когда услышал, что он сам себя называет Тер Стеген, то перестроился. 

— Очень сложный немецкий язык. Но русский еще сложнее. Вилли, как ты его выучил? 

Вилли: У меня в школе был выбор между русским, французским и латинским языками. Я выбрал русский, потому что мои родители чуть-чуть говорят по-русски, они сказали: «Давай, учи русский, мы можем помочь». Родители говорят по-русски, потому что они из Магдебурга, это территория бывшей ГДР, в школе обязательно учили русский язык. 

— У вас идет вакцинация? Очень хочется поехать в Германию на матчи. 

Майк: Вакцинация началась, люди прививаются, но пока, насколько я знаю, поступило недостаточное количество вакцины. 

— А вы вакцинировались? 

Майк: У нас существует приоритет, в первую очередь в Германии прививают пожилых людей и тех, кто с ними непосредственно работает, далее — работников социальной сферы, учителей. Если бы я был сейчас в Германии, я лично попал бы в третью очередь. 

Вилли еще молодой, его очередь подойдёт нескоро. 

Вилли: К осени или ещё позже. Посмотрим.

— Если мы все привьёмся, нас пустят на матчи Бундеслиги? Какие ходят слухи? 

Майк: В конечном итоге всё зависит от решения руководства страны. Когда достаточное количество людей будет вакцинировано, когда цифры по заражению пойдут вниз, когда будут открыты стадионы, тогда и российские болельщики Бундеслиги смогут приехать. 

— У нас-то уже открылись стадионы, хоть и не для ста процентов заполнения. На пустые немецкие трибуны смотреть довольно грустно. 

Майк: Я недавно в Москве ходил на баскетбольный матч «Баварии» и ЦСКА, воспользовался возможностью приобщиться к большому спорту, раз уж я здесь.

Николай: В текущем розыгрыше Лиги чемпионов мне посчастливилось посетить два матча с германо-российским противостоянием. Сначала я был на матче «Локомотива» против «Баварии», я сопровождал Посла, он очень любит футбол. А потом съездил в Санкт-Петербург на матч «Зенита» против «Боруссии» Дортмунд. Мероприятия Посольства, связанные со спортом, относятся к моей компетенции. Иногда случаются рабочие встречи, о которых раньше было сложно даже мечтать. Например, в день игры «Локомотива» и «Баварии» мне довелось встретиться с Карлом-Хайнцем Румменигге!

Карл-Хайнц Румменигге и Николай Зизевский

— Чудесная история. 

Майк: Румменигге — мой земляк, он и его брат учились в той же школе, что и я, в Липпштадте.

Николай: Я, кстати, передал Румменигге привет от Майка. Они не знакомы, просто как от земляка. Мне показалось, ему было приятно.

— Майк и Вилли не работали здесь в 2018 году, не встречались с Филиппом Ламом во время его визита в Резиденцию Посла Германии, где был организован прекрасный праздник в честь немецкого футбола... Я там была, но подойти к бывшему капитану «Баварии» было сложно.

Филипп Лам в Москве

Николай: Я тоже там был, пообщаться с ним не удалось из-за его чрезвычайной занятости. Но взамен расскажу другую историю. Перед чемпионатом мира в 2018 году на Красной площади постелили искусственное поле, там ежедневно проходили различные игры. И один раз команду Посольства Германии пригласили играть против сборной России, в составе которой были известные артисты, спортсмены из других видов спорта, бывшие игроки футбольной сборной. С нами в одной команде играл любимый игрок Вилли — Кевин Кураньи. Он оказался очень приятным, простым человеком. А тренировал нас бывший спортивный директор «Локомотива» — Эрик Штоффельсхаус.

Николай Зизевский и Кевин Кураньи перед матчем

— А планировались или планируются какие-то еще интересные мероприятия, связанные с футболом? 

Николай: В ближайшее время состоится мероприятие, посвященное столетию со дня рождения Фрица Вальтера — капитана сборной ФРГ, чемпиона мира 1954 года. После окончания Второй мировой войны он оказался в советском плену, содержался в лагере на территории Венгрии, откуда вполне мог отправиться в ГУЛАГ, но комендант лагеря, оказавшийся поклонником футбола, узнал в заключенном известного игрока сборной и помог ему: вместо Сибири Фриц Вальтер отправился во Францию, а оттуда — домой. Потом, уже будучи чемпионом мира, Фриц Вальтер приезжал в составе сборной в Советский Союз, играл в товарищеском матче в 1955 году против сборной СССР. Советские футболисты обыграли тогда немцев со счётом 3:2. Это была важная игра, предшествующая восстановлению отношений между странами. 25 февраля можно будет посмотреть трансляцию мероприятия в честь Фрица Вальтера, в Резиденции Посла Германии. Мы ждём почётных гостей — представителей футбольных союзов наших стран.

К сожалению, из-за сложной обстановки журналистов на это мероприятие не аккредитуют. Но я предлагаю всем читателям нашего блога посмотреть трансляцию. Ссылка на нее 25 февраля появится на официальной странице Посольства Германии в VK и в Facebook. Не пропустите!

Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер