16 мин.

Бобби Кларк

В этом году 65-летие отмечает Бобби Кларк. Так что есть повод вспомнить харизматичного лидера и лучшего игрока в истории Филадельфии. 

 

                   

 

 

 

 Роберт Эрл Кларк родился 13 августа 1949 года в небольшом городке Флин Флон. 

 В юниорах играл в Западной хоккейной лиге (ЗХЛ) за "Флин Флон Бомберс". Причём играл достаточно результативно - в 1968 и 1969 был "лучшим бомбардиром ЗХЛ". Кроме того в 1969 был признан "лучшим игроком ЗХЛ". 

 

 

 

 

 

   

 

  В последствии №11 Бобби Кларка был увековечен клубом. Примечательно что за "Флин Флон" выступала и другая легенда Филадельфии - Реджи Лич. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Летом 1969 года состоялся драфт НХЛ. Несмотря на отличную игру в юниорах многие  ген.менеджеры скептически относились к его будущему в НХЛ - Кларк был диабетиком. Скаут Филадельфии Джери Мельник напротив относился к нему более оптимистично и агитировал ген.менеджера клуба Бада Пойла задрафтовать Кларка. В итоге будущая легенда клуба был задрафтован под 17 пиком (2 раунд). Первое время у Кларка были приступы, но после разработки специальной диеты всё стало нормально. 

"Приходилось поглощать большое количество глюкозы. Перед игрой я выпивал банку кока-колы или фруктового сока с пятью ложками сахара. В перерывах между периодами - то же самое. Везде таскал с собой шоколад - на всякий случай. Дело в том, что, вкалывая каждое утро инсулин, человек обязан питаться так, чтобы сбалансировать его содержание в крови. А занятия спортом сжигают калории, вот и приходилось импровизировать. В общем, нам удалось сделать так, чтобы на игре моя болезнь никак не отражалась."

 

 

В дебютном сезоне Кларк достаточно органично вписался в состав команды - с 46 очками стал 4-ым бомбардиром клуба. Примечательно, что уже в первом сезоне он сыграл в "Матче всех звёзд". Чтобы закрыть тему "звёздных уикендов" - всего у него было 8 участий. 

                   

 

  

 В следующем сезоне он благополучно избежал "синдрома второгодника", более того даже добавил - стал лучшим снайпером (27), ассистентом (36), бомбардиром (63 очка) команды. 

 Но вот свой первый кубковый поход Кларк "завалил" - во всех 4 играх не набрал ни одного очка. А Филадельфия уступила со "свипом" (0-4) Чикаго. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 В сезоне 1971/1972 Кларк снова лучший бомбардир клуба, но в этот раз с более выдающемися показателями - 81 очко в 78 играх с полезностью "+22". 

 По окончании сезона выиграл свою награду в НХЛ. Помятуя о его проблемах со здоровьем (диабет), Кларк выиграл "Билл Мастертон Трофи" ("за верность и преданность хоккею"). 

 

 

 

 

  

 

 Осенью 1972 была запланирована Суперсерия "СССР - Канада". Кларк не был "железным кандидатом" и пришлось хорошенько потрудиться, чтобы пробиться в состав. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кларк без сомнения стал одним главных действующих лиц той серии. Правда больше запомнился грязным поступком в отношении Валерия Харламова - нанёс клюшкой рубящий удар по голени. 

                 

Кларк тот удар прокомментировал следующим образом: "Мы шли параллельными курсами, и Харламов толкнул меня клюшкой, а потом развернулся и уехал. Я его догнал и тяпнул по ноге, совершенно не думая, куда и как бью. Я игрок жёсткий и уважаю жёсткость в других. Но если меня „трогают“ клюшкой, я делаю то же самое". Также Кларк отрицал что он знал о травме ноги форварда советской сборной. Правда заметил, если бы ему приказал тренер так сделать, он бы не ослушался.    

                 

 

Ту серию родоначальники хоккея с трудом выиграли. Что касается Кларка то он стал третьим бомбардиром команды (2 гола  + 4 передачи ). 

                 

 

Но не только Харламовым единым. В том же году во встрече с Чехословакией Кларк отметился ещё более грязным поступком. Умышленно ткнув клюшкой в глаз капитана чехословаков Франтишека Поспешила. Грязь, в общем, высшей категории. 

                 

 

 

 

  Рон Эллис:  "В одном из эпизодов Кларк нанёс мне серьёзное повреждение. Меня увезли со льда, я обратил внимание на лицо Бобби, на нем не было ни доли сожаления как у зверя, а буквально неделю назад мы играли в одной команде. В этом был Бобби Кларк".

 

 

 

 

 

 

 

 

  

     

Вообще "агрессивный стиль" был фирменной чертой той Филадельфии, прозванной "Бандитами с Брод стрит". Филадельфия весьма успешно умудрялась совмещать хорошую игру с драчливым стилем. Старался и Кларк, который за карьеру зарботал почти 1500 минут штрафа. 

                  

                  

Бобби Кларк: "Это была команда, в которой не отказался бы играть ни один человек. Да, нас ненавидели болельщики из других городов, но это была зависть - и ничего больше. Может быть, мы дрались чаще, чем кому-то это нравилось, но это была правильная командная психология. Какой болельщик отказался бы от такой команды? Мы шли в бой вместе и готовы были пролить кровь друг за друга. К сожалению, в современном хоккее такие команды уже не встретишь."

                 

 

На протяжении длительного времени Кларк играл в одном звене с Биллом Барбером и Реджи Личем. 

                 

  

В сезоне 1972/1973 Кларк стал первым игроком в истории Филадельфии, достигшим рубежа в 100 очков за сезон (104). Более того стал вторым бомбардиром сезона (после бостонца Фила Эспозито). В борьбе за приз "самому ценному игроку чемпионата" ("Харт Трофи") он был не досигаем (158 голосов) для Эспозито (96) и Орра (63). 

                    

  

В сезоне 1973/1974 стал капитаном. В отличии от предыдущего сезона сыграл менее результативно (87 очков), но зато была достигнута главная цель - выиграл кубок Стэнли. Причём кубок Стэнли первым был и для Филадельфии. По итогам плэй-офф Кларк стал лучшим ассистентом и вторым бомбардиром команды. 

                   

  

 

 В сезоне 1974/1975 Кларк набрал 119 очков.

 Несмотря на то, что он был только 6-ым бомбардиром сезона, "Харт Трофи" дали ему. Набрав 127 голосов он лишь на немного опередил ближашего конкурента вратаря "Кингс" Роже Вашона (113 голосов). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тот сезон сложился великолепно и для Филадельфии - команда была великолепна в "регулярке" (выиграли чемпионат) и в самое главное в плэй-офф - вновь победа в Кубке Стэнли. По итогам плэй-офф Кларк стал лучшим ассистентом и вторым бомбардиром команды. Тот кубок Стэнли стал вторым и последним в истории "лётчиков". 

             

 

 

 

 Cезон 1975/1976 стал лучшим в карьере Кларка - набрал 119 очков с показателем полезности "+83"! Не пропусти он 4 матчей вполне мог выиграть и "Арт Росс". 

По итогам голосования за "Харт Трофи" он не имел конкурентов. Набрав 246 голосов, он с большим отрывом опеределил ставших вторым и третьм - Дениса Потвина (75) и Ги Ляфлера (62).

 Этот "Харт" стал третьим и последним в карьере лидера Филадельфии. Больше "Хартов" в активе только Эдди Шора (4), Горди Хоу (6) и Уэйна Гретцки (9). 

 

 

 

 

Казалось бы Кларку удастся повторить успех прошлого сезона когда к "Харту" он добавил кубок Стэнли. По началу всё к этому шло - Филадельфия 3 раз подряд дошла до финала. Но в решающей серии Монреаль был великолепен - "4-0". 

                   

 

В 1976 году состоялся первый в истории кубок Канады. Причём именно Кларка выбрали капитаном сборной. Турнир для "кленовых листьев" сложился удачно - приз остался у них. 

                      

 

В сезоне 1979/1980 Филадельфия выиграла "регулярку" и всръёз претендовала на кубок Стэнли. "Кларк и ко" лихо прошли первые 3 раунда (отдав всего 2 игры). В финальной же серии "лётчики" не сдюжили с воцарявшейся династией Айлендерс - уступив в 6 матчах. 

                   

  

В сезоне 1980/1981 Кларк набирает 1000 очко. И сделал это в весьма "брутальном стиле" - с разбитой головой и окровавленным свитером. Он принял на себя шайбу после броска партнера по команде Реджи Лича. Кровь, хлынувшая на лицо и залившая свитер, нисколько не смутила пострадавшего. Он продолжил игру и забил гол.

                   

 

 

 

 В сезоне 1982/1983 Кларк в 8 раз стал лучшим бомбардиром Филадельфии. Кроме того по итогам сезона его разностороннюю игру отметили журналисты - "Фрэнк Селке Трофи" (лучший форвард оборонительного плана"). 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 Сезон 1983/1984 стал последним в карьере Бобби Кларка. 

 Закончил карьеру в ранге лучшего бомбардира в истории Филадельфии, какв регулярке (1210), так и плэй-офф (119). И остаётся им по сей день - ближайший преследователь среди действующих игроков Клод Жиру отстаёт на 800 слишним очков. 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 По нынешним меркам Кларк закончил довольно рано - в 34 года. Тем более у него не было проблем с травмами и за 15 лет НХЛ он пропустил всего 44 игры. 

"Двадцать лет назад, переваливая за 30, хоккеист считался уже стариком. Нас не натаскивали так, как сегодняшних хоккеистов. Межсезонных тренировок практически не было. Общефизической подготовки не существовало: нас учили только непосредственно хоккею, а забота о собственном теле была личным делом игрока. Я уже и не говорю о сегодняшних врачах, диетологах и всем прочем. А нагрузки в ходе сезона были те же, что и сейчас, если не больше. Неудивительно, что у моих современников к тридцати годам "кончался бензин". 

  

 

 

 

 В ноябре 1984 года его номер был выведен из обращения. А спустя три года Бобби Кларк был введён в "Зал Славы".

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 После завершения карьеры Кларк не ушёл из Филадельфии, сразу став её новым генеральным менеджером. 

 Но за 19 лет он не смог построить чемпионскую команду. Хотя трижды "лётчики" доходили до финала, но трижды уступали - в 1985 и 1987 Эдмонтону, а в 1997 Детройту. 

 

 

 

 

 

 

 

Работая ген.менеджером у Кларка были натянутые отношения с Эриком Линдросом, точнее с Линдросами (поскольку агентом Эрика был отец - Карл). Камнем преткновения был как финансовый вопрос, так и здоровье (Эрик часто получал сотрясения, из-за чего много пропускал игр). Кларк даже лишил Эрика "капитанства", а потом был обменен. "Всё он не будет больше раздражать нашу команду".  

                   

 

В 2012 состоялась "Зимняя классика". До её начала Кларк публично выразил надежду, что его бывший подопечный известный в прошлом центрфорвард Эрик Линдрос будет его партнером по команде. Бобби Кларк: "Наша вражда закончена".  

                   

 

 

 Карьера ген.менеджера не ограничилась только Филадельфией. Два сезона работал в Миннесоте Норд Старз, с которой в 1991 добился сенсационного выхода в финал. Но кубок Стэнли снова не покорился - Питтсбург был сильнее. Сезон работал во Флориде (1 раунд плэй-офф). 

 Комплектовал он состав и на международной арене - был ген.менеджером канадской сборной на кубках Канады 1987 и 1991 ( а также олимпиаде в Нагано в 1998. Кстати в Нагано запомнился скандальным решением - не взял Марка Мессье. 

 В целом карьера "управленца" получилась у него куда менее успешной нежели "игрока" - кубок Стэнли он так и не выиграл, а кубок Канады 1991 - стал единственным победным турниром. 

 

 

В 2013 году была открыта бронзовая статуя с изображёнными на ней Бобби Кларком и Барни Парентом. В память о первой победе в кубке Стэнли 1974 года.

                   

 

                   В компании с легендой советского хоккея - Борисом Михайловым.

                   

 

Возможно самая оригинальная фраза Бобби Кларка (сказана перед матчем с ЦСКА в 1976 году): "Они пытаются действовать нам на мозги, но с нами это не проходит. В нашей команде 20 человек - и все без мозгов". 

                    

 

В 1984 году был учереждён "Бобби Кларк Трофи" - данной наградой ежегодно чествуют лучшего игрока Филадельфии (на фото Клод Жиру, выигрывавший награду трижды). 

                   

 

                   

 

 Как уже было сказано вначале - Бобби Кларк дважды был лучшим бомбардиром "Западной хоккейной лиги". С 1987 года награда лучшему бомбардиру ЗХЛ носит его имя "Бобби Кларк Трофи"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В матче ЦСКА - Филадельфия 1976 года форвард "лётчиков" Ван Имп отправляет в нокаут Валерия Харламова. Данное фото в последствии висело в кабинете Кларка, когда он был ген.менеджером. 

                   

 

 

  

  Пародия на Бобби Кларка со стороны весельчака Джереми Реника. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Лучшая карикатура на Бобби Кларка. 

                   

 

"Я играл так, как считал правильным. Моим девизом было "Отдать все для команды". Для меня очень важно осознавать, что я был командным игроком, одним из парней. И на льду, и в драке, и когда после матча ребята шли пить пиво."