9 мин.

ЧЕ-2019, матч № 5: Словения — Россия 0-3. Циферки

Общий счёт матча: Словения — Россия 0-3 (21-25, 21-25, 21-25).

Общий расклад подача-приём по партиям:

Здесь всё по нашей классике: много брейковых очков (квалифицированно больше трети в каждой партии!), довольно много и отдано (но в каждой партии на приёме проиграно не больше трети розыгрышей), и всё это в целом заставляет вспомнить поговорку про футбольных бразильцев «...а мы вам — сколько захотим».

Что принесло сборной России очки:

Кто принёс сборной России очки (мои цифры слегка отличаются от того, что приведено здесь — ну и ладно, ничего страшного):

Прошу обратить внимание на зверские показатели Мусэрского в 3-м сете. Подробнее потом.

Порисуем портретики партий. Мы помним, что в динамике первая партия была особенная — там нашим удалось надёжно выйти вперёд только в самом конце, после счёта 21-21, на подаче Полетаева. Вторая и третья были похожи: быстрый и безнадёжный для соперника уход в отрыв, и ближе к концу некоторое расслабление, позволившее словенцам доиграть до приличного счёта. Если же смотреть расклад по типам розыгрышей, то вскрывается ещё другое интересное.

В первой партии словенцам удавалось довольно бодренько реализовывать первую атаку (во многом из-за того, что в первой половине партии наши осторожничали на подаче): показатели непосредственно в первой атаке у них даже как бы лучше наших, но надо учитывать, что из розыгрышей, ушедших в длинные (то есть когда первая атака была не выиграна, но и не проиграна), сборная России извлекла больше. Помогла и аккуратная (всего три ошибки!), но ближе к концу партии всё более агрессивная подача. Кстати, вряд ли кто сейчас скажет на память, кто из наших сделал первый (из одиннадцати) эйс в этом матче. А это был Волков.

Во второй партии было очень мало собственно игры: половина розыгрышей завершились, не дойдя даже до первой атаки, и половина выигранных сборной России очков — это эйсы и потери подач словенцами (единичка, помеченная звездочкой — это эпизод, когда Волков хорошо подал, и словенцы запутались со вторым касанием: естественно, этот розыгрыш попал в короткие). Наши потихоньку начали душить первую атаку Словении.

В третьей партии от словенцев окончательно ушла первая атака, а у нас наладилась. Наши ошибки на подаче уже мало на что влияли — они начались после счёта 9-3 (до этого была только одна ошибка Мусэрского).

Расклад российских подач по партиям:

Качество подачи в первой партии, оказывается, было у нас не хуже, чем в остальных двух (впрочем, и колебания окончательного результата в пределах рядовой случайности — одно-два очка в абсолютном выражении). Забавно, что в третьей партии наши самые опасные подающие (Полетаев, Клюка, Волков) немного успокоились, и по эйсу сделали те, у кого в первых двух сетах подач навылет не было — Кобзарь и Мусэрский.

Персональная раскладка подач:

Против словенцев хорошо работала силовая подача — наши и вваливали от души. Свидетельствует ли неуспешность подач Вольвича о том, что словенцы вообще хорошо справляются с планером — не знаю, маловато данных. Впрочем, после потери Куркаева у нас осталось всего двое планеристов (не считая Волкова с его набросами), и, очевидно, Саммельвуо не станет шевелить составом только ради подачи.

Российский приём против Словении в попартийной раскладке:

В этот раз я впервые в своих отчётиках ввожу столбцы pos* и exc* — в них цифры позитивного и отличного приёма из официального статшита. Остальное подсчитано мной. Как я замечал и раньше, «хороший приём» в моём смысле — несколько более слабое понятие, чем «позитивный приём» у настоящих учётчиков. Зато я строже в определении «плохого приёма» — к нему отношу не только прямые очковые ошибки, но и доводку на сторону соперника (в чемпионате Италии такое тоже относят к ошибкам).

Персональная раскладка российского приёма:

Главное радостное в этой табличке — цифры Андреева. Пусть ему немного досталось (он играл только третью партию), но всё же! И как всегда с Егором — казус Клюки продолжает тревожить нас.

Таблички, представляющие циферки атаки, я слегка перестроил: некоторые столбцы убрал, добавил коэффициент эффективности (плюс-минус, отнесённый к числу атак) отдельно для первой атаки, отдельно для доигровки и общий. По партиям вышло так:

Любопытно, что первая партия, которая, как мы помним, была единственной упорной, стала и единственной партией, в которой эффективность российской доигровки превзошла эффективность первой атаки (и вообще была на высоком уровне). Во второй партии доигровки было просто мало, потому что мало было длинной игры, а в третьей половину вклада в доигровочные цифры внесли два длинных розыгрыша в самом начале партии (они, как выяснилось. стаи ключевыми) — за эти два эпизода наши атаковали 8 раз, и в обоих случаях в конце концов дождались возможности нанести решающий удар. После этого случился счёт 9-3, и дальнейшее было уже не очень интересно.

Российская атака в лицах:

Ещё раз с удовольствием отметим зверскую эффективность Мусэрского, особенно в первой атаке. Приятно, что Кобзарь нашел игровой контакт с Дмитрием Александровичем (хотя сам Мусэрский утверждает, что процесс притирки ещё идёт). С Клюкой у Кобзаря на этот раз получилось не так уж плохо (я смотрю только на атаку с приёма. в данном случае это ключевой момент). Полетаев для себя показал низковатую эффективность первой атаки — здесь есть куда усилиться, перед четвертьфиналом это надо отметить. А Волков как обычно — в первой атаке мучается, зато в доигровках возносится и парит. Неудивительно, что у него больше всего выигранных брейковых очков — 8 (это, конечно, не только атаки, но и эйсы, и блоки).

Российские передачи:

Несколько настораживает, что Кобзарю хорошая доводка не помогает повысить эффективность атаки. С другой стороны, именно это может оказаться и нашей силой: хорошей доводки в сборной России можно и не дождаться, а мы умеем забивать и с не очень хорошей.

Раскладка передач Кобзаря по партиям:

Отсюда видно, что к концу матча Игорь всё-таки разобрался, как конвертировать хорошую доводку в успех.

Замечу, что Кобзарь постепенно наращивал загрузку центров: в первой партии отдал им 3 передачи из 13, во второй 3 из 8, в третьей 6 из 15. В основном это шло Мусэрскому (вспомним его 5 очков в атаке в третьей партии — четыре из этих пяти забито было в первой атаке). Будь на площадке любимец Кобзаря Куркаев — наверняка игры первым темпом было бы ещё больше. Но это теперь закрытый ресурс на текущем чемпионате.  Клюка из второй зоны атаковал трижды за матч: 2 рааз во второй партии (оба не забил, но и не проиграл), 1 раз — в третьей (успешно).

Защитные действия — расклады по партиям и по персонам:

Во второй партии мало действий в защите, потому что, как уже мы заметили, там и игры было мало.

Андреев удачно вышел — это было видно и невооруженным глазом. За одну партию он успел хорошенько назащищаться. Правда, очков это пока принесло немного — но здесь всё впереди.

И в заключение выпуска — о нашем блоке.  По партиям:

Суровость русского блока по обычаю нарастает к концу игры.

И персонально:

Такой матч было бы красиво завершить блоком Мусэрского.  Впрочем, и атака Мусэрского, которая завершила эту встречу в реальности, вряд ли кого-нибудь из нас расстроила.