5 мин.

Я счастлив, что Иванович отдал России 5 лет. У нас почти не бывает игроков его уровня

Прощание Вадима Кораблева.

Знаю, что сложно, но предлагаю не грустить, а зафиксировать приятное: нам очень повезло, что три года назад Иванович вернулся в Россию. 

В Западной Европе на балканцев (как и на русских) смотрят с недоверием: они вроде бы те же европейцы, но другие – угрюмее и воинственнее. Иногда это мешает, но у Ивановича все наоборот. Он задержался в Англии на девять лет как раз потому, что разбивал компромиссы, и сделал это фирменным стилем.

В «Челси» Иванович распаковал статус одного из самых полезных крайних защитников Европы, а когда требовалось – смещался в центр и работал так же качественно, как на фланге. Звучит сказочно: бывший игрок «Локомотива» стал звездой АПЛ, а Жозе Моуринью в двух предложениях нарисовал его идеально точный портрет, вспоминая полуфинал Кубка Лиги-2014/15 с «Ливерпулем». Тот матч Иванович заканчивал с травмой, но смог забить и вывел команду в финал. 

«Бутсы Ивановича нужно выставить на стенде в фойе академии, чтобы юные игроки видели, что они все в крови, – сказал Жозе. – Мы не можем демонстрировать там его ноги, которые все в шрамах и ссадинах, но эти белоснежные бутсы, залитые кровью, станут примером того, как нужно отдаваться игре».

Как раз после того сезона Ивановича слегка приложили травмы, а в 2017-м ему исполнилось 33 – время прощаться с АПЛ и искать место, где темп игры не сравним со скоростью Falcon 9. Когда сербу подмигнул «Зенит», мы обрадовались и не сомневались в его силах, но все равно задавали вопросы. 

А через год его еще будет заводить футбол?

Точно не заскучает после Англии? 

Приезжает ведь не только ради пышного контракта?

Наверное, всем, у кого подобное мелькало в голове, теперь даже немного неловко, потому что эта версия Ивановича оказалась не устаревшей, а улучшенной – тот же защитник, сверкавший в «Локо» середины нулевых, только с опытом игры в паре с Терри и против Агуэро, Фирмино, Суареса, Алексиса Санчеса. 

Кстати, помните, как по-дурацки все началось? Луческу видел серба сменщиком Гарая, но сначала выпускал справа из-за травмы Смольникова и подозрительной формы Анюкова. В первом же официальном матче – плей-офф ЛЕ с «Андерлехтом» – Иванович привез оба гола и очень напугал, что уже не потянет. Он мог бы отмолчаться и тихо приходить в себя, но выступил сразу после игры: «Очень сильно ошибся. Так, наверное, дети делают, когда начинают играть в футбол». 

Это было не просто извинение, а живое и честное переживание, злость на себя за идиотские ошибки, которых в таком количестве он не допускал и за полгода – а тут всего один матч, да еще и первый. В сезоне-2016/17 Иванович так и не нашел себя, а после ухода Луческу жил под давлением: клуб громко уговаривал Маноласа, а Манчини повторял, что пока трансферное окно работает, нужно купить центрального защитника – пара Иванович-Нету хоть и справлялась, но все равно его смущала. 

Все наладилось после трансфера Мамманы. Они с Ивановичем отлично понимали друг друга в центре, а когда Манчини перетащил серба на фланг, «Зенит» получил того самого парня, который еще недавно раздавал голевые Азару и Торресу (только теперь – Кокорину и Полозу). Вторая часть сезона при Манчини была последней, когда «Зенит» страдал и не понимал, где и что у него постоянно ломается. Ломалось точно не у Ивановича, который стал символом надежности и знания: у него всегда все под контролем. 

В марте 2019-го перед дерби со «Спартаком» Иванович сказал, что такие матчи нужно играть сердцем. Но он-то как раз почти не играл сердцем. При Семаке Иванович окончательно превратился в солдата, зацикленного на порядке, взял ответственность делать максимум, чтобы болельщики не нервничали – или переживали за оборону как можно реже. Да, у него уже не было прежней скорости, но сохранились цепкость и умение выбирать позицию так, чтобы чувствовать себя комфортнее соперника.

Я помню, как Ивановича спросили, нравятся ли ему слухи об интересе «Барселоны», и он сразу попрощался с журналистами: «Спасибо, ребят. До свидания». Глупо спрашивать такое у мужчины, для которого порядочность в отношениях дороже флирта модели с обложки Vogue. Иванович вообще был инородным телом в лиге, где футболиста ссылают в аренду вопреки мнению главного тренера, а гендиректор клуба показывает фанатам фак.

Профессионализм Ивановича – это бренд, достойный нового мерча «Зенита» и отдельного места в истории. В 33 года клубу достался футболист, который за 3,5 сезона:

•‎ пережил всех конкурентов, а с Ракицким составил главную пару защитников лиги;

•‎ cледил за собой и тренировался так, чтобы не получить ни одной серьезной травмы;

•‎ не попал ни в одну сомнительную историю;

•‎ помог выиграть два чемпионства и Кубок.

Единственное место, где Иванович позволял себе побыть одним из нас, – родная Сербия: «Чуть-чуть непрофессионально, но я очень люблю кушать. Люблю все кухни, могу попробовать любую. От сербской кухни не могу отказаться. Она тяжелая, много мяса, много хлеба. Но на сборах стараюсь питаться как положено профессионалу».

Иванович говорил, что амбиции «Зенита» помогают в его возрасте сохранять мотивацию. Не думаю, что это правда. Правда в том, что Иванович рубился бы за абсолютно любой клуб, чтобы помочь его людям (игрокам, фанатам, боссам) стать немного счастливее.

Сегодня не время грустить. Ведь нам очень повезло, что три года назад Иванович вернулся в Россию.

Иванович в символической сборной Дорского 

«Зенит» взял второе золото подряд крайне уверенно и спокойно. Как это получилось?

50 фактов о российском сезоне: 50 тысяч Сутормина, «Сочи» Кокорина, хэштег Федуна, уход Семина

Фото: РПЛ/Вячеслав Евдокимов/ФК»Зенит»; globallookpress.com/Maria Jose Segovia/ZUMAPRESS.com, Alexander Kulebyakin/Global Look Press; Gettyimages.ru/Julian Finney, Epsilon