7 мин.

4 причины, почему я не хотел покупать абонементы на «Локомотив». 5 причин, почему я это сделал

В этом сезоне «Локомотив» серьезно недосчитается болельщиков, посещающих матчи по абонементам. Уже понятно, что планка в три тысячи вряд ли покорится, хотя в прошлый год, кажется, пробили даже пятитысячную, не говоря уж о сезоне, который мы начинали с Палычем.

Тем не менее, вчера мы пошли и отдали кровных 14400 рублей за два абонемента на семейный сектор. И хотя к концу прошлого сезона мысли о том «а стоит ли брать абонемент на следующий сезон» посещали всё чаще, после первых двух матчей они рассеялись окончательно — стоит.

Основных причин, по которым брать абонемент не хотелось, четыре:

Как ни крути, а в футболе главенствует результат. С этим у «Локомотива» в последнее время совсем никак не клеится. Небольшой всплеск при Сёмине, Лига Европы, «Атлетик» — и снова вниз, к облюбованному седьмому месту. Наблюдать как команда раз за разом проигрывает на своем поле «Амкару», «Крыльям Советов», «Кубани» — для этого нужно иметь сильные нервы. Дома, у телевизора, такое воспринимается гораздо проще, чем сидя на трибуне, окруженный сотней-другой таких же печальных лиц, которые с досады плюют себе под ноги после финального свистка.

Никакого желания и дальше заниматься мазохизмом не осталось после последнего домашнего матча — с «Мордовией», где мы пропустили на последней минуте и едва унесли ноги от напрочь вылетевшей команды, в матче, который нам даже теоретически ничего не давал.

Я не фанат. Попробовал стать им на пару месяцев в 2007-м, но тогда для меня все закончилось на брошенном обратно Якуповичу вратарском свитере. Дальше были еще несколько выездов, проведенных на фан-секторе, но и этот эксперимент был признан неудачным.

Я не фанат. Я прихожу на футбол, как это ни странно, чтобы посмотреть футбол. Мне нравятся красивые шоу, которые раньше, когда-то в прошлой жизни устраивали наши болельщики. Даже протестные формы, вроде «Это интересней, чем смотреть на поле» были здорово оформлены, а главное, всегда сопровождались поддержкой команды. «Локомотив» тогда еще фанаты любили больше, чем самих себя.

Ныне фанаты «Локомотива» превратились в фанатов протеста. Приходить на стадион банально неприятно, вся болельщицкая поддержка свелась к гноблению президента, а самые банальные заряды перестали получаться. Если раньше «дом» становился чужим только на матче со «Спартаком», то теперь любая заезжая команда с группой болельщиков без особых трудов перекрикивает нашу трибуну.

Не так давно меня коллега спрашивал, куда лучше купить билет на «Локомотив», чтобы сходить с ребёнком посмотреть футбол. Я его отговорил от этой идеи. Когда я пишу о болельщиках и их конфликте с президентом, хочу особо отметить, что мне не нравится только форма выражения протеста. Болельщики безусловно имеют право на любое выражение собственных мнений. Но то, как это сейчас делают болельщики, не просто не увеличивает шансы на уход Смородской, а наоборот, сильно льет воду на ее мельницу.

Ходить на футбол в нашей стране — вообще занятие для мазохистов. Даже для таких кузьмичей как я, с абонементом на семейный сектор, посещение футбола — трудовой подвиг. Чтобы попасть на свои места, приходится пройти от трех до пяти досмотров. Уходить со стадиона придется в узком коридоре из сотрудников силовых структур и лошадей. Причем, обычно, силовые структуры не сильно беспокоит, что коридор проходит по самым глубоким лужам.

Если выйти в перерыве купить что-то попить\поесть, можно даже не надеяться вернуться к свистку на второй тайм. При этом совсем не факт, что, отстояв длинную очередь, вы найдете на прилавке что-то стоящее. На жаркие майские праздники к концу перерыва, в семейном секторе было невозможно купить что-нибудь освежающее попить. Пришлось брать горячий чай. И это еще самый адекватный сервис. В «Лужниках» или «Арене Химки» всё гораздо хуже.

Я восхищаюсь теми людьми, которые приходят на стадион с маленькими детьми. По-моему, они — герои.

По крайней мере, «Локомотив» вообще никак не показывает, что заинтересован в болельщиках. Оно и понятно — я вряд ли смогу дать столько же, сколько РЖД, и от того, приду я или не приду, благосостояние работающих в «Локомотиве» людей не изменится никак. Это вообще общероссийская беда. Разве что «Зенит» строит клуб так, чтобы привлечь как можно больше поклонников на свою сторону — зато никак не может построить стадион, чтобы конвертировать интерес миллионов в твёрдую валюту.

Дважды я задавал вопрос по абонементам в твиттер — без ответа. На крупнейшем сайте болельщиков, открытом, кстати, для любого, работы по привлечению на стадион не ведется вообще никакой. То же самое на sports.ru — блог есть, но в том, чтобы копировать новости с официального сайта, нет никакой изюминки. Ни розыгрышей, ни эксклюзивных видео.

Я вообще нигде не вижу, что «Локомотиву» будет приятно, если я куплю абонемент. Наоборот, создается ощущение, что для них продажа абонементов — морока и обязаловка. Оттого и необязательное повышение цен, паспорта, обязательное фотографирование и проверка по спискам, не нарушил ли я чего лет пять назад.

Но абонементы мы всё же взяли. Не могли не взять. Покопавшись в голове, я понял, что для этого у меня оказалось ровно на одну причину больше:

Я уже довольно много писал про то, что возлагаю большие надежды на Кучука, но повториться будет нелишним. Последние полгода я из совершенно разных источников слышал одну и ту же информацию, которой мне не хотелось верить. Об этом говорили мои глаза на стадионе, об этом говорили журналисты видящие обстановку на открытых тренировках и общающиеся с футболистами, об этом тихо вполголоса говорили люди, знающие обстановку изнутри и специалисты которые в принципе общаются со всеми: «Локомотив» полгода играл с листа.

Как во дворе: вышли ребята, познакомились и давай играть.

Все нынешние интервью игроков пронизаны одной идеей — мы начали тренироваться. И если мы без тренировок заняли девятое место с возможностью залезть повыше, то уж потренировавшись, я думаю, должно получиться лучше. Я верю в то, что этот сезон будет переломным, и в «Локомотиве» появится стабильность. И мне будет интересно за этим наблюдать, быть частью этого.

Первые матчи «Локомотива» добавили уверенности, что сезон будет интересным. Я гик футбольной тактики и мне интересно подмечать закономерности на поле, то, как команда выстроена. Прошлый год был в этом плане вообще не интересным — команда играла как бог на душу положит, один матч не похож на другой. В этих же двух матчах с первых минут было видно, насколько дисциплинированнее стала команда. Ужасно хочется посмотреть теперь на перемещение игроков без мяча со стадиона.

Тут два момента: для меня экономически выгодно иметь абонемент. Это дешевле, не нужно ничего бронировать и покупать билеты перед матчем. Если уж смотреть футбол на стадионе, то только с абонементом.

Клубу экономически выгодно, чтобы я вкладывал в него деньги. Мне, как болельщику клуба, хочется быть частью успехов команды. Это как скидываться по 1000 рублей на благие начинания Навального или «Городских проектов», или кинуть денег на новую серию Масяни. Никто меня не обязывает, но мне приятно, что частичка меня и моих денег есть в этом.

Если не считать шумиху вокруг Совета Директоров, «Локомотив» ушел из медиаполя. Не слышно Ольги Смородской, и СМИ в бессильной злобе пытается вспомнить прошлые скандалы — лишь бы не давать «Локомотиву» успокоится. Но — факт. «Локомотив» ничего не трясет, и страсти потихоньку улягаются. Бесятся только болельщики, но и они уймутся, если у команды попрёт, а Смородская так и не будет высовываться.

Семейный сектор прекрасен всем. Под трибуной семейного сектора есть кафе с телевизорами, в котором приятно греться в особо холодные дни. Сам сектор — почти по центру поля, видно замечательно. При этом на секторе нет сумасшедших болельщиков и запрещено курение. Когда наши забивают гол — весь сектор кричит и срывается с кресел. Когда пропускаем — грустно вздыхают. Я бы хотел чтобы весь стадион именно так реагировал на происходящее.

А после финального свистка нас первыми выпускают со стадиона. Очень жаль, что семейный сектор доступен не всем, но, наверное это всё же правильно — иначе отсечь тех, кто будет портить своим поведением всем праздник, наверное, невозможно.

Есть ли смысл раскрывать этот тезис? Я болельщик «Локомотива», и этим всё сказано. Не важно, кто тренирует команду и кто руководит клубом. Не важно даже то, кто наденет завтра футболки с паровозом на груди. Это никак не повлияет на то, что я болельщик «Локомотива».

Потому что это внутреннее состояние и решение, которое было принято не мной, как, например, решение, что я люблю, к примеру жареную картошку.

И не ходить на матчи «Локомотива», я наверное, смогу еще очень не скоро.