17 мин.

«Эвертон» 25 лет пытался построить новый стадион. И наконец продвинулся: клуб получил разрешение мэрии Ливерпуля

Помимо того, что «Эвертон» был одним из 12 клубов-основателей Футбольной лиги в 1888 году, клуб также является и одним из самых успешных в Англии, имея в своей копилке, наряду с другими трофеями, 9 титулов чемпионов страны. Первые годы своей истории «Эвертон» провёл на «Энфилде», однако в 1892 году, не придя к соглашению с владельцами стадиона по цене аренды, руководство клуба решило переехать на свою собственную арену «Гудисон Парк», тем самым собственноручно породив ещё один футбольный клуб в городе – «Ливерпуль». В 1948-ом «Гудисон Парк» стал первым футбольным стадионом, который смог принять 78 299 фанатов (на тот момент рекордное количество зрителей) во время мерсисайдского дерби. Также, немаловажной вехой в истории стадиона является проведение полуфинала чемпионата мира 1966. С появлением АПЛ в сезоне 1992/93, доходы с матчдея и реинвестиции в инфраструктуру стадиона сильно упали относительно других клубов. Именно эта разница во многом не позволяла клубу соперничать с топ-клубами АПЛ в уровне финансов, что отражалось и на результатах команды на поле.

Далее, из-за последовавших в начале 90-х серии изменений в законодательстве, касающихся безопасности на спортивных аренах, и банально устаревшей инфраструктуры, «Гудисон Парк» начал потихоньку отставать от стандартов уже новых стадионов в плане количества доступных мест, уровню впечатлений и коммерческой жизнеспособности. Нынешняя инфраструктура стадиона требует значительных затрат на техническое обслуживание, чтобы он мог оставаться пригодным для использования. Ситуация усугубляется тем, что вплотную к стадиону расположены другие сооружения, которые сильно ограничивают объем потенциальной перепланировки в соответствии с современными стандартами, и её эффективность.

Приблизительно 53 % вместимости стадиона, около 21 000 мест, имеет ограниченный обзор поля, чаще всего из-за структурных столбов, поддерживающих ярус или крышу. Из них около 3 000 мест (более 8 % от общей вместимости стадиона) имеют ограниченный обзор стороны ворот. Глубина ступеней террасы и расстояние между сиденьями, как правило, невелики, а сами сиденья имеют более низкое качество по сравнению с современными стандартами. Узкие помещения внутри стадиона, и их малое количество не позволяют клубу иметь сопоставимые доходы с матчдеев.

Особые зоны, используемые медиа на стадионе, такие как площади для телевизионных камер, комментаторские стойки, пресс-зоны, телевизионные студии, места, отведённые под интервью, не всегда соответствуют нынешним стандартам АПЛ и УЕФА. Будучи самой популярной спортивной лигой в мире, АПЛ предлагает своим клубам уникальные коммерческие возможности благодаря мировому охвату трансляций, а также уровню связей ассоциации с различными сообществами. Доходы от трансляций же, к слову, распределяются между клубами через систему, в которой кроме фиксированного равного распределения есть и дополнительная часть, напрямую зависящая от позиции клуба в лиге и количества матчей клуба, выбранных правообладателями для прямых трансляций. Поэтому, помимо усиления своих составов звёздами первой величины, клубы также заинтересованы в увеличении их коммерческой привлекательности, из-за чего они постоянно улучшают инфраструктуру на стадионе. Непреодолимым препятствием в увеличении размеров нынешнего стадиона является окружённость арены плотно застроенными жилыми районами.

«Гудисон Парк»

Нынешний проект стадиона, получивший единогласное одобрение администрации города 23 февраля 2021 года, является уже четвёртой по счёту попыткой клуба по переезду с «Гудисон Парк». Ранее клуб был вынужден отказаться от своих планов по строительству новой арены на 55 000 мест в Кингс Док в 2003 году ввиду неспособности обеспечить финансирование, в 2009 году, когда предложенный вариант локации нового стадиона в Керби не устроил фанатов клуба, и в 2016 году от варианта со стадионом в Уолтон Холл Парк. Остановимся на этом моменте.

Ещё в относительно далёком 1996 году Питер Джонсон, некогда председатель правления «Эвертона», опубликовал планы клуба по строительству стадиона в городке Керби. Это было обусловлено тем, что клуб нуждался в новом, современном, коммерчески-жизнеспособным стадионе, который бы позволил «Эвертон» вернуться в английскую футбольную элиту. Новость была неоднозначно встречена фанатами клуба, что и вылилось в организацию движения Goodison For Everton, полностью спонсируемого фанатами клуба. В рамках этого движения фанаты поручили архитекторам, ответственным за перепланировку крупнейшего в мире регбийного стадиона «Туикенем» предоставить технико-экономическое обоснование строительства стадиона. На основании этого ТЭО было выявлено, что «Гудисон Парк» может быть реконструирован. Вдобавок к этому был предоставлен подробный план этой реконструкции, в результате которой стадион мог бы вмещать около 55 000 зрителей.

Кингс Док (1999–2003)

Тем не менее, уже в 2000 году клуб заявил о новых планах по строительству стадиона. Местом предполагаемого стадиона был выбран Кингс Док на побережье реки Мерси. К слову, Кингс Док находится южнее дока Брэмли-Мур, где клуб планирует построить стадион теперь. Уже в 2001 году «Эвертон» получил статус предпочтительного участника торгов за право строительства объекта на данной локации. К огромному сожалению фанатов, клуб так и не смог собрать £30 миллионов для выкупа своей доли в строительства этого трёхсотмиллионного проекта и в 2003 году объявил о своём отказе от данной идеи. Многие фанаты клуба до сих пор придерживаются мнения, что не только выбранная локация, но и предложенный дизайн стадиона были лучшими из тех, что были представлены клубом за последние 25 лет.

Cлухи о совместном стадионе (2005–2009)

Позже в британских СМИ появлялась информация о том, что предпочтительным участком для строительства стадиона являлся Стэнли Парк, который позже был передан «Ливерпулю». В 2005 году после анонсирования «Ливерпулем» работы над новым стадионом, представители двух клубов были приглашены на встречу с министром спорта и администрацией города, чтобы обсудить возможность совместного финансирования и последующего использования данной арены. Как и ожидалось, предложение было отвергнуто обоими клубами и «Ливерпуль» продолжил работать над проектом в одиночестве. Проект имел успех как на уровне городского, так и на уровне государственного обсуждения, поэтому клуб должен был приступить к строительству стадиона уже в августе 2008 года, но ввиду ухудшения финансового положения владельцев «Ливерпуля» строительство было заморожено. Сразу после первых просочившихся слухов об этом, история о совместном финансировании этого проекта снова начала набирать обороты. Впоследствии, Fenway Sports Group, новые владельцы «Ливерпуль», предпочли проект реконструкции «Энфилда» за £150 миллионов, что позволяло им сэкономить около £400 миллионов в сравнении со строительством новой арены.

Концепт-арт стадиона «Стэнли Парк»

Керби (2006–2009)

Не оставляя надежд на строительство нового стадиона, в 2007 году «Эвертон» предлагает новый проект с новой локацией в Керби – пригорорде Ливерпуля, что приблизительно в 10 км от «Гудиссон Парк». Ожидаемо, некоторые фанаты клуба были настроены против такого выбора и основали еще одну организацию под названием Keep Everton In Our City (KEIOC), которую в своё время поддержали Данкан Фергюсон, Дэвид Мойес и Тони Кей. В рамках этого движения была подчёркнута проблема общественного транспорта, так как Керби находится в 13 км от центра Ливерпуля. Тем не менее, в защиту данного проекта выступало то, что Ноусли, метрополитенский район, в который и входил Керби, в скором времени должен был быть присоединён к Ливерпулю. Сейчас в это сложно поверить, но в то время серьёзно обсуждался вопрос переезда «Эвертон» из Ливерпуля и Ноусли.

В дальнейшем Джо Андерсон, мэр Ливерпуля, нелестно отзывался о предыдущей администрации, обвиняя их в том, что они сделали недостаточно для того, чтобы у клуба были достойные альтернативы выбранной локации в пределах родного города. В качестве единственной доступной альтернативы упоминается Стэнли-роуд, где клубу явно не хватало выделяемого администрацией участка под предполагаемое строительство инфраструктуры. Впоследствии, несмотря на положительные отзывы 20 членов администрации и всего один негативный, 25 ноября 2009 года проект был отозван министром ЖКХ, общин и местного самоуправления Великобритании Джоном Денемом. Причин называется много, но главной версией, по мнению большинства, является неоднозначность переезда клуба из Ливерпуля в Ноусли и недостаточная убедительность предоставленных аргументов в пользу этого решения.

Уолтон Холл Парк (2014–2016)

Очередным участком, на который пал выбор клуба спустя 5 лет после последней неудачи, стал Уолтон Холл Парк, находящийся в паре минут езды от «Гудисон Парк». В этот раз руководство клуба решило ускорить процесс, и мэрия, в этом плане, полностью поддерживала данный проект. Роберт Элстоун, который в тот момент являлся CEO «Эвертона», надеялся, что третья попытка будет более успешной и, наконец, принесёт клубу столь желанные инвестиции извне, как случилось с «Манчестер Сити» после строительства их стадиона в 2003 году. Впрочем, несмотря на то, что стадион клуб так и не построил, своего миллиардера-владельца он всё же нашёл.

Были опубликованы первые концепт-арты, озвучена полная стоимость проекта, который достигал £200 миллионов, часть которых должна была покрываться сделкой по правам на название стадиона. Впрочем, первоначальные планы были негативно встречены жителями городами, и любителями зелёного парка, на месте, которого и предполагалось строительство. Администрация города утверждала, что парк является одним из самых неиспользуемых в городе и, что население получит больше с намечавшейся инфраструктуры и инвестиций в район. Тем не менее, клуб, впоследствии, отказался от этого участка, учитывая всю неоднозначность ситуации и получаемые сверху сигналы. Было решено обновить существующие критерии поиска следующего участка так, чтобы строительство стадиона не наносило ущерба имиджу клуба. Впоследствии, в парке клубу выделили небольшую площадь для строительства малогабаритной арены для женской команды, которая была открыта в феврале 2020 года.

Концепт-арт стадиона «Уолтон Холл Парк»

Брэмли-Мур Док (2017–настоящее время)

В конце февраля 2016 года Фархад Мошири стал новым главным акционером клуба. Сразу после этого он дал небольшое интервью, в котором говорил о необходимости конкурентноспособного состава и сильного менеджера во главе команды, но что самое главное, современного стадиона для клуба: «Мы рассмотрим лучшие локации в городе, и определимся с финансированием, так как строительство нового стадиона обойдётся нам немного дороже трёх тысяч фунтов, потраченных в 1892», – пошутил Мошири. Клуб действительно изучил более 50 потенциальных участков и близлежащих районов, но обозначил, что остаться на севере Ливерпуля является приоритетом клуба. Новое руководство клуба не раз отмечало, что клуб не рассматривал возможности построить стадион за пределами города.

Карта города с рассмотренными и предпочтительными участками

Меньше чем через год, 4 января 2017, после тщательного рассмотрения и обсуждения имеющихся вариантов с городскими властями, выбор клуба пал на Брэмли-Мур Док. В свою очередь, администрация города взяла на себя ответственность инвестировать около £20 миллионов на инфраструктуру района, соединив близлежащие районы со стадионом новыми дорогами. Также рассматривается проведение железнодорожной станции в этом направлении. Уже в ноябре того же года клуб объявил о достижении договорённости с The Peel Group о 200-летней аренде выбранного участка в 9.24 гектара за сумму окол £30 миллионов.

Площадь, на которой будет располагаться стадион

В январе 2018 года «Эвертон» опубликовал 11 основных принципов, которых будет придерживаться клуб при строительстве стадиона, где в числе прочего упоминается важность стадиона и для самого города. Между тем, в этот самый период произошла рокировка на посту исполнительного директора клуба: Роберт Элстоун, занимавший этот пост с 2008 года был сменён Дениз Барретт-Баксендейл, которая ранее была вовлечена в благотворительные проекты клуба, в частности Everton in the Community (EITC). Уже 25 июля 2019 клуб опубликовал первый концепт-арт стадиона, архитектором которого был назначен Дэн Мейс, ответственный за множество спортивных арен по всему миру.

В июне 2018 года мэр Ливерпуля Джо Андерсон заявил, что мэрия города не раз предлагала клубу государственный тип финансирования строительства стадиона, при котором она возьмёт у государства заём в размере £280 миллионов по максимальной низкой процентной ставке и передаст средства в «Эвертон», которые клуб будет обязан вернуть мэрии в течение последующих 25 лет. Предлагаемая процентная ставка не уточняется, но, по словам мэра, она была бы гораздо ниже той, что клуб мог бы найти где-либо ещё. Оставшиеся £220 миллионов, по этому варианту, клуб должен был профинансировать со своей стороны. Данный тип финансирования обсуждался с клубом в течение 18 месяцев, и стороны почти пришли к согласию, но в самом конце в «Эвертоне» всё же решили рассмотреть альтернативные пути и найти более выгодный способ. Мэрия города была раздосадована таким решением, так как подсчитала, что «Эвертон» приносил бы около £7 миллионов в год в казну города. Через год руководство клуба заявило, что будет рассматривать предложения как от частного, так и от государственного сектора, и эти предложения могут включать продажу прав на именование нового стадиона.

В начале 2020 года было объявлено, что USM Group Алишера Усманова приобрела опцию первоочередного права (а не само право) нейминга стадиона за £30 миллионов. Эта сделка вовсе не означает, что название холдинга будет частью стадиона, но даёт Усманову эксклюзивные права на первоочередное предложение. Клуб так и не уточнил, в какую сумму оценивает ежегодное право на название стадиона, но The Telegraph уточняет, что она будет ниже £25 миллионов в год, которые «Тоттенхэм» планировал получать в течение следующих 15 лет (сделка «шпор» сорвалась на одной из последних стадий ввиду пандемии). В марте 2020 издание Daily Mail утверждало, что USM Group Усманова и «Эвертон» близки к заключению 10-летней сделки размером в £200 миллионов. Стоит напомнить, что USM Group в 2017 году уже приобрела права на название тренировочной базы, USM Финч Фарм. Сумма сделки предположительно составила £40 миллионов за 5 лет.

Тренировочная база USM Финч Фарм

Спустя почти 5 лет после приобретения 49.9 % акций «Эвертона», Мошири успел не только увеличить свою долю в клубе до 77.2 %, суммарно инвестировав в клуб около £400 миллионов, но и сдвинуть с мёртвой точки идею переезда «ирисок» на новую арену. Работая вместе с консультантами из CBRE и Simetrica, клуб подсчитал, что по итогам этого проекта город сможет сгенерировать около £1.2 миллиарда для экономики города, создать около 15 000 новых рабочих мест, а также привлечь более 1.4 миллиона туристов. Впоследствии, стадион вместимостью в 52 888 мест и стоимостью постройки в £505 миллионов сможет принимать не только спортивные мероприятия, но и музыкальные концерты, свадьбы, конференции и прочее. Путь к получению зелёного света на строительство нового стадиона был тернистым, и спустя почти 25 лет клуб максимально близок к осуществлению своей заветной цели.

Главным препятствием на пути «Эвертон» в строительстве стадиона уже долгое время является Historic England, вневедомственный государственный орган, задачей которого является защита исторической среды Англии путем сохранения и внесения в список исторических зданий, и Международный cовет по cохранению памятников и достопримечательных мест, выступающий от лица ЮНЕСКО. Из-за того, что Брэмли-Мур Док внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, обе организации в своём совместном заявлении выразили обеспокоенность проектом по строительству. По их мнению, он нанесёт существенный ущерб охраняемым объектам.

Позже, вследствие предоставления обновлённых планов по строительству стадиона, ЮНЕСКО пригрозил администрации города лишением объекта места в Списке всемирного наследия, находящегося под угрозой. Тем не менее, подавляющее единодушие представителей местного бизнес-сообщества и советников администрации города позволило проекту перейти в следующую фазу: «Позиция бизнес-сообщества вполне понятна: хотя городу и приятно иметь место в Спсике всемирного наследия, это не стоит того, чтобы лишать город тысяч новых рабочих мест и возможности восстановить заброшенные районы города. Мы были свидетелями того, как некоторые большие проекты терпели неудачу из-за статуса всемирного наследия, поэтому город не будет горевать, в случае лишения этого статуса», – сказал Фрэнк Макеенна, глава организации Downtown Liverpool in Business. Стоит напомнить, что объекты 33 стран обладают данным статусом ЮНЕСКО, и ранее было лишь три прецедента по лишению статуса: в Омане (2007), Германии (2009) и Грузии (2017).

При этом в августе минувшего года «Эвертон» пошёл на уступки вышеупомянутым организациям и представил обновлённый дизайн, учитывающий отзывы и предложения консультантов этих организаций. Главным визуальным отличием обновлённого дизайна является замещение паркинга со стороны западной трибуны на ступенчатую площадь с видом на реку. Также, по совету администрации города высота крыши стадиона была уменьшена примерно на 1 метр, в связи с регламентом ЮНЕСКО, касающегося изгиба крыши.

Теперь, после получения разрешения от городского совета Ливерпуля, проект был направлен Министру ЖКХ, общин и местного самоуправления Великобритании Роберту Дженрику, который, как ожидается, в течение 21 дня должен будет представить своё заключение по данному вопросу. В своих недавних выступлениях Дженрик отмечал, что их основным подходом в решении подобных задач является политика невмешательства в решения городских администраций. Также стоит отметить, что в октябре 2020-го Борис Джонсон утвердил законопроект под названием «build, build, build», который ставит строительный сектор во главу угла и призван простимулировать экономику и появление новых рабочих мест во время пандемии.

По заявлениям руководства, клуб надеется начать процесс строительства стадиона в конце весны–начале лета текущего года, и уже поэтапно разделил проект на фазы строительства:

 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить следующие материалы.