15 мин.

Айзерман: гений менеджмента или посредственность?

Стив Айзерман провел великую карьеру как игрок, получив нескольких самых значимых индивидуальных наград (Лестер, Конн Смайт и Селке - мне не приходит на ум игрока в последние лет 40 с таким набором трофеев), но, самое главное, трижды привел Крылья к заветной цели. В мае 2010 года он заступил на новое поприще, став генеральным менеджером Тампы-Бэй Лайтнинг, проработав там до 2018 году, после чего вернулся в родной Детройт на аналогичную должность. Айзермана признавали лучшим генеральным менеджером сезона в 2015 году. Однако, работа ГМ многоаспектна и трудна, поэтому получить однозначную хорошую оценку очень тяжело, тогда как отрицательную - пожалуйста. Анализировать качество работы Стиви Уай следует с позиции оценки итогов драфта, развития игроков, результатов обменов и контрактной политики.

Тампа является одной из лучших команд лиги по развитию игроков в своей системе, в результате чего, на первых ролях много игроков, которых выбирались далеко не в первых рядах: Пойнт и Сирелли – 3й раунд, Кучеров в конце 2го, Палат в 7-м. При этом, чемпионская команда строилась в основном через работу на драфте, а также через работу с незадрафтованными игроками (Гурд и Джонсон – вот это находки!). Стэмкос, Хедман и Киллорн были задрафтованы предшественником Айзермана, а вот остальные кадры это его работа. Также, в чемпионскую команду именно сделки Айзермана, привели к Хедману всю остальную защитную линию топ-4 – МакДону, Чернака и Сергачева. Очевидно, что МакДона-Миллер стоили Наместникова, Хайека, Хаудена и 28-й выбор на драфте. Миллер потом ушел на первый пик, который использовал Брисбуа, чтобы получить Коулмана. Сергачевский обмен вспоминался совсем недавно, в свете финала против Монреаля. Также Айзерман умело избавлялся от тяжелых контрактов, не теряя существенных активов, а команда с каждым годом становилась все сильнее. 

Контрактная политика в Тампе является примером построения долгосрочного контендера во всей лиге. Особенностью является наличие контракта-мостика на 3 года, по которому игрок получает весьма значительную недоплату, но в дальнейшем, у него будет крупный долгосрочный контракт. Последний пример – Пойнт, который играл за 6,75 в год, выбив перед этим в контрактный год 92 очка (привет Торонто и Дубасу!). Сейчас это Сирелли, Сергачев и Чернак, которые также получили мостики на меньшие деньги. До этого, все «тройняшки» прошли по этому пути. И да, Кучеров согласился на 14,3 млн на 3 года после сезонов с 65 и 66 очками в регулярке и 41 очком за 2 плей-офф. Отрабатывая этот контракт, он набил 313 очков за 3 года. Это делает Никите огромную честь и показывает его хоккейные приоритеты, но также говорит и о том, что он верил в справедливость системы контрактов Айзермана. Все крупные контракты звезд также идут как серьезная скидка - Кучеров, Хедман и Стемкос могли просить больше. Менеджмент Тампы умело использует имеющиеся преимущества - да. Но разве все так легко? Тогда почему Флорида выход в плей-офф в этом году оценивает как большой успех? Налоговое преимущество есть далеко не только во Флориде и не такое оно и большое, учитывая особенность налогоисчисления в США и Канаде. 

По этим аспектам, Айзерман заслуживает очень высокой оценки. Не люблю крайности в оценках, поэтому слово гений мной в адрес менеджера вряд ли когда будет использовано для характеристики системной долгосрочной работы, а только для восхищения одним эпизодом. Однако, остается один аспект, по которому и проходит основная волна критики Айзермана как генмена - работа на драфте по высоким пикам. 

Логично считать, что самых перспективных игроков своего возраста обычно можно выбрать в первом или максимум во втором раунде драфта, тогда как далее выцепить таланта, который превратится в топового игрока, это больше удача и система развития в клубе. Поэтому оценим, как работала команда Айзермана (именно команда аналитиков и скаутов, собирающих всю информацию для своего шефа) на драфтах по субъективной 10-балльной шкале. 

Для повышения объективности оценки мы придерживались нескольким принципам. 

1. Оценивается результат работы исходя из позиций команды на драфте. Трудно делать претензию, что в конце первого раунда не был выбран игрок топового уровня, который добился лучших результатов в сравнении со всеми остальными. Сравнение осуществляется с ближним кругом выбранных игроков до и более широким кругом после. Если выбором во второй половине первого раунда драфта становится игрок, который превзошел многих игроков, выбранных до него, то работа оценивается выше. И наоборот, при высоком выборе неудача сильнее влияет на снижение оценки. 

2. На оценку не влияет тот факт, что в поздних раундах кто-то совершил кражу, «откопав» элитного игрока. Такие случаи отмечаются как примечания и пожелания. Негативно на оценку влияет системное превосходство игроков, выбранных позже, чем у выбранного командой. 

3. Более значимо для оценки результаты игрока, выбранного под первым пиком, чем во втором, т.е. неудачный выбор во втором раунде меньше влияет на снижение оценки, тогда как успех, напротив, сильнее ее повышает. 

4. Оцениваются все выборы, сделанные в двух первых раундах командой, поэтому даже самый крупный успех в одном случае не может перекрыть откровенную неудачу в других. Например, очень плохой выбор игрока под высоким общим номером драфта не будет полностью компенсирован очень хорошим выбором во втором раунде драфта, даже если это окажется элитный хоккеист – оценка все равно не может быть очень высокой. 

5. Оцениваются результаты драфта, по которым можно уже дать предварительную оценку. Если срок недостаточный (в нашем случае это хотя бы более 5 лет), то игроки могут просто не успеть реализовать свой потенциал в виду разного по силе ростера команд – получить больше возможностей сопоставимым по уровню проспектам чаще всего проще в команде на этапе перестройки без серьезных задач, чем в контендере.

Айзерман приступил к работе с мая, поэтому может и некорректно дать анализ сразу по ближайшему драфту, ведь большая часть информации была собранной прошлой командой, но начнем все равно с него. 

1. На драфте в 2010 году Тампа выбрала Бретта Конноли под общим 6-м номером, который толком не поиграл в Тампе и транзитом через Бостон оказался в Вашингтоне, где и добился главных своих успехов – поучаствовал в завоевании кубка Стенли, выдав в составе 3й тройки приличный плей-офф, и на следующий год выбил 46 очков, но далее результаты стали намного скромнее. Всего за карьеру набрано 194 очка, что для такого высокого выбора на драфте очень мало – 22 игрока набрали больше. Целый ряд игроков, которых выбрали ниже, оставили существенно более значимый след в лиге и постфактум куда более логичны к выбору – Гранлунд, Фаулер, Шварц, Тарасенко, Хейс, Кузнецов, Нельсон, Скиннер, Клинберг, Фолк, 

Примечательно: кражей драфта и одним из его лучших игроков стал Марк Стоун, которого взяли только 176-м.

Вывод – неудачный выбор, оценка - 4 из 10. 

2. На драфте в 2011 году Тампа выбирала существенно ниже - под 27-м номером ушел Влад Наместников. Нельзя никак назвать этот выбор ошибочный, так как немного игроков с более низким посевов сделали прорывную или хотя бы сильную карьеру – Джонни Гудро (5й раунд, но это значит, что мимо него прошли 4 раза все другие менеджеры), Саад и Трочек (2й раунд) и 2 выбора Тампы – Палат и конечно же лучший игрок этого драфта Никита Кучеров. Наместников добротно играл в Тампе и ушел в качестве составляющей в сделке с Рейнджерс по приобретению Макдоны (грубо говоря, это был обмен на Миллера), после чего его карьера серьезна сдала. Выбор Кучерова под общим 58-м номером оценивается только словами восхищения – безусловно, это лучший игрок этого драфта. 

Примечательно: дьяволы выбрали в третьем раунде Блейка Коулмена, ставшего недавно вместе с Кучеровым и Палатом обладателем кубка Стенли второй раз подряд. 

Вывод – отличная работа, оценка - 10 из 10.

3. На драфте 2012 года Тампа выбирала в первом и втором раунде по 2 раза. Как оценить выбор команды, если 10й в общей сложности выбор сыграл 167 игр, так и не закрепившись в лиге, а 2 игрока, выбранных во 2-м раунде, вообще не провели ни одной игры? На выбор был большое количество сильных игроков для первого раунда драфта – Форсберг, Гертл, Теревяйнен, Уилсон. Во 2-м раунде можно было удачнее выбрать почти кого угодно, вот только наиболее известные игроки - Тирни и Северсон, а также Парейко и Слевин, которые стали кражей драфта. Конечно же, это должно называться полным провалом, если бы под общим 19-м номером Айзерман не выбрал обладателя Конн Смайт Трофи и Везина Трофи Андрея Василевского – однозначно лучшего игрока этого драфта. Получается, Айзерман крадет невысоким выбором второй год лучшего игрока драфта, а Василевский и Кучеров стали важнейшими паззлами чемпионской команды. 

Примечательно, что в 4-м раунде Тампа взяла центра 4й тройки в победном сезоне 2019/20 Пакетта и в 7-м раунде Никиту Гусева, за счет обмена которого при драфте расширения скинули ненужный тяжелый контракт Гаррисона. 

Вывод – хорошая работа, оценка - 8 из 10.

4. На драфте 2013 года Тампа выбирала очень высоко – под 3м номером, и забрала Джонатана Друэна, а также во втором раунде – Адама Эрне. В контексте оценки состояния Друэна сейчас выбор мог быть однозначно лучше – 10 игроков набрало больше очков к текущему моменту, а еще были в списке такие защитники как Теодор, Морисси и Нерс, которых следует аналитики отправляют в расширенный список сборной Канады к ОИ. Тем не менее, выбор для молний был весьма хорошим (это уже проблемы Монреаля, что у них Друэн превратился в весьма спорный актив). Джонатан значимо поучаствовал в выходе в финал в 2015 году (набрал 14 очков) и выбил на следующий год 53 очка в 71 игре. Однако основная польза от этого выбора в том, что он позволил получить топового проспекта-защитника из системы хабов – Михаила Сергачева, которого можно считать одним из лучших российских защитников на данный момент. Михаил все больше принимает роль основного оборонца и это при живых Хедмане и МакДоне, став двукратным обладателем Кубка Стэнли с Тампой. При этом, на первом этапе при оценке такого обмена над решением Айзермана, мягко скажем, недоумевали, т.е. Друэн котировался очень хорошо в сравнении с проспектом, выбранным под 9-м номером. Опять же далее за развитие игрока в ответе менеджмент и тренерский состав Монреаля, но в момент обмена Друэн был в порядке и не казался неудачей на драфте да к тому же такой желанный франкоканадец – как не согласиться на обмен. Адам Эрне толком себя проявить в Тампе не смог, но закрепился в лиге. Среди вариантов можно было зацепить таких ребят как Лехконен, Бертуцци, Пеше, Бучневич, Гюнцел, однако не факт, что в Тампе с ее подбором игроков у них был шанс реализоваться сразу и таким же образом. 

Примечательно: Айзерман уже как генмен Детройта забрал к себе Эрне, который в последнем году стал – 4-м бомбардиром команды, уступив главной звезде и капитану крыльев Дилану Ларкину всего 3 очка при почти равном количестве игр с существенно меньшим айс-таймом. Пример того, что реализоваться в Лайтнингс в короткий период достаточно трудно. 

Вывод – неплохая работа, оценка - 7 из 10. 

5. На драфте 2014 года под 19м номером выбрали Тони ДеАнжело (АДА). Во втором раунде Айзерман выбрал еще одного защитника Доминика Масина, который не сыграл ни одной игры – плохой выбор. Выбор в силу характера АДА многие сочтут не очень удачным, однако за 2 своих полноценных сезона в НЙР он набрал 30 и 53 очка – атакующий потенциал у парня однозначно очень высокий на уровне топового атакующего защитника. С нашей точки зрения, выбор однозначно не считается неудачным, потому что выбрать лучше можно было только Давида Пастрняка и Брейдена Пойнта (помним в составе кого он почти повторил рекорд по играм в плей-офф с шайбами подряд и стал второй год подряд лучшим снайпером пост-сизона), также в поздних раундах были Арвидсон и Лабанк. Также по защитникам - все выбирающие защитников выше Айзермана, очевидно, сделали это хуже, кроме Флориды с Экбладом (ну все же это был 1й общий выбор). Из выбранных выше нападающих заиграли на уровне однозначно выше АДА с его 2мя сезонами за Рейнджерс только Райнхарт, Драйзайтль, Нюландер, Фиала, Ларкин. Так что это весьма хороший выбор, хотя и рискованный из-за характера игрока. 

Примечательно, что обменяли Тони на право выбрать его будущего одноклубника - Либора Хайека, ставшего составляющей в компенсации по Макдоне. Пропустил последний сезон АДА не по игровым причинам, а сейчас получил шанс в Каролине занять место ушедшего Хэмилтона. Если он выстрелит, то оценка должна быть выше. 

Вывод – неплохая работа, оценка - 7 из 10. Мы оцениваем только результат первых двух раундов, поэтому кража в лице Пойнта не учитывалась. 

6. На драфте 2015 года у Тампы не было выбора в первом раунде драфта. Во втором раунде был выбран Митчел Стифенс, являющийся и сейчас игроком ротации, а также Мэттью Спенсер, не сыгравший ни одной игры. Этот драфта может стать одним из самых успешных в истории, но, в основном, за счет игроков первого раунда. Кусать локти можно только, что взяли Стифенса под 33м номером, когда Ахо ушел 35м, ставшей кражей драфта. Другой кражей драфта стал 72-й выбор - Энтони Сирелли (опять помним кто его выбрал и какую роль он играет в успехах Тампы сейчас). Также нельзя пройти мимо последнего обладателя Колдера - Кирилла Капризова, которого Миннесота взяла только в 5-м раунде – да, видать, они очень рассчитывали на него и сильно ждали. Из заметных игроков на драфте ниже выбрали Винса Данна, Коннора Гарланда Эндрю Манжипане, Влада Гаврикова.

Примечательно: на этом драфте Лос Анжелес Кингс выбрали Эрика Чернака, а Тампа в 4-м раунде взяла Матье Жозефа, получившие свои перстни в составе Молний. 

Вывод: очень трудно оценивать результаты этой работы - Стифенс только получает шанс реализовать себя в этом году, а кражу Сирелли по условиям оценки не берем в расчет, а пока удовлетворительная работа с оценкой - 5 из 10. 

7. На драфте 2016 года Тампа в первом раунде драфта выбрала Бретта Хаудена, а во втором Либора Хайека, которые были в обменном пакете в «сделке имени Макдоны». В системе Куинна толком не заиграли оба, и в ближайшем сезоне Хауден будет пробовать свои силы в составе Золотых рыцарей. На данный момент очевидными вариантами выбрать лучше видятся Алекс ДеБринкет, Самуэль Жирар, Йеспер Братт, а также новоиспеченный обладатель Норрис Трофи – Адам Фокс (в прочем, в его перспективы в Калгари не особо верили и сразу же отправили в обменном блоке в Каролину, транзитом через которую Фокс за два вторых пика уехал покорять Нью-Йорк). С другой стороны, вплоть до Чикрана, выбранного 16м, игроки не заявили о себе лучше, даже в топ-10 ошибки куда очевиднее. В любом случае оценивать результаты этого драфта достаточно рано, так как прошло всего 5 лет, и все игроки могут еще себя реализовать. 

Вывод – удовлетворительная работа – все равно как играют задрафтованные, если у тебя один из лучших оборонцев в лиге, оценка - 6 из 10. 

8. Оценивать выбор на драфте 2017 года и 2018 года достаточно рано. Молодым игрокам очень трудно получить шанс себя реализовать, пробившись в один из сильнейших составов лиги. Александр Волков, выбранный во втором раунде, попросил обмена в Анахайме и принял квалификационное предложение, продолжив играть там. Кел Фут, которого выбрали под общим 14-м пиком, получил контракт на 2 года в Тампе и очевидно получит больше игрового времени, но пробиться при такой четверке оборонцев как Хедман, Макдона, Сергачев, Чернак очень трудно. 

Вывод – без оценки.  

Итого, получаем за 7 драфтов 47 из 70 баллов (6,8 - весьма добротная оценка). Не смотря на погрешность в субъективности мнения, в любом случае оценка явно говорит о неплохой работе, которую выполняли на драфтах Айзерман и Ко. Лучше всего оценивать в сравнении с остальными. Трудно получить топового игрока при невысоком посеве, иногда хотят взять игрока на развитие, а не готового прямо сейчас. Явно плохо сработала команда Айзермана в свой первый драфт, в 2015 году не было выбора в первом раунде, поэтому ущерб не велик. При этом 2 раза Тампа получала лучшего игрока всего драфта, выбирая далеко не первой, а еще раз выбрали как минимум третьего по уровню игрока на драфте, найдя его не в первом раунде – кто сильнее Драйзайтль, Пастрняк или Пойнт является темой отдельного разговора. 

Данный подход в оценке базируется на динамичном индивидуальном анализе. Альтернативой, которую попробуем рассмотреть в дальнейшем, является предметное сопоставление работы всех команд на одном конкретном драфте на основе чего будет формироваться сводный рейтинг за каждый год.