13 мин.

По пьяной лавочке. «BundeSonntag» № 9

Колонка «BundeSonntag» возвращается! Новости из Гамбурга и Лейпцига, беседа с Андреем Крамаричем, а также неожиданный взгляд Арти Бундевицы на отношения «Боруссии» с Петером Босом – в новом выпуске!

По гамбургскому счету

Север Германии всегда ассоциировался у меня с неким тихим омутом, который живет себе своей тихой жизнью и обособленно переваривает проблемы. Но в тихом омуте, как говорится…

Эта неделя выдала в свет несколько очень волнующих новостей, поступающих из Гамбурга. Президент местного клуба Майер задумал реформу века в наблюдательном совете клуба, первым делом предложив урезать полномочия ряда его членов. Однако мог ли Майер предположить, что своими идеями поджигает бикфордов шнур, который грозит взорвать все футбольные устои города, отбросив местный HSV на десятилетия назад.

Инвестор Кюне грозится уйти из клуба, что в свою очередь может грозить Гамбургу многомиллионными платежами, потерей лицензии и вылетом в третью бундеслигу прямо по окончании текущего сезона.

В ближайшие месяцы HSV ожидает уплата налогов на сумму около 6 миллионов евро, также по требованию главного тренера Гисдоля, клуб планирует усилиться новыми игроками текущей зимой. Уже весной клуб должен будет предоставить документы на лицензирование с положительным сальдо (для 1-ой БЛ – 10 миллионов евро, для 2-ой – 20 млн. евро) и если Кюне откажется обеспечивать акции, а к примеру просто продаст их по номиналу (что он и грозится сделать), то «Гамбург» уйдет в минус на 27-29 миллионов евро и как следствие – лишится лицензии.

Цена вопроса продолжения участия Кюне в жизни клуба – оставление в должности верного Кюне члена наблюдательного совета Карла Гернанда. Майер сотоварищи хотели бы заменить его на более лояльного Марселя Янсена.

 * * *

Дела тренерские

Спортивный директор «РБ Лейпциг» Ральф Рангник объявил на этой неделе, что клуб планирует продлить контракт с главным тренером Ральфом Хазенхюттлем. По информации SBuzzer, контракт будет рассчитан до 2019-го года, таким образом, Рангник положил конец бесконечным домыслам о переходе австрийца в конце сезона в мюнхенскую «Баварию».

Пикантность ситуации заключается в том, что, согласно источникам автора в директорате «РБ Лейпциг», клуб несколько месяцев вел переговоры с другим кандидатом на пост наставника баварцев – Юлианом Нагельсманном из «Хоффенхайма». Стороны находились на стадии согласования деталей будущего контракта, и консультации между Нагельсманном и руководством РБ продолжались несколько месяцев. Судя по окончательному решению руководства клуба, мы не увидим Юлиана Нагельсманна в «Лейпциге». Однако, возникает вполне резонный вопрос – а в Мюнхене?

* * *  

Андрей Крамарич: «Очень хочу попасть на чемпионат мира. Знаю, в России есть мои фанаты».

Мы договорились пообщаться после домашнего матча с «Хоффенхайма» с «Вольфсбургом», но тогда этого так и не случилось. И вот, в относительно свободный вечер вторника, мы расположились на террасе одного из ресторанов «азиатской» части Стамбула, чтобы поговорить о многом. Данное интервью планировалось для журнала SN, и было рассчитано, прежде всего, на публику в странах бывшей Югославии, однако некоторые выдержки из беседы вполне приемлемы и в рамках нашей колонки. Полная версия интервью выйдет в декабрьском номере журнала Sport Nogomet Hrvatska.

B.S: Спортивный директор «Хоффенхайма» Александр Розен сказал о тебе, что ты самый важный игрок нынешнего состава, и он не продаст тебя ни за какие деньги. Приятно ли ощущать свою незаменимость и важность?

A.K: Я не думаю об этом и просто играю в свое удовольствие.

B.S: Помнится, в одном из своих летних интервью в Германии ты заявил, что «чем больше драмы на поле, тем лучше для тебя», не кажется ли, что предстоящее противостояние с греками как раз и подходит под формат такой «драмы»?

А.К: Когда я говорил это, положение нашей сборной (Хорватии – прим. авт) было куда более приемлемо, нежели в данный момент (смеется). Теперь ситуация изменилась. Это будет битва.

B.S: А насколько важно вообще для сборной Хорватии попасть на чемпионат мира в Россию? Иногда складывается впечатление, что для «пламенных» это какой-то «необязательный» турнир?

А.К: Конечно, это очень важный турнир для всех. Многие из мира хорватского футбола играли в России, некоторые играют до сих пор. Я знаю, что у меня там даже фанаты есть (смеется). Это будет первый чемпионат мира в моей карьере, и я очень хочу попасть на него в составе сборной.

B.S: Перед матчем с греками, обозреватель Орландо Риветти назвал тебя хорватским «троянским конем». Есть ли груз некой ответственности за предстоящий результат?

А.К: Нападающий должен забивать и это аксиома.

B.S: Какова роль «Хоффенхайма» в перезагрузке твоей карьеры?

А.К: Эта роль абсолютная. Я очень рад, что оказался именно в этом клубе, где меня ценят и понимают. Я играю в компании единомышленников, где нет места эгоизму на поле, и все работают на команду. Я счастлив.

B.S: А каков как тренер Нагельсманн? Трудно ли тебе с ним работать?

А.К: С ним не трудно работать. Германия в этом плане очень сильно контрастирует с Хорватией. У нас, если ты молодой тренер, то попадаешь в орбиту насмешек и подколок игроков-ветеранов, в Германии все не так. В «Хоффенхайме» нет и никогда не было при Нагельсманне проблем с авторитетом. Он тренер-новатор. И когда его инновации работают, и ты видишь результат на поле – жизнь становится слаще.

B.S: А как сам адаптировался к жизни в Баден-Вюртемберге?

А.К: (Смеется) я-то очень прекрасно. У меня уже появился любимый ресторан, хорошие друзья и я очень привязался к Хайдельбергу (Андрей Крамарич живет в этом студенческом городе – прим авт.)

B.S: Очень интересно, что в учебной жизни ты выбрал изучение экономики. Насколько я наслышан, ты занимаешься на Программе Эберта в Хайдельбергском Университете. Насколько трудно совмещать учебу в престижном университете и игру в футбол?

А.К: Футбол для меня всегда будет на первом месте. Однако я уже закончил три года обучения и доведу дело до конца (если не случится каких-либо форс-мажоров, то уже в 2018 году Крамарич станет дипломированным экономистом. – прим. Авт)

B.S: Этот вопрос часто задают многим. Интересно твое мнение: Рональдо или Месси – кто из них?

А.К: Безусловно, Месси – лучший игрок за всю историю футбола и никто ему в подметки не годится. Такого футбольного таланта никто и никогда не имел в истории. Ценим и Рональдо, но он игрок другого плана. Криштиану – пример того, как упорным трудом возможно добиться всего в этой жизни.

B.S: Есть ли у тебя какое-нибудь хобби?

А.К: Когда я жил в Риеке, то пристрастился к рыбалке. Но в Германии еще ни разу не был на рыбалке и, скорее всего, никогда и не пойду на нее там.

B.S: А в каком порядке ты бы выстроил свои жизненные приоритеты?

A.K: Семья, деньги, успех, любовь – они все связаны между собой. Зачем вот тебе успех и деньги, если у тебя нет любви и друзей?

B.S: А какая девушка является идеалом в понимании Андрея Крамарича?

А.К: Важно, чтобы это была прекрасная девушка, нормальная девушка, которая может оценить реальную картину жизни. В некоторых ситуациях, жизнь футболиста не показывает реальную картину мира, но после карьеры игрока жизнь продолжается.

B.S: А где ты себя видишь через 10 лет?

А.К: Я все же надеюсь, что еще буду играть, если здоровье будет позволять это делать. И, конечно же, думаю, к тому моменту я уже обзаведусь своей семьей.

* * * 

Пьяный брак

Распад «пьяного брака» между «Боруссией» и Петером Босом неминуем.

Слишком много американских фильмов в своем сюжете имеют момент, когда двое едут в Лас-Вегас и заключают там «быстрый брак» в местной часовне, больше похожей на офис Green Peace, чем на часовню. Когда вы смотрите такой фильм по телевизору, вы заранее знаете, что финал такого брака будет плох – развод и девичья фамилия. Поскольку супруги не знают друг друга, сами едва знакомы, не говоря уже о знакомстве с родственниками.

Решившись на брак из-за физического влечения друг к другу, чувства эйфории, влюбленности и иногда необходимости уйти от проблем, молодожены рано или поздно понимают, что физическое влечение это не любовь, эйфория очень быстро сменяется апатией, состояние влюбленности тотальным разочарованием и депрессией. В конце концов, чем еще может закончиться брак, заключенный под воздействием алкоголя между двумя незнакомцами перед неважным подражателем Элвиса у алтаря?

Брак между Петером Босом и «Боруссией» выглядит именно такой постановкой из американского фильма. Лидеры «Боруссии» оказались пьяными в стельку в Лас-Вегасе, со все еще свежими воспоминаниями от эмоционального расставания с Томасом Тухелем, старой любовью, которая должна была стать гарантией длительного и успешного периода клубного счастья. Юлиан Нагельсманн и Люсьен Фавр не согласились быть утешителями старика Ватцке и его команды. А обиженные и оскорбленные лидеры «Боруссии» искали утешения и сразу же упали в объятия к Босу, как раз вышедшему в финал Лиги Европы с «Аяксом».

И да, Петер был привлекателен. Он ставил своей команде атакующий футбол и всячески привлекал в основной состав воспитанников. «Вот как в такого не влюбиться», - говорила героиня одного из фильмов. Однако с самого начала было ясно, как необдуманно поступило руководство «Боруссии», пригласив голландца на пост главного тренера.

В прошлую паузу сборных «Боруссия» уверенно шла впереди планеты всей, обгоняя в турнирной таблице «Баварию» на пять очков. В текущую паузу эти +5 превратились в несуразные -6. В течении месяца у Дортмунда случились три поражения в бундеслиге и одна ничья с Франкфуртом. Одновременно «Боруссия» сыграла два очень невыразительных матча с киприотами и вместо облегчения себе жизни в Лиге Чемпионов и сне о весенней стадии 1\8 финала, сама себе спутала все карты в Европе.

Однако не произошло чего-то необычного и шокирующего, вроде бомбы рядом с автобусом клуба некоторое время назад. Просто пьяный брак, заключенный в Лас-Вегасе, подошел к своему логическому завершению.

Типичная голландская 4-3-3

«Голы, которые мы сегодня получили в свои ворота, были очень неожиданные», - объяснял Бос поражение от «Тоттенхэма. – «Мы хорошо поработали. Мы играли высоко, но защита должна быть более организованной, чего сегодня не получилось». В бундеслиге команда пока выглядела очень доминантно, но уже было ясно, что долго это не продлится.

И действительно, голы, которые они пропустили в этот отрезок сезона, выглядят очень глупо. Но чего ожидать, когда вся система игры строится таким образом, что оборона не является главным элементом тактического рисунка игры и пропуск голов не считается трагедией в данной концепции. Проблема не в том, что Бос пытается ставить в Дортмунде «голландскую игру», а в том, какими последствиями на поле сопровождается применение данной тактики. Достаточно посмотреть любой 10-минутный отрезок игры «Боруссии» при Босе, чтобы понять, что тут что-то не ладно.

Для начала – очевидная геометрия. Чем выше вы расставлены на поле, тем ужимистей играет соперник (правило пружины), и тем меньше пространства остается для скоростных атак Пьера-Эмерика Обамеянга в завершающей линии атаки. Когда вы забираете главное оружие заключительной части атаки команды, вам обязательно нужно придумать систему, которая будет его компенсировать.

Тут Бос пришел к гораздо более тонкой геометрии игры. Когда он решил играть типично голландской 4-3-3, то поставил позиции на схеме очень ригидно и широко. Проблема  же заключается в игнорировании того факта, что в таком случае у команды нет надлежащей структуры в прессинге.

Тупо нет компактности в средней зоне, поскольку полузащитники растянуты за первой линией прессинга и не могут помочь ни в давлении, ни в «борьбе за мяч», возникающей после отскока. Таким образом, в центре поля находится только один игрок, который, получив мяч, должен моментально выдать пас влево- или право-центральные зоны, туда, где принимающий его игрок имеет некоторое время на принятие важного решения, что с мячом делать дальше.

Дилемма в том, что такого игрока надлежащего класса у «Боруссии» в центре поля нет, и если мы посмотрим на все три гола «Баварии» в последнем матче команд, то увидим, что они были забиты именно с выигрыша данной зоны у подопечных Боса.

Спокойно сидит и проигрывает

Единственный способ компенсировать недостатки этой схемы игры применительно к Дортмунду – это сохранять последнюю линию высокой. Очень высокой. Фактически, в идее Боса защитная линия порой выступает в роли полузащитников. Если первая линия прессинга будет прорвана, с условием, что линия полузащиты растянулась (о чем писали выше), один из защитников выдвигается в линию полузащиты – помогать. Такой стиль игры требует от центрального защитника располагаться в районе центрального круга, а зачастую и заходить на добрый десяток-полтора метров на половину поля соперника, что, как вы понимаете, может быть чревато.

Ни один защитник в мире пока что не научился оборонять пространство в размере 60-ти метров за спиной. Кроме того, выходя далеко вперед, защитная линия в системе Боса теряет еще один важный элемент в своей игре – невозможность вовремя создать «оффсайдную ловушку» для игроков атаки соперника.

Руководство «Боруссии» прекрасно отдает себе отчет, в каком положении находится их клуб. «Бавария» и остальная европейская футбольная элита финансово уже далеко оторвались от возможностей дортмундцев, и тем остается пользоваться только единственным методом, чтобы оставаться в орбите ведущих европейских клубов – выращиванием собственных игроков.

Если кратко, то при таком подходе, основной аудиторией становится не глоры-охотники, гоняющиеся за трофеями, но хипстеры, которые ценят футбол не за трофеи, а за эмоции и за развитие игроков. Однако чтобы быть в тонусе и иметь поддержку фанатов, таким клубам нужно периодически снимать скальпы с европейских грандом, приводя свою хипстерскую публику в неистовый экстаз. Это и есть главный рецепт привлечения целевой аудитории для «Боруссии».

Интересно поддерживать кого-то, кто не является заядлым фаворитом, но голая правда такова, что по сути никто не любит лузеров, даже хипстеры, теряющие интерес к происходящему в клубе, который не может показывать характер.

Тухель опередил «Реал» в группе, а Клопп так вообще сыграл в финале Лиги Чемпионов. Они оба давали эмоции и много переживаний зрителям, попутно выигрывая матчи и снимая скальпы с грандов.

А что Бос? Посмотрите на него. Тихо сидит себе на скамейке, возможно, поет какую-нибудь голландскую песенку себе под нос. Где эмоции? Где драйв? Именно поэтому он постепенно стал тем кем по сути и был – чужеродным элементом, женихом с «пьяной свадьбы», внезапно оказавшийся «мужем на одну ночь» в постели с «Боруссией».

Бош вел себя также и в «Аяксе», сидя на скамейке и сохраняя стоическое спокойствие. Но, что русскому хорошо, то немцу смерть; что обыденно для амстердамского бюргера, то не приемлемо для вестфальского хипстера.

Развод неизбежен

Растянутая линия Боса в текущем сезоне работает только со слабыми командами. Сильные непременно используют этот тактический просчет тренера и «привозят» дортмундцам сполна. «Реал», «Тоттенхэм», «Бавария», «РБ Лейпциг»… много их.

Во всех этих матчах при самых неблагоприятных исходах Бос смирно сидел на скамейке, не имея ни одной реальной идеи по поводу того, к чему двигаться дальше. Клопп прививал команде тотальный прессинг, Тухель организованность. А что прививает Бос? Внятного ответа на этот вопрос я найти не могу.

Без системы в игре вы можете полагаться только на индивидуальный класс игроков и, как правило, «сольете» матчи более сильным соперникам. Команда сочеталась «пьяным браком» в невадской часовне с совершенно незнакомым ей человеком и вскоре этому браку придет логичный конец.

Смею надеяться, что в следующий раз у алтаря Ватцке и Цорк будут трезвые и станут выбирать более тщательно, потому что новая ошибка может разрушить все то, что строили в «Боруссии» в последнее десятилетие.

* * * 

Теперь BundeSonntag есть в Твиттере.

Автор колонки: lipecktraveller

***

Все, кто дочитал до конца, получают +10 к удаче любимой команды!

Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер!