13 мин.

Арда Туран: «Я хочу закончить карьеру в «Барселоне»

Игрок «Барселоны» Арда Туран дал развернутое интервью журналисту газеты «Hürriyet» Гюлбен Эрген.

Арда Туран - капитан сборной Турции по футболу

«Галатасарай», школа, «Атлетико», юность, «Барселона», космос

- Какая команда больше всего повлияла на тебя, твою игру, жизнь в целом?

- Чем старше ты становишься, тем больше начинаешь понимать, что было правильно, а что нет. Извлекаешь ошибки. «Галатасарай» - это моя мечта. У каждого ребёнка Турции в мыслях всегда живет мечта – хоть раз в жизни выйти на матч в футболке «Галатасарая». Это по-прежнему является самой большой мечтой моей жизни. И это никогда не изменится. Моё сердце навечно принадлежит «Галатасараю». Человек не может предать свои внутренние ощущения.

В детстве и юношестве я много узнал именно в «Галатасарае» и стал учиться заново.

Представьте ребенка с улицы, которому дали миллион долларов. Что он сделает? Купит семье дом, машину. А что еще ждать от ребенка, который раньше дрался на улице, а сейчас благодаря футболу получил все, что ему нужно? Конечно же, я получил домашнее воспитание, любовь к государству, но все же остаюсь очень агрессивным - поэтому и начал свою жизнь с ошибок.

Пытаясь избавиться от них, я достиг высокого уровня в футболе, но по-прежнему остаюсь тем, кто совершает ошибку за ошибкой. Если мне предложить: «Давай сделаем то, сделаем это», я отвечу: «Давай».

- Следовательно, «Галатасарай»...

- В «Галатасарае» я учился, в «Атлетико» получил опыт, а «Барселона» – космос. Для любого профессионального футболиста «Барселона» является пределом, мечтой.

 

В этой жизни никто не является белым и пушистым

- Что ты думаешь о тех, кто настроен против тебя?

- В 19 лет ребенок живёт так, как считает нужным, и ничто не может изменить его мнения. В один день он может думать так, а в следующий - иначе. У него сиюминутное представление о жизни, и это его личное право. Я много работал, боролся, а потому имею право на своё собственное мнение. Я вот такой. А то, что люди настроены против меня, - это нормально. Для окружающих я могу казаться высокомерным и эгоистичным. То, что я говорю правильные по моему личному мнению вещи, борюсь за них, в нашей стране воспринимается иначе.

Я привык к этому. Всё, что считаю правильным, другими может восприниматься как своенравие.

- Почему же своенравие? Как ты сказал, это твое личное право.

- Вот ты видишь это как моё право, а кто-то видит в этом своенравие. Иногда можно прислушиваться к тому, что говорят вокруг, но в этой жизни никто не является белым и пушистым. Я считаю так: есть много вещей, скрываемых людьми, поэтому необходимо держаться тех, кому неприкрыто важно то, что я делаю.

И это даёт право людям обсуждать мою личную жизнь. Но никто из них, находясь со мной за одним столом, не спрашивал, что я думаю и какие мысли меня посещают.

 

Арда Туран в футболке Галатасарая

Однажды я вернусь в «Галатасарай», но...

- Вернешься ли ты в «Галатасарай»?

- Конечно, вернусь. Но как болельщик, или сотрудник клуба. «Галатасарай»  –  мой дом. И я никогда его не оставлю. Я очень сильно люблю его, но люди могут любить и на расстоянии.   

 

Каждый день совершаю ошибки и продолжу их совершать, но не по отношению к близким

- Как справляешься с обидами?

- Мне достаточно полагаться на Аллаха. Я всегда прощаю, но не забываю. Я помню многое, что случилось в моей жизни. И, знаешь, вот что, я каждый день совершаю ошибки и продолжу их совершать, но не по отношению к близким. У меня только благие намерения. Да, случайно могу сделать тебе что-то нехорошее, но не буду плохо думать о тебе. Я дружелюбный. Всю жизнь себя так веду. Касательно дружбы, доверяю самому себе в этом вопросе. Моё окружение, моя семья тому подтверждение.

Через три дня у нас важная игра (ПРИМ.: дерби с «Эспаньолом»). И всё за эти дни может измениться. Как изменилось на той неделе, когда состоялось Эль Классико, после чего - матч с «Боруссией Менхенгладбах». Когда дела идут совсем плохо, я смотрю на детей и пожилых людей, на их отношение к жизни. Дети беззаботны, они не думают о проблемах. А пожилые люди никуда не спешат, они прожили долгую жизнь и нет смысла переживать из-за неудач. И я понимаю, что не нужно переживать по пустякам, нужно уметь сохранять беззаботность, свойственную детям.

Борьба за свои права всегда жестока!

- Я знаю, что ты очень скромный. Это исходит от семьи?

- Если к тебе приходят гости, думаешь, как бы их развлечь. Если кто-то позвонит и что-то попросит, ты это сделаешь. Если человек старше тебя, то ты окажешь ему уважение. Если встретишь известного человека, то поздороваешься. Иногда с молодыми игроками или знаменитостями мы пересекаемся. Я здороваюсь с ними, даже если знаю их лишь заочно, а они удивляются. Стать скромным мне позволили порядочность, традиции, воспитание, исходящее от моей семьи. Недавно прочитал одну фразу, сказанную Неджип Фазылом (ПРИМ.: турецкий поэт), и запомнил ее. У него спросили: «Что ты знаешь?», на что он ответил: «Я знаю своё место». Так и в жизни - необходимо это знать. Если спросишь, чего я хочу, - так это соблюдение моих прав. Борьба за свои права всегда жестока. Очевидно, как и моя внутренняя борьба. Право человека – право Аллаха. Вот почему я должен бороться.

 

Из-за замешательства зимой вышел на тренировку в одних шортах.

- Ты с особой теплотой относишься к детям. Знакомый ребенок или нет, не имеет значения. Говорит ли это, что в детстве ты испытал какую-то боль?  

- Моё детство было прекрасным. Нет никакой раны. Просто к чистым и добрым вещам у меня есть определенная слабость. Когда дети подходят к тебе, в начале испытываешь какое-то смущение. Я это прекрасно понимаю. Когда я попал в инфраструктуру «Галатасарая», всегда смотрел на взрослых с этим чувством. В 17 лет я впервые попал в основную команду. В пяти метрах от меня находилась раздевалка. На улице было очень холодно, но я не мог попасть в раздевалку, чтобы взять спортивный костюм, вот и вышел в одних шортах зимой на тренировку. Просто мне было не по себе от того, что я нахожусь рядом с Бюлент Коркмазом и другими легендарными игроками. Я просто растаял в тот момент. И это бесценно. Для меня важна репутация среди людей, но тогда я получил гораздо больше. Возможность быть рядом с теми, на кого хотел быть похож, - ни с чем не сравнимое ощущение. Именно поэтому я очень богатый человек, ибо у меня есть такие воспоминания. Всего, что я хотел получить в своей карьере, я смог добиться. Слава Богу. Аллах дал мне мудрость, и я не могу представить свою жизнь без его помощи.

- Что тебя больше всего злит?

- Если будут задеты мои права, я даже собственного отца не признаю. Если это ударит мне в голову, я не успокоюсь. Если то, во что я верю, правда, то никого не признаю.  

 

Арда Туран вписался в игру Барселоны

Я хочу закончить карьеру в «Барселоне»

- Если поступит весьма привлекательное предложение, покинешь ли ты «Барселону»?

- Контракт с «Барселоной» закончится, когда мне будет 33 года. И я планирую быть здесь до его завершения. Хочу прожить эту мечту до конца. Неизвестно, что преподнесет нам жизнь, но я здесь очень счастлив.  

Каждый день в «Барселоне» ты выходишь на тренировку с людьми, которых знает весь мир. Это удовольствие находиться с ними рядом. Поэтому я бы хотел завершить карьеру в этом городе и клубе.

 

«Меня невозможно задеть с помощью твиттера»

- После того, как ты нарушил правила в Эль Классико, «Реал» забил гол. Пресса раскритиковала тебя за это. Что ты ответишь своим критикам?

- Я ответил, когда забил три мяча несколькими днями позже. Все аплодировали мне, кричали моё имя. Наши СМИ пишут 2-3 заголовка в Твиттере. Если там написано что-то нехорошее, то значимость твита повышается. Там в сети они защищены. И это неправильно, необходимо поддерживать, а не оскорблять. В Твиттере каждый может писать всё, что угодно.

Человек расстроен исходом матча и просто так берет и пишет, что «Барселона» желает избавиться от Арда Турана. Появляется новость, но ни у меня, ни у клуба, ни у кого нет такой информации.

Но меня так не задеть - и не задели. Пытались сделать из меня козла отпущения, но ничего не вышло. С чем я только не боролся! Когда я пришел в «Атлетико» Мадрид и получил травму паха, где все они были? Где были СМИ? Восемь месяцев не играл.  

В составе Атлетико Мадрид Арда Туран стал чемпионом Испании

- Берешь ли ты уроки испанского?

- Нет. Когда пришел в «Атлетико», то немного занимался. Я не люблю уроки. Что касается знания языка, никакого дискомфорта я не испытываю: разговариваю немного на испанском и английском.  

- Когда ты смотришь на таких игроков, как Месси, Неймар, Суарес, сравниваешь ли себя с ними?

- У нас у всех один путь. Но у каждого есть своя особенность. Один упрямый, другой любит трудиться, третий непревзойденный лидер, у четвертого невероятная концентрация. Конечно же, у каждого есть своя уникальная особенность.  На поле у каждого проявляются его человеческие качества. Футбол похож на жизнь. Представь, матч начинается. Тебя рубят, и ты валишься на газон,  потом еще раз и еще раз, получаешь желтую карточку, а душа горит.

Суарес, Неймар и Месси

Главное, не потерять это чувство. Все те качества, которые порой скрыты в жизни, выходят наружу, когда играешь в футбол. Почему? Потому что для победы есть много уважительных причин. В жизни есть моменты, когда не хочется ничего делать, а если и хочется, то не сделаешь. Но на поле ты выжмешь максимум, чтобы победить соперника.

Как правило, в жизни думаешь, я сейчас хочу именно это. Вот ты, девушка, неужели не скажешь, что тебе хочется новую сумочку? Разве не опередишь другую женщину, чтобы купить понравившуюся вещь? Опередишь. На поле также, сделаешь все, чтобы отнять мяч. Мы проживаем самые настоящие человеческие эмоции на поле. Или, к примеру, когда мы с друзьями играем в нарды, то листок, куда записываем очки, всегда остаётся у меня. Я жадный до побед, но несправедливости не допущу. И мои друзья, когда играют в какую-нибудь игру, не допускают подобного. Даже во время игры в Play Station такие вещи не происходят. Если в моём доме случится какая-то подковырка в игре, обижусь и не буду разговаривать.

 

В Испании футболисты – это спортсмены, а у нас кривоногие.

- Есть ли разница между турецкими игроками и иностранными?

- Между нами большая разница. Здесь, в Испании, люди смотрят на футболистов как на спортсменов. А в Турции футболиста называют topçu (ПРИМ.:  топчу, так в Турции называют школьников, оставшихся на второй год, а также футболистов, что аналогично с нашим «кривоногие»). «Кривоногий Феррари купил», - говорят. Конечно, купит. Почему он не должен покупать? Деньги зарабатывает. Он сам себе хозяин, вышел с улицы, семье помогает.

Сабри Сарыоглу - самый преданный игрок Галатасарая

Игрок находится в клубе 15 лет, к примеру, Сабри (ПРИМ.: Сабри Сарыоглу), а на него набрасываются с критикой. Человек со всей душой и преданностью отдается команде, но никто не рассказывает, как он играет. То, что может Сабри, могут повторить от силы человек пять. Когда смотришь на его игру, удивляешься, как он это сделал. А людям лишь бы задеть футболиста, вот это вот презрение идет как раз от народа. Сперва нужно искать ошибки в себе, а уже потом обвинять других.

Например, на телевидении точно так же критикуют. Когда на поле игрок совершает ошибку, сразу же начинают обвинять, затрагивая и личную жизнь футболиста. У каждого могут быть ссоры с женой или расставание с любимыми. Это естественно, но всё это преподносят фанатам как огромную проблему.

 

Если не будет тебя, то не останется и твоей значимости

- Ты говорил, что занимаешься консалтингом...

- Мы работаем вместе с одной консалтинговой фирмой. Одежда, СМИ, жизнь - они занимаются многими вопросами. Мы готовим хороший проект. У нас есть мечта консультировать известных людей и спортсменов. Например, мы в контакте с одним известным историком, он приходит к нам в офис и рассказывает футболистам и знаменитостям историю Турции. Это помогает узнать историю своей страны.

- А ты делаешь всё, что тебе советуют? Как договариваетесь?

- Не теряя своей сущности. Они дают тебе материал, ты читаешь и что-то принимаешь. Если не будет тебя, то не останется и твоей значимости. Консультант говорит сделать то, сделать это. Но он не является твоим советником по принятию решений. Из того, что они предлагают, я что-то делаю, а что-то нет.

 

Разочарование

«Больше нет вопросов к Фатих Ходжа»

- С Фатих Ходжа (ПРИМ.: Фатих Терим, тренер сборной Турции по футболу) я больше не вступаю ни в какую полемику. Он тренер, учитель нашей национальной команды. И он главный. Он ставит цель, и наша задача хорошо её выполнить. Никаких обид и подобных мыслей у меня больше нет. Всё осталось в прошлом.

 

Фатих Терим и Арда Туран на пресс-конференции в Ницце во время Евро 2016

Гнев

«Прощая, будешь прощен»

- Мои обиды прошли. Есть один аят (ПРИМ.: стих в Коране). «Прощая, будешь прощен». Я простил всех ради Аллаха. Сложно, но так нужно. Из Корана я знаю отдельные аяты, читаю их. И применяю их так, как понимаю. Как и каждый современный мусульманин.

 

Любовь

«Я – Арда из «Галатасарая», но могу полюбить и тех, кто болеет за «Фенербахче»»

- Люди любят меня, уважают. И нет причин, по которым я бы потерял это уважение. Меня любят и болельщики «Фенербахче», и «Бешикташа» и «Трабзонспора». Но моя община - это «Галатасарай».  Я –  Арда из «Галатасарая». На внутренней арене я поддерживаю только свой клуб, но в Европе могу болеть, как за «Бешикташ», так и «Фенербахче». Я посетил в Мадриде тренировочный лагерь «Фенера». Снимался на «Фенербахче ТВ». Я хороший болельщик «Галатасарая», и на их ТВ я говорил как сторонник своей команды. В «Фенербахче» у меня есть много друзей, которых я люблю.  

 

Успех

- Секрет успеха - не работа, а любовь. Если ты кого-то любишь, то все сделаешь ради него. Если хочешь быть успешным, то ты отдашь все, что у тебя есть.

 

Любимые книги

- «Жизнь Пророка Мухаммеда» (Мартин Лингс),

- «История турков» (Илбер Ортайлы),

- Биография Мухаммеда Али,

- «Установленный законом» (Окай Тирьякиоглу),

- «Федерер» (Крис Боуерс),

- «Отцы и дети» (И.С.Тургенев).

 

Любимые места Барселоны

Кафе:

- Cafe Nomad,

- Cafes el Magnifico,

- La Roseto,

- El Colectivo,

- Onna Coffe,

Музеи:

- Исторический музей Каталонии,

- Морской музей,

- Музей Дали,

- Музей каталонского модернизма.

 

Арда ТУран в кругу родных и друзей

Оливки из Байрампаша

- Мы находимся в Барселоне, а оливки из Байрампаша, в доме полно людей. Друзья, брат и дядя рядом. Я чувствую, будто нахожусь в Стамбуле...

- Пусть дом всегда будет полон. Пусть будут друзья, тем более, когда есть крыша над головой. Жизнь так прекрасна. Тем более, что мне делать с этим всем одному? Аллах дал мне очень много. В конце я смогу сказать, что мы прожили красивую жизнь.