12 мин.

Джеррард в Лондоне и плач по Жозе. Терри и Каррагер – о соперничестве «Челси» и «Ливерпуля»

Самое яркое противостояние 2000-х на европейской арене сформировалось вокруг двух британских клубов.

«Ливерпуль» и «Челси» могли отставать друг от друга в чемпионате, но часто шли ноздря в ноздрю в Лиге чемпионов. Там команды сошлись пять раз. Красок этим играм добавляли истории с домашней арены и трансферные саги.

В сезоне 2004/05, после победы над «Ливерпулем» в финале Кубка Лиги и завоевания первого лондонского трофея Жозе Моуринью, «синие» вылетели в полуфинале ЛЧ из-за «гола-призрака» Луиса Гарсии. Результатом того сезона стал Стамбульский финал.

В ЛЧ-2005/06 команды попали в одну группу и провели две безголевые ничьи. Спустя год они вновь встретились в полуфинале: «Ливерпуль» прошел дальше по серии пенальти.

Но в плей-офф 2007/08 и 2008/09 сильнее оказался «Челси». За эти 4 игры «синие» забили 19 голов.

Джейми Каррагер и Джон Терри обсудили соперничество двух гигантов английского футбола, а вместе с ним – Жозе Моуринью, Рафу Бенитеса, Стивена Джерарда, Фрэнка Лэмпарда и Фернандо Торреса.

Терри и Каррагер играли друг против друга 30 раз. У Джона 13 побед, у Джейми – 10.

Защитники вспоминают, что делало матчи «Ливерпуля» с «Челси» столь принципиальными и как «красные» выжимали максимум из оппонента на европейской арене, несмотря на скромные результаты в АПЛ.

Терри: «Думаю, любая британская команда хочет избежать соперника из своей страны в Европе. Хоть на групповом этапе, хоть в плей-офф.

Противостояние «Ливерпуля» с «Челси» действительно стало принципиальным. Пусть даже мы с Лэмпсом, Каррой и Стиви представляли одну сборную.

Наши болельщики несильно любили друг друга».

Каррагер: «Как и игроки!»

Т: «Ты вроде уже успел это сказать, поэтому и я отмечу, что всегда вас уважал».

К: «Я играл против «Челси» 47 раз. Чаще, чем против любого другого клуба.

Перед каждой игрой я задавался вопросом, достаточно ли агрессии мы выдаем и сильно ли это повлияет на вас. Просто вы были лучше. Наши команды вряд ли были на одном игровом уровне. И все это понимали.

Должно быть, вас злило, что нам удавалось добиваться результата. Особенно в эпоху Жозе».

Т: «Да, причем это касается обоих тренеров. Помню разговор, который состоялся между командой и Моуринью после первой победы в чемпионате. У нас тогда на 20 или 30 очков больше было, чем у вас. И Жозе сказал: «Вы не можете проиграть вот этим».

Он даже не сказал «проиграть «Ливерпулю, не произнес название команды. «Сегодня вы этим не проиграете. Вы намного лучше, чем эти». До сих пор это помню.

Так что неудачи разочаровывали. Вы всегда находили способ навязать свою игру, даже в гостях. Хотя, для нас поездки на Энфилд были чем-то особенными. Атмосфера вашего стадиона – лучшая из тех, в которых я успел побывать за годы карьеры.

Да, нашу реакцию следует описать словом «разочарование». Потому что мы выигрывали чемпионаты, понимали, что играем лучше, но просто не могли вас сломить».

К: «Жозе 2 или 3 года доминировал в медиа-пространстве, не так ли? Но, как по мне, Рафа был умнее тактически. Мне всегда казалось, что Жозе приходилось подстраиваться под встречи с нами. Иногда при виде составов задавался вопросом: «А почему вот этот парень вообще сегодня на поле?»

Было впечатление, что он отдельно готовился к играм с «Ливерпулем». Действительно ли ему приходилось менять тактику из-за Рафы? Всегда думал, что при своих классических 4-3-3 с двумя вингерами вы будете сильнее нас».

Т: «Думаю, Жозе в первую очередь уважал вас как футболистов. Тебя, Стиви. И из-за этого иногда менял тактику.

Тем самым он определенно выражал вам какой-то почет. Уважение «Ливерпулю» в целом и вашей команде в частности. Думаю, в АПЛ вы играли лучше своих ежегодных результатов.

У него с Рафой было то еще соперничество. Они действительно ненавидели друг друга. Но изменения в тактику он вносил не из-за Рафы. На мой взгляд, причина была в футболистах».

К: «Со мной как-то Уэйн Руни поделился историей. Думаю, она показывает, какую ненависть многие клубы испытывали по отношению к «Челси».

Жозе был настолько дерзким, ярким, высокомерным и успешным, что создавал у всех впечатление абсолютной самодостаточности.

Так вот, Руни рассказал, как он с партнерами по «Юнайтед» смотрел наш полуфинал в 2007-м. Мы тогда по пенальти выиграли. МЮ должны были играть на следующий день с «Миланом», но весь состав смотрел нашу игру в отеле и праздновал, когда мы победили.

Учитывая, как принципиально противостояние «Юнайтед» с «Ливерпулем», эта история очень наглядна. Она показывает, как сильно вас уважали и боялись и как образ Жозе не оставлял никого равнодушным».

Т: «Думаю, нас в АПЛ не любил никто. Из-за Романа [Абрамовича], его денежных вливаний, из-за успеха того же Моуринью. Все наше общение внутри команды сводилось к одной парадигме: «Мы играем против всех». И нам нужно было создать не коллектив, а крепость.

Жозе сплачивал нас так сильно, что появлялась уверенность во всемогуществе. Несмотря на все страхи и силу противника».

Как вам удавалось прибирать к рукам инициативу в таких матчах? И что особенного привносили Рафа и Жозе в командную тактику?

К: «Нельзя было допускать ошибок.

Быть может, «Челси» был не так опасен в равной игре на низких темпах. Ключ к победам лежал в интенсивности. Обе наши команды славились в первую очередь защитой, а уже во вторую – нападением.

Каждый раз, когда выходил против «Челси», понимал: начнешь допускать ошибки – проиграешь. «Синие» были очень хороши в обороне, но для победы над ними нужно было и свои ворота оставить в сохранности. В конечном счете, побеждал тот, кто допускал меньше всего ошибок».

Т: «Соглашусь. Помню, на совещаниях перед матчами с «Ливерпулем» Моуринью отмечал, что обе команды располагают надежными оборонами, но Дидье и Лэмпс чуть лучше в плане игры в важных матчах.

Наши защитники допускали минимум ошибок. Защитники «Ливерпуля» – тоже. При этом мы выше котировали наше нападение. Отсюда рождалась стратегия – победить в первом матче, чтобы с комфортом выходить на второй.

Но иногда у нас просто не получалось прорвать вашу оборону или свести на нет атакующую угрозу.

У меня в памяти отложился матч в сезоне 2004/05. Думаю, мне никогда не доводилось играть в такой атмосфере. Энфилд всегда дарит особые ощущения.

Нас освистывали. Но лично меня это вдохновляло, пусть даже немного пугало. Я к такому относился нормально, хотя, наверное, много кого из футболистов это подкосило бы.

Фактор болельщиков был определяющим. Мы чувствовали, как поддержка фанатов раскрывала «Ливерпуль». Но в нашем составе были игроки, которые говорили: «Мы всю карьеру проводим ради таких матчей. Мы живем ради этого».

К: «Мы часто думали о том, как освободить Джеррарда от опеки Макелеле. Старались заигрывать Стиви в стороне от Клода. Плюс подключения центральных полузащитников немного выключали Макелеле из игры».

Т: «Жозе был уверен, что выстраивать нападение надо через Дидье. Думаю, у Дрогба был особенный настрой на «Ливерпуль», как, к примеру, у Торреса на нас. Моуринью никогда не думал о футболистах соперника. При выстраивании тактики он концентрировался только на своих игроках.

Но против «Ливерпуля» было так тяжело атаковать, они создавали такую плотность в центре, что прорваться через нее и играть на отдельного футболиста становилось невозможным.

Что бы мы ни придумали, «Ливерпуль» подстраивался и отвечал. И это угнетало нас. Страсти накалялись. Прибавьте сюда атмосферу Энфилда и Бриджа. Так между нами стали появляться микроконфликты. С этого все и началось».

Стивен Джеррард, «красный» до мозга костей, почти перешел в «Челси» в 2005-м. Трансферная сага растянулась на все лето, но полузащитник остался в «Ливерпуле», несмотря на все попытки Терри препятствовать этому.

Т: «Конечно, в то время Джеррад был одним из лучших футболистов мира. Он многого добился в составе «Ливерпуля».

Плюс ко всему, Жозе был заинтересован в британских игроках. Он попросил нас поговорить со Стиви. Мы эту просьбу выполнили, но Джеррард с самого начала говорил, что хочет остаться в «Ливерпуле».

Думаю, в определенный момент он засомневался в своей позиции. Но что могу сказать точно – он бы усилил наш состав».

К: «На самом деле, все это исходило из опасений Джеррарда насчет своей карьеры. Он боялся, что не достигнет высот Лэмпарда, Терри, Скоулза и ряда других игроков «Юнайтед».

А был ли Терри когда-либо близок к переходу в «Ливерпуль»?

Т: «Забыл совсем. Я пропускал последнюю игру сезона 2002/03 из-за травмы. Мы играли с «Ливерпулем», нужно было побеждать, чтобы попасть в Лигу чемпионов. После того сезона клуб купил Роман Абрамович.

В подтрибунном помещении ко мне подошел Жерар Улье. Он сказал: «Что бы ни случилось дальше, я заинтересован в тебе». Но разговор вышел коротким. Ответил тогда: «Слушай, я играю в «Челси». Честно говоря, дальше этого разговора дело не пошло».

Первый отрезок Жозе Моуринью в «Челси» оборвался на низкой ноте. В сентябре 2007-го португальский специалист был уволен на фоне ряда негативных результатов в Англии и в Европе.

Терри рассказывает, что увольнение Моуринью задело многих игроков «Челси». Некоторые даже обращались к руководству клуба, чтобы повлиять на окончательное решение.

Т: «Мы все рыдали. На тот момент слухи об увольнении уже циркулировали в прессе. Мы играли не так хорошо, в том числе плоховато шли дела в лиге. И вот он в очередной раз заходит в раздевалку со словами: «Ну все, уволили». Прошелся по помещению, обнял каждого.

Мы, взрослые мужики, все глаза выплакали. Не понимали, что нас ждет дальше. Для кого-то из нас он действительно был как отец.

Тогда мы даже обратились к руководству: «Слушайте, мы хотим, чтобы Жозе остался. Может, не станем его увольнять? Это глупое решение, он лучший тренер, с которым мы работали». Но, к сожалению, они остались при своем. Повторюсь, мы рыдали несмотря на возраст и статус.

Он был очень требовательным. Иногда заставлял нас отдавать свой максимум. Но только после работы с ним понимаешь, ради чего все это было нужно.

Бывало, сидишь дома вечером и получаешь от него сообщение: «Как там Тони [жена Джона] и дети? Скажи Джорджи и Саммер, что я люблю их! Как у них учеба идет?» И появляются мысли, что никто из других тренеров такого не напишет.

На следующее утро подходишь к Лэмпсу со словами: «Слушай, мне вчера тренер написал». Думаешь, что один такой. А он отвечает: «Да, мне тоже». И Дидье что-то от него получил.

С тех пор мне от него постоянно приходят то текстовые, то видео-сообщения. Может, просто привет детям передаст. Мои дети его обожают. Наверное, дело в том, какие уникальные отношения он устанавливает с командой. Эти отношения не заметить со стороны».

В январе 2011-го Фернандо Торрес переехал с Энфилда на Стэмфорд Бридж за 50 млн. фунтов. Сделка вышла громкой, но испанец так и не набрал ливерпульских кондиций в Лондоне. За 102 игры в АПЛ в составе «красных» Торрес забил 65 мячей, за 106 матчей в «Челси» – 20.

Каррагер сразу понял, что «Ливерпуль» «надул» «Челси» с ценником за форварда. У Терри было другое мнение: ему казалось, что переход Торреса станет началом полного доминирования «синих».

К: «Я не мог поверить в этот трансфер. Знал, что мы надули «Челси». На тот момент Торрес уже год как был тенью самого себя. Думаю, он действительно был лучшим форвардом планеты в составе «Ливерпуля». Но только полтора года.

Наверное, на решение по трансферу повлияла статистика Торреса в матчах против «Челси». Должно быть, Фернандо запомнился вашему владельцу своей игрой. Даже в год перехода он забил «синим» дубль: мы тогда выиграли 2-0 под руководством Роя Ходжсона.

И еще: думаю, окончательное решение кто-то принимал за Абрамовича. В то время 50 млн. фунтов были огромной суммой. Мы были шокированы. Конечно, расстроились, что Торрес уходит. Но и поверить не могли, что получаем за него такие деньги.

Наверное, мы в итоге и сами допустили похожую ошибку: купили Энди Кэрролла за 35 млн. Но на эти же деньги взяли и Луиса Суареса. А неудачам Торреса в «Челси» я вообще не был удивлен».

Т: «Что любопытно, я как защитник «Челси» всегда ненавидел играть против него. Казалось, что он постоянно забивает нам. Хоть на Энфилде, хоть на Бридже.

Йосси Бенаюн общался с ним довольно близко. И когда он сказал, что сделка состоится, мы подумали: «Быть не может. Мы будем доминировать в АПЛ ближайшие 5 или 6 лет».

Нашу реакцию легко объяснить тем, как он играл против нас».

В ноябре 2012-го Рафа Бенитес, экс-оппонент «Челси», стал временным наставником «синих».

Ему удалось выиграть с командой Лигу Европы и завершить сезон в топ-4 АПЛ, но ливерпульский бэкграунд не позволил сыскать популярности на Бридже. Для Терри этот отрезок выдался трудным. Под руководством Бенитеса он вышел в старте всего на 5 игр в АПЛ.

Т: «Признаюсь, это было трудно. Я с нетерпением ждал возможности поработать с Рафой.

Я хотел развиваться и учиться. Как и в любой другой ситуации, когда доверяешь человеку, ждешь от него чего-то в ответ.

Честно говоря, мы с первого дня не сошлись характерами.

При каждой встрече с командой он повторял: «Вот это мы делали в «Ливерпуле». Вот так мы играли в «Ливерпуле».

Пришлось пару раз обсудить это с ним. Говорил тогда: «Старик, тебе пора забыть о «Ливерпуле», нельзя все время говорить о них. Ты теперь в «Челси», и это не улучшит твои отношения с игроками».

К: «Думаешь, он оставлял тебя вне состава из-за этих разговоров? Думаю, у нас такого не было ни с Рафой, ни с каким-либо другим тренером. Всегда молча следовали их указаниям».

Т: «Определенно, наши отношения не заладились. К моменту его назначения я был травмирован. А дальше с трудом набирал форму.

До прихода Рафы я не играл полтора месяца. Теперь пытался набрать форму. Провел несколько матчей, забил, затем он вывел меня из состава. В итоге все эти мелочи накопились.

Но я продолжал тренироваться в обычном интенсивном режиме. Чтобы не подводить людей, которые мне доверяли».

Перевод материала Sky Sports

Телеграм-канал блога