Трибуна
9 мин.

«Шальке» не побеждал 30 матчей подряд. И вдруг 4:0, антирекорд остался у «Тасмании» – вот история ее грустного сезона

От редакции: привет! Это пользовательский текст Бундеслиги.ру – одного из лучших коллективных блогов на Трибуне. Подписывайтесь!

«Шальке» не побеждал в Бундеслиге 30 матчей подряд, но неожиданно разгромил дома «Хоффенхайм» 4:0. Больше всего победе порадовалась берлинская «Тасмания», которая переживала, что «Шальке» побьет ее антирекорд (31 матч без побед) в сезоне-1965/66. Это был единственный сезон «Тасмании» в элите немецкого футбола.

«Тасмания» попала в Бундеслигу из-за нарушения «Герты» и политики. Команду собирали посреди отпуска

В Германии вообще очень поздно создали централизованный чемпионат. Такая идея впервые возникла в 1932 году, но поначалу многие были против. В итоге до Второй мировой войны клубы соревновались в 16 отдельных региональных лигах. И если после войны в ГДР, которую курировал СССР, уже в 1948 году создали общую лигу, то в ФРГ дело затянулось. Клубы боялись, что финансово не потянут общий чемпионат из-за дополнительных затрат на переезды. Но к началу 1960-х всем стало ясно, что единая лига нужна, чтобы оставаться конкурентоспособными на международном уровне. В первый сезон отобрали по одной лучшей команде из каждого региона.

«Тасмания» была одним из лидеров западноберлинского городского чемпионата, но в Бундеслигу взяли «Герту». По недоказанной версии конкурентов, она подделала ради этого некоторые результаты предыдущих сезонов. Впрочем, через два года «Герту» дисквалифицировали: выяснилось, что клуб платил игрокам слишком много – в Бундеслиге тогда был потолок зарплат (не больше 1200 марок в месяц).

С точки зрения политики было важно, чтобы в высшем дивизионе играл клуб из Западного Берлина. Тогда столица была разделена на две зоны, Берлинскую стену уже возвели, и Западный Берлин был фактически анклавом посреди ГДР. Участие западноберлинцев в Бундеслиге должно было показать, что эта территория – неотъемлемая часть ФРГ.

«Тасмания» перед матчем Бундеслиги в сезоне-1965/66

В последнем на тот момент городском первенстве «Тас» (так принято сокращать их название) заняла лишь третье место, но два других клуба не прошли по разным причинам, и вместо местечковой лиги анклава тасманийцам предстояло стартовать в футболе высшего уровня. Кстати, чтобы ослабить волну критики из-за этого политического решения, Немецкий футбольный союз (DFB) расширил Бундеслигу до 18 команд (с тех пор этот формат так и сохранился), что позволило остаться в элите «Карлсруэ» и... «Шальке».

«С одной стороны, мы радовались, что сможем сыграть против лучших немецких футболистов. Но у нас была слишком возрастная команда, большинству было за 30. У многих, как и у меня, была еще другая работа», – рассказывает в интервью Der Spiegel 82-летний Ханс-Юрген Беккер, тогдашний капитан «Тас». Сам он был госслужащим и мог тренироваться только по вечерам.

Новость о скором старте в Бундеслиге застала игроков «Тасмании» посреди отпуска. «Я был с семьей на Балтике, – вспоминает Беккер. — Через неделю после начала отпуска ко мне подбегает сосед по пляжу, весь взволнованный, и говорит: «Слушай, тебе срочно надо ехать домой, только что по радио передали призыв к футболистам «Тасмании» незамедлительно вернуться в Берлин – вы вышли в Бундеслигу». Я думал, он прикалывается». До старта сезона-1965/66 оставалось меньше двух недель.

Клуб попытался хоть немного усилиться. «Пришли вратарь, пару второ- и третьеклассных защитников. А еще заполучили Хорста Шиманяка – игрока сборной Германии. Правда, ему тоже было за 30», – говорит Беккер.

Шиманяк выделялся в составе «Тасмании» уже хотя бы потому, что был вообще единственным настоящим профессиональным футболистом в команде. То есть ему, в отличие от партнеров по команде, не нужно было предоставлять подтверждение, что он устроен на какую-то другую, основную работу.

Да и вообще Шиманяк – игрок заметный. В конце 1950-х трижды оказывался в топ-10 лучших игроков Европы, выступал за сборную на двух чемпионатах мира, а в 1964-м выиграл Кубок чемпионов в составе «Интера», хотя и был запасным из-за лимита на легионеров.

Собрали на первую игру больше 80 тысяч зрителей – и победили! Но потом посыпались, пропустили 108 голов за сезон и установили кучу антирекордов

14 августа 1965 года настал день Х: в гости к «Тасмании» приехал «Карлсруэ». Игра дебютанта собрала невероятные 81,5 тысячи болельщиков.

«Этот день я не забуду никогда. С трибуны для почетных гостей я сказал через громкоговоритель: «Мы новички, не свистите сразу, как только мы сделаем неточный пас, нам нужно сыграться». И мы реально выиграли 2:0», – рассказывает Беккер. «Эйфория била через край, мы уже были на пути к тому, чтобы стать чемпионом Германии!», – с иронией отмечает 81-летний Хайнц Ролофф, в тот год защищавший ворота тасманийцев.

На этом сказка и закончилась. Снова слово Беккеру: «Во втором туре мы играли в Менхенгладбахе, они только вышли в Бундеслигу с молодыми Берти Фогтсом, Нетцером, Виммером (будущие чемпионы мира в составе сборной ФРГ – прим.). Мы проиграли 0:5». Так началась безвыигрышная серия «Тасмании», которая достигла апогея в матче против «Майдерихера» (современный «Дуйсбург») – 0:9. Это до сих пор крупнейшее домашнее поражение в истории Бундеслиги. А вторую победу в чемпионате тасманийцы одержали только в предпоследнем туре.

Логично, что зрительский интерес к команде тоже угасал – с каждым матчем на «Тасманию» приходило все меньше болельщиков. Хуже всего было в ответной игре с «Гладбахом»: за героическими 0:0 с трибун наблюдали 827 человек. И да, это еще один антирекорд Бундеслиги.

В итоге за сезон тасманийцы забили 15 голов, пропустили 108, дважды победили и проиграли 28 раз – все это антирекорды Бундеслиги, которые держатся до сих пор. Более того, «Тас» – единственный клуб в истории высшего дивизиона ФРГ, ни разу не выигравший на выезде.

Кстати, финальный пинок «Тасмания» получила от «Шальке». Прощаясь с Бундеслигой, западноберлинцы проиграли сопернику 0:4. «Я, конечно, знал, что у нас будут трудности. Но не думал, что все будет настолько плохо», – подвел итог Хорст Шиманяк.

К середине сезона у «Тасмании» кончились деньги – не хватало денег на перелеты. Через несколько лет клуб разорился

Ханс-Юрген Беккер уверяет, что игроки весь сезон серьезно настраивались на матчи. «Перед каждой игрой я вставал в раздевалке и пытался взбодрить команду: «Мужики, сегодня у нас есть шанс! Если мы отдадим все силы и не пропустим сразу, то, возможно, к перерыву будет ничья». И все получалось, пока соперник не забивал первый гол, за которым вскоре следовал и второй. Тогда игра была сделана», – говорит капитан «Тасмании».

Казалось бы, результаты должны были угнетать футболистов «Тас», но им удавалось сохранять позитивный настрой, уверяет Беккер: «Нам просто не хватало качества впереди и сзади, все это понимали. Поэтому не было взаимных обвинений или полного уныния. Почти все из нас были берлинцами и никогда не теряли присущее нам берлинское чувство юмора». Когда после одной из игр репортер спросил, не хочется ли им порой просто сдаться и отказаться выходить на поле, полузащитник Экхард Пешке ответил: «Совсем наоборот, вы в таблицу-то гляньте: мы гоним всю Бундеслигу наверх!»

К середине сезона у клуба начались еще и финансовые проблемы – не хватало денег на перелеты, поэтому на выездные матчи добирались на автобусах. Но это лишь еще больше сплачивало коллектив. «После каждой игры мы обязательно собирались вместе, выпивали по пиву, смеялись, пели», – вспоминает голкипер Ролофф.

После вылета «Тасмания» еще несколько лет выступала в одной из пяти региональных лиг, которые тогда заменяли вторую Бундеслигу. Пару раз тасманийцы даже доходили до стыковых матчей, но так больше и не пробились в высший дивизион. А в 1973-м клуб обанкротился, не потянув увеличившиеся расходы.

Преемники «Тас» против того, чтобы «Шальке» отобрал их антирекорд: «Это часть нашей идентичности!» Недавно клуб впервые после возрождения поднялся из городской лиги

После банкротства родители юниоров «Тас» создали клуб, который хотя юридически и не считается преемником легендарной команды, но де-факто им является. И с 2011 года вновь называется «Тасмания» Берлин. Вплоть до 2019 года клуб играл в разных городских дивизионах и лишь недавно поднялся в северовосточную Оберлигу (5-й дивизион Германии).

Примерно тогда в «Тасмании» сменился владелец – клуб купил местный бизнесмен Альмир Нумич. С появлением инвестиций на стадионе отремонтировали раздевалки и снова подключили горячую воду, которой не было больше года. А администрация района Нойкельн вроде даже готова выделить 5,5 млн евро на реконструкцию арены. Сейчас «Тасмания» идет на первом месте в своем дивизионе.

«Тасмания» против «Униона» в 2018 году

Преемники немецкой королевы антирекордов в шутку надеются, что «Шальке» не отберет одно из их главных достижений. «Десятилетиями этот рекорд принадлежит нам. Это часть нашей идентичности!», – подчеркивает Нумич. Бизнесмен приводит и более практичное объяснение, почему берлинцы в ближайших турах будут болеть за «Шальке»: «Все знают «Тасманию». Перед началом сезона про нас всегда говорят в спортивных передачах. Это бесплатный пиар, нам даже не надо тратиться на рекламу. Было бы здорово, если бы так и осталось».

А вот Ханс-Юрген Беккер, лично причастный к «достижениям» тасманийцев, относится к удержанию антирекордов философски: «Если рекорд падет, значит падет. Тогда у нас будет на один меньше. Но у нас еще полно других: меньше всего очков и побед, худшая разница мячей. Нас никогда не забудут».

***

Редактор: Саша Булычева

Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер

Присоединяйтесь к нашему каналу на YouTube и группе VK.

«Рехагель – бандит, от которого я не приму извинений». История самой страшной травмы в истории Бундеслиги

***

Фото: REUTERS/Wolfgang Rattay; globallookpress.com/imago sportfotodienst, via www.i/www.imago-images.de, Matthias Koch/imago sportfotodienst; ndr.de/imago/Horstmüller; twitter.com/PinzonDiego