6 мин.

Очень странный состав сборной: кто будет забивать, по какому принципу выбирали игроков и при чем здесь тест на лактат

Одна из главных тем марта – список сборной Казахстана. Талгат Байсуфинов вернул в команду несколько ветеранов и пригласил в команду мало кому известных исполнителей.

Сами по себе фамилии, озвученные Байсуфиновым, может, и не так шокируют. Важнее другое: по выбору тренера сложно понять, какие цели на этот отборочный турнир мы преследуем.

Судите сами: если мы решили бороться за очки, то обычно в таких случаях вызывают всех сильнейших на данный момент. И редко когда доводят дело до экспериментов и авансов. А если задача на цикл – наигрывать перспективную молодежь с прицелом на следующий турнир, то редко когда место находится тем, на кого сложно будет рассчитывать через год-другой. Байсуфинов же не дает нам четкого ответа, на что мы надеемся и к чему мы идем.

Проще говоря, если в приоритете строительство команды будущего, оформление ее скелета, то вызов 40-летнего Александра Мокина и 34-летнего Азата Нургалиева в голове не укладываются. А еще более удивляет наличие в списке юного Максима Самородова и не являющегося основным нападающим даже в «Каспие» Рамазана Каримова. Он, кстати говоря, не сыграл за 2 тура КПЛ ни минуты. А Самородов и вовсе в высшем дивизионе провел меньше 80 минут за всю карьеру. Примерно из той же категории кайратовец Данияр Усенов, еще не завоевавший место в основном составе своего клуба. Таким же сюрпризом стало приглашение молодого Эльхана Астанова из «Ордабасы».

Байсуфинов нас сильно запутал. Вопросов много. Например, если ставка на опыт, то почему бы не пригласить того же Илью Воротникова? В прошлом сезоне и в начале этого ветеран показывает такой уровень футбола, какой, возможно, не демонстрировал даже в лучшие свои годы. Сейчас это не то что лидер, а целый министр обороны «Каспия». Его возможности на данный момент куда более лучше изучены, чем того же Тимура Рудосельского из чемпионата Армении. Я за Тиму очень рад, не подумайте ничего такого. Но ведь есть и альтернативные фамилии из более сильного нашего чемпионата: Алибек Касым, Елдос Ахметов, Бекзат Шадманов.

Кандидатура все того же Воротникова выглядит такой же спорной, как и Рудосельского и того же Олжаса Керимжанова, чей «Туран» в стартовых двух турах получил 5 мячей. Я не пытаюсь утверждать, что нужно вызывать Воротникова, а лишь привожу пример того, что выбор Байсуфинова не совсем логичен. Ну или не совсем понятен.

Много споров в сетях по поводу приглашения в команду Абата Аимбетова и Рамазана Оразова. И если Оразов хотя бы эпизодически получает игровое время в «Чайке», то лучший бомбардир прошлого сезона в этом году на поле в официальных матчах и вовсе не появлялся.  

Теперь о тех, кто остался за бортом. Байсуфинов не привлек основного вратаря «Астаны» Дмитрия Непогодова. Да, в первом туре он откровенно сплоховал в моменте с голом Мардана Толебека, но вряд ли только в этом дело. Доселе Непогодов и Покатилов в равной мере считались основными в сборной. А тут такое демонстративное понижение до резервного списка – прямо приговор от тренера. Но тут хоть какая-то логическая цепь прослеживается: с ролью первого номера на матчи с Францией и Украиной Байсуфинов, думается, уже определился, позвав Мокина. Уверен, что Александр не стал бы кататься туристом в 40 лет. Да и сам наставник команды не стал бы так издеваться над ветераном, пригласив его без гарантий участия хотя бы в одном матче. Выбирая второго номера между Непогодовым и Покатиловым, Маруаныч предпочел более молодого, да еще и доморощенного, а не натурализованного. С этой точки зрения все понятно. Ну и для страховки выдали аванс молодым Мухаметжану Сейсену и Бекхану Шайзаде. Тоже все нормально по логике.

Почему нет в команде Меркеля – объяснять не надо. Его нет давно, и я удивлюсь, если он вообще появится. А вот пригласит ли тренер Георгия Жукова из польской «Вислы» или нет, было любопытно. Не пригласил, а значит верен принципам «партии»: Жора из-за своих высказываний впал во всеобщую немилость – болельщиков, команды и руководства федерации.

Почему нет десанта из «Ротора» в виде Алексея Щеткина и Юрия Логвиненко, тоже вполне очевидно – травмы. А вот игнорирование Романа Муртазаева, Айбара Жаксылыкова и Сергея Хижниченко, когда у нас явный недостаток форвардов, все же удивило. Да, сейчас никто из вышеперечисленной тройки не находится на пике своих возможностей, не удивляет нас своими бомбардирскими подвигами. Но все же по ним вопросов ведь было бы меньше, чем по тем же Аимбетову и особенно Каримову. Без вызова остался и Юрий Перцух, вполне прилично смотревшийся в стартовых турах. Но на его позиции хотя бы есть какая-то альтернатива. А вот ситуация с нападающими и вправду подкашивает и обескураживает. Неужели мы не собираемся атаковать и забивать? Пусть даже с Францией сделать это будет фантастикой, но все же должен кто-то играть впереди. Опять будем пытаться слепить форварда из Зайнутдинова?

Обсуждая список Байсуфинова, ни один человек из мира нашего футбола не сказал мне, что на 100% понял тренера. Честно говоря, я за последние 3-4 года вообще забыл, что такое вопросы по вызванным в сборную. Или не вызванным. При Станимире Стойлове и Михале Билеке в команду всегда приглашались лишь сильнейшие. Среди них были как опытные, так и юные. Но это всегда были те, кто в чемпионате играет так, что все было предельно понятно.

Раньше были времена, когда тренеры сборной преследовали интересы различных агентов и пели под их дудку. Тот же Мирослав Беранек или Бернд Шторк устраивали из национальной команды чистой воды проходной двор, пачками вызывая тех, чей уровень не соответствовал. Это были темные времена в истории нашей сборной. Ведь эти специалисты не только брали кого попало, но и игнорировали тех, кто определенно заслуживал приглашения. Бумеры помнят те же гонения Самата Смакова, Давида Лория, Мурата Тлешева, Нурбола Жумаскалиева и других парней. Все прекрасно понимали, что из сборной устроили посмешище.

Но затем наступили нормальные времена: тот же Юрий Красножан приучил нас к тому, что большинство команды состояло из сильнейших на данный момент. Вопросов по вызванным практически не возникало, собирали лучших. И вот список Байсуфинова вновь вернул те прежние чувства, когда глядя на фамилии приглашенных, внутренне вопрошаешь: «Как же так? А где же…» и далее по списку.

Нет, я абсолютно убежден, что Байсуфинов не обслуживает агентов. Но прежние ощущения проснулись вот еще почему – при том же Бернде Шторке в команду игроки отбирались не по уровню своего мастерства, а по физическим показателям. Грубо говоря, он собирал атлетов, не обращая внимания на то, как они работают с мячом или подкованы тактически. Просто привозили футболистов на сборы, приходили работники какой-то лаборатории и брали кровь из мочки уха после кардио-упражнений. Анализ на лактат – так это называлось.

Так вот, в феврале, когда все клубы находились на сборах в Турции, тренерский штаб сборной Казахстана объездил почти все команды и проводил тесты казахстанских футболистов (в «Акжайыке» зачем-то эти тесты сдавали даже легионеры). Кровь из мочки вроде как не брали. Но на предмет ОФП всех протестировали. И что-то мне подсказывает, что формирование нынешнего списка Байсуфинова основывается именно на результатах этих тестов. Иначе я никак не могу объяснить, почему вызван Рамазан Каримов.

Фото: ФК «Каспий», «Крылья Советов», «Чайка»

«Я с детства за «Барселону». Не верится, что могу сыграть против Гризманна и Дембеле». Эльхан Астанов о вызове в сборную, победе над «Шахтером» и целях «Ордабасы»

Впервые в сборную Казахстана вызвали сразу 8 игроков из зарубежных лиг. Они готовятся к Франции и Украине