8 мин.

«Ньюкасл» провел достойный матч против «Арсенала». Но к Брюсу есть вопросы

Унаи Эмери не торопится вписывать в игровую структуру дорогостоящих (и не очень) новичков своей команды. Против «Ньюкасла» испанец выставил экспериментальный состав, который не смог оправдать себя – «Арсенал» продемонстрировал совершенно невзрачную игру, забив единственный гол в результате невынужденной ошибки соперника на своей половине поля.

Основная идея «канониров» при развитии позиционных атак заключалась в создании перегрузов на левом фланге. Джака и Гендузи уводили Жоэлинтона и Альмирона, подключения Монреаля сковывали Хейдена и Манкильо, а позиция Риса Нелсона контролировалась Джонджо Шелви и Фабианом Шером. В данных условиях огромная ответственность ложилась на плечи 19-летнего Джо Уиллока, который должен был искать свободное пространство между полузащитниками «сорок» для приема мяча и исполнять перевод на правый край, под прорывы Мейтленда-Найлза или под прием Мхитаряна.

Стратегия не работала сразу по нескольким причинам:

1) Защита «Ньюкасла» действовала очень компактно и не допускала значительных разрывов

2) Энзли Мейтленд-Найлз практически всегда располагался слишком глубоко и не создавал необходимую ширину

3) Джо Уиллок некомфортно ощущал себя на позиции «десятки» и явно не справлялся с таким важным функционалом. Англичанин плохо искал свободное пространство (30 касаний мяча до замены – катастрофически мало для игрока, находящегося в подобной роли) и регулярно оказывался слишком глубоко для того, чтобы исполнить качественную передачу

4) Армянский полузащитник «канониров» продемонстрировал отвратительный индивидуальный перфоманс. 73 – непривычно низкий для Генриха процент точности передач, особенно если учитывать далеко не самое высокое их общее количество (48). Кроме того, Мхитарян категорически плохо взаимодействовал с Мейтлендом-Найлзом, оставался рядом с Обамеянгом и практически не открывался на правом фланге (в качестве примера – ситуация на скрине ниже). Удивительно, что Эмери решил заменить Генриха лишь на 84-ой минуте

В течение первых двадцати минут матча система прессинга «Ньюкасла» работала практически идеально. Без мяча «сороки» располагались в формации 4-4-2 до перехода «Арсеналом» центра поля и в формации 5-3-2 после. На чужой половине площадки Мигель Альмирон и Жоэлинтон закрывали Гранита Джаку и Маттео Гендузи, по умолчанию не оказывая давление на центрдефов. После того, как мяч в результате передачи Сократиса или Чемберса оказывался на фланге (чаще всего, на левом), крайнего защитника встречал ближайший центральный полузащитник (Хейден/Лонгстафф), а Жоэлинтон и Альмирон следовали за своими опорниками (они могли ими «меняться», но серьезного влияния на ситуацию это не оказывало).

Далее, как правило, следовала одна из двух развязок – либо фулбэк сразу же пасовал назад, либо ему удавалось отдать вперед на опустившегося крайнего полузащитника (Нелсон/Мхитарян), за которым выдергивался номинальный крайний полузащитник «сорок» (Манкильо/Ритчи), который не позволял продолжить атаку. В обоих случаях наступление завершалось передачей в адрес центрдефа, что являлось триггером для Жоэлинтона и Альмирона, отклеивавшихся от опорников и начинавших прессинговать Чемберса и Сократиса. Степень успешности давления во многом зависела от того, насколько хорошо полузащитники «черно-белых» поддерживали прессинг и закрывали опорников «канониров».

Несколько раз у «Арсенала» получилось успешно выйти из-под прессинга «сорок» за счет сольных проходов Калума Чемберса. На скринах ниже английский защитник совершил рывок к центру поля, заставив Жоэлинтона себя преследовать и освободив пространство для Маттео Гендузи. Чемберс развернулся и отдал передачу на француза, который смог перевести мяч на левый фланг.

Последние десять минут первого тайма «Ньюкасл» использовал более агрессивную модель прессинга. Главным триггером теперь являлся пас в адрес вратаря. Альмирон сразу же бросался напрягать Лено, Шелви (слева) или Хейден (справа) атаковали центрдефа, получившего мяч от голкипера, Жоэлинтон закрывал одного из опорников (чаще всего Джаку), Лонгстафф – второго (чаще всего Гендузи). Ритчи накрывал Мейтленда-Найлза, в случае передачи на Мхитаряна армянина прессинговал Дамметт.

Интересно, что справа Манкильо не принимал участия в прессинге и оставался прикован к Рису Нелсону, а Монреаля, как правило, атаковал Жоэлинтон.

В обеих ситуациях, представленных на скринах, «Арсенал» не смог выбраться из-под давления и завершил эпизод бесцельным выносом. Во втором тайме «канониры» стали пытаться решать проблему преодоления прессинга соперника за счет вертикальных забросов по левому флангу – Манкильо плохо контролировал Нелсона, а Шер далеко не всегда обеспечивал качественную подстраховку. Оборонительные огрехи вингеров «сорок» (Ритчи и Манкильо оставляли чересчур большое пространство за своими спинами при подключении к атакам) теряли свое значение из-за жуткой нерасторопности «канониров» на финальной трети поля. «Ньюкасл», как правило, успевал оперативно садиться к своим воротам и предотвращать возможную угрозу.

Жоэлинтон скорее всего станет главным атакующим звеном «сорок» в нынешнем сезоне. Бразилец проявил себя как отличный рандонозаменитель и в перспективе, кажется, вполне способен стать для «Ньюкасла» более важной фигурой, чем венесуэльский форвард в минувшем сезоне. «Сороки» в течение матча против «Арсенала» практически не старались выходить из обороны при помощи коротких передач. Основная идея – доводка мяча до Шера (защитник с наилучшим пасом), который отправлял лонгболл в адрес Жоэлинтона. Всего за игру швейцарец сделал 15 длинных передач – с запасом самый большой показатель среди всех полевых футболистов в составе обеих команд. Шера превзошел только Мартин Дубравка (19), у которого была идентичная задача.

Жоэлинтон выиграл 8 верховых единоборств – больше всех остальных участников встречи. Иногда (чаще всего в первом тайме) бразилец смещался под прием на фланг (чаще всего на левый), однако обычно форвард сражался за мяч в центральной зоне. На скрине ниже – типичная ситуация перехода «Ньюкасла» на чужую половину поля. Жоэлинтон выигрывает верховое единоборство, а Альмирон и Хейден подстраиваются под скидку.

Из заметных минусов матч против «Арсенала» выявил далеко не всегда оправданное желание бразильца брать игру на себя. Эпизод, представленный ниже, - один из нескольких примеров неправильной оценки ситуации. Несмотря на перспективные предложения от Альмирона и Лонгстаффа, Жоэлинтон принял решение самостоятельно двигаться в центр, в результате чего форвард попал в окружение четырех футболистов «Арсенала» и потерял мяч.

Лучший из тройки центральных полузащитников «Ньюкасла» в данном матче – Айзек Хейден. Англичанин своевременно подключался к атакам, принимал активное участие в организации прессинга и отлично расчищал свободное пространство для скоростных рывков Мигеля Альмирона. Цифры подтверждают тот факт, что Хейден выдал впечатляющий индивидуальный перфоманс – 84 процента точности передач (лучший в команде), 3 успешных обводки (лучший в команде), 4 перехвата (второй после Шера), 2 заработанных фола (столько же только у Альмирона).

Главная проблема игровой структуры Стива Брюса в первом матче сезона - это неспособность вингеров осваивать львиную часть оборонительного функционала. Данный недостаток нашел свое особенное проявление на правом фланге, где Хавьер Манкильо при подключениях к атакам/прессингу оставлял за своей спиной максимально уязвимую зону, которую удачно использовал Нелсон. На левом краю Мэтт Ритчи также оставлял значительное пространство, однако оно практически не использовалось из-за узкой позиции Мхитаряна. Ниже – один из примеров, того, как «Арсенал» пользовался этим дефектом. Чересчур вертикальная структура «Ньюкасла» и позиция Манкильо позволили Нелсону, Мхитаряну и Обамеянгу создать один из наиболее опасных моментов «канониров» в матче.

Формация, выбранная Стивом Брюсом на матч против «Арсенала», скорее всего будет работать против команд с не самой развитой структурой игры на флангах, однако быстрые и мобильные края соперника способны поставить перед «Ньюкаслом» серьезные трудности. «Сороки» достойно выглядели против «канониров» в первом туре, однако в дальнейшем тактическая модель Брюса совершенно точно нуждается в корректировках.