9 мин.

Похоже, «Тоттенхэм» еще хуже, чем мог показаться. Почеттино совсем не удивил «Ньюкасл»

«Шпоры», в предыдущем туре нагло укравшие два очка у действующего чемпиона, на сей раз не смогли взять ни одного. «Ньюкасл» выстроил максимально глубокую оборонительную структуру, сильно отличавшуюся от той, которую Стив Брюс использовал в первых матчах сезона. В атакующем плане «сорокам» во многом повезло – гол и большинство опасных ситуаций у ворот Уго Льориса родились в результате катастрофических ошибок отдельных игроков «Тоттенхэма». Однако это совершенно не отменяет того факта, что в воскресенье лондонцы были просто ужасны.

Маурисио Почеттино внес два изменения в стартовый состав по сравнению с матчем против «Манчестер Сити», одно из них – вынужденное. Место травмированного Танги Ндомбеле в опорной зоне занял Мусса Сиссоко, а на правом фланге атаки француза заменил Лукас; слева впервые в нынешнем сезоне в старте вышел Сон Хын Мин. Номинально схема «шпор» осталась неизменной – 4-2-3-1 при владении мячом. На деле – Сиссоко, в отличие от Уинкса, после перехода на чужую половину поля зачастую поднимался в одну линию с игроками атакующей группы и был фактически привязан к правому флангу, где открывался под забросы партнеров и участвовал в подыгрыше. Здесь Лукас пытается расчистить полуфланг для рывка француза, уводя Дамметта, однако валлиец все же смог передать бразильца Мэтту Ритчи, а сам успел среагировать на заброс:

Основная идея «Тоттенхэма» в атаке заключалась в создании перегрузов на правом фланге за счет подключений Сиссоко, смещений Лукаса и Ламелы (реже – Сона). После этого, как правило, следовала длинная передача верхом на противоположный край. Главным подающим «шпор» в воскресенье был Дэнни Роуз – 12 кроссов, что составило треть от общего количества подач игроков «Тоттенхэма» с флангов. Справа по этому показателю лидером был Мусса Сиссоко.

План «B» - врывания Сона на дриблинге в штрафную. Кореец чаще всех в матче шел в обводку (6), однако лишь две его попытки завершились успехом. План «С» - подачи из центральной зоны на конкретного адресата со смещением остальных игроков атакующей группы в зону 14 для подбора. В большинстве ситуаций оборона «Ньюкасла» действовала суперкомпактно, однако не обошлось без исключений:

Стив Брюс провел великолепную работу над ошибками и хорошо подготовился к сопернику. Он изменил схему на полноценные 5-4-1 (в предыдущих матчах так «сороки» выстраивались только при переходе соперником центра поля), окончательно опустив Ритчи и Крафта в защитную линию. Альмирон и Атсу (до 17-ой минуты Сен-Максимен) расположились на краях полузащиты, тем самым освободив фулбэков от огромной доли атакующей работы.

Шелви оказался на лавке, что вполне логично – Джонджо является наименее ориентированным на защиту футболистом центра поля в составе «сорок», и с ним оборонительная структура команды наверняка бы утратила компактность. Хейден, в отличие от предыдущих игр, практически не подключался к наступлениям «Ньюкасла», однако даже в такой непривычной роли был настоящим умничкой – сделал 5 отборов и 2 перехвата, выиграл 2 верховых единоборства, уверенно держал линию и дисциплинированно отходил назад при скоростных атаках соперника.

При этом план начала атак у «Ньюкасла» совершенно не изменился – доводка мяча до Дубравки (21 длинная передача) или до Шера (10), которые запускали лонгболл на чужую половину поля. Однако схема приема «сороками» мяча кардинально мутировала. Во-первых, в качестве адресата передачи далеко не всегда выступал Жоэлинтон (отсюда – всего 1 выигранная верховая дуэль в матче). Во-вторых, чаще всего лонгболл направлялся на фланг, а не в центральную зону. В-третьих, в зону подбора на этот раз смещались не 2-3, а 5-6 футболистов, тем самым создавая численное большинство или равенство.

Это достаточно смелое решение Стива Брюса – в случае подбора соперника «Ньюкасл» вполне мог не успеть перестроиться. Тем не менее, «шпоры» так и не смогли обратить ни один из таких эпизодов в свою пользу, а после перерыва «сороки» перестали использовать настолько агрессивную модель.

Главный вредитель атакующей группы «Ньюкасла» - Мигель Альмирон. В первых трех турах парагваец успел убедить болельщиков лишь в своей реактивной скорости. Грамотно расставаться с мячом Альмирон, похоже, пока не научился. В воскресенье он действительно хорошо выполнял свои оборонительные функции (успевал за Роузом, заблокировал несколько подач с фланга), однако в атаке испытывал колоссальные проблемы с принятием верного решения.

Альмирон пускался в скоростные прорывы каждый раз, когда видел какой-либо участок свободного пространства. Чаще всего это было совершенно неоправданно, а при подобных фокусах на своей половине поля вообще чрезвычайно рискованно. Статистика красноречива – всего за матч парагваец допустил 7 потерь, 5 из них (!) – на своей половине, в зоне правого фланга/полуфланга. В ситуации на скрине ниже Альмирон вообще не утруждал себя поиском подходящих вариантов для передачи, он смотрел только на мяч во время своего прохода с правого края и закономерно попал в окружение троих игроков «Тоттенхэма».

А вот один из примеров другого вредительства парагвайца – во время перевода с правого фланга Альмирон зачем-то дублирует позицию Ритчи и принимает мяч вместо шотландца:

Жоэлинтон на сей раз был полной противоположностью своего южноамериканского коллеги и проявил себя как отличный командный игрок. Бразилец гораздо интенсивнее использовался в фазе конструирования атак «сорок» на своей половине поля и в центральной зоне. В матче против «Арсенала», в котором «Ньюкасл» владел мячом почти 40% игрового времени, Жо коснулся мяча 53 раза и сделал 36 передач (18 из них вперед); в игре против «Тоттенхэма» (владение «сорок» - 20%) форвард сделал 38 касаний и исполнил 23 передачи (10 из них вперед). Его тепловая карта по сравнению с первым туром стала куда более разнообразной.

Эта вовлеченность объяснялась тем, что «шпоры» практически не позволяли сопернику развивать атаки на скорости. Бразилец великолепно орудует корпусом, не ломается под давлением сразу нескольких футболистов оппонента и способен придержать мяч до интересного подключения партнера.

Кроме того, поразила потрясающая работоспособность форварда. Жоэлинтон – это пока далеко не Роберто Фирмино (даже на минималках), однако для себя в воскресенье он проделал колоссальный объем оборонительной работы. Он активно шел в отбор на обоих флангах и практически всегда действовал до конца – есть подозрение, что форвард вообще не схалтурил ни в одном эпизоде. Ниже – показательная ситуация в конце матча, в течение которой Жоэлинтон бросился закрывать позицию Кристиана Атсу, который получил повреждение на половине поля «шпор», однако соперник не вынес мяч. Да, бразилец не успел перехватить передачу Ло Сельсо, и эпизод закончился достаточно опасным моментом, но сам порыв Жо очень показателен. «Я не хочу выделять конкретных игроков, но наш центральный форвард сыграл превосходно. Я рад, что он забил, ведь большой ценник всегда давит», - похвалил Жоэлинтона на послематчевой пресс-конференции Стив Брюс.

В воскресном матче у «Тоттенхэма» было сразу несколько индивидуальных провалов. Главная неудача в атакующей группе – у Харри Кейна. Англичанин получал катастрофически мало пространства и плохо освобождался из-под опеки. 24 касания мяча особенно шокируют на фоне 25-и касаний в игре предыдущего тура против «Манчестер Сити», в которой процент владения «шпор» был практически в два раза меньше.

В этом есть определенная доля вины других футболистов группы атаки – качественно обострять, по большому счету, не умеет никто из игроков, вышедших в стартовом составе. Сон поиску интересных забеганий, как правило, предпочитал собственные прорывы на дриблинге, Лукас проделывал основной объем своей работы без мяча (расчищал зоны, уводя защитников), Сиссоко был привязан к правому флангу и сам нуждался в качественных передачах, а Ламела и Уинкс откровенно не справлялись со взломом глубокой обороны «сорок».

Почеттино среагировал на это двойной заменой и выпустил на поле сразу двух креативщиков – Кристиана Эриксена и Джовани Ло Сельсо. С одной стороны, это сработало – каждый выполнил по три ключевых передачи, количество пасов в штрафную заметно возросло, как и общее число ударов. С другой – «Тоттенхэм» так и не создал ни одного момента, который действительно должен был завершаться голом.

Главные провалы в обороне – у Давинсона Санчеза и Харри Уинкса. Оба категорически плохо читали ситуацию и регулярно ошибались при выборе позиции. Самые острые моменты «Ньюкасла» в матче – это именно их вина. В моменте с голом Санчез совершенно потерял Жоэлинтона, а Уинкс медленно возвращался из прессинга и действовал по мячу – посмотрите, какое пространство в итоге получил бразильский форвард:

А вот идентичная ситуация – при забросе с левого фланга колумбийский защитник снова неверно выбирает позицию и не дотягивается до мяча, однако на этот раз Жоэлинтон не смог обработать передачу:

Прессинг и контрпрессинг «шпор» тоже были слишком далеки от идеала, а временами вообще ужасны. Самый яркий пример – момент на 23-ей минуте. Уинкс вроде бы контролирует Лонгстаффа (на самом деле нет), Сиссоко преследует Хейдена, Лукас вообще не видит Ритчи (который располагается дальше него по флангу), Альмирон выдернул Санчеза, Шер явно готовит длинную передачу, однако Кейн вообще не идет в прессинг:

Передачу швейцарца успешно принимает Жоэлинтон, после чего создается кошмарная для «шпор» ситуация 4 в 2. Лонгстафф откровенно пожадничал, в случае прострела момент наверняка завершился бы голом:

А вот забавная ситуация, сложившаяся при контрпрессинге «Тоттенхэма». Лукас и Ламела накрывают возможных адресатов передачи, однако Кейн просто пролетает мимо Шера, который своим разворотом фактически сломал весь контрпрессинг соперника:

«Шпоры» очень тяжело начинают сезон. Победа над «Астон Виллой» добыта лишь в последние 20 минут матча при жутких мучениях, ничья с «Манчестер Сити» - дичайшая аномалия, поражение от «Ньюкасла» - не на сто процентов заслуженное, однако и на победу «Тоттенхэм» в воскресенье совершенно точно не наиграл. Стив Брюс отпраздновал свой дебютный успех у руля «Ньюкасла» и начинает готовить команду к кубковому матчу против «Лестера».