6 мин.

Тренер сербов делает ракию. И никогда раньше не работал главным

Зато он делает ракию.

В конце 2017-го Сербия нервничала из-за сборной особенно сильно: тренера Славолюба Муслина уволили через 3 недели после выхода на чемпионат мира. Его сменил ассистент, 43-летний Младен Крстаич – бывший защитник, который 9 лет играл за сборную, провел больше 200 матчей в бундеслиге и даже выигрывал ее с бременским «Вердером». Проблема в том, что Крстаич никогда не работал главным тренером. Но это не помешало ему сегодня одержать первую победу на ЧМ (над Коста-Рикой – 1:0).

Муслин разругался с федерацией из-за Милинковича-Савича

Муслин подхватил команду на фоне длительного застоя – после распада с Черногорией (2006) Сербия отобралась только на один чемпионат мира (в ЮАР, где заняла последнее место в группе) и пропустила все три Евро. Сборной не помог даже тюнинг от Радомира Антича и Синиши Михайловича. Тем удивительнее выглядело увольнение Муслина.

Но сербская федерация футбола смотрела на ситуацию иначе. Ее президент Славише Кокезе объяснил отставку тем, что Муслин мало доверял молодым игрокам. Сильнее всего они конфликтовали из-за Сергея Милинковича-Савича, пожалуй, самого яркого футболиста Сербии последних лет. Кокезе возмущало, что тренер не видит суперталантливого парня в основе.

«Увольнение за несколько месяцев до турнира – просто шок, – злился Муслин. – Многие в Сербии до сих пор не понимают, что произошло. Очевидно, я затронул чьи-то интересы наверху, там иной взгляд на развитие футбола. И мной пожертвовали. Результат был, значит, состав определялся правильно. Мы вышли на чемпионат мира без Милинковича-Савича. При этом Душан Тадич, который играл на его позиции, забил 4 гола и сделал 8 ассистов. Из 20 забитых нами мячей 12 организовал Тадич. По-моему, вполне логично, что я сделал ставку на его связку с Ляйичем. У меня нет предвзятого отношения к Сергею. Он замечательный футболист. Но я сразу сказал федерации: пока в составе места ему нет. Многие игроки звонили и старались поддержать меня, для ребят это тоже был шок. Но я сказал, чтобы парни продолжали играть в футбол».

После увольнения Муслина руководство два месяца не утверждало нового тренера. Помимо Крстаича были еще два кандидата – Велько Паунович из клуба MLS «Чикаго Файр» и Драган Стойкович из китайского «Гуанчжоу Фули». Все решило голосование, на котором чиновники единогласно поддержали Младена.

Крстаич делает ракию и содержит мотель

Перед тем как стать ассистентом Муслина в 2016-м, Крстаич работал спортивным директором «Партизана» – из Белграда в 25 лет он попал в сборную Югославии, а в конце карьеры вернулся в столичный клуб.

Позже, в 2015-м, он стал президентом боснийского «Радника» из премьер-лиги. Выбор Боснии не случаен: Крстаич родился в маленьком городе Зенице (это центральная часть страны) в семье этнических сербов, которые составляли 15% населения города. Там же он и начал заниматься футболом, но в 1992 году семья Младена сбежала в Сербию, опасаясь этнических чисток от боснийцев. Вложения и политика Крстаича спасли «Радник»: клуб медленно растворялся в долгах и был на грани расформирования. Теперь ситуация улучшилась, в 2016-м команда даже выиграла Кубок Боснии – впервые в истории. «Мы погасили часть долгов. Уже три года у игроков и сотрудников есть регулярные зарплаты, социальные и пенсионные выплаты, – доволен Крстаич. – В наше время это не мелочь, а очень серьезно. «Радник» мог просто сгореть, я рад, что этого не случилось».

Младен не зациклен на футболе. Еще в 2007-м он занялся сельским хозяйством, чтобы выпускать ракию, используя фрукты из собственного сада: груши, яблоки, абрикосы и сливы. Он также содержит мотель и занимается недвижимостью. «Я нисколько не смущаюсь, мне нравится делать то, что хорошо для меня и моей семьи. 80 процентов денег, заработанных в Германии, я инвестировал в Сербии. У меня все в порядке – плачу налоги и вовремя выплачиваю зарплаты. У меня 35 сотрудников в Кикинде (город на севере Сербии, где изготавливают его ракию), все работает безупречно. Да, я могу надеть костюм и галстук, но я также могу выпить пива с моими трактористами, сидя на ящике».

Сразу сменил капитана – Ивановича на Коларова

«Я продолжу развивать идеи Муслина, но добавлю несколько собственных», – сказал Младен после назначения. При нем сборная провела 6 товарищеских матчей: обыграла Китай, Нигерию и Боливию, сыграла вничью с Южной Кореей и проиграла Марокко с Чили. Первым важным резонансным решением Крстаича была смена капитана: повязка перешла от Бранислава Ивановича к Александару Коларову. «Даже не понимаю, в чем вопрос. Это моя идея, не стоит искать здесь заговор свыше», – сразу отбил возмущения тренер.

Болельщикам нравится его поведение: в интервью сербским медиа он подробно объясняет, почему тот или иной игрок заслуживает поездки в Россию, и повторяет, что приоритетная задача – создать теплую атмосферу в команде. «Это фундамент. Ребята здесь, чтобы защищать цвета герба Сербии, и поверьте: это лучшие парни, которые хотят лучшего результата. У нас миллионы болельщиков, и они его заслуживают. Мы также хотим, чтобы нас поддержали все: забудьте ненадолго, за кого вы болеете – «Партизан», «Црвену Звезду» или другой клуб – давайте объединимся!»

Но сербские футболисты не такие открытые, как их тренер. За неделю до турнира команда пережила то же, что российская сборная: болельщики и журналисты обвиняли игроков в излишней скрытности. Особенно доставалось Коларову. «Неправда, что наш капитан не умеет разговаривать, все-таки вы немного ошибаетесь, – защищал своих парней Крстаич. – Ребята не сердятся на журналистов, просто им тяжело находиться в центре внимания. Они чувствуют давление, это нормально. Когда я был игроком, сам не очень любил давать интервью. Я вас уверяю: если что-то пойдет не так, мы спокойно выйдем и все объясним. Я всегда открыт для прессы».

Похоже, игроки довольны таким отношением тренера. Еще когда Младен только исполнял обязанности главного, но не был назначен на пост, команда демонстративно поддержала его: в матче с Южной Кореей Адем Ляйич отпраздновал гол, обняв тренера. «Он отличный парень. Мы уважаем его и полностью доверяем», – объяснил мотивацию футболист. Возможно, эта картина повлияла на итоговое решение федерации.

На чемпионат мира Сербия привезла привлекательную (Коларов, Иванович, Матич, Ляйич, Милинкович-Савич, который теперь проходит в основу) и юную команду – 9 человек из состава моложе 24 лет. Но их возраст совершенно не смущает Крстаича:

«Я сплю спокойно, потому что наши футболисты отлично готовы. Я всегда им говорю, что могу быть другом вне поля, но во время игры каждый должен брать на себя чуть больше ответственности. Уверен, это поколение покажет максимум и неплохо пошумит».

Фото: globallookpress.com/Predrag Milosavljevic/ZUMA Press; REUTERS/Pilar Olivares; instagram.com/mladenkrstajic20; REUTERS/Dylan Martinez; Gettyimages.ru/Maddie Meyer