6 мин.

Немецкие рабочие поднимали русский футбол: «Унион» играл на месте «Олимпийского»

Да, я тоже один из тех, кто знает СК «Олимпийский» как торговый центр с джинсами Levi’s, концертную площадку и книжную ярмарку. Хотя я припоминаю еще и улыбающегося Бориса Ельцина, неистово машущего кулаком, на трибунах во время Кубка Дэвиса. Но под стенами крытой арены на самом деле скрывается давняя и интереснейшая история.

О том, что спорткомплекс построен на месте старого стадиона «Буревестник», я знал давно. Строили к Олимпиаде-80, поэтому лес рубили, а щепки летели. Так уж вышло, что один из моих давних знакомых в свое время активно гонял за «Буревестник» Москва и рассказывал немало интересных историй, связанных с этим спортивным обществом. Сейчас стадионом «Буревестник» называется площадка на Плющихе – бывшая ОФВ.

А что футбольное поле на месте СК «Олимпийский»? Каким оно было до 1923 года, когда его переименовали в «Буревестник»? Оказывается, этот стадион носил название «Унион».

Узнал я этот факт и благополучно забыл, пока судьба в очередной раз не занесла меня в Берлин на встречу с ультрас «Униона». В моей голове сложился пазл: «Совпадение? Не думаю!». Спрашиваю у одного из берлинских друзей: «Слышал, что в Москве было отделение вашего клуба?». «Нет, думаю у нас об этом не знают», – отвечает он.

Тогда я поставил перед собой цель рассказать эту историю не только читателям блога box to box, но и немцам. Еще один занятный факт: именно в том самом московском «Унионе» начинал карьеру один из прославленных советских футболистов, хоккеистов и тренеров… Но об этом чуть позже.

Итак, начало 20 века, Москва, эпоха становления российского футбола. Наиболее активными пропагандистами любительского спорта (а другого и не было) были англичане и немцы. Именно благодаря немецким предпринимателям в Москве появился «Унион». Случилось это в 1908 году. Хотя свою историю вне Германии спортивное общество «Унион» вело еще с 1897 года. Все началось с инициативы немецких электротехников из Ганновера повсеместно развивать спорт. Отделения «Униона» появлялись в разных уголках – Петербурге, Риге. И вот дело дошло до Москвы. Правда, сначала клуб был крошечным и занимался организацией велосипедных и автомобильных гонок. Просто среди членов были известные велосипедисты – Фельдман, Карш, Тамман, Аусберг и другие. Кстати, базировалось представительство в Петровском парке.

В футбол «Унион» начал играть в 1909 году и вошел в лигу вместе с сокольническими любителями. Финансирование строилось на членских взносах от 4 до 10 рублей. Прямо как сейчас в берлинском «Унионе», где все желающие вступают в клуб, уплатив всего 10 евро. Немецкие традиции – от них никуда не денешься. Одним из главных покровителей клуба стал Семен Чоколов – видная шишка в Москве по тем временам. Он заправлял железными дорогами и имел земельные владения как раз там, где сейчас находится СК «Олимпийский». Интересный факт – крестным отцом сына Чоколова был меценат Савва Мамонтов. Сам же Сергей Чоколов играл в хоккейном «Унионе».

Первым начальником футбольного «Униона» был немецкий биржевой маклер Павел Миндер. Он совмещал эту должность с постом казначея московской футбольной лиги. Павел Миндер был потомком выходцев из Ганновера. Так что здесь нетрудно проследить связь с основателями головного общества в Германии. О нем я еще расскажу.

В «Унионе» играла почти вся семья Миндеров. Причем весьма успешно. Хотя «успешно» – это все же условность. В те времена качество футбола было невысоким. Да и газон на домашнем стадионе – отдельный разговор. Это уже не «An der Alten Försterei» в Берлине. Вот что о нем писали современники: «Всегда сырое, грязное весной и осенью поле «Униона» высыхает лишь к началу лета, но при этом покрывается многочисленными мелкими буграми, которые заставляют мяч отпрыгивать совершенно не в ту сторону, куда следовало».

Но! «Унион» был законодателем моды в дореволюционном футболе. Представьте хотя бы ту форму, в которой играли футболисты команды – зеленые кофты с белыми манжетами и белые брюки. Да! Именно брюки. В шортах тогда еще не бегали. В 1913-м цвет футболок поменяли на фиолетовые в угоду новому знамени клуба. Его фото представлено ниже. 

Судьба самого московского «Униона» была трагичной. В какой-то мере в этом виноваты были сами москвичи. Руководство общества заседало в Петербурге и то ли не давало достаточно денег, то ли давало, но не тем людям… В общем, москвичи откололись от «Униона» и через некоторое время стали Союзом Совторгслужащих, потом Союзом Кооперации и Госторговли. К счастью, эти неблагозвучные большевистские названия были заменены на «Буревестник». А «Унион» почил в 1923 году уже в Советском Союзе. Как, собственно, погибли в дальнейшем и его футболисты. Из-за того, что в команде выступали потомки дворянских родов, предприниматели и купцы, многие были репрессированы и впоследствии расстреляны.

Каких-то серьезных футбольных побед «Унион» не добивался, хотя исправно поставлял кадры в сборные Москвы по футболу и хоккею. А это по тем временам – большое достижение. Ну а в 1914 году «Унион» уже стал вице-чемпионом московской лиги. И все же было в русско-немецком клубе что-то особенное и притягательное. Во-первых, европейский менталитет. Он выражался даже в том, что на своем стадионе, где поле было меньше по размерам, чем положено, были размещены рекламные щиты! Такого себе не позволяла ни одна команда. Да и первая футбольная секция для детей от 12 лет появилась тоже в «Унионе». Именно в такую секцию еще мальчишкой записался легендарный футболист московского «Динамо», хоккеист и тренер Михаил Якушин. Кстати, его приняли в спортивную школу в возрасте 10 лет. Спустя 3 года «Унион» расформировали, Якушин продолжил играть за СТС.

К тому моменту в Германии исчез с футбольной карты и родитель московского «Униона» – Union 1892 Berlin. Вы зададите мне вопрос: «А как же «Унион» из второй бундеслиги?». Теоретически существующий «Унион» можно привязать к московскому, но на деле все было не так.

Как я уже писал, первое немецкое общество «Унион» возникло благодаря энтузиастам из Ганновера. В Берлине команда появилась как филиал после объединения двух клубов в районе Темпельхоф. Название новому объединению дали Union 1892 Berlin. В 1905 году они даже стали чемпионами, а уже в 1906-м подмяли под себя команду района Шёневайде. Уже в 1909-м там же был создан другой клуб – SC Union 06 Oberschöneweide, который и является прародителем нынешнего «Униона» из второй бундеслиги. То есть параллельно существовали два клуба со схожими названиями. Только один дожил до наших дней, а другой – прямой родственник московского клуба – был расформирован в 1927-м.

Обратите внимание на сходство в эмблемах между Union 1892 Berlin и московским обществом «Унион».

Так что, друзья, в очередной раз напоминаем сами себе о тесных связях с Европой и о богатейшей и далекой истории нашего отечественного футбола, о которой почему-то сейчас говорить не принято.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал – там мы выкладываем все самое вкусное, что не попадает на страницы блога!