9 мин.

Американская мечта

К моему огромному сожалению, состав «Ньюкасла» на сегодняшний день отнюдь не изобилует игроками, способными громко заявить о себе в недалеком будущем современного футбола. Джонджо Шелви, Дуайт Гейл, Мэтт Ритчи, безусловно, талантливы и мастеровиты, однако, если даже потолок их игровых качеств еще не наступил, то примерно обозначить его местонахождение во временном пространстве уже представляется возможным.

Подробно изучить фигуру Деандре Йедлина меня побудил не только тот факт, что это едва ли не единственный футболист из нынешнего состава, который в перспективе способен существенно перерасти уровень «сорок» и, как следствие, своим трансфером пополнить казну клуба на пару-другую десятков миллионов фунтов. Дело в том, что Йедлин в свое время был представлен как самый одаренный игрок сборной США перед Чемпионатом мира – 2014, он был удостоен очень качественной рекламы от Юргена Клинсманна и, самое главное, он действительно оправдал свою репутацию, что послужило главным поводом для интереса «Тоттенхэма» к защитнику сразу после бразильского Мундиаля. Кроме того, американец пару лет назад имел и, по-моему, до сих пор имеет одну из лучших серебряных карточек в широко известном футбольном симуляторе, что, разумеется, не является существенным индикатором таланта, однако сам по себе этот факт весьма любопытен.

«Always remember the beginning» - именно так звучит один из тэглайнов Твиттера Деандре Йедлина. Как повелось, практически каждый мало-мальски толковый игрок в мир большого футбола приходит в комплекте с чрезвычайно тяжелым детством. Детство и юность Деандре Йедлина нельзя назвать по-настоящему сложным. По крайней мере, его биография и в сравнение не идет с целым рядом нынешних южноамериканских и африканских звезд, игравших в футбол босиком, голышом, на пустыре, мячом, сделанным из шкуры верблюда, и с воображаемыми воротами. Йедлин родился в городе Сиэтл штата Вашингтон в семье с совершенно фантастическим смешением афроамериканских, доминиканских и, внимание, латвийских корней. Матери на момент его рождения не было и 17 лет, поэтому ведущую роль в воспитании футболиста сыграли его бабушка и дедушка. В своих интервью Йедлин вспоминает, как дядя заставлял его отрабатывать бег на 100, 200, 400 м, прыжки в длину и в высоту, что поспособствовало незаурядному атлетическому развитию юноши. Вся эта история с дворовым футболом до, после и вместо школы, безусловно, тоже присутствует, и она в данном конкретном случае не становится банальной, просто потому что в то время соккер в США находился в состоянии застоя.

Необходимо отметить, что Йедлин выбрал очень удачное время для того, чтобы обратить на себя внимание скаутов. Сейчас конкуренция среди юных американских футболистов в разы выше, нежели была 10 лет назад, и поворотным моментом в развитии соккера в США стал приезд тогдашнего законодателя моды в футбольном и не только мире Дэвида Бэкхема. Именно с появлением англичанина в Америке стало расти количество фанатов европейского футбола в геометрической прогрессии, стали строиться и ремонтироваться стадионы, основывались клубы и академии. И как раз в тот период, в 2007 году, Деандре Йедлин, уже приличное время находившийся под наблюдением скаутов Вашингтонской олимпийской программы по развитию юношеского спорта, попал в академию созданного в этот же год футбольного клуба «Сиэтл Саундерс» (тот самый, у которого на футболках написано «XBOX»).

Весьма редко история какого-либо американского спортсмена обходится без дружной и по-молодецки резвой команды своего колледжа или университета. Для Йедлина таковой является футбольная сборная Университета Акрона, где молодой талант проходил обучение. Главный тренер той команды Калеб Портер высказался о нынешнем защитнике национальной сборной США очень просто: «The sky is the limit», - это поговорка, употребляемая в разговоре о безграничных возможностях кого-либо. Однако Деандре Йедлин – это яркий пример того, как игровой стиль, привитый в студенческие годы, может негативно сказаться на дальнейшей спортивной карьере и стать тем надоедливым сорняком, который мешает прорасти здравому зерну. Дело в том, что в безбашенном, тактически недостроенном стиле университетской команды многие позиции становятся весьма условными. И если в дворовом футболе, в студенческом футболе, да даже в МЛС крайний защитник может компенсировать свое регулярное участие в атакующих действиях незаурядной скоростью, то в Англии это прокатывать перестало, и Йедлину пришлось с огромными мучениями ломать ту схему, которую ему заложили еще в юности. Представьте, что вас внезапно заставляют использовать римские цифры вместо арабских. Процесс перестройки на новую счетную систему действительно будет очень долгим и сложным. Но об этом немного позже.

В 2013 году Деандре Йедлин стал первым доморощенным игроком «Сиэтл Саундерс» с момента основания клуба, подписавшим с ним профессиональный контракт (аж с 2007 года). Затем последовал сверхудачный дебют, попадание в команду недели МЛС, а затем уже завелась американская машина пиара футбольных талантов, которая гораздо скромнее европейской (да и работает она куда реже), однако свое влияние на общественность все-таки имеет. Как результат, Йедлин в конце сезона попал в команду всех звезд МЛС, что произошло с игроком-дебютантом впервые с 2005 года. На хвалебные отзывы в адрес защитника не скупился и Юрген Клинсманн, однако дебют во взрослой сборной США состоялся лишь в январе 2014 года, в товарищеском матче против Южной Кореи. Слова словами, но на носу был Чемпионат мира в Бразилии, а Йедлин все еще получал минимальное количество игрового времени в сборной США. Опасения по поводу поездки главного молодого таланта МЛС на Мундиаль сохранялись до самого дня оглашения заявки, но Клинсманн все-таки подтвердил делом свои лестные отзывы о вундеркинде.

Однако все, в том числе и Йедлин, прекрасно понимали, что основным правым защитником сборной на турнире будет Фабиан Джонсон, и он действительно не давал повода усомниться в себе. После матча с Португалией (2:2) журналист «The Times» Рори Смит вообще назвал Джонсона лучшим правым защитником Чемпионата мира – 2014, и эти слова не были сказаны на пустом месте. Но на 32-й минуте матча 1/8 финала против Бельгии Джонсон получил травму, и Клинсманн выпускает на замену именно Деандре Йедлина. Ну чем не возможность заявить о своем существовании всей футбольной общественности? Американскому защитнику предстояло на своем фланге сойтись в тяжелейшей битве с самим Эденом Азаром, и этот матч стал худшим в исполнении бельгийской звезды на Мундиале. Молодецкая настырность, заряженность на борьбу плюс несомненное желание индивидуально отметиться намертво перекрыли Азару весь воздух, что заставило сборную Бельгии менять вектор своих атак. «Янки» все же уступили сопернику в дополнительное время, но Йедлин, безусловно, запомнился, и сам наставник «Сиэтл Саундерс» Зиги Шмид признал, что удержать футболиста в МЛС будет уже невозможно.

Борьбу за американского защитника выиграл «Тоттенхэм», который буквально с руками оторвал его за совершенно ничтожные в современном футбольном мире 4 млн долларов. Однако когда Йедлин прибыл в стан лондонского клуба, те недостатки, о которых говорилось выше, стали стремительно выходить на поверхность. Почеттино быстро осознал, что в лице заокеанского вундеркинда он получил игрока с очень слабыми характеристиками для позиции атакующего полузащитника  и с существенно уступающими Уокеру и Триппьеру оборонительными параметрами, что не позволяло Йедлину претендовать даже на роль второго правого защитника команды. В результате американец, оказавшийся без определенного места жительства на поле, отправился на перевоспитание к дядюшке Сэму в его «Сандерленд».

«Я очень многим обязан Сэму Эллардайсу», - отмечал Йедлин, - «Он будто бы сделал какой-то щелчок в моей голове. На мне очень сильно сказался его оборонительный подход к игре. Каждый четверг все защитники выполняли упражнения, направленные исключительно на оборонительные функции, не атакуя вовсе. И мы ненавидели его, потому что это далеко не самое веселое занятие, однако, в конце концов, оно помогает». Стиль игры Деандре Йедлина действительно кардинально изменился после годичной аренды в «Сандерленде» и, прежде всего, изменения коснулись ментального аспекта. Футболист больше не полагался целиком и полностью на свою незаурядную скорость, у него появилось четкое понимание того, когда лучше пойти вперед, а когда остаться сзади, появилось полное осознание своей позиционной миссии на поле. О ликвидации этих опрометчивых атакующих порывов, оставшихся в наследство от студенческого футбола, заикался еще Зиги Шмид в «Сиэтл Саундерс», однако в МЛС такой острой необходимости перестраивать психологию игрока на более оборонительный лад не было, в отличие от Премьер-лиги. «It’s night and day», - именно так высказался об эволюции оборонительной игры Йедлина его партнер по сборной Джефф Кэмерон после матча с Колумбией на Копа Америка – 2016.

Молодой американский талант стремительно менялся, и это было очевидно, однако Маурисио Почеттино слабо представлял его на месте Кайла Уокера, тем более, что последний набрал очень приличную форму и садиться на скамейку ни в коем случае не хотел. Поэтому «Тоттенхэм» с огромной радостью отпустил Йедлина в «Ньюкасл» за 5 млн фунтов, наверняка считая эту сделку невероятно удачной. Я же полагаю, что этот трансфер весьма хорош как раз для «Ньюкасла», прикупившего себе атлетичного, быстрого игрока, которому многое уже дано от природы, но вместе с этим готового и способного прогрессировать. У меня нет практически никаких сомнений в том, что Йедлин к концу этого сезона – началу следующего крепко посадит на лавку Вурнона Аниту и станет основным правым защитником «сорок». Ну а как он будет выглядеть в АПЛ, куда, к слову, надо еще попасть, зависит, в данном случае, от него самого и от Рафы Бенитеса, который, несмотря на тонны шишек, запущенных в его адрес в последние несколько лет, работать с молодежью, бесспорно, умеет.

 

Ну и на закуску ловите вот такую зрелищную нарезочку:

 

P.S.: За кучу полезных интервью огромный респектище «FourFourTwo»